Специфика развития НТП и его влияние на управление. Сущность и актуальность менеджмента. Специфика развития НТП и его влияние на управление. Понятие и сущность менеджмента. Специфика развития НТП и его влияние на управление. Термин «менеджмент» достаточно новый для нашей страны, но даже у нас он уже достаточно распространён. И, главное, количество менеджеров – управленцев всех уровней с каждым годом увеличивается. В экономически развитых странах удельный вес менеджеров составляет примерно 10% от всего занятого населения. И, более того, по перспективным оценкам ожидается увеличение числа управленцев до 20% от общего количества занятых. [В сельском хозяйстве США занято 4-6% ] [Мало того, что число управленцев так велико, так ещё они составляют группу наиболее высоко оплачиваемых работников. Средняя зарплата менеджеров в мелких американских фирмах составляет 25-30 тыс. долларов в год, в крупных – 30-150 тыс. долларов в год]. Не слишком ли много современное общество тратит на менеджеров? Ведь управленцы своими руками ничего не создают, они только организуют деятельность других людей. Актуальность менеджмента определяется резким ускорением НТП в последние 100 лет. Как измерить скорость.  Скорость передвижения – не экономический термин, и экономисты стали искать другой способ измерения динамики НТП.  ВВП рос, но росло и население. В 19 веке с внедрением фабрик, машин резко возросла производительность труда, количество товаров, производимое на душу населения, стало расти. Менеджмент как наука и как особая сфера деятельности не существовал. Управление основывалось на традициях. На рубеже 19-20 веков резко ускорился НТП и возникла потребность в профессиональном управлении. Наука стала непосредственной производительной силой. Это означает, что все её достижения тут же внедряются в производство. Более того, крупные компании финансируют научные учреждения, ускоряя решение того или иного вопроса, который мог бы помочь бизнесу. Скорость внедрения. Внедрение за рубежом. В экономике ускорение НТП выражается в том, что жизненный цикл товара резко сокращается. Жизненный цикл товара – это время от начала его создания до снятия товара с производства. (отличать от физического существования вещи. Музей.) В начале 20 века жизненный цикл товара составлял 70 – 100 лет, (домострой. как строить дом. технология. Эти знания из поколения в поколение не менялись.) В середине 20 века продолжительность жизненного цикла товара составляля 50-20 лет (Форд Т – 20 лет без изменений. Волга – 40 лет. ) Сейчас средняя продолжительность жизненного цикла товара – 3- 5 лет. Существуют товары, которые обновляются быстрее. (какие: телефоны, одежда, комп. программы). Товар морально устаревает. Выживает то предприятие, которое сумеет быстро сориентироваться и производить конкурентоспособный товар, постоянно его обновляя. График жизненного цикла товара.  «Дойная корова» - товар, приносящий высокие доходы, но их рост незначителен. «Собаки» - товары, которые рынок не принял. Они приносят низкие доходы и прирост доходов низкий. «Звёзды» - приносят высокие доходы и их прирост высокий. «Знаки вопросов / трудные дети» - товары, которые ещё не вышли на рынок. Еще в 1996 году жизненный цикл бытовой электроники в Японии и в западных странах составляла 3 месяца. То есть каждые 3 месяца в модель вносятся существенные изменения или выпускается новая модель. Работая на таком динамичном рынке, компания SONY в том же 1996 году выпустила 5000 новых изделий, то есть более двух новых изделий в час. Происходит постоянная адаптация к внешней среде. Эту адаптацию, без которой невозможно выживание организации, должны обеспечить менеджеры. Только они могут решить, что производить, как производить, кому и по каким ценам продавать. Таким образом сложность работы, высокая ответственность и важность для организации определяет большое количество менеджеров и их высокие оклады. |