Отчет о движении денежных средств Согласно МСФО №7 "Отчет о движении денежных средств" предприятия обязаны составлять годовой отчет о движении денежных средств и представлять его в качестве составной части финансовой отчетности за каждый период. Данный отчет раскрывает информацию о денежных потоках организации, характеризующую источники поступления денежных средств и направления их расходования. Отчет о движении денежных средств при его использовании совместно с другими формами финансовой отчетности предоставляет информацию, которая позволяет пользователям оценить изменения в чистых активах компании, её финансовой структуре (включая ликвидность и платежеспособность) и ее способность воздействовать на величину и сроки поступлений и платежей денежных, средств, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям и возможностям. Отчет о движении денежных средств на предприятии характеризует изменения в его финансовом положении. Потребность в составлении этого вида отчета возникла в связи с необходимостью определять источники средств предприятий за определенный период и с указанием, как эти средства используются. Отчет о движении денежных средств согласно МСБУ №7 "Отчет о движении денежных средств" имеет целью раскрытие информации об изменениях в денежных средствах и их эквивалентах за период. Он классифицирует денежные потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Основная цель отчета о движении денежных средств - обеспечение пользователей информацией о поступлении и выбытии денежных средств, кроме того, это - основное средство анализа инвестиционной и финансовой деятельности за отчетный период. Его главная задача - помочь инвесторам и кредиторам оценить: способность субъекта генерировать будущие положительные потоки денежных средств и оплатить свои обязательства, выплатить дивиденды; причины разницы между размером чистого дохода и размером поступления (выбытия) денежных средств; все аспекты, как наличных, так и безналичных денежных потоков и их движение в инвестиционной и финансовой деятельности субъектов. Все вышеописанные виды деятельности предприятия считаются основными каналами поступления и выбытия денежных средств. Стандарт бухгалтерского учета требует раскрытия их движения в разрезе каналов их поступления и выбытия. При этом движение денежных средств от операционной деятельности субъект должен раскрыть, используя прямой или косвенный метод. Прямой метод подразумевает раскрытие основных видов денежных поступлений и выплат. Этот метод основан на изучении каждой денежной операции и определения, к какому виду деятельности она относится. При раскрытии движения денежных средств от операционной деятельности прямым методом раскрываются операции, повлиявшие на движение денежных средств, связанные с непосредственным их поступлением и выбытием, а также денежные операции. В случае если операций, однородных по экономическому содержанию, было несколько, то они обобщаются и показываются в отчете одной строкой. Прямой метод основывается на исчислении притока (выручка от реализации продукции, работ и услуг, авансы полученные и др.) и оттока (оплата счетов поставщиков, возврат полученных краткосрочных ссуд и займов и др.) денежных средств, то есть исходным элементом является выручка. Анализ денежных средств прямым методом дает возможность оценить ликвидность предприятия, поскольку детально раскрывает движение денежных средств на его счетах и позволяет делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам, для инвестиционной деятельности и дополнительных затрат. Отчет о движении денежных средств, доставленный с использованием прямого метода, понятен для широкого круга пользователей и более легко ими воспринимается. Этому методу присущ серьезный недостаток, - он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения денежных средств на счетах предприятия, поэтому применяется косвенный метод анализа, позволяющий объяснить причину расхождения между прибылью и денежными средствами. Составление отчета прямым методом осуществляется поэтапно. Предварительно определяется чистый прирост или уменьшение денег, представляющий собой разницу между остатками денег на начало и конец периода. Затем определяются чистые денежные средства от операционной деятельности, исчисляемые пересчетом каждого показателя, отраженного в отчете о доходах и расходах по методу начисления в результат, полученный кассовым методом. Движение денег прямым методом не предполагает прямую увязку баланса движения денежных средств с бухгалтерским балансом. Соответствие между ними достигается за счет остатка денежных средств на начало и конец периода, которые должны быть идентичны в обоих балансах. Расчет поступлений денег от покупателей и заказчиков производится по схеме: выручка от реализации + уменьшение дебиторской задолженности; или выручка от реализации - увеличение дебиторской задолженности. Расчет выплат поставщикам производится по схеме: -себестоимость реализованных товаров + увеличение запасов или - уменьшение запасов; -себестоимость реализованных товаров + уменьшение кредиторской задолженности или - увеличение кредиторской задолженности. Расчет выплат по операционным расходам производится по схеме: операционные расходы (без учета амортизации) + увеличение расходов будущих периодов или - уменьшение расходов будущих периодов; -операционные расходы (без учета амортизации) + уменьшение задолженности по начисленным расходам или увеличение задолженности по начисленным расходам. Расчет выплат по налогам на доход (корпоративный подоходный налог) производится по схеме: налог + уменьшение задолженности по налогу или увеличение задолженности по налогу. В завершении определяются чистые денежные средства от инвестиционной и финансовой деятельности, определяемые, в основном, по изменениям статей долгосрочных активов и обязательств бухгалтерского баланса и прочих данных. Прямой метод основан на движении денежных средств по счетам предприятия. Его достоинства заключаются в том, что он позволяет: показывать основные источники притока и направления оттока денежных средств; -идентифицировать статьи, формирующие наибольший притоки отток денежных средств; изучить структуру притока и оттока денежных средств; использовать полученную информацию для прогнозирования денежных потоков; -контролировать все поступления и направления расходования денежных средств, так как денежный поток непосредственно связан с регистрами бухгалтерского учета. Недостатком прямого метода является то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения абсолютного размера денежных средств. Финансовая отчетность представляет собой комплекс взаимоувязанных показателей финансово-хозяйственной деятельности за четко определенный временной период. Формы финансовой отчетности взаимоувязаны информационно и логически, что обеспечивает разностороннюю информацию в динамике о финансово-хозяйственном положении предприятия и позволяет использовать финансовую отчетность как полноценную базу для финансового анализа. Методика анализа финансового состояния предприятия зависит от целей и объема информации, представленной в финансовой отчетности. Если целью является получение простой и наглядной информации о состоянии и возможностях развития хозяйствующего субъекта, то работа аналитика ограничится экспресс-анализом. Если целью является достижение детализированной характеристики экономического положения хозяйствующего субъекта, то необходимо использовать показатели анализа финансово-хозяйственной деятельности. Вопросы совершенствования финансовой отчетности В Республике Казахстан продолжается интенсивное развитие экономики и, как следствие, возникает необходимость пересмотра ранее действовавших нормативных актов и разработка новой законодательной базы. Одной из таких систем, находящихся в процессе реформирования, является бухгалтерская учетная система Республики Казахстан. Целью введения МСФО в отечественную систему бухгалтерского учета как основы информационной базы является сведение к минимуму национальных различий отчетности и обеспечение надежности информации для принятия решений различными пользователями. В течение последних лет в Казахстане проводится реформа системы бухгалтерского учета. Две главные задачи реформы: создание отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики (полезность при управлении и финансовом и экономическом анализе); создание отчетности, понятной зарубежным инвесторам (и, соответственно, способствующей их привлечению). Задачами реформы являются: -создать систему стандартов учета и отчетности, которые гарантировали бы предоставление полезной информации пользователям, в первую очередь - инвесторам; -обеспечить согласованность реформ с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; -оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета. Использование МСФО предполагает: -превращение экономики Казахстана в органическую составляющую мировой хозяйственной системы (макроэкономическая установка на привлечение иностранных инвестиций, выход казахстанских хозяйствующих субъектов на мировые рынки капитала, совместный бизнес); -возможность использовать мировой опыт формулирования правил, принимаемых большинством государств, для создания в кратчайшие сроки эффективно работающей системы, обеспечивающей потребности рыночной экономики. В Казахстане существуют риски, которые выходят за рамки обычных параметров коммерческого анализа рентабельности. Налоговые обязательства выражены недостаточно четко, и контроль за их исполнением осуществляется нерегулярно. Другими словами, наблюдается отсутствие качественной отчетности, информационной прозрачности и, в конечном итоге, ответственности. Компании, использующие МСФО, смогут найти новые источники капитала и привлечь новых партнеров для повышения своей эффективности. Эти предприятия получат доступ к информации о финансовом состоянии потенциальных иностранных партнеров и дополнительный инструментарий, позволяющий усовершенствовать выбор таких партнеров. Среди причин, по которым для казахстанских компаний важно использовать МСФО, можно отметить следующие: -любым предприятиям, стремящимся в среднесрочной перспективе привлечь финансовые ресурсы путем продажи акций или получения кредитов, отчетность в соответствии с МСФО предоставит понятную информацию о финансовых показателях за предыдущие периоды, а также значительные преимущества. Возобновление крупного кредитования возможно при использовании высококачественных стандартов. Предприятия, составляющие отчетность согласно МСФО в течение двух и более лет, окажутся первыми претендентами на получение кредитов; -всем казахстанским предприятиям необходимо провести анализ своей коммерческой деятельности с целью повышения ее эффективности в условиях экономического спада. При анализе финансовых результатов именно МСФО обеспечивают достоверную базу для признания доходов и затрат, оценки активов. Переход на МСФО существенно расширит возможности руководства компаний в области управления и предоставит значительное преимущество перед конкурентами. Национальное законодательство служит стержнем государственного регулирования бухгалтерского учета. Национальное законодательство - совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти с соблюдением определенных процедур установленной формы. Как известно, 28.02.2007 г. был принят новый Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" № 234-III, который вступил в силу с 24.03.07 г. и обозначил очередной этап в реформировании учетной системы Республики Казахстан. Кроме этого, уполномоченный орган Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и аудита - Министерство финансов Республики Казахстан подготовило ряд нормативных актов, регулирующих внедрение этой системы, формальный срок применения которой определен с 1 января 2008 г. Основными документами реформированной национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан по состоянию на 1 января 2008 года считаются: -Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 28 февраля 2007 года № 234. -Национальные стандарты финансовой отчетности НСФО № 1 и НСФО № 2, утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке. -Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета" от 22 июня 2007 года № 221. -Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета" от 23 мая 2007 года № 185. -Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан "Об утверждении форм регистров бухгалтерского учета" от 21 июня 2007 года № 215. -Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан "Об утверждении форм первичных учетных документов" от 21 июня 2007 года № 216. -Международные стандарты финансовой отчетности и интерпретации к ним: -Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ - IAS); -Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО - IFRS); интерпретации ПКИ (SIC и IFRIC). Концепции по подготовке и составлению финансовой отчетности по НСФО и МСФО. Организационно-распорядительные корпоративные документы субъекта, в т. ч. учетная политика, инструкции, указания, руководства, приказы, положения и т.п., касающиеся формирования и применения системы учета и отчетности в конкретной деятельности, разработанные и утвержденные в установленном порядке. В процессе трансформации бухгалтерского учета при переходе на МСФО, предприятию необходимо пересмотреть учетную политику и график документооборота, отражающий движение первичных документов, поскольку информация о фактах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые могли иметь существенное влияние на мнение пользователей финансовой отчетности, в соответствие с МСФО должна быть надежной, нейтральной, осмотрительной, полной и отражать экономическое содержание событий и операций. Дальнейшее развитие системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности необходимо осуществлять в целях повышения качества, прозрачности и сопоставимости информации, формируемой в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в соответствии с МСФО по следующим основным направлениям: подготовка и переподготовка специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета, аудитом финансовой отчетности; упрощение порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства; изменение системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности на основе международного опыта; участие в международном процессе развития бухгалтерского учета и аудита. Необходимость перехода на Международные стандарты финансовой отчетности определяется общей политикой государства и стратегией реформ, ориентированных на построение рыночной экономики в Казахстане. Следовательно, интегрирование Казахстана в мировую экономику требует включения норм или отдельных документов международных общественных организаций в казахстанское право и придания им статуса нормативных правовых актов Республики Казахстан . В связи с этим в Закон Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 28 февраля 2007 года № 234 была введена статья 16, из которой следует, что МСФО должны стать составной частью национального законодательства Республики Казахстан, а определенные статьей 2 закона субъекты предпринимательства обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с этими стандартами. У всех пользователей отчетности есть определенные ожидания в части содержания информации в финансовой отчетности. Для эффективного выполнения бухгалтерским учетом свойственных ему задач финансовая отчетность должна удовлетворять таким требованиям как профессионализм, прозрачность, независимость, актуальность, стандартность, а также соответствовать принципам и основным качественным характеристикам бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Таким образом, внедрение МСФО обусловлено интеграцией Казахстана в мировую экономику и вступлением в ВТО, направлено на усиление казахстанских организаций на международных рынках . В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете вне связи с изменениями в экономике и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Так, согласно действующему законодательству переход на МСФО затрагивает все организации, но при этом необходим более взвешенный подход. В силу комплексности и методологической сложности, МСФО практически не применимы для субъектов малого и среднего предпринимательства. Более того, как известно, последнее время идет активный процесс совершенствования самих стандартов, который еще не закончен - в МСФО регулярно вносятся существенные изменения, отслеживать которые мелкие компании просто не в состоянии. В этой связи финансовую отчетность в соответствии с МСФО целесообразно составлять только субъектам крупного предпринимательства и акционерным обществам. Таким образом, фактическое внедрение МСФО в Республику Казахстан осуществляется вне правового поля и в любой момент может быть оспорено третьими лицами. Среди большого количества вопросов и сложностей переходного периода реформ в 2006-2009 гг. можно выделить, на наш взгляд, наиболее существенные, которые будут тормозить процесс перехода и освоения МСФО, а именно: -отсутствие комплекта переведенных на официальный язык РК МСФО и ПКИ в установленном ст.16 Закона РК от 28.02.07 г. № 234 порядке; -сложность восприятия словесных выражений и терминов МСФО при использовании переводов первоисточников на государственный и официальный языки РК и значительное количество новых терминов, без изучения которых невозможно продолжать освоение системы МСФО; -в процессе признания и оценки активов, обязательств и элементов капитала, как правило, требуется одновременное применение нескольких стандартов, согласно отсылкам или требованиям, указанным в самих стандартах, что значительно затрудняет и увеличивает период процесса изучения; -дефицит квалифицированных кадров, адекватно воспринимающих требования МСФО и умеющих находить достаточно обоснованные компромиссные решения при формировании учетной политики, а также свободно владеющих принципами профессионального суждения; -неудовлетворительное состояние бухгалтерского учета у большинства компаний (отсутствие рабочей учетной политики по КСБУ, отсутствие в учете и отчетности отдельных существенных статей, которые необходимо будет восстанавливать, неверное признание и оценка некоторых статей не только по правилам МСФО, но и даже по КСБУ); -недостаточное количество квалифицированных консультантов аудиторских компаний, способных грамотно и в то же время в доступной форме донести до основной массы пользователей правила конверсии и осуществить трансформацию в конкретных условиях, а в дальнейшем обеспечить сопровождение постановки учета. В связи с изложенным, внедрение МСФО в нашей республике требует решения следующих задач: -объективной оценки состояния и перспектив разработки стандартов; -изменения нормативной базы бухгалтерского учета; -расширения системы обучения и повышения квалификации; -развития механизмов стимулирования к применению. Таким образом, предполагаются следующие мероприятия по дальнейшему развитию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Казахстане: -обеспечение принятия проектов законов Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности"; -разработка упрощенных стандартов финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства; -активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессиях; -совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров бухгалтерского учета и аудита, а также пользователей финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами; -развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности; -расширение сферы контроля на качество финансовой отчетности, подготовленной по МСФО. Заключение Под финансовой отчетностью понимают систему итоговых показателей, комплексно характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия за истекший период. Она служит источником информации для анализа, прогнозирования, контроля и управления деятельностью предприятий всех форм собственности и организационно-правового статуса. Сущность отчетности заключается в том, что она представляет собой совокупность сведений о результатах деятельности предприятия за определенный период времени, сгруппированных в определенном порядке. Финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, пояснительной записки к ним. Целью финансовой отчетности является обеспечение пользователей полезной, значимой и достоверной информацией о финансовом положении и результата к деятельности за отчетный период. Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности, движение денег и изменения в капитале организации. В курсовой работе были рассмотрены формы представления финансовой отчетности АО ИП "Аманжол". Такими формами являются: -бухгалтерский баланс; -отчет о прибылях и убытках; -отчет о движении денежных средств; -отчет об изменениях в капитале. Финансовые отчеты взаимосвязаны, так как они отражают различные аспекты одних и тех же фактов хозяйственной жизни. Финансовые отчеты составляются на основе принципа начисления, в соответствии с которым доходы признаются, когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они были понесены, а не когда получены или выплачены. Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности АО ИП "Аманжол" является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря. В связи с интенсивным развитием экономики Республики Казахстан, возникает необходимость пересмотра ранее действовавших нормативных актов и разработка новой законодательной базы. В частности одной из таких систем находящихся в процессе реформирования, является бухгалтерская учетная система Республики Казахстан. Главными задачами реформы системы бухгалтерского учета является: создание отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики (полезность при управлении и финансовом и экономическом анализе) -создание отчетности, понятной зарубежным инвесторам (и, соответственно, способствующей их привлечению). Поэтому вопросами совершенствования финансовой отчетности является повышение качества, прозрачности и сопоставимости информации, формируемой в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Следовательно необходимо вести дальнейшее развитие системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в следующих направлениях: подготовка и переподготовка специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета, аудитом финансовой отчетности; упрощение порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства; изменение системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности на основе международного опытаучастие в международном процессе развития бухгалтерского учета и аудита.расширение сферы контроля на качество финансовой отчетности, подготовленной по МСФО. Таким образом роль финансовой отчетности значительно повышается. Современный квалифицированный бухгалтер обязан составить финансовую отчетность в соответствии с действующими нормативными актами и требованиями, чтобы она выполняла отведенную ей роль - обеспечение пользователей информацией - дающей достоверные и полные представления об имущественном и финансовом положении предприятия. |