МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Производственный менеджмент





Раздел 1 Тема 4

Производственный менеджмент — управление производ­ством, система взаимосвязанных элементов, характеризующих производство, его организацию, техническое обслуживание, уп­равление стратегией, программой, производством в оперативном режиме, материальным обеспечением производства, экономикой, ценообразованием, расходами в производстве. Управлению про­изводством присущи свои особые, специфические функции.

Функция организации — характеризует свойства системы уп­равления, ее структуру, состав, взаимосвязь и процесс взаимодей­ствия указанных элементов. Она отражает структуру управляемой и управляющей систем, обеспечивающих процесс производства продукции и целенаправленное воздействие на коллектив людей, реализующих этот процесс.

Функция нормирования — процесс разработки научно обосно­ванных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в про­цессе производства и управления.

Функция планирования призвана регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей.

Функция координации — обеспечение согласованной и сла­женной работы производственных подразделений. Это воздей­ствие на коллектив рабочих их непосредственных линейных ру­ководителей.

Функция мотивации — стимулирование к эффективному труду, форма общественного воздействия, коллективных и индивидуаль­ных поощрительных мер.

Функция контроля воздействие путем выявления, обобщения и анализа результатов деятельности и доведение их до руководите­лей с целью подготовки управленческих решений. Реализуется на основе информации о выполнении задания и анализа причин от­клонения.

Функция регулирования осуществляется посредством принятия мер по предотвращению и устранению выявленных перебоев в ходе производства (143).

Основная цель предприятия реализуется в результате выпол­нения производственных программ.

Система производственных программ предприятия

 

Уровень стратегического планирования программы Изучение конъюнктуры рынка и сбыта продукции в соот­ветствии с профилем предприятия. Формирование перспек­тивного плана продукции
Уровень управ­ления произ­водственной программой Формирование производственной программы. Распределе­ние программы выпуска изделий по плановым периодам года и для сборочных цехов. Расчеты календарно- плановых нормативов движения производства. Формирование но-менклатурно-календарных планов выпуска сборочных еди­ниц деталей для обрабатывающих и заготовительных цехов. Формирование производственных программ в цехах на квартал, месяц и их распределение по участкам и бригадам
Оперативное управление производством Формирование оперативно-календарных планов (графиков) запуска, выпуска сборочных единиц и деталей на короткие плановые периоды. Формирование сменно-суточных заданий

В условиях рынка резко возрастает роль производственного менеджмента. Под производством обычно понимается выпуск то­варов и переработка сырья. Деятельность управляющих в этой области включает в себя те действия, в результате которых произ­водятся товары и услуги, поставляемые организацией во вне­шнюю среду. Система производственной деятельности состоит из трех подсистем. Первая подсистема выполняет производительную работу. Вторая не связана прямо с производством, но выполняет необходимые функции обеспечения первой подсистемы. Послед­няя подсистема (планирования и контроля) обеспечивает инфор­мацию о состоянии всей системы и незавершенном производстве. Обязанности менеджеров в этой области можно разбить на три основные группы:



—разработка и реализация общей стратегии и направлений производственной деятельности;

—подготовка и внедрение системы, включающей разработку
производственного процесса, определение месторасположения
производственных мощностей, проектирование развития предприятия, новых продуктов, разработка и внедрение стандартов и норм на выполнение работ;

—планирование и контроль текущего функционирования системы.

Управляющему всегда приходится иметь дело с большими объемами информации. Он должен мыслить аналитически, иметь способности к восприятию и оценке новых технологий. Именно он, в конечном счете, определяет успех или провал всей системы. На каждом предприятии существуют сложные рабочие отноше­ния. Для оптимизации деятельности фирмы необходимо эффек­тивное управление этими отношениями. Важна, в частности, ин­женерная функция, которая обеспечивает проектирование новых видов продукции, производственных мощностей и процессов. Инженеры получают от производства информацию по пробле­мам, связанным с конструкцией изделий, о возможностях их усо­вершенствования и т.д.

Маркетинг призван обеспечивать прогноз спроса и реальные заказы клиентов на продукцию. Важна информация о любых претензиях потребителей по качеству или срокам поставки про­дукции. Служба маркетинга получает от производства информа­цию о наличии продукции и возможностях своевременного ее из­готовления для удовлетворения спроса потребителей.

В сфере капиталов, необходимых для эффективной работы фирмы, многое зависит от финансовой службы. Чтобы предоста­вить капиталы в нужное время и в нужных объемах, финансовым менеджерам нужно иметь информацию о планах производства и развития, текущие данные для обеспечения оплаты труда работников, платежей поставщикам, выставления счетов потребите­лям, налаживания учета наличных материально-технических за­пасов и ведения финансовой отчетности.

Служба трудовых ресурсов несет ответственность за вербовку, отбор и обучение кадров для работы. Производственные подраз­деления обязаны заблаговременно информировать кадровую служ­бу о потребности в рабочей силе с указанием ее количества и ква­лификации (31).

Такие зависимости между производством и другими подраз­делениями фирмы могут вести к возникновению конфликтов. Для достижения успеха в работе необходимо, чтобы управляю­щий производством умел быстро и эффективно решать проблемы их урегулирования. Оперативное управление производством выс­тупает важной составной частью руководства производственной деятельностью предприятия. Система оперативного управления производством, качеством продукции и услуг, материально-тех­ническими запасами и техническим обслуживанием построена на одних и тех же принципах. Задача — обеспечение экономически эффективной реализации целей организации.

Система оперативного управления предприятием включает в себя следующие основные элементы: управляемый процесс; об­ратная связь (разработка метода для измерения действительной производительности труда); сравнение (необходимо сравнивать реалии с расчетной нормой и расчетной производительностью); корректирующий фактор (нужна структура, обеспечивающая кор­ректирующие действия при отклонении хода производства от до­пустимых пределов); определение расчетных норм производитель­ности или эффективности контролируемого процесса (115).

Планирование выпуска продукции связано с принятием решений о характере эксплуатации производственных мощностей с учетом изменений спроса. План выпуска продукции обычно разрабатывается на конкретные периоды (например, ежемесячно) в течение всего планового периода продолжительностью не менее года. Для каждого периода, охватываемого планом, определяются объем производства в конкретный период и количество рабочих, используемых в этот период.

План выпуска продукции воздействует на размер целого ряда производственных издержек, таких как издержки хранения гото­вой продукции; ведения портфеля отложенных заказов; издерж­ки, связанные с внеурочной работой или простоями рабочих; обусловленные передачей части работ субподрядчикам, а также связанные с наймом и увольнением рабочих.

Цель планирования производства заключается в обеспечении удовлетворения спроса на продукцию при минимизации общей суммы издержек. Здесь применяются разные стратегии. Так, стра­тегия «постоянный объем производства при постоянной числен­ности рабочей силы» предусматривает постоянство объема выпус­ка продукции независимо от колебаний спроса. Поскольку объем производства остается постоянным, нет необходимости изменять численность нанятых рабочих. Разницу между объемом реального спроса и объемом выпуска компенсируют путем увеличения или уменьшения запаса произведенной продукции или портфеля от­ложенного спроса клиентов. Такой подход часто используют в ка­питалоемких производствах с относительно низкими удельными затратами на хранение готовой продукции.

При реализации стратегии «переменный объем выпуска при постоянной численности рабочей силы» объем выпуска изменя­ется в зависимости от спроса, однако численность рабочей силы остается постоянной. Расхождения между объемом производства и численностью рабочей силы регулируют путем организации сверхурочной работы, предоставлением отгулов или передачей части объема работы субподрядчикам. Эта практика имеет место в трудоемких отраслях.

При стратегии «переменный объем выпуска при переменной численности рабочей силы» предусматривается наем и увольне­ние рабочих в соответствии с изменениями объема производства. Подобная стратегия проводится в жизнь в трудоемких производ­ствах, не требующих квалифицированного труда, а также в случа­ях, когда рабочие предпочитают работать сезонно (115).

Важную роль в менеджменте играет управление запасами. Во всех товаропроизводящих компаниях и в большинстве фирм сфе­ры обслуживания формируются определенные запасы. Цель их создания — образование своего рода буфера между поставками материалов, исключение необходимости непрерывных поставок. Существуют запасы исходных материалов, закупленных комплек­тующих деталей и расходуемых материалов для обеспечения ин­тервала между закупками и их потреблением в производстве; за­пасы незавершенного производства, создающие резервы в рамках последовательных производственных операций, а также запасы готовой продукции, которые связывают производство с процес­сом продажи выпущенных изделий. Таким образом обеспечивается оперативная гибкость.

Наличие запасов позволяет закупать материалы или произво­дить товары экономически выгодными партиями. Управление материально-техническими запасами имеет важное значение для

фирмы. Оно непосредственно влияет на маркетинг, финансовую службу и производственную функцию.

В условиях рынка возрастает значение управления проектами. Проект — это совокупность задач и мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая имеет обычно уни­кальный и неповторяющийся характер.

Практически менеджерам время от времени поручают руко­водство проектами. Такая необходимость возникает, например, при создании новых производственных мощностей или техноло­гических процессов. На предприятиях, ориентированных на вы­полнение работ в виде проектов, например, в строительных ком­паниях, фирмах, разрабатывающих программное обеспечение, управление проектами представляет собой основную форму пла­нирования и контроля текущей деятельности фирмы. Такого рода форма управления нередко находит применение и в других обла­стях деятельности фирм, а не только в области производства. Так, в маркетинге к проектам относятся проведение анализа потреби­тельского спроса, внедрение нового продукта на рынок, разработка системы мер по увеличению объема продаж.

Руководители проектов отвечают за сроки, расходы и каче­ство результата. Считается, что эффективное управление сроками работ является ключом к успеху. Там, где сроки выполнения про­екта затягиваются, вероятность значительного перерасходования средств и возникновения серьезных проблем с качеством работ возрастает. Поэтому во всех основных методах управления рабо­тами по проектам акцент делается на календарном планировании работ и контроле за соблюдением графика.

Процесс оперативного управления всегда предусматривает сравнение результатов функционирования системы с принятыми стандартами и принятие корректирующих мер при отклонении процесса от этих стандартов. При контроле хода работ по реали­зации проекта таким стандартом является план работ, в который входит график, смета расходов и спецификации качества. Для эффективного контроля за ходом работ нужен подробный план работ по проекту.

Выполнение работ по проекту контролируется путем организа­ции периодических совещаний людей, работающих над его выпол­нением. Во время таких совещаний исполнители докладывают о состоянии дел по операциям, за выполнение которых они отвеча­ют. Каждый отчет о ходе работ содержит информацию о том, сколько времени требуется на завершение той или иной работы.

Информацию о ходе работ сопоставляют с графиком, чтобы определить, нет ли каких отклонений от календарного плана. В случае запаздывания выполнения каких-либо операций рассматрива­ются различные варианты вхождения в график, и оптимальное решение берется за основу для реализации. Аналогичные методы применяются для выявления и корректировки отклонений от сметы или заданного качества. Варианты мероприятий по кор­ректировке возникшего отклонения оцениваются с точки зрения технической и организационной осуществимости, сметных и про­чих возможностей.

Не менее важно и оптимальное управление производительно­стью. Производительность или эффективность рассматривают не только как переработку поступающих в производство ресурсов в конечный продукт, но и как процесс, имеющий множество внеш­них воздействий. Производительность — это отношение стои­мости входных ресурсов к стоимости выходной продукции. Все, что влияет на входные или на выходные величины, вызывает из­менения и в производительности. Это означает, что наряду с процессом переработки приходится рассматривать входные и вы­ходные данные, а также любые влияющие на них факторы внеш­ней среды. Отсюда ясно, что абсолютных путей к повышению производительности не существует.

Один из этих путей связан с зависимостью между качеством и производительностью. Высокое качество непосредственно сни­жает издержки за счет увеличения доли продукции, которую мож­но продать, уменьшения случаев возврата изделий покупателями вследствие имеющихся дефектов, а также за счет сокращения объема гарантийного ремонта. В результате компания получает больше денег, которые она может израсходовать на мероприятия по повышению конкурентоспособности. Отсюда необходимость высокого качества новых продуктов, которое дает увеличение объема продаж, позволяет увеличить долю прибыли в доходах.

На производительность большое влияние оказывают факто­ры внешней среды — изменение стоимости электроэнергии, на­логовая политика, инфляция, социальные факторы, международ­ная конкуренция и др. Однако внешняя среда определяет не все. Внутренняя среда, созданная решениями руководства, определяет конечный результат. В условиях растущей конкуренции руковод­ство фирмы обязано осознавать, что решения, оптимальные вче­ра, сегодня могут стать анахронизмом. Это не является призывом к изменениям во имя самих изменений или к отказу от всех ос­новополагающих принципов, хорошо зарекомендовавших себя в прошлом.

Руководство фирмы способно «сплавить» воедино социальные и технические аспекты своей организации, чтобы добиться роста

производительности и привести компанию к успеху. Обеспечение стабильно высокой производительности касается всех функций системы управления и всех связующих процессов — коммуника­ций, принятия решений и обеспечения лидерства. Наиболее важ­ным для руководителей является осознание тесной взаимосвязи всех этих процессов и зависимости оптимального решения от конкретной ситуации.

Эффективность производства — это получение заданного результата при минимальных затратах. Заданный результат — уровень развития рабочей силы, которая при ее соединении с капиталом позволяет обеспечить более полное удовлетворение потребностей рынка в товарах и услугах, а следовательно, макси­мизировать прибыль. Созидательная сила способности к труду тем сильнее, чем эффективнее взаимосвязи работников со сред­ствами производства, чем более развита система кооперации тру­да. Повышение эффективности производственных процессов предполагает также широкомасштабное внедрение прогрессивных нововведений — инноваций. Эффект при этом оценивается с точки зрения не только экономической, но и научно-техниче­ской, социальной, экологической и др.

Оперативное управление производством — это принятие реше­ний в реально складывающейся или сложившейся производ­ственной ситуации. Они должны обеспечить строгий и четкий порядок выполнения запланированных работ. Сейчас процедуры оперативного управления тесно переплетаются с технологией и регулированием производства (167).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.