МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

КОНТРОЛЬНО-УЧЕБНАЯ КАРТА ВНЕАУДИТОРНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ





Ключевые вопросы темы Цель Вопросы для самоконтроля
1. Морфология, жизненный цикл, патогенное действие эхинококка. Изучить строение эхинококка. Знать жизненный цикл, патогенное действие эхинококка. 1. Особенности строения эхинококка. 2. Локализация. 3. Пути заражения. 4. Жизненный цикл. 5. Патогенное действие.
2. Диагностика и профилактика эхинококкоза.   Обосновывать методы лабораторной диагностики, меры общественной и личной профилактики при эхинококкозе. 1. Комплексное обследование больного: - клинические методы - лабораторные методы - сканирование - рентгенография - ультразвуковое исследование - компьютерная томография 2. Меры общественной и личной профилактики эхинококкоза.  
3. Морфофизиологические особенности отрядов цепней и лентецов. Изучить морфофизиологические особенности отрядов цепней и лентецов. 1. Отличия отрядов цепней и лентецов.
4. Морфология, жизненный цикл, патогенное действие лентеца широкого. Изучить строение лентеца широкого. Знать жизненный цикл, патогенное действие лентеца широкого. 1. Особенности строения лентеца широкого. 2. Локализация. 3. Пути заражения. 4. Жизненный цикл. 5. Патогенное действие.
5. Диагностика и профилактика дифиллоботриоза Обосновывать методы лабораторной диагностики, меры общественной и личной профилактики при дифиллоботриозе. 1. Гельминтоовоскопия яиц лентеца широкого. 2. Меры общественной и личной профилактики дифиллоботриоза.
  Изучить строение альвеококка. Знать жизненный цикл, патогенное действие альвеококка.   Обосновывать методы лабораторной диагностики, меры общественной и личной профилактики при альвеококкозе.   1. Морфологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие альвеококка.     2. Диагностика и профилактика альвеококкоза.  
  Знать принципиальные диагностические особенности эхинококка и альвеококка для точной постановки диагноза. 1. Дифференциальная диагностика эхинококкоза и альвеококкоза.    
  Знать регионы распространения цестодозов человека. 1. Географическое распространение гельминтозов человека, вызванных ленточными червями.

 

ПЛАН РАБОТЫ В АУДИТОРИИ

Название этапа Описание этапа Цель этапа Врем.(мин).
1. Контроль исходного уровня знаний.   2. Практическая работа с микропрепаратами.     3. Решение ситуационных задач по цестодозам.     4. Оформление результатов практической работы.   5. Контроль конечного уровня знаний.   6. Заключение.   Теоретический опрос по ключевым вопросам.   Изучение микропрепаратов под микроскопом и бинокулярной лупой (эхинококк, альвеококк, лентец широкий).   Изучение на слайдах морфологических особенностей эхинококка, альвеококка, лентеца широкого.   Изучение на макропрепаратах эхинококка, альвеококка, лентеца широкого.   На диагностирование: - эхинококкоза - альвеококкоза - дифиллоботриоза.   Зарисовать цестод с микропрепаратов и таблиц.     Выполнение выходного тестового контроля.   Подведение итогов занятия. Выдача задания к следующему занятию. Выявление уровня знаний.     Идентификация эхинококка, альвеококка, лентеца широкого на микропрепаратах.     Идентификация эхинококка, альвеококка, лентеца широкого на слайдах.   Идентификация эхинококка, альвеококка, лентеца широкого на макропрепаратах.   Умение обосновывать методы диагностики эхинококкоза, альвеококкоза, дифиллоботриоза.   Умение сопоставить данные микропрепаратов с собственным рисунком.   Выявление степени усвоения темы.     Проверка протокола практического занятия. Ориентация студентов на самостоятельную домашнюю подготовку.                

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА



1. А.А. Слюсарев Биология с общей генетикой. Киев. Изд. “Высшая школа”. 1987

2. В.Н. Ярыгин Биология. М., изд. “Медицина”, 1985

3. Д.В. Генис Медицинская паразитология. Медицина. М. 1979

4. Ю.К. Богоявленский Руководство к лабораторным занятиям по биологии. Медицина. М., 1975

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Р.С. Первомайский Паразитология человека. Медицина. Л. 1974

2. Т. А. Гинецинская, А.А. Добровольский Частная паразитология. Т. 1-2. Высшая школа. М., 1978

3. Н.В. Чебышев, Ю.К. Богоявленский, А.Н. Демченко и др. «Руководство к лабораторным занятиям по биологии» ., М., «Медицина» 1999

4. В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова Биология (2 кн). М., Высшая школа, 1997.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Задание №1. Эхинококк (Echinococcus Granulosus).На тотальном микропрепарате под бинокулярной лупой изучить строение эхинококка. Длина стробилы составляет 3-7 мм. Сколекс снабжен 4 присосками и двумя рядами крючьев (36-40 штук). Шейка длинная и тонкая. Стробила состоит из 3 или 4 проглоттид. Первый членик бесполый, молодой, второй (иногда и третий) — гермафродитный, но органы половой системы различаются с трудом. Последний членик — зрелый; он значительно крупнее предыдущих как по длине, так и по ширине. Внутри зрелого членика видна матка, наполненная яйцами. Обратите внимание, что у эхинококка матка имеет хорошо выраженные боковые выпячивания неправильной формы. Этот признак отличает эхинококк от альвеококка. Зарисовать и обозначить: сколекс, присоски и крючья, шейку, гермафродитные проглоттиды, зрелую проглоттиду, матку, наполненную яйцами, половое отверстие.

Задание №2. Альвеококк (Alveococcus Multilocularis).Изучить на слайдах строение половозрелой формы альвеококка. Ленточная форма составляет 1,5-4 мм. Сколекс также имеет 4 присоски и хоботок с двумя рядами более мелких крючьев. Основным отличительным признаком служит строение матки в зрелом членике: матка имеет мешковидную форму и никогда не образует боковых выпячиваний. Второе отличие проявляется в том, что половое отверстие расположено в передней половине членика, а не в задней, как у эхинококка. Зарисовать и обозначить: сколекс, стробилу, зрелый членик, шаровидную матку, половое отверстие.

Задание №3. Поперечный срез сколекса широкого лентеца (Diphyllobothrium Latum).В микропрепарате под малым увеличением микроскопа рассмотреть поперечный срез сколекса широкого лентеца и его личинку — плероцеркоид. Обратить внимание, что ботрии видны в виде двух глубоких щелевидных полостей, расположенных на противоположных сторонах среза. Плероцеркоиды белого цвета длиной около 2 см, морщинисты, благодаря сокращению продолговатой мускулатуры.

Задание №4. Гермафродитный членик лентеца широкого.В микропрепарате под бинокулярной лупой или малом увеличении микроскопа идентифицировать гермафродитный членик лентеца широкого. Обратить внимание, что в нем различают три половых отверстия: отверстие матки, отверстие влагалища и мужское половое отверстие, открывающееся на брюшной стороне. Двулопастной яичник располагается у заднего края членика. Семенники и желточники занимают боковые поля членика, всю среднюю часть проглоттиды занимают петли матки в виде розетки. В средней части лежит округлое образование — мешок цирруса, в котором рядом открываются семявыносящий проток и влагалище. Членики прямоугольной формы. Зарисовать и обозначить: вышеуказанные детали строения.

Задание №5. Зрелая проглоттида широкого лентеца.В микропрепарате под бинокулярной лупой или при малом увеличении микроскопа идентифицировать зрелый членик широкого лентеца. Обратить внимание, что в отличие от тениид ширина резко преобладает над длиной. Внутри членика рассмотреть матку, имеющую характерную бантовидную форму, образованную неразветвленной трубкой, свернутой в петли. Наиболее крупные петли находятся у переднего края членика. Матка заполнена желтовато-черными яйцами. Половая клоака в отличие от тениид расположена не сбоку, а на вентральной поверхности членика (у переднего края по средней линии) и имеет вид округлого диска с отверстием.

Иногда на препарате можно видеть выходное отверстие матки (т.е. матка лентеца в отличие от тениид незамкнутая).

Еще одним отличительным признаком является расположение желточников. У лентеца они представлены многочисленными мелкими пузырьками в боковых частях проглоттиды, дорсально от семенников. Поскольку семенники также имеют форму фолликулов, отличить их на препарате от желточников практически невозможно.

Зарисовать и обозначить: матку, половую клоаку, отверстие матки, семенники и желточники.

Задание №6. Овогельминтоскопия. Морфология яйца широкого лентеца.Под большим увеличением микроскопа на микропрепаратах рассмотреть яйца лентеца широкого. Выявить их морфологические особенности и зарисовать.

Выявить также яйца широкого лентеца на препарате «Смесь яиц разных гельминтов».

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

 

1.1 При дегельминтизации у больного выделились фрагменты крупного лентовидного гельминта. Длина члеников намного меньше, чем ширина, в центре члеников видно слегка выступающее темное пятно. Определите вид гельминта? Возбудителем какого заболевания он является? Пути заражения? Ваш предположительный диагноз? Какие необходимо провести обследования? Особенности морфологии и жизненного цикла паразита? Меры личной профилактики?

1.2 В поликлинику обратился мужчина с жалобами на расстройство пищеварения, периодические боли в животе, слабостью, головокружением. Из анамнеза — больной занимается рыбной ловлей в реке Волге и употребляет свежесоленую рыбу и щучью икру. При овогельминтоскопии фекалий обнаружены крупные яйца (50x75 мкм), желтоватого цвета с тонкой гладкой оболочкой. На одном из полюсов имеется крышечка, на другом бугорок. Можно ли в данном случае поставить и обосновать окончательный диагноз? Определите видовую принадлежность паразита. Возбудителем какого заболевания он является? Каким хозяином является человек для данного гельминта? Пути заражения человека? Особенности патогенеза? Распространение?

1.3 При лабораторном обследовании работников столовой у одного из них при микроскопии фекалий обнаружены крупные яйца гельминта (50x80 мкм). Форма широкоовальная, сероватого или слегка желтоватого цвета с тонкой гладкой оболочкой. При большом увеличении микроскопа обнаруживается крышечка и бугорок, содержимое яйца— мелкозернистое. Из анамнеза — больной занимается любительским ловом рыбы в районе Финского залива, и употребляет щучью икру в свежесоленом виде. При опросе больного выяснилось, что икру употребляли и другие члены семьи. Определите вид гельминта. Возбудителем какого заболевания он является? Нужно ли обследовать членов семьи на этот гельминтоз? Каким хозяином является рыба для данного гельминта? Возможные осложнения, меры личной и общественной профилактики?

1.4 В клинику инфекционных болезней обратился житель Прибайкалья, у которого, наряду с нарушением пищеварения, отмечается тяжелая форма анемии. При опросе больного выяснилось, что незадолго до болезни он употреблял в пищу свежезамороженную рыбу (строганину). Каков ваш предположительный диагноз? Поставьте окончательный диагноз и обоснуйте его на основании лабораторного исследования. Каковы пути заражения? Назовите промежуточных хозяев данного гельминта. Укажите очаги существования данного гельминтоза.

1.5 К врачу обратился больной житель Самарской области. У него наблюдается расстройство пищеварения, боли в правом подреберье; несмотря на нормальный аппетит, выглядит истощенным. Из анамнеза: фермер, в личном хозяйстве — коровы и овцы. Имеется собака, которую он кормит с убойного пункта. Ежегодно использует мясо убоя собственного скота. Собака на зараженность гельминтами не обследована. Ваш предположительный диагноз? Какие следует провести диагностические исследования? Поставьте окончательный диагноз. Назовите особенности патогенеза. Укажите источники инвазии. Какие рекомендации следует дать по личной и общественной профилактике?

1.6 При вскрытии трупа женщины 50 лет в брюшной полости был обнаружен большой эхинококковый пузырь диаметром 5 см. Два пузыря с грецкий орех находились в печени. Три года тому назад у этой женщины была травма живота, к врачам не обращалась. Причина смерти — эхинококкоз брюшной полости. Какие пузыри эхинококка являются следствием первичной инвазии? Каким хозяином является человек для данного гельминта? Особенности патогенеза? Возможные осложнения? Распространение? Меры личной профилактики?

1.7 В больницу поступил пациент с жалобами на боли в грудной клетке, кашель, сначала сухой, а затем со слизисто-гнойной мокротой, кровохарканьем, одышкой. При рентгенологическом обследовании в легких выявлено затемнение округлой формы до 10 см в диаметре с четкими контурами. В гемограмме обнаруживается эозинофилия, увеличивается СОЭ. Из анамнеза — по профессии пастух, житель Казахстана. Пасти стада овец ему помогают несколько собак. Во время пастьбы были случаи вынужденного убоя овец и скармливания внутренних органов собакам. Собаки на гельминтозы не обследованы. Ваш предположительный диагноз? Как могло произойти заражение? Поставьте окончательный диагноз и обоснуйте его. Назовите возможные осложнения. Укажите локализацию в организме окончательного и промежуточного хозяина, географическое распространение.

1.8 Охотник, живущий в Сибири в течение трех лет, жалуется на ощущение давления и тяжести в правом подреберье, на расстройство пищеварения, общую слабость, снижение работоспособности, периодическое повышение температуры тела. Иногда возникают аллергические высыпания. При обследовании обнаружено увеличение печени, пальпируется ее бугристость. Клинический диагноз — альвеококкоз печени. Назовите пути заражения альвеококкозом. Какие исследования необходимо провести для постановки окончательного диагноза? Каким хозяином является человек для данного гельминта? Объясните, что означает экзофитный рост финны альвеококка.

1.9 В инфекционное отделение больницы поступил житель Якутии, геолог по профессии. У больного выражена желтуха, уплотненная бугристая печень, больной крайне истощен. Пациент оперирован. Удалена опухоль печени, которая на разрезе имеет ячеистое строение, в центре опухоли — распадающаяся ткань. Поставьте диагноз и обоснуйте его. Каковы особенности патогенеза? Укажите источники инвазии. Каким хозяином является человек для данного гельминта? Назовите меры общественной и личной профилактики.

1.10 К врачу обратился мужчина 45 лет с жалобами на общую слабость, снижение аппетита, тошноту, боли в животе, расстройство стула. Из анамнеза — по профессии рыбак. При лабораторном обследовании фекалий больного обнаружены фрагменты, состоящие из коротких, но широких члеников с темными пятнами в центре каждого из них. Ваш предположительный диагноз? Проявлением какого гельминтоза может быть указанная симптоматика? Укажите источники инвазии. Какие необходимо провести исследования? Каким хозяином является человек для данного гельминта? Какие рекомендации следует дать по личной профилактике?

Алгоритм решения задачи 1.10

1. Объект исследования больной человек.
2. Диагностический материал микроскопия испражнений.
3. Способ диагностики микроскопирование нативного препарата.
4. Анализ микропрепарата свидетельствует обнаружены яйца лентеца широкого – овальной формы, желтовато-коричневого цвета, длиной 0,07 мм, одеты тонкой двуконтурной оболочкой. На одном полюсе имеется крышечка, на другом небольшой бугорок.
5. Диагноз дифиллоботриоз.
6. Пути заражения алиментарный путь.
7. Окончательный хозяин 8. Рекомендации по личной профилактике.   человек. соблюдение правил технологии приготовления рыбных блюд. Употребление в пищу только хорошо проваренной и прожаренной рыбы.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.