ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | История возникновения гобелена Искусство ручного ковроделия История возникновения гобелена Виды ручного ковроделия Основные материалы, инструменты и приспособления дли ручного ковроделия Технологические особенности изготовления гобелена История возникновения гобелена Ковровое искусство возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения. Искусство ковроделия было развито еще у древних египтян в Х1У веке до н.э. На вертикальных станках они изготавливали нарядные ткани с цветными узорами в гобеленовой технике. Археологические и литературные материалы говорят о развитом ковроделии у древних греков, персов и других народов в I тысячелетии до н.э. В гробнице Тутмоса четвертого (около 1400 лет до н.э) была найдена льняная пелена с затканными разноцветными цветками лотоса. О высокой степени развития коврового искусства две с половиной тысячи лет назад свидетельствуют прекрасно сохранившиеся до наших дней в слоях вечной мерзлоты Пазырыкских курганов Горного Алтая тканые и войлочные ковры и ковровые изделия скифского периода, представляющие большой научный интерес и художественную ценность. У многих народов мира ковры составляли приданое невесты, служили в качестве посольских даров и приношения святилищам. В славянских жилищах ими утепляли стены, украшали храмы, устилали пол, а также использовали как покрывала для сундуков, лавок, саней. У восточных народов ковры имели еще более широкое применение. Кроме настенных и напольных ковров, выделялись мешки-хурджумы для перевозки продуктов и вещей на вьючных животных, ковры-футляры применялись для хранения хозяйственных предметов, одежды, посуды и выполняли функцию домашней обстановки. Коврами украшали мечети, медресе, заезжие дома. Подлинная история тканых ковров с сюжетными или орнаментальными изображениями (шпалер или гобеленов) начинается с Германии, несмотря на то, что главными претендентами на это выступают Франция и Бельгия. Сохранились немецкие шпалеры 11 века. С точки зрения текстильного тканья, шпалера представляет собой полотно, в котором уток полностью закрывает основу. Существовало два способа тканья: при вертикальном положении основы и при горизонтальном. В зависимости от положения основы располагался перед ткачами и рабочий картон. Если основа натягивалась вертикально, картон размещался сбоку от станка. Перед мастером была изнаночная сторона. С лицевой стороны ставилось зеркало, в котором мастер, раздвинув нити основы, мог видеть лицевую сторону ковра. При горизонтально натянутой основе картон помещался непосредственно под шпалерой, и мастер не имел возможности увидеть лицевую сторону ковра во время работы. В этом заключалась основная сложность операции. В распоряжении мастера было огромное количество шпулек с цветными нитями, предназначенными для утка, а поскольку они стоили очень дорого, он использовал их экономно, часто меняя шпульки и тщательно закрепляя нити с изнанки. В средние века техника ткачества шпалер было широко развита в Западной Европе, особенно Франции и Голландии. Шпалеры в Западной Европе начали ткать в 12-13 вв. Они применялись в убранстве жилых и парадных помещений, скрывая холодные невзрачные каменные стены, предназначались для убранства серого и холодного крепостного замка средневекового феодала и пышных интерьеров королевских дворцов по всей Европе. Ворсовые ковры и шпалеры использовались не только для украшения, они создавали акустическую и тепловую изоляцию каменных стен внутренних помещений, делили стены на меньшие плоскости. В парадных залах[ и жилых покоях 11-15 веков шпалеры заменяли настенные росписи и придавали мрачным средневековым замкам праздничный вид. Нередко шпалеры использовались в качестве раздвижных завес на кольцах. Ими украшались также походные шатры полководцев, соборы и ратуши. Во время турниров шпалеры развешивали на трибунах, устроенных для зрителей. При торжественных въездах влиятельных особ в город и в дни праздников ими украшали балконы, окна и стены домов. По всей Европе каждый королевский двор имел мануфактуры по производству гобеленовых ковров – шпалер. На шпалерных мануфактурах применялся в основном мужской труд. На изготовлении одного ковра требовалось очень много времени. При напряженном шестнадцатичасовом рабочем дне в течении года опытный ткач мог выткать от одного до полутора квадратных метров ковра сложной композиции. Обычно одни ковер ткали восемь-десять ткачей. Сырьем для их изготовления служили лен, хлопок, шерсть и шелк всевозможных цветов и оттенков. Часто целыми деревнями по нескольку десятилетий ткались огромных размеров гобелены. Это были огромных размеров ковры (часто высотой 4-5 м и общей длиной до нескольких десятков метров). Сюжетами и мотивами этих ковров служила библейская мифология, военные походы, домашняя жизнь и сцены охоты высшего общества. Моделью для исполнения шпалеры служил картон - специальный эскиз в красках в натуральную величину. Эскизы гобеленов в натуральную величину в цвете для картинного ткачества писались и изготовлялись живописцами различных эпох. Такие картоны создавали многие известные художники, в том числе Рафаэль. Особенно богатые традиции изготовления гобеленов сложились во Франции. Первые письменные источники о производстве шпалер во Франции относятся к 13 веку, о них упоминается в цеховых уставах того времени. В 14 веке Париж был главным центром производства шпалер. Во время Столетней войны, после вторжения в Париж англичан, производство шпалер заглохло. Ткачи переселились в другие города. В 15-начале 16 века во Франции большинство шпалер выполнялось странствующими мастерами, переходившими из одного замка в другой. Они создали стенные ковры, усыпанные по синему фону розовыми и красными цветами, с изображением на них сцен из жизни сеньоров. Такие ковры называются мильфлерами. Они часто носили поучительный характер, на них изображались аллегорические и пасторальные сюжеты, сцены, заимствованные из средневековых рыцарских романов и басен. До сих пор не выяснено место производства этих шедевров французского средневекового искусства. Возрастающие потребности феодалов в украшении своих замков привели к необходимости увеличить в стране производство шпалер. Значительного расцвета достигло искусство изготовления стенных ковров во Фландрии. Слава о мастерстве ткачей Брюсселя дошла до французского короля Генриха 1У и он пригласил в Париж фламандских ткачей Марка Команса и Франсуа де ла Планша. В предместье Сен-Марсель им было предоставлено помещение, которое в 1440 года принадлежало парижским красильщиками Гобеленам. Наследники Гобеленов к началу 17 века разбогатели и получили высокие административные должности. Заниматься ремеслом красильщиков им было неудобно, и они сдали помещение красильни фламандским ткачам. Шпалеры, выполненные на мануфактуре Команса и Планша, украшали дворец французского короля и замки знатных феодалов. Во второй половине 17 века абсолютизм во Франции достигает наивысшего развития. Вся художественная жизнь страны в это время подчинена интересам двора. Власть короля становится неограниченной. Людовик 14 официально именовался «король-солнце». Ему принадлежали слова «Государство – это я», являвшееся выражением неограниченной власти. Прославлению короля и тем самым господствующего порядка придавалось огромное политическое значение. Академия живописи и скульптуры превращается в учреждение, руководящее искусством. Она требует от художников создания произведений, прославляющих короля. Крупнейшие архитекторы, живописцы, скульптуры работают по заказам короля, создавая официальное и торжественное искусство. Спрос на произведения прикладного искусства настолько велик, что министр финансов Кольбер основывает ряд государственных мануфактур. В 1664 году в Париже создается королевская мануфактура, объединившая все парижские мастерские стенных ковров. Мануфактура Команса и Планша была приобретена в казну и стала называться мануфактурой Гобеленов. Имя знаменитых мастеров-красильщиков осталось за королевской мануфактурой, а все вырабатываемые ею шпалеры с тех пор называются гобеленами. В 18 веке гобеленами стали называть шпалеры других европейских мануфактур, подражавших французской, а с 19 века – вообще все шпалеры. Мануфактуру Гобеленов возглавлял «первый художник короля» Шарль Лебрен. По его эскизам на мануфактуре Гобеленов выполнялись картоны будущих шпалер, создавались декоративные композиции, прославляющие Людовика 14 и его время. Из одиннадцати гобеленов состояла серия «Истории короля Людовика 14», и др. Почти десять лет выполнялись эти гобелены. Они представляют большой исторический интерес. На них запечатлены многие события, связанные с жизнью двора, с документальной точностью переданы интерьеры и костюмы. В гобеленах использовано много золотых нитей. В начале царствования Людовик 14 с затратами на ковры не считался, и золото широко применялось в украшении гобеленов, лишь в 1685 году из-за отсутствия денег в казне королю пришлось ввести запрет на применение золота в гобеленах. В конце 17- начале 18 века происходят социально-политические изменения в обществе, повлекшие за собой изменения и в искусстве. Возникает лозунг «искусство как наслаждение». Архитектура и ДПИ стремятся к камерности, интимности, изяществу. На смену пышным величественным гобеленам приходят изящные орнаментальные композиции. На мануфактурах Гобеленов по картонам Клода Одрана-младшего выполняются гобелены, напоминающие декоративные панно или настенную роспись. Характерным признаком гобеленов 18 века является бордюр, имитирующий золоченую раму, в отличие от более ранних гобеленов, обрамленным пышными гирляндами, перевитыми лентами. Новый тип шпалер привел к созданию серий, получивших общее название «алентуров»., когда сюжетная композиция помещалась в обрамление в виде рамы. Вокруг изображения располагались всевозможные орнаменты. Алентуры имитировали декор стены с висящими на ней картинами. Так постепенно гобелены теряют свою самостоятельность, предметность, становясь элементом декоративного оформления стены. Гобелены второй половины 18 века теряют необходимую произведениям прикладного искусства декоративность и приближаются к станковой живописи. На смену изысканным декоративным гобеленом приходят большие по размеру многофигурные композиции, ничем не отличающиеся от станковой живописи. На мануфактурах Гобеленов выполняются копии с наиболее популярных живописных оригиналов. С развитием химии появилось большое число искусственных красителей. Художники располагали теперь сотнями оттенков, позволившими передавать в ткани тончайшие переходы цвета. Опытные мастера гобеленовой мануфактуры, которые в 17-18 веке, сообразуясь с техникой тканья, вносили в цветовое решение некоторые изменения, во второй половине 18 века слепо повторяют живописный оригинал. Пышные торжественные композиции выполнены по всем правилам построения живописного полотна. В середине 17 века шпалерные мануфактуры существовали в Италии, Германии, Испании, Фландрии. В западноевропейском ковроткачестве в семнадцатом-восемнадцатом веке выделяются ворсовые ковры мануфактуры Савонеры, открытые в 1624 году в Париже (в помещении бывшей мыловаренной мануфактуры, откуда и название ее от savon – мыло). Это ковры с пышным полихромным цветочным и арабесковым барочным орнаментом, обычно на черном фоне. Под их влиянием вырабатывались ворсовые ковры в Англии и Испании. Ученые, изучая историю славянских народов до 12-13 вв., обратили внимание на ряд упоминаний о применении ковров в домашнем убранстве, использовании их при различных обрядовых церемониях. В России коврами завешивали стены для утепления жилищ, ковровыми изделиями украшали храмы, в богатых домах коврами устилали пол, в бедных - на пол клали более дешевые домотканые коврики типа дорожки. Ковры применяли как покрывала для сундуков, лавок, саней. Ковроделе издавна развивалось на Украине, где изготавливались безворсовые ковры – килимы: в центральных районах с узором из плоскостно трактованных и размещенных рядами цветов на черном, голубом или светло-желтом фоне, а в западном - с геометрическим узором. Килимарские фабрики были основаны на территории Украины, где изготовлялись килимы и гобелены (мануфактуры в Козы-Чартарийском, мастерские Гобеленов в Горохове) Килимы ярких расцветок с мотивами цветочных веток и вазонов, а также с геометризованным орнаментом ткутся в Молдавии. В России первая шпалерная придворная мануфактура была основана в 1717 году Петром 1. Для ее организации приглашались иноземные мастера. Наибольшего расцвета русская мануфактура достигла в середине 18-начале 19 века. Произведением того времени выполнены в стиле рококо и классицизма. Сюжетами русских шпалер являлись батальные сцены, портреты и декоративные композиции. Позднее появились гобелены с использованием шерстяных нитей, пеньки, морской травы, искусственных волокон, а также объемные, которые прикреплялись к потолку или служили ширмами, разделяющими помещение на отдельные части. Чаще всего последние использовались при украшении интерьеров. Из русских ковров особенно известны курские и воронежские – безворсовые, с объемно трактованными цветами натуральной расцветки на черном фоне. В Тюменской области ткутся высоковорсовые ковры с цветочным орнаментом. Богатые художественные традиции белорусского народного ткачества побудили открытие ткацких мануфактур, которые изготовляли шпалеры, ворсовые ковры, килимы в районах, где широкое развитие имело деревенское ткачество - в Слуцке, Несвиже, Мире, Гродно, Слониме, Ружанах, Дубровно. Особенное внимание придавали Раздзивиллы развитию художественного ткачества. Первые мануфактуры на Беларуси были открыты Радзивиллами в Альбе под Несвижем, в Кареличах и Мире. Там изготавливали пояса, скатерти, полотно для обивки стен, настенные ковры-гобелены. Особенную склонность имели Радзивиллы к шпалерам. Их семейная коллекция насчитывала большое количество богатых, редких арасов. Арас – французский тканый ковер ручной работы, изготовленный в г.Арасе, который был центром шпалерного ткачества в 14-15 веках. Ткали гобелены в сложной французской технике на специальных ручных станках по мотивам картин западноевропейских художников. Вначале рисунки на гобеленах не ткались, а вышивались. Ковровые изделия ткались местными белорусскими городскими и деревенскими ремесленниками, которые досконально владели различными ткацкими технологиями. На мануфактурах работали приглашенные французские, бельгийские и другие мастера-ткачи, под руководством которых многие местные талантливые ткачи, преимущественно женщины и девушки, и обучались новым для них технологиям и сами становились мастерами. Еще в начале 18 века между белорусскими и украинскими ткачами существовала взаимосвязь. В первой половине 18 века ткацкой мануфактурой г.Станислава (Ивано-Франковск) был приглашен Михайлом пятым Казимиром Радзивиллом в Слуцк мастер Ян Маджарский. После закрытия Гродненских ткацких мануфактур часть мастеров, которые работали под руководством Яна Маджарского перешли работать в Гороховскую гобеленовую мастерскую, где оказали значительное влияние на характер изделий гобеленов как в композиционном, ток и в орнаментальном и цветовом строении. Начало производству шпалер положила Анна Радзивилл из рода Сангушков, которая помогала развитию различных ткацких ремесел в своих владениях. При ее жизни существовало две фабрики (одна из них в г.Мире). Их основание приходится на 1691-1746 года. После смерти Анны ее ткацкие мануфактуры перешли во владение ее сына Михаила пятого Казимира Радзивилла, который открыл еще несколько «талисарнь» в Альбе, недалеко от Несвижа, в Каменце и Кореличах. При Михаиле, прозванном «Рыбонькой», ткацкие мануфактуры достигли наибольшего расцвета. Здесь были изготовлены самые знаменитые на территории Беларуси работы в так называемой гобеленовой технологии (цветной уток идет не по всей ширине ткани, а только в границах основного цвета, зазоры между особыми участками сшивались тонкой шелковой ниткой) Широко известными были мануфактуры князей Радзивиллов в Слуцке, Несвиже, Мире, Кареличах. Картоны для кореличских шпалер изготавливали придворные художники Юзеф и Рудольф Зерские, им помогали художники Скакийский, Андрей и Константин, фамилии которых до нас не дошли. Сюжеты и композиции они брали с картин художников 17 века. В свое время парадные залы Несвижского дворца украшались шпалерами, описывающими военные подвиги Радзивиллов., но часть их погибла в войну 1812 года, другие разошлись по музеям и коллекция. До нашего времени дошло только несколько работ Гродненские королевские мануфактуры, созданные графом А.Тызенгаузом в середине 18 века, были одни из первых капиталистических мануфактур на Беларуси. Руководили мануфактурами квалифицированные мастера, чаще наемные из Франции и Бельгии. Во второй половине 18 века Гродно стало важным центром художественного ткачества Беларуси. В Гродно и его окрестностях изготавливали килимы, шпалеры, ворсовые ковры. Во второй половине 18-начале 19 века были известны Слонимские ткацкие мануфактуры, которые принадлежали князям Огинским. Основал из Михаил Клеофас Огинский, который был широко образованным человеком, видным общественным и государственным деятелем своего времени и содействовал экономическому развитию края. В 19 веке с развитием фабричного производства художественный уровень западноевропейского ковроделия резко падает. Однако к середине 20 века в ряде стран делаются успешные попытки вывести из тупика эту отрасль художественного ремесла, вернуть ей былое значение. Заметные успехи в этой области достигнуты в Польше, Болгарии, Румынии, Югославии, где возрождается изготовление как ворсовых, так и безворсовых ручных ковров с геометрическим и стилизованным растительным орнаментом. Воскрешение интереса к гобелену почти одновременно в разных европейских странах не случайно. Рукотворность, материальность, фактурность, цветовая насыщенность гобелена дают ему значение сильного эмоционального акцента в интерьере. Как в средние века искусство шпалер призвано было мягчить суровый интерьер рыцарских замков, так и в современном интерьере гобелен восполняет недостаток художественной выразительности. Виды ручного ковроделия В процессе многовекового совершенствования ручного ткачества были выработаны многочисленные типы ковров: гладкие безворсовые, с длинным и коротким ворсом, войлочные, махровые, сумаховые и др. Их изготавливали из шерсти, хлопка. Ковровые изделия отличаются большим разнообразием по технике выполнения. Они бывают гладкие односторонние и двусторонние типа паласов, килимов, сумахов, а также односторонние и двусторонние ковры с коротким и длинным ворсом. Встречаются ковры с гладким фоном, над которым рельефно выступает ворсовый узор. Из ковров Востока наиболее широко известны иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские. Иранские ковры классифицируются по месту производства, например «катан», «фараган», «хорасан» и др. или по типу оранмента (медальонные, охотничьи, звериные, садовые, вазовые). Они характеризуются высокой плотностью, сложным растительным и геометрическим орнаментом, в который часто включаются надписи, изображения людей и животных, многополосной каймой и чрезвычайно богатой и разнообразной палитрой. Турецкие ковры, которые также делятся по месту производства («ушак», «бергама», «глордес»), украшаются орнаментом из крупных, сильно стилизованных или геометризованных растительных мотивов, как правило, яркой, контрастной расцветки. Типичный молитвенный ковер - с изображением мижраба с лампой внутри него, двумя колонками по сторонам и стихов Корана вокруг него. Туркменские ковры классифицируются по родоплеменной принадлежности (текинские, йомудские, эрсаринские). Орнамент центра поля составлен из повторяющегося рядами родоплеменного знака – гёля (восьмиугольный медальон), форма и узоры которого различны у разных племен. Расцветка большинства гёлей диагональная. Для всех туркменских ковров характерна единая цветовая гамма, построенная на многообразии оттенков красного цвета. Азербайджанские ковры чрезвычайно разнообразные по видам, также различаются по месту производства. Для одних видов («куба», «ширвоен», «зенджа» и др.) характерны сложные геометрические узоры, которые включают схематические фигурки животных и людей, и размещенные по одной оси в центре поля фигурные многоугольные или звездчатые медальоны, для других («Карабах» - разнообразные растительные орнаменты с обилием цветочных мотивов.) Азербайджанские ковры выделяются звучным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов. Ковры бывают · Тканые · нетканые. Тканые ковры более разнообразны по технологическим приемам изготовления и подразделяются на · ворсовые, · махровые · безворсовые. Ковровая ткань состоит из переплетающихся нитей, расположенных перпендикулярно друг другу. При ткачестве безворсовых ковров нити основы закрываются утком, окрашенным в различные цвета. Ткань таких ковров гладкая, рисунок лицевой стороны идентичен изнаночной. Эти ковры называют также двусторонними безворсовыми. К безворсовым коврам относят килимы, паласы и сумахи. Сумах отличается от обычного гладкого ковра тем, что в образовании ткани ковра участвуют два утка. Первый служит для создания так называемого каркаса ковровой ткани и переплетается с нитями основы. Он скрепляет переплетение с основой второго узорообразующего утка . Каркасный уток окрашивается в один цвет, нити для узорообразующего – в различные цвета. В этом случае цветной шерстяной уток переплетается с основой не полотняным переплетением, а делает петлю на двух основных нитях, а затем переходит к следующей паре нитей основы, образуя при этом рисунок на лице, а на изнанке выступает уток, который переплетается с основой полотняным переплетением после каждого ряда шерстяных узорных косичек или полукосичек. На лицевой стороне сумаха переплетения нитей имеют вид косички, а концы цветных узорообразующих нитей выводятся на изнанку. Таким образом, лицевая сторона ковра гладкая, а изнанка мохнатая, что придает ковру мягкость. В простых паласах разноцветные уточные нити не сцепляются между собой, а обвиваются с соседними основными нитями, т.е. между двумя цветными утками по вертикали получаются просветы.. При составлении узоров для паласов необходимо следить, чтобы не было длинных вертикальных линий, иначе в этих местах будут вертикальные щели. Килимы отличаются от паласов тем, что утки одного цвета перевиваются с утками другого цвета, а не ложатся рядом. Когда в местах перехода одного цвета в другой перевиваются нити утка на одной нити основы, четкость цветовых границ несколько утрачиваются Для ворсового ковра ручного изготовления заработка и кромки выполняются аналогично. Для вязки узлов применяется как одиночная нить, так и в 2-3 сложения и более. Для вязки узлов и обрезки ворса применяется специальный нож, на конце которого имеется крючок. В зависимости от формы вязки ковровые узлы бывают одинарные, полуторные, двойные и спиральные. Наиболее прочным является двойной узел, при котором шерстяной уток обвивается на двух нитях основы, выпуская концы на лицевую сторону, После каждого ряда узлов прокладывают два ряда уточных нитей, которые переплетаются с основой полотняным переплетением. Полуторный узел, называемый пекинским или персидским, отличается от предыдущего тем, что в нем одна нить основы огибается полной, а другая неполной петлей. Большое распространение имеют махровые и длинноворсовые ковры, которые до сих пор вырабатывают в Сибири, прибалтийских республиках, где эта техника известна под названием «рюу» В махровых коврах вяжется также двойной узел. Но количество групповых утков увеличивается. Декоративный эффект при этом достигается длиной ворса. Эти ковры отличаются большой живописностью и мягкостью колорита. Эта техника открывает перед художником большие возможности. Подготовка и заработка выполняются обычным способом. Цветные кончики пряжи обвивают две нити основы так, чтобы ворсинки были выпущены на лицевую сторону. Между рядами узлов прокладываются шерстяные или хлопчатобумажные утки, которые переплетаются с основой репсовым переплетением. Количество их зависит от длины ворса. В изготовлении традиционного гобелена также встречается три вида переплетений: Гладкое, которое по технике выполнения представляет собой полотняное переплетение, называемое также репсовым или гарнитурным. Представляет собой полотно, обладающее незаметной факту, гладкостью, ровнотой художественной плоскости. Данное переплетение является идеальным фоном для фактурных и рельефных элементов композиции, а также обладает большими возможностями для передачи живописных эффектов. Фактурное, обладающее более рельефной поверхностью полотна или отдельных его участков. Позволяет делать более выразительными элементы, являющиеся акцентом композиции. Ворсовое, когда лицевая поверхность состоит из концов отрезков цветной пряжи, может выполняться как по всей рабочей поверхности полотна, так и подчеркивать характер и фактуру отдельных элементов композиции гобелена. При выполнении работы, в зависимости от ее содержания и характера элементов, могут использоваться отдельные виды переплетений или их комбинация, часто фактурные и ворсовые элементы присутствуют в виде отдельных вкраплений на фоне в основном гладкой поверхности всей композиции. |