МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.





Прямая речь – это чьи-либо слова, которые передаются дословно, т.е. без изменения. Например: А мама всплеснула руками и говорит: «Не расстраивайся, Денис, из-за малышей. Нет и не надо! Пойдём купим тебе рыбку! Ты какую хочешь, а?».

Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают на того, кто говорит, и к кому обращена прямая речь.

Прямая речь (П., п.) и слова автора (А., а.) связаны между собой по смыслу и интонационно и образуют предложения с прямой речью.

Прямая речь может:

1) Стоять перед словами автора: «Интересно, что будут читать мои правнуки?» - писал Л. Толстой;

2) Находиться после слов автора: Алёна говорит: «Спорим, не пойдёт?»;

3) Разрываться словами автора? «Это вы нашли редкий цветок, сказал мне садовод-любитель. – Называется приточная трава».

Знаки препинания при прямой речи.

1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с прописной (большой, или заглавной) буквы. Например: И дни ходит Марко, и ночи в лесу над рекой Дунаем, всё ищет, всё стонет: «Где фея?»

2. Схема 1

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора.

А: «П».

А: «П!».

А: «П?».

А: «П…».

3. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставятся запятая и тире. Если же в прямой речи содержится вопрос или восклицание, то после неё ставятся вопросительный или восклицательный знак и тире. Слова автора во всех случаях начинаются со строчной (маленькой) буквы. Например: 1. «Искать друзей в будущем – удел одиночества», - сказал Кульков. 2. «Какое число у нас сегодня?» – воскликнул он вдруг, не обращаясь ни к кому. 37 «Узнала!» - подумал он.

Схема 2

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, стоящей перед словами автора. Слова автора в этих случаях пишутся со строчной буквы.

«П» – а.

«П!» – а.

«П?» – а.

«П…» – а.

3. Когда слова автора находятся в середине прямой речи, то возможны следующие случай.

А) Если на месте разрыва прямой речи нет никакого знака или должны были стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире. Слова автора и первое слово второй части прямой речи пишутся со строчной буквы. Например: «Я ваш ординатор,– сказала она, – сегодня дежурю».

Б) если бы на месте разрыва прямой речи должны стоять восклицательный или вопросительный знак, многоточие, то первое слово второй части прямой речи пишется с прописной (заглавной) буквы. Например: 1. «Ни за что! – ответил он. – Ты сам приходи». 2. «Который час? – удивилась Ася. – Девятый уже». 37 «Подумаю… – нерешительно сказал нам провожатый. – Но вы всё же укройтесь в лесу».

 

 

Билет №2

1. Алфавит. Полная характеристика букв и звуков.

Буквы, расположенные в определённой последовательности, составляют алфавит или азбуку.

В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и две буквы – ъ и ь, которые не обозначают звуков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф

а бэ вэ гэ дэ е ёжэ зэ и й ка эль эм эн о пэ рэ эс тэ у эф

краткое

 

Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ха цэче ша ща твёрдый ы мягкий э ю я

знак знак

 

В русском алфавите 33 буквы: 10 букв обозначают гласные звуки и 21 – согласные. Две буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.



Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Согласными звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р] и др.

Звуки речи отличаются от всех других звуков прежде тем, что они образуют слова.

Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова.

Звуки речи – наименьшая единица языка, но с их помощью можно превратить одно слово в другое: дом – дым – том.

Точная запись звуков речи называются транскрипцией. Знаком транскрипции являются квадратные скобки.

Например: голова – [галава`], винегрет – [в`ин`игр`эт].

Гласных звуков (дауысты дыбыстар)в русском языке шесть: а, и, о, у, ы, э.

Гласных букв (дауысты әріптер)десять: а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.

Гласные буквые, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова (ёлка), после гласных (поёт), после ь, ъ (шьёт, подъезд).

Буквы е, ё, ю, я после согласной обозначают один гласный звук [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного.

 

Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду.

Они: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т и др.

Согласных звуков (дауыссыз дыбыстар)в русском языке тридцать шесть.

Согласных букв (дауыссыз дыбыстар)– двадцать одна.

Две буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.

Большинство твёрдых и мягких согласных образуют пары:

 

б в г д з к л м н п р с т ф х

б` в` г` д` з` к` л` м` н` п` р` с` т` ф` х`

Не имеют парных звуков твёрдые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные [ч`], [щ`], [й`].

 

Мягкий знак (ь) обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова (пять, тетрадь, сентябрь) и в середине слова перед твёрдыми согласными (письмо, возьму).

 

Буквы Ж и Ш обозначают твёрдые согласные и произносятся твёрдо. Согласный Ц всегда твёрдый.

 

ЖИ, ШИ пишутся с буквой И: жить, жизнь, жир, живот, шить, шишка, шипящий.

 

Ч, Щ – мягкие согласные, которые всегда произносятся мягко.

После шипящих ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, а не ы, ю, я. Исключение: брошюра, жюри, парашют.

 

Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.

Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

Звонкие: б, в, г, д, ж, з.

Глухие: п, ф, к, т, ш, с.

Не имеют звуков глухие согласные [х], [х`], [ц], [ч`], [щ`] и звонкие согласные [й`], [л], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`].

 

Звонкие согласные в конце слова оглушаются, при произношении заменяются парными глухими: друг – дру`к`, зуб - зу`п, глаз - гла`с`. Слова с парными согласными на конце нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы после согласного стоял гласный: круг - круги`, год - года`, луг - луга`, сад - сады`, мороз - моро`зы.

 

В русском языке есть слова со стечением согласных (дауыссыз дыбыстардың қатар жазылуы), в которых встречаются рядом две, три, четыре согласные. Сравните: пословица, поговорка, загадка, рассказ, текст. В сочетаниях ч, щ с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется: хищный, помощник, кончать (без ь).

Звуки Количество звуков Количество букв
Гласные
Согласные +ъ и ь, которые не обозначают отдельных звуков
Итого

 

2. Части речи и члены предложения. Междометие

Морфология (от греч.учение о форме) – раздел грамматики, в котором слова изучаются как части речи.

Части речи – это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, глагол, причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица.

Общее грамматическое значение одинаково у слов одной и той же части речи. Для сущ/ых общим грамматическим значением является значение предмета (шкаф, дерево, дом, гроза, человек); для прилагательных – значение признака (маленький, большой, интересный); для числительных значение количества (один, два, три); для глаголов – значение действия (читать, бежать, думать, говорить).

Морфологические признаки частей речи – это род, число, падеж, время, лицо и др., а также склонение, спряжение или неизменяемость слов.

Части речи различаются и синтаксической функцией. Так, существительные чаще всего выполняют роль подлежащего и дополнения, глагол – сказуемого, прилагательное – определения, наречие – обстоятельства и т.д.

В русской морфологии принято выделять 13 частей речи. Они делятся на знаменательные (самостоятельные) и служебные. 9 частей речи относятся к знаменательным: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие и категория состояния. 3 части речи относятся к служебным: предлог, союз и частица.

Знаменательные части речи объединяют слова, которые называют предметы, их действия, признаки и т.д. Из знаменательных слов образуются словосочетания и предложения: выйти из комнаты; бассейн и стадион; Дремлетчуткийкамыш.

Служебные части речи включают слова, которые чаще всего выражают только отношения между знаменательными словами. Они не называют ни предметов, ни действий, ни признаков и т.д., но очень важны при построении предложений и словосочетаний. Например: в комнате, под столом; Прозвенел звонок в школе.

К знаменательным частям речи можно задать вопросы; а к служебным частям речи и к междометию – нельзя.

Знаменательные части речи:

1. Имя существительное: сестра, книга…

Кто? что?

2. Имя прилагательное: добрый, деревянный, мамин…

Какой? Чей?

3. Имя числительное: три, третий…

Сколько? Который?

4. Местоимение: я, этот, столько, так, там…

Кто? какой? Сколько? Как? Где?

5. Глагол: решать, решит…

Что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделает? Что будет делать? Что сделает?

6. Причастие: зеленеющей, зеленевший…

Что делающий? Что делавший?

7. Деепричастие: зеления, зазеленев…

Что делая? Что сделав?

8. Слово категории состояния: грустно, надо, жаль…

Каково?

9. Наречие: настежь, вчера, недалеко…

Как? Когда? Где?

Служебные части речи:

Предлог: в, на, за, с, из, до…

Союз: и, а, но, да, что, если…

Частица: бы, ли, же, не, ни, даже…

Междометие: ах, ой, увы, ура…

Члены предложения – это главные и второстепенные члены предложения.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа кто? или что?

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. Отвечает на вопрос: что делать? Что сделать?

Простое сказуемое может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и основной смысл сказуемого (его лексическое значение), и его грамматическое значение: Брат учится в университете. Ум не замещает знания.

Составное сказуемое – это несколько слов (не менее двух), которые образуют две части: основную и вспомогательную. Основная часть выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое значение и добавочные лексические значения.

Составное глагольное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части: Я начал работать. Я хочу работать. Я люблю работать.

Составное именное сказуемое чаще всего может быть выражена существительными, прилагательными, причастиями, словами категории состояния: На улице было холодно. Вся комната янтарным блеском озарена. В вагоне оказалось пусто и темно. Этобыл град. Этобыла гроза.

Второстепенные члены предложения – определение, дополнение и обстоятельство.

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей?

По способу выражения определения делятся на согласованные и несогласованные.

Согласованные определения выражаются прилагательными, местоимениями, причастиями, числительными, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже: (чья?) Наша (какая?) кочевая дорога вьётся (сколькими?) двумя колеями.

Согласованные определения обычно стоят перед определяемыми словами.

Несогласованные определения выражаются:

1. Сущ/ми и местоимениями с предлогами и без предлогов: Ветви можжевельника покрыты густой колючей хвоею… . Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой… .

2. Сравнительной степенью прилагательного: Яне видел реки великолепнее Енисея.

Несогласованные определения обычно стоят после определяемых слов.

Дополнение – второстепенные члены предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.

От одного и того же глагола-сказуемого могут зависеть разные по значению дополнения:

    Япишу ЧТО? письмо
КОМУ? брату
ЧЕМ? ручкой
О КОМ? об отдыхе
НА ЧЁМ? на бумаге

Прямое дополнение обычно выражается сущ/ым или местоимением в форме винительного падежа без предлога. Например: Ялюблю эти дали дальние.

Косвенное дополнение может быть выражено формами остальных падежей с предлогами и без предлогов: Яприслонилсяголовою к брату. Грамматикане даёт таланта, но даёт таланту большую силу.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? Когда? Почему? Как? И др. Например: Ячиталбессистемно, безудержно, запоем.

Междометие – особая часть речи, которая выражает чувства или побуждения к действию, но не называет их. Например: ах, ох, ну, увы; алло, ау, стоп идр.

Междометия могут выражать сожаление, боль, удивление, восторг и другие чувства.

От других частей речи междометия отличаются тем, что они не обозначают предметы, действия, признаки и т.д., не обслуживают знаменательные слова, подобно служебным словам. Например:

– Ого! – воскликнул он, с восхищением разглядывая трубку. – Ах, как я люблю солнце!

К междометиям примыкают звукоподражательные слова, которые не выражают ни чувств, ни побуждений к действию, а передают крики животных и птиц, звуки неживой природы: мяу-мяу, гав-гав, кукареку, тик-так, динь-динь.

– Пых! – и молния в небе сверкнула огнём.

 

Билет №3.

1. Словообразование. Состав слова и способы образования слов.

Словообразование является одним из главных источников пополнения словаря. Возникновение новых слов – процесс активный постоянный.

Морфемика (от греч.форма) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний. Эти части называются общим словом – морфемы иначе состав слова. Основной частью слова является корень.

С составом слова связаны многие орфографические правила правописания корня, приставок, суффиксов, окончаний.

Окончанием слова называется его изменяемая часть, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица. Когда изменяется окончание, то изменяется форма слова.

Окончание может быть нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой: лес, дом, жил.

Чтобы выделить окончание, надо слово изменять, то есть склонять (имена) или спрягать (глаголы). Например:

Зелёный лес (м.р., ед.ч., им.п.)

Зелёного леса (м.р., ед.ч., род.п.)

Живу (1-е лицо, ед.ч., наст.вр.)

Живём (1-е лицо, мн.ч., наст.вр.)

Окончания выражают значения:

1) Рода, числа и падежа – у существительных и прилагательных;

2) Лица и числа – у глаголов в настоящем времени;

3) Рода и числа – у глаголов в прошедшем времени, у кратких прилагательных.

Часть слова без окончания называется основой. Основа слова содержит его главное лексическое значение. Значок основы – квадратная скобка снизу ( ).

Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы. Таким образом, корень, приставка и суффикс входят в основу: перестройка.

Корень – это общая часть родственных слов, в котором есть основное значение. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными. Например: мир, мирный, мирить, примирить, перемирие.

Чтобы найти корень слова, надо подобрать родственные (однокоренные) слова. Например: искатель, искать, поиск, искание корень -иск-.

Водить, вывод, проводник, подводить, приводить.

Вода, водный, водяной, подводный, подводник.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Например: от слова ходить с помощью приставок образуются слова входить, выходить, заходить, приходить, отходить, восходить и др.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов. От слова друг с помощью суффиксов образуются слова друзья, дружба, дружить, дружный, дружеский и др.

Приставки и суффиксы служат для образования новых слов: автор – соавтор, носить – выносить, учить – учитель, строить – строитель, весна – весенний, чугун – чугунный.

В русском языке существует несколько способов образования слов. Важнейшие из них следующие.

1. Суффиксальный способ:

  Белый белизна (сущ.)   Лес лесной (прил.)
белок (сущ.) лесник (сущ.)
беляк (сущ.) лесистый (прил.)
белеть (глаг.) лесина (сущ.)
белить (глаг.) лесишко (сущ.)
беловатый (прил.) лесовик (сущ.)
беленький (прил.) лесище (сущ.)
бело (нареч.) лесок (сущ.)

В современном русском языке очень активен, например, суффикс -ник-. С помощью этого суффикса образовалось и образуется большое количество слов: лесник, школьник, ученик, спутник, льготник и т.д.

2. Приставочный способ:

    Ехать Въехать     Ходить Входить
Выехать Выходить
Заехать Заходить
Наехать находить
Уехать Уходить
Отъехать Отходить
Подъехать подходить
Съехать сходить
Переехать Переходить
Приехать Приходить
Объехать Обходить
доехать Доходить

 

2. Причастие, причастный оборот.

В русском языке есть слова, похожие на прилагательные, но имеющие и некоторые свойства глагола: И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле… слова чистая и тёплая – прилагательные, а слово отдыхающее – причастие. И прилагательные, и причастие выполняют в этом предложении роль определений, которые согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Причастие – знаменательная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяя свойства прилагательного и глагола.

Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? Что сделавший?

Общее грамматическое значение причастий – признак предмета по его действию.

Морфологические признаки причастий – сочетание в одном слове свойств прилагательного и глагола.

Ярким признаком причастий являются суффиксы -ущ-/-ющ, -ащ-/-ящ-, -вш-, -нн-, -ем-, -енн-, -т-.

Синтаксические признаки причастий – полные прилагательные обычно выполняют в предложении роль определения, краткие – сказуемого. Например: Сорванныйцветокувял. Цветокбыл сорван.

По характеру признака, связанного с действием, различаются причастия действительного и страдательного залога.

Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета: летящий самолёт – это тот самолёт, который летит; упавший мяч – это тот мяч, который упал.

Страдательные причастия обозначают признак, который создается у одного предмета действием другого предмета: выученный учеником урок – это урок, который выучил ученик; исписанная кем-то тетрадь – это тетрадь, которую кто-то исписал.

Причастия, как и глаголы, могут быть невозвратными и возвратными: одевающий – одевающийся, причёсывающий – причёсывающийся.

Причастия, как и глаголы, могут быть совершенного и несовершенного вида: прыгавший (несов.в.) и прыгнувший (сов.в.).

Причастия, как и глаголы, имеют время – настоящее и прошедшее: бегающий (наст.вр.), бегавший (прош.вр.).

Причастия могут иметь зависимые слова: картина, нарисованная художником; книга, давно прочитанная мною.

Причастие с зависимыми от него словами называется причастным оборотом: Сверкающая на солнце трава роса покрывала траву (сверкающая на солнце – причастный оборот).

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми: Роса, сверкающая на солнце, покрывала траву.

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени Iспряжения с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- и II спряжения с помощью суффиксов -ащ-/-ящ-.

Несут – несущий, плавают – плавающий.

Лечат – лечащий, любят – любящий.

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов –вш-, -ш-: читать – читавший, нести – несший.

Действительные причастия имеют только полную форму.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы переходных глаголов настоящего времени Iспряжения с помощью суффикса

-ем-/-ом- и II спряжения с помощью суффикса -им-.

Решают – решаемый; хранят – хранимый.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива переходных глаголов с помощью суффиксов -нн-, -т-:

Увидеть – увиденный, прочитать – прочитанный, разбить – разбитый.

Если основу инфинитива входит суффикс -и-, то при образовании причастия он опускается и используется суффикс -енн-:

Распилить – распиленный, выучить – выученный.

Билет №4

1. Деепричастие, деепричастный оборот.

В русском языке есть слова, похожие на глаголы, но имеющие и свойства наречия. Сравните:

1. Мы гуляли в парке и разговаривали.

2. Мыгуляя в парке, разговаривали.

3. Мы, разговаривая, гуляли в парке.

Слова гуляя и разговаривая – деепричастия.

Деепричастие – знаменательная часть речи, которая обозначает добавочное действие и характеризует основное действие глагола-сказуемого.

Деепричастие объединяет признаки глагола и наречия.

Деепричастие, как и глагол, обозначает действие, а как наречие называет признак действия, то есть показывает, как, каким образом, почему, когда, при каких условиях происходит основное действие.

Деепричастие отвечает на вопросы как? Каким образом? Почему? и т.д., а также на вопросы что делая? Что сделав?

Деепричастия обозначает добавочное действие, которое показывает, как совершается основное действие глагола-сказуемого.

Суффиксы: -а,-я, -в, -вши,- ши: крича, обещая, прочитав, одевшись, принесши.

В предложении деепричастие выполняет роль обстоятельства: Туман рассеялся, обещая жаркий день.

Деепричастия могут быть возвратными: умываясь, одеваясь. Суффикс –ся/-сь обозначает действие, которое направлено на самого деятеля.

Деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида:

Решая задачу (несов.в.) – отвечает на вопрос что делая?

Решив задачу (совер.в.) – отвечает на вопрос что сделав?

Деепричастия несовершенного вида имеют суффиксы -а, -я: грохоча, ворча, болтая, восхищаясь.

Деепричастия совершенного вида имеют суффиксы -в, -вши, -ши: ответив, отвернувшись, подросши.

Если добавочное действие происходит одновременно с основным действием, то в речи следует употреблять деепричастие несовершенного вида: Костёр ярко горел, освещая ближайшие деревья (одновременно, в то же самое время).

Если добавочное действие происходит до основного действия, то в речи следует употреблять деепричастия совершенного вида: Столкнув лодку с берега, Миша прыгнул в неё (сначала столкнул, потом прыгнул).

Признаки наречия у деепричастия:

1) Деепричастия – неизменяемые слова;

2) В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.

Деепричастия с зависимыми словами от него словами называются деепричастным оборотом: В саду летают пчёлы, собирая нектар с цветов. Собирая нектар цветов – деепричастный оборот. Деепричастный оборот может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.

Деепричастия несовершённого вида образуются от основ глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я: дышат – дыша, советуют – советуя, сигналят – сигналя.

От глагола быть деепричастие несовершенного вида – будучи.

От некоторых глаголов несовер/го вида деепричастия не образуются: пахать, печь, шить, петь, плясать, ехать, писать.

Деепричастия совершенного вида обычно образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши: прыгнуть – прыгнув, схватить – схвативши, увлечься – увлёкшись, принести – принёсши.

Суффиксы -в и -вши синонимичны. В современной речи чаще употребляются деепричастия с суффиксом -в:

Подумать – подумав, подумавши;

Посоветовать – посоветовав, посоветовавши.

2. Способы выражения подлежащего.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа кто? или что?

Подлежащее может быть выражено:

1) Существительным в именительном падеже: Сонный туман на лугах серебрится. Языкрастёт вместе с культурой.

2) Местоимением в именительном падеже: Ничтоне передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка.

3) Прилагательное в значении существительного: Разумное и нравственное всегда совпадают.

4) Причастие в значении существительного: Окружающиемолчали.

5) Числительное в именительном падеже: Семеро одного не ждут.

6) Неопределенная форма глагола: Учиться всегда пригодится.

7) Цельным словосочетанием: Две каплибрызнули в стекло. Мы с приятелем вдвоём замечательно живём.

 

 

Билет №5

1. Способы выражения сказуемого.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. Отвечает на вопрос: что делать? Что сделать?

Сказуемое может быть простым (глагольным) и составным (глагольным и именным).

Простое сказуемое может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и основной смысл сказуемого (его лексическое значение), и его грамматическое значение: Брат учится в университете. Ум не замещает знания.

Составное сказуемое – это несколько слов (не менее двух), которые образуют две части: основную и вспомогательную. Основная часть выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое значение и добавочные лексические значения.

Составное глагольное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части: Я начал работать. Я хочу работать. Я люблю работать.

Составное именное сказуемое чаще всего может быть выражена существительными, прилагательными, причастиями, словами категории состояния: На улице было холодно. Вся комната янтарным блеском озарена. В вагоне оказалось пусто и темно. Этобыл град. Этобыла гроза.

Способы выражения сказуемого.

Простое глагольное сказуемое может быть также выражено:

1) Глаголом в форме не только простого, но и сложного будущего времени: Я спою. Ещё я долго буду петь.

2) Глаголом быть со значением наличия, существования: На рассвете былтуман. У каждого есть или будет немало заветных дорог.

3) Фразеологизмами в которых есть спрягаемая глагольная форма: Он уже легко находил общий язык с Антоном в разговорах о судостроении.

Составное глагольное сказуемое выражает:

1) Начало, продолжение и конец действия (стал читать, продолжал говорить, перестал петь и т.д.): Девочка перестала плакать.

2) Желательность, возможность, необходимость действия (хотел помочь, мог успеть и т.д.): Он хотел дышать чистым воздухом. Всем хотелось принять участие в вечере.

3) Эмоциональную окраску действия: Я люблю читать.

4) Вспомогательная часть может включать краткие прилагательные должен, готов, рад и др.: Мыдолжны были пересечь луговой остров шириной в шесть километров.

Составное именное сказуемое выражается:

1) Глаголом-связкой быть, который не имеет лексического значения и в настоящем времени обычно отсутствует (нулевая связка): Правда и простата – родные сестры, а красота – третья сестра.

2) Глаголами-связки стать, становиться, делаться, являться, считаться, казаться, называться, представляться, представлять собой и др. Например:Водаказалась теплой.

3) Именная часть чаще всего может быть выражена существительными, прилагательными, причастиями, словами категории состояния: Зеленьэто песня земли. Ночьбыла тёплая, тёмная и тихая. В вагоне оказалось пусто и темно.

4) Реже именная часть выражается числительными и местоимениями: Пять плюс пятьбудет десять.

5) Именная часть может быть выражена также цельными словосочетаниями и фразеологизмами: Онбыл мастером на все руки.

2. Имя прилагательное как самостоятельная часть речи.

Имя прилагательное – знаменательная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? И чей? Например: деревянный (какой?) дом, стеклянная (какая?) галерея, мамины (чьи?) руки.

Начальная форма прилагательного – именительный падеж, мужской род, единственное число.

Общее грамматическое значение прилагательного – признак предмета.

Морфологические признаки прилагательного – изменение по родам, числам и падежам.

Обозначая признаки предметов, прилагательные согласуются с существительными, то есть употребляются им в формах рода, числа и падежа: Славное море – привольный Байкал, славный корабль, красивая ракушка.

Морфемные признаки прилагательных – суффиксы и окончания. Наиболее употребительны суффиксы -ск- (морской, деревенский), -н- (зимний, летний), -онн- (экскурсионный, революционный).

Окончания начальной формы: -ый, -ий, -ой: новый, тихий, передовой.

Синтаксические функции прилагательных – в предложении прилагательные выступают в функции определения и сказуемого:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивнаяпора

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарнывечера… . (Ф. Тютчев)

По значению прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

Качественные прилагательные позволяют различать предметы:

По величине (огромный, большой, небольшой, маленький);

По цвету (белый, черный, красный, сиреневый лиловый);

По внутренним качествам (добрый, скупой, злой, умный, глупый);

По возрасту (юный, молодой, пожилой, старый);

По весу (легкий, тяжёлый).

Такие признаки могут быть у предмета в большей или меньшей степени (добрый – добрее – добрейший, умный – умнее - умнейший).

Относительные прилагательные обозначают признак по материалу, из которого сделан предмет (кирпичное здание, картофельное пюре, яблочный пирог, стеклянная посуда), а также указывают на признак предмета:

По месту (московские улицы, лесной край, последний ряд);

По времени его существования (осенний вечер, утренняя заря);

По назначению предмета (книжный шкаф, футбольное поле, спортивная обувь);

Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности человеку или (реже) животному: отцов дом, мамина пальто, медвежий след, лисья нора и др. Эти прилагательные отвечают на вопросы чей? Чья? Чьё? Чьи?

Прилагательные могут быть полными и краткими.

Качественные прилагательные имеют две формы – полную и краткую: грустный – грустен, весёлый – весел, молодой – молод.

Полные качественные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам (склоняются), в предложении они выполняют роль определения и сказуемого: Было тихое утро. – Утро было тихое.

Краткие качественные прилагательные изменяются по родам и числам, но не изменяются по падежам (не склоняются ), в предложении они выполняют роль сказуемого: Мне хорошо памятны детские скитания по пещерам Крыма. Воздух чист и свеж.

Относительные прилагательные имеют только полную форму: оловянный, вчерашний, глиняный.

 

Билет №6

1. Местоимение: разряды, склонение.

Местоимение – знаменательная часть, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них или спрашивает о них.

Общее грамматическое значение местоимений – указание на предметы, признаки, количества без их названия.

Местоимения почти не имеют особых морфологических, морфемных и синтаксических признаков.

Например: Я видел его. Он смотрел на меня. Мне очень понравились эти цветы, и я нарвал большой букет.

Разряды местоимений:

1. Личные местоимения. К личным местоимениям относятся я, мы, ты, вы, он, она оно, они. Это местоимения-существительные. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвует в речи. Например: Вы придете завтра? Вы умница.

Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего.

Ты, вы – местоимения 2-го лица, указывают на собеседника.

Он, она, оно, они – местоимения 3-го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

И. Я Он Мы
Р. Меня Его Нас
Д. Мне Ему Нам
В. Меня Его Нас
Т. Мною (мной) Им Нами
П. (обо) мне (о) нём (о) нас

 

2. В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Местоимение себя по своему значению похоже на суффикс -ся в возвратных глаголах. Оно тоже обозначает, что действие, совершаемого кем-то, направлено на само действующее лицо.

Возвратное местоимение отвечает на вопросы кого? Кому? И др.

Ворзвратное местоимение не имеет рода, лица, формы именительного падежа.

Местоимение себя может указывать и на одно лицо, и на несколько лиц: спрошу себя, спросим себя…, а значение множественного числа может быть выражено согласуемым словом самый (самого себя, самих себя) и глагольными формами (спросим себя).

И. - - -
Р. Себя Самих себя Самого (самой) себя
Д. Себе Самим себе Самому (самой) себе
В. Себя Самих себя Самого (саму) себя
Т. Собой (-ою) Самих себя Самими собой (-ою) Самим (самой) собой
П. (о) себе (о) самих себе (о) самом (самой) себе

 

3. Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой указывают на признак предмета по его принадлежности и отвечают на вопрос чей? (чья? Чьё? Чьи?). Это местоимения-прилагательные. Они изменяются, как прилагательные, по родам, числам и падежам: мой словарь, моя книга, моё сочинение, мои друзья, моего словаря, моей книги, моего сочинения, моих друзей и т.д.

Местоимения 3-го лица в форме родительного падежа – его, её, их – могут употребляться в значении притяжательных: Чьи книги? – его книги, её книги, их книги.

В предложении притяжательные местоимения обычно выполняют функцию определения: Нашапесня звоном чистым к тихим звёздам льется ввысь.

Вопросительные предложения кто? Что? Какой? Чей? Который? Сколько? Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? И др. употребляются в вопросительных предложениях: Где цвел? когдакакой весной? и долго ль цвел? и сорван кём?

Синтаксические функции вопросительных местоимений в предложении оформляются вопросительными предложениями, выполняют функцию членов предложения.

И. Чей? Который? Сколько?
Р. Чьего? Которого? Скольких?
Д. Чьему? Которому? Скольким?
В. Как И. или Р. Как И. или Р. Как И. или Р.
Т. Чьим? Которым? Сколькими?
П. (о) чьём? (о) котором? (о) скольких?

 

4. Местоимения кто, что, какой, чей, который, сколько, когда, где куда как и др. являются относительными в тех случаях, когда они употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Например: Вспомни песни, что пел соловей. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

5. Неопределённые местоимения некто, нечто, некоторый, несколько, некогда, кто-то, что-то, кто-нибудь, какой-то, когда-то, где-то, кое-кто, кое-где и др. указывают на неопределенные, неизвестные предметы, признаки, количество. Например: Сказали мне, что заходил за мною кто-то. В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака.

Мне надо кое-что вам сказать. И мне надо кое о чём с вами поговорить.

6. Отрицательные местоимения никто, ничто, некого нечего, никакой, ничей, нигде, никогда, никуда и др. указывают на отсутствие предметов, признаков, количества. Например: Я никак не мог заснут. Никуда не глядя, ничего не чувствуя. Местность кругом была ровная, прятаться на ней было негде.

7. Отрицательные местоимения так же, как вопросительные, от которых они образованы. Например: Никакие советы мне не помогут. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест.

Определительные местоимения – сам, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. Например: Я сам расскажу о времени и о себе. Всё утро голубь ворковал у вас в окне.

Определительные местоимения-прилагательные сам, всякий, каждый, любой и др. изменяются по родам, числам и падежам. В предлоежнии обычно выполняют функцию определения.

Указательные местоимения – тот, этот, такой, столько, там, тут, туда, тогда поэтому, оттуда, так, отсюда, сюда, здесь и др. Например: Да он не в этот дом вошёл, а вон в тот….

Местоимения-прилагательные ото, этот, такой изменяются по родам, числам и падежам: тот, та, то, те, того тому и т.п.

Местоимение-числительное столько изменяется только по падежам.

Местоимения-наречия там, тут, здесь, так, тогда, поэтому и др. не изменяются.

 

2. Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений.

Виды предложения по структуре (строению) определяется грамматической основой. Она может составлять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого) или из одного главногог члена (подлежащего или сказуемого).

Приятно пахнетчерёмуха.

Приятно пахнетчерёмухой.

По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными: Правда глаза колет.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными: Бездонной кадки водою не наполнишь.

Односоставные предложения делятся на следующие типы:

1. Определённо-личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определённое лицо. Например: Люблю зимний лес.

2. Неопределённо-личными предложениями называются такие односоставные предложения, в которых действующее лицо мыслится неопределённо, а сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом в форме мн. числа прошедшего времени изъявительного наклонения. Например: В посёлке строят новую школу.

3. Обобщенно-личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван и мыслится как обобщенное лицо: Слезами горю не поможешь.

4. Безличными называются односоставные предложения, в которых действие и состояние не создаются деятелем: Светает. Мне холодно.

5. Инфинитивными называются односоставные предложения с главным членом, выраженным независимым инфинитивом, обозначающим возможное, необходимое или неизбежное действие: Молчать! Попить бы чаю!

Билет №7

1. Имя числительное как самостоятельная часть речи.

Имя числительное – знаменательная часть речи, которая обозначает отвлечённое число, количество предметов и их порядок при счёте. Числительные отвечают на вопросы сколько? Который? (какой?). Например: Если к одиннадцати прибавить пятнадцать, получится двадцать шесть.

Начальная форма числительного – именительный падеж.

Общее грамматическое значение числительных – отвлечённое число, количество предметов, их порядок при счёте. Это яркий признак числительных.

По значению и грамматическим свойствам числительные делятся на два основных разряда:

1) Количественные числительные (три, тридцать три. тридцать);

2) Порядковые числительные (третий, тридцать третий, тридцатый).

Морфологические признаки числительных разновидны: простые количественные числительные сближаются с существительными, а порядковые – с прилагательными. Начальной формой порядковых числительных является именительный падеж, мужской род, единственное число.

Простые числительные похожи на существительные, а порядковые – на прилагательные.

Синтаксические функции числительных многообразны: они могут быть любыми членами предложения. Например: Два сапогапара. Пятью пятьдвадцать пять. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Минуты две они молчали. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Разряды числительных по строению: простые, сложные и составные.

Простые числительные – это слова с одним корнем: два, три, сорок, сто, второй, третий, сороковой и т.д.

Сложные числительные – это слова с двумя корнями: одиннадцать, двенадцать, пятьдесят, пятисотый, двухтысячный и др.

Составные числительные состоят из нескольких слов (простых и составных числительных): девяносто пять, сорок девять, девятьсот шестьдесят девять; сорок первый, девятьсот шестидесятый и др.

 

2. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.

Сложносочинённые предложения – это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами: и, ни..ни, а, но, однако, зато, или, тот…то, либо…либо, либо ли. Например: Солнце село, и тусклые тучи висели над тёмной степью.

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами и, тоже, также, ни…ни обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим. Например: 1. Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна. 2. Сыпались звёзды, да иглы звенели. 3. Сегодня было ясно и солнечно, завтра тоже ожидается хорошая погода. 4. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде. 5. Солнце уже спряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.

Части сложносочинённых предложений с соединительным союзом и отделяются друг от друга запятой. Запятая ставится перед союзом и. Например: Жизнь дается один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.

Билет №8

1. Глагол как самостоятельная часть речи.

Глагол – знаменательная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? что делает? Что сделает? и т.д.

Начальная форма глагола – инфинитив.

Общее грамматическое значение – действие.

Морфологические признаки глагола: вид, спряжение, наклонение, время, лицо, число, род.

Признаки глагола: личные окончания в настоящем(или) будущем времени: -у (-ю), -ешь, -ишь, -ет, -ит и т.д. и суффиксы -а-, -е-, -я-, -и-, -ыва, -ива и др.

Синтаксические функции – обычно в предложении глагол выступает в функции сказуемого:

Дождьидёт. Мыидём в кино.

И днибегут; желтеютнивы;

С дерев спадает дряхлый лист;

В лесах осенний ветра свист

Певиц пернатых заглушает… . (А. Пушкин)

Инфинитив (неопределённая форма глагола) не изменяется по наклонениям, временам, лицам, числам и т.д. отвечает на вопрос что делать? или что сделать? Говорить – что делать? сказать – что сделать? Инфинитив – неизменяемая форма глагола, этим он резко отличается от других глагольных форм.

Яркий отличительный признак инфинитива – суффиксы –ть и –ти: сторожить, нести.

Глаголы с суффиксом –ся (-сь) называются возвратными: одеваться – одеваюсь, одеваешься, одевается и т.д.

Переходные и непереходные глаголы, обозначающие действие, которое переходит на предмет. Например: люблю (что?) книги, рассказываю (что?) сказку, люблю (кого?) себя.

В предложении такие глаголы выполняют роль сказуемого, а зависимое слово – роль дополнения.

Непереходными называются глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на предмет: бегать (когда?) по утрам; смотреть (на что?) на закат; читать(о чём?) о путешествиях и т.д.

В предложении зависимые слова при непереходных глаголах могут выполнять функции обстоятельств и дополнений. В предложении Мыпрожилизиму в деревне.

Вид глагола можно определить по вопросам.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (что делает? Что делал? Что будет делать?): читает, читал, будет читать. Глаголы несовершенного вида указывают на продолжительность и повторяемость действия: прыгать – прыгал (долго и много раз).

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? (что сделал? Что сделает?): прочитать, прочитал, прочитает. Глаголы совершенного вида указывают на результат действия (выучить), могут обозначать однократное действие (прыгнуть), начало (запеть) и конец действия (спеть).

Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида разными способами:

1) Присоединением приставки: писать – написать, переписать, списать, подписать;

2) Заменой суффиксов: решать – решить, прыгать – прыгнуть;

3) Изменением ударения: разрешить – разрезать, насыпать – насыпать;

4) Заменой одного слова другим: брать – взять, говорит – сказать.

Глаголы имеет три наклонения: изъявительное, условное и повелительное. Глаголы изменяются по наклонениям, т.е. один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного или повелительного наклонения.

С помощью наклонений глагол выражает отношение действия к действительности.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые есть в настоящем, уже были в прошлом и обязательно произойдут в будущем: Миша читает рассказ «Муму». Миша читал рассказ «Муму». Миша будет читать рассказ «Муму».

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию (просьбу или приказ): Миш, читай рассказ «Муму». Неизвестно, состоится ли это действие в будущем. Но ясно, что его не было в прошлом и нет в настоящем времени (в момент речи).

Глаголы в условном наклонении обозначают желательное или возможное действие при определённых условиях: Читал бы Миша рассказ «Муму», если бы его не отвлекали.

Глагол имеет три формы времени: настоящее (читаю), прошедшее (читал), и будущее (буду читать).

Глагол в форме настоящего времени обозначает действие, которое происходит в момент речи: Несутся снеговые облака, в печи трещит еловое полено. Действие несутся и трещит происходит сейчас, в момент речи.

Что делаю? Чита-ю, ловл-ю

Что делаешь? Чита-ешь, лов-ишь

Что делает? Чита-ет, лов-ит

Что делаем? Чита-ем, лов-им

Что делаете? Чита-ете, лов-ите

Что делают? Чита-ют, лов-ят

Глаголы в форме прошедшего времени обозначает действие, которое происходило до момента речи: Иртыш очистился от льдов. Действие очистился происходило раньше, до момента речи.

Прошедшее время глагола обычно образуется с помощью суффикса -л- от основы инфинитива, которая оканчивается на гласный: писать – писал, видеть – видел, советовать – советовал.

Глагол в форме будущего времени обозначает действие, которое произойдет после момента речи: Пройдёт зима – наступит весна. Действия пройдёт и наступит произойдут потом, после момента речи.

Формы будущего времени глагола могут быть простыми и сложными. Глаголы совершенного вида имеют формы будущего простого времени. Они образуются с помощью личных окончаний: прочитаю, прочитаешь, прочитает. Прочитаем, прочитаете, прочитаете, прочитают; найду, найдёт, найдём, найдёте, найдут.

Глаголы несовершенного вида имеют формы будущего сложного времени. Я буду читать, ты будешь читать, он будет читать, мы будем читать, вы будете читать, они будут читать.

2. Обособление второстепенных членов предложения. Обособление определений (согласованных и несогласованных).

Обособление – один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания. Например: У забора, у самой калитки, в ноябре расцвели маргаритки. Два обстоятельства места. Второе (у самой калитки) уточняет первое (у забора).

В устной речи обособленные члены предложения произносятся с особой интонацией, на письме выделяются запятыми.

Обособляются обычно распространённые определения, стоящие после определяемого слова. Мощённаябулыжникомдорога поднималась на вал. – Дорога, мощённаябулыжником, поднималась на вал. Определение, стоящее перед определяемым словом, образует с ним один интонационно-смысловой блок, а обособленное определение. Стоящее после определяемого слова, интонационно (знаками препинания) прерывает речь дополнительной информацией.

Обособление согласованных определений

Согласованные определения обособляются после определяемого слова, если это:

1) Причастные обороты: Человек, не помнящийпрошлого, лишает себя грядущего.

2) Определения, выраженные прилагательными с зависимыми словами: На окне, серебряномот инея, за ночь хризантемы расцвели.

3) Несколько нераспространённых определений, соединённых союзом или без союза: Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

4) Мартовская ночь, облачная, туманная, окутала землю.

Однако такие определения могут не выделяться запятыми, если они тесно связаны по смыслу с определяемым существительным и если нет их интонационного обособления: В стороне далёкой от родного края снится мне приволье тихих деревень. В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой.

Обособление несогласованных определений

Несогласованные определения обычно обособляются, если он стоят после определяемого слова и связаны сочинительной связью с согласованными определениями: Новенькая рубашка, белая, в чёрную полоску, сидела неплохо. Аквариум, в большой, с множеством океанских диковинных рыб, не отличался от подобных хороших аквариумов в других странах.

Обособление несогласованных определений не является обязательным, если они стоят перед согласованными определениями. Сравните: Бежали школьникив форменных костюмчиках, умытые, краснощекие. – Бежали школьники, умытые, краснощёкие, в форменных костюмчиках.

 

Билет №9

1. Двоеточие в БСП.

Двоеточие ставится между частями, входящими в бессоюзное сложное предложение в следующих случаях.

1) Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. Например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека (Ср.: Любите книгу (почему?), потому что она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.)

2) Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. Например: Кирилл вышел на улицу с иным намерением: он решил навестить лежавшего в лазарете Дибича. (Ср.: Кирилл вышел на улицу с иным намерением (каким?), чтобы навестить лежавшего в лазарете Дибича.)

3) Второе предложение дополняет смысл первого, поясняет один из его членов (обычно сказуемое). Например: Завьялов знал: об озере сложены легенды, о нём поют песни, оно бывает бурным и жестоким, как море. (Ср.: Завьялов знал (что?), что об озере сложены легенды, о нём поют песни, оно бывает бурным и жестоким, как море.)

 

2. СПП с придаточным предложением цели.

Придаточные предложения цели указывают цель того, о чём говорится в главном предложении, и отвечает зачем? Для чего? С какой целью? Они относятся ко всему главному предложению и связываются с ним чаще всего с помощью союзов чтобы, чтоб. Придаточные цели могут располагаться впереди главного предложения или после него. Например: 1. Чтобы сократить путь,он переплыл реку. 2. Кто-то обязан рискнуть собой, чтобы выручить всех.

В главном предложении могут быть указательные слова для того. Например: Я записывал его адрес для того, чтобы отправить письмо.

Мы очистили участок, чтобы можно было посадить цветы. Надо посадить дерево, чтобы оставить добрую память о себе.

 

Билет №10

1. Сравнительная и превосходная степени прилагательных.

Фомы прилагательных, в которых выражается значение разной меры (большей или меньшей), называются степенями сравнения прилагательных.

Качественные прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень показывает, что предмет обладает данным признаком (свойством, качеством) в большей или меньшей мере, чем другие. Например: родниковая вода чище речной.

Превосходная степень показывает самую высокую или самую низкую степень признака (свойства , качества) при сравнении предметов. Например: Самая длинная ночь и самый короткий день в году 22 декабря.

Сравнительная степень прилагательных имеет две формы: простую и составную. Простая форма состоит из одного слова, составная – из двух.

Простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов -ее (-ей), -е и –ше:

-ее,-ей: длинный – длиннее, длинней;

-е: дорогой – дороже, молодой – моложе;

-ше: далёкий – дальше, тонкий – тоньше.

Некоторые формы сравнительной формы степени образуются от других основ: хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше.

Сравнительная форма сравнительной степени образуется из прилагательного и слов более и менее:

Длинный – более длинный

Дорогой – более дорогой, менее дорогой и т.д. В предложении составная сравнительная степень прилагательного выполняет функции сказуемого и (реже) определения: Даже цветы на родине пахнут по-иному. Их ароматболее сильный, более пряный, чем аромат цветов за границей. Вечером из сада доносилсяболее сильныйаромат, чем днём.

Превосходная степень прилагательных имеет две форму: простую и составную.

Простая форма превосходной степени образуется с помощью суффиксов -ейш- или -айш-: чистый – чистейший, крепкий – крепчайший.

Перед суффиксом -айш- всегда наблюдается чередование согласных з // ж, к // ч, г // ж: низкий – нижайший, короткий – кратчайший, строгий – строжайший, высокий – высочайший.

В предложении прилагательные в форме простой превосходной степени выполняют функции сказуемого и определения: В этом лесном роднике зарождается чистейшая вода. Вода в этом лесном роднике чистейшая.

Составная форма превосходной степени образуется:

1) Прибавлением к прилагательному слов самый и наиболее, наименее, которые ставятся перед прилагательным: самый интересный, наиболее интересный, наименее интересный.

2) Прибавлением к форме сравнительной степени слов всего, всех: удивительнее всего, добрее всех.

3) Некоторые формы сравнительной степени образуются от других основ: хороший – лучший, плохой – худший, маленький – меньшей.

 

2. Обособление дополнений.

Дополнения обособляются редко. В роли обособленных дополнений выступают имена существительные в косвенных падежах в сочетании с предлогами кроме, помимо, сверх, вместо, наряду с, включая за исключением. Например: Я ничего не слышал, кроме шума листьев. Рассказ мне очень понравился, за исключением некоторых деталей.

 

Билет №11

1. Способы подчинительной связи между словами в словосочетаниях.

В русском языке сложноподчинённое предложение состоит из двух или более неравноправных частей: главного предложения и придаточного предложения.

Придаточное предложение подчиняется главному по смыслу и строению. Зависимость придаточного предложения выражается с помощью подчинительных союзов и союзных слов. Они связывают придаточное предложение с главным.

Подчинительные союзы входят в состав придаточного предложения, но не являются его членами, а служат только для связи придаточного с главным. Например: 1. Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же лицо. 2. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Союзные слова не только связывают придаточное предложение с главным, но и являются членами придаточного предложения и отвечают на какой-либо вопрос. Например: 1. Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава. Союзное слово где отвечает на вопрос где? И является обстоятельством в придаточном предложении. 27 в мучительном волнении ожидал он возвращения тройки, на которой он отпустил её. Союзное слово который (на которой) отвечает на вопрос какой (на какой?) и является определением.

В сложноподчинённом предложении придаточное поясняет одно слово в главном предложении или всё главное предложение. Например: 1. Но имя страшного бунтовщика гремит ещё в тех краях, где он свирепствовал поясняет слово краях в главном предложении. 2. Я знал, что отец почтёт за счастье принять заслуженного воина поясняет всё главное предложение Я знал.

Придаточное в сложноподчинённом предложении может стоять впереди, в середине и после главного предложения. Например: 1. Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. […], (что …). 2. Что волки жадны , всякий знает. (Что…), […]. 3. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. […(где…)…].

Сложноподчинённое предложение – СПП

Главное предложение - []

Придаточное предложение – ()

 

2. Сложноподчинённое предложение. СПП с придаточными времени.

Придаточные предложения времени указывают на время действия в главном предложении и отвечают на вопросы когда? С каких пор? До каких пор? Они относятся ко всему главному предложению и связываются с ним союзами когда, пока, как только, с тех пор, в то время как и др. Например: 1. Утром, когда Никита проснулся, на дворе было уже светло. 2. Солнце уже садилось, когда я выбрался из леса. 3. Пока я шёл, край неба заалел. 4. Как только солнце скрылось за горизонтом, сразу подул резкий холодный ветер.

Иногда в главном предложении может быть указательное слово тогда. Например: Она проснулась тогда, когда в избе было совсем светло.

Придаточное предложение времени может стоять впереди, после и в середине главного. Например: Как только стало светать, мы двинулись дальше. 2. Деревья жалобно шумели, когда настали холода. 3. От земли, когда наступили сумерки, стал подниматься туман.

 

Билет №12

1. Наречие. Способы образования.

Наречие – знаменательная часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака.

Наречие может относиться к глаголу, причастию, деепричастию, прилагательному и к другому наречию.

Если наречие относится к глаголу, причастию и дее





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.