Экспедиторское поручение на организацию стивидорных операций Лекция 3. Процесс предоставления транспортно-экспедиторских услуг 1. Выбор оптимальной схемы доставки и внешнее экспедирование. 2. Внутрипортовое экспедирование. 3. Вопросы сертификационного оформления груза в порту с помощью экспедитора. 4. Экспедиторское поручение на организацию стивидорных операций 1.Выбор оптимальной схемы доставки производится экспедитором при получении заявки на организацию транспортировки нового для него груза или известного груза на новом направлении. На основании предварительной оценки вариантов доставки определяются 2-4 конкурентоспособных направления. По каждому варианту собираются исходные данные и затем на основе выполненных расчетов рекомендуется оптимальный вариант. Пример, экспорт 20 000 т удобрений Невинномыск (поставщик) – китайский порт Шанхай (покупатель) – на условиях СИФ Шанхай. В соответствии с этими условиями грузоотправитель должен организовать доставку груза на морском транспорте, перевалку груза в порту, транспортировку от порта до места назначения. Грузоотправитель подал заявку в транспортно-экспедиторскую компанию, с которой у него уже был заключен долгосрочный договор. Экспедитор предложил следующие схемы доставки: 1) Ж/д – порт– порт: 1.1) Невинномысск - Новороссийск - Шанхай - 5,06 долл/т (Ж/д тариф) + 5,8 (аккордная ставка) + 17,5 (фрахтовая ставка) = 28,36 долл/т; Общая сумма = 567200 долл. 1.2) Невинномысск – Мурманск –Шанхай 27,45 + 6 + 20 = 53,45 долл/т Общая сумма = 1069000 долл. 2) Ж/д вариант: Общая сумма = 1130000 долл. Экспедитор рассчитывает стоимость транспортировки на каждом участке, стоимость ПРР в разных портах, определяет время транспортировки, оценивает вероятность непредвиденных расходов, задержек в пути, повреждения груза. И затем вместе с клиентом отбирается наилучший вариант. После выбора транспортно-технологической схемы экспедитор должен выбрать субподрядчиков-третьих лиц и заключить соответствующие договоры. Правовой основой для взаимных договоров при внутренних железнодорожных перевозках являются Гражданский кодекс РФ и Транспортный устав железных дорог. На автомобильном транспорте взаимоотношения регламентируются ГК РФ и Уставом автомобильного транспорта. В договоре необходимо оговорить обязанности сторон, а также стоимость транспортировки. На автомобильном транспорте тарифы определяются предприятием самостоятельно, исходя из расходов и коньюнктуры рынка автомобильных перевозок. На железнодорожном транспорте существует два вида тарифов. Для расчета провозных плат при внутрироссийских перевозках применяется Прейскурант 10-01. При перевозках экспортных импортных и транзитных грузов применяется Международный транзитный тариф (МТТ). Внутрипортовое экспедирование Рассмотрим наиболее распространенную схему обслуживания экспортных и импортных грузов, поступающих в порт Новороссийск по железной дороге. Экспорт По мере прибытия груза на станцию порт получает следующие документы: - ж/д накладную; - товаро-сопроводительные документы: сертификаты качества и количества, грузовую таможенную декларацию (если груз оформлен во внутренней таможне). При перемещении груза в порт оформляют приемный акт. Если таможенное оформление груза производится на границе, то экспедитор оформляет сначала временную таможенную декларацию. Для этого, если груз подкарантинный (растительного или животного происхождения), необходимо получить разрешение на таможенное оформление в Инспекции по карантину растений, Ветеринарной службе и Инспекции по Россельхознадзору. По мере накопления судовой партии экспедитор производит учет и контроль за прибывшим грузом и информирует об этом грузовладельца. Когда партия сформирована и готова к отгрузке экспедитор получает от клиента инструкцию на погрузку. В соответствии с инструкциями клиента экспедитор оформляет поручение на отгрузку экспортного груза. При проведении грузовых работ экспедитор контролирует правильность погрузки груза. Оформляются коносаменты и манифест. После погрузки груз списывается со склада порта. Импорт Процесс оформления экспедитором выгрузки и вывоза импортного груза из порта включает следующие этапы: 1. Груз по прибытии на таможенную территорию РФ должен быть предъявлен таможне, которая ставит печати на коносаментах и манифесте "груз таможенный". 2. Грузовладелец передает экспедитору следующие документы, необходимые для таможенного оформления: импортное карантинное разрешение, фитосанитарный сертификат, сертификат качества и другие. Экспедитор передает их соответствующим организациям (см. вопрос 3), которые выдают разрешение на растаможивание груза. 3. Экспедиторна основании инструкции клиента оформляет разнарядку, которая является инструкцией для порта по вывозу груза. 4. На основании выданных разрешений порт составляет документ учета. Выгрузка с судна оформляется Генеральным актом. Акт-извещение составляется на каждую коносаментную партию при несохранной перевозке ее (недостача, излишки целых мест, повреждение груза, его тары и упаковки). 5. На основании документа учета, коносамента, сертификата происхождения оформляется полная грузовая декларация, предоставляется экспедитором в таможню, где происходит ее проверка. После этого ставится штамп "выпуск разрешен", который означает, что груз стал российским. 6. После оформления ГТД закрывается документ учета. Вопросы сертификационного оформления груза в порту с помощью экспедитора или агента. В транспортном узле при перевалке экспортно-импортных грузов требуется оформление некоторых сертификатов. Такое оформление производится посредством заказа представителей определенных служб, проверкой состояния груза с последующим оформлением необходимых документов. Только после получения необходимых сертификатов возможна таможенная очистка груза (Таблица). Экспедиторское поручение на организацию стивидорных операций Под стивидорными операциями понимаются услуги, связанные с производством погрузки, выгрузки и укладки грузов в трюмах или на палубе. Cтивидорные операции делятся на: - терминальные работы - работы на борту судна, непосредственно связанные с погрузкой/выгрузкой груза, включая укладку и крепление; - тыловые работы – работы по подготовке груза к грузовым операциям. Кроме того, при погрузке и выгрузке груза выполняются тальманские работы, заключающиеся в подсчете груза при его погрузке и выгрузке. В большинстве портов мира стивидорные компании выполняют весь комплекс операций, как на судне, так и на берегу. Но есть немало портов, где терминальные и тыловые работы разделены. Такое разделение получило распространение на контейнерных терминалах. В этом случае судовладелец заключает два контракта: со стивидорной компанией и контейнерным депо. Одной из сторон в стивидорном контракте является стивидорная компания. Вторая сторона в трамповом судоходстве определяется в зависимости от условий договора морской перевозки (чартера) (ФИ, ФО, ФИО, ФИОС). Ею может быть как судовладелец, так и грузовладелец. В линейном судоходстве договор на стивидорное обслуживание, как правило, заключает судовладелец. Заключению стивидорного контракта предшествует большая подготовительная работа. Судовладелец или грузовладелец, изучив и отобрав подходящие стивидорные компании, вместе с агентом или экспедитором проводит переговоры путем выдачи предварительных оферт с описанием типов своих судов, частоты захода в порт, количества и рода груза. В свою очередь стивидоры представляют свои условия обработки, где указывают стивидорные ставки, стоимость найма бригад, производительность в смену. Целью переговоров является заключение контракта на взаимовыгодных условиях. Основные условия стивидорных соглашений включают: 1) В условии «Предмет контракта» определяется перечень услуг, которые будет оказывать порт по данному контракту. Например, перевалка, внутрипортовое экспедирование (документальное оформление, учет и хранение на СВХ, информационное обслуживание). Здесь же перечисляются наименования грузов клиента, а также указывается норма месячного завоза груза в порт (Например, не менее 50000 т), норма единовременного хранения на складах порта. 2) Условия, непосредственно связанные с выполнением обязанностей сторон (стивидора и грузовладельца) при поставке грузов в порт или вывозе из порта, при выполнении погрузо-разгрузочных работ, при хранении груза и т. д. 3) Условия, связанные с оплатой услуг: стоимость стивидорных работ, хранения, оформления документов, а также сроки предъявления и оплаты счетов, форма оплаты (аккредитив, аванс, наличные), порядок оплаты (через агента, экспедитора, непосредственно заказчиком). Условия о взаимной ответственности сторон, о порядке и месте разрешения споров и др. (условия, которые присутствуют в любом договоре купли-продажи товаров или услуг). Стивидорный контракт имеет несколько аддендумов к нему, в которых приведены ставки и тарифы на стивидорные операции. Существуют две основные системы оплаты работ по погрузке/выгрузке груза: - повременная; - сдельная. При повременной системеоплаты стивидорных работ судовладелец покрывает все фактические затраты стивидора, а также выплачивает оговоренный процент накладных расходов и прибыли. При такой системе в аддендуме указываются: 1) Почасовые ставки стоимости работы бригады докеров или одного докера при работе в нормальное рабочее время. 2) Почасовые ставки использования кранов, тележек, тягачей, погрузчиков и других механизмов. Исходя из этого определяются расходы стивидора, а затем оговаривается определенный процент накладных расходов и прибыли. Такая система не выгодна для судовладельца, так как не стимулирует повышение производительности труда. Чем выше производительность труда, тем меньше получит стивидорная компания за обработку того же количества грузов. Кроме того, этот метод оплаты не дает возможности заказчику стивидорных работ заранее рассчитать свои расходы в порту и определить экономическую целесообразность захода судна в данный порт, так как стивидорные расходы зависят от времени выполнения стивидорных работ. При сдельной системе оплаты стивидорных работ в аддендуме приводятся ставки, установленные на основе базы. В качестве базы начисления может выступать: - весовая тонна (метрическая, длинная или короткая); - объемная тонна (кубометр); - одно грузовое место (автомашина, контейнер, трейлер). Ставки тарифов устанавливаются с учетом трудоемкости обработки различных видов грузов. Кроме ставки за стивидорные операции, тарифы содержат условия применения тарифа, в которых оговариваются все операции, включенные в данную ставку. За операции, не включенные в перечень, взимается дополнительная плата. Расходы не указанные в ставке, такие как уборка сепарации, крепежного материала, перемещение груза, оплачиваются отдельно по повременной ставке за бригадо/час. Сдельная система оплаты погрузочно-разгрузочных работ является более распространенной, так как интересы заказчика и стивидорной компании совпадают. Увеличение производительности труда с одной стороны отражается на сокращении времени стоянки судна в порту, а с другой способствует росту доходов стивидорной компании. Базисная ставка стивидорного тарифа установлена за работы, выполняемые в обычное время, в обычных условиях и с обычным риском. За любые отклонение предусматриваются следующие надбавки: - за работу в неурочное время: выходные и праздничные дни, 2 и 3-ю смены, в обеденный перерыв; - за работу с вредными грузами: пылящими, остропахнущими, трудоемкими; - за грузовые работы с перевеской; - за работу в неудобных помещениях: в кормовых трюмах, разделенных переборками или тоннелем гребного вала; - за работу в загрязненных трюмах. Особо оговаривается оплата простоя бригад по вине судна, в случае завершения работ до конца смены, по метеопричинам, из-за отсутствия груза, вагонов. За простой устанавливаются повременные ставки за бригадо-час. Выполнение тальманских услуг оформляется контрактом между тальманской фирмой и перевозчиком или фрахтователем с повременной или сдельной оплатой, т.е. за работу одного тальмана в час или за единицу груза соответственно. |