ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Картотека дидактических игр Краткая аннотация программы Тип программы: практико-ориентированный. Программа представлена в форме практико-ориентированного педагогического взаимодействия, ориентированного на развитие речевой творческой деятельности детей подготовительной группы, на основе ТРИЗ - технологии (методика «Картинка без запинки»). В ТРИЗ - технологии речевая творческая деятельность - это система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь. Обоснование необходимости программы Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в котором человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него различных задач. Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных проблем в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Федеральном Законе от 29.12.2012 № 273-Ф З «Об образовании в Российской Федерации», является одной из социально значимых задач современного общества. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Он умеет и хочет учиться. Анализируя эти качества, мы видим портрет дошкольника, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вместе с тем, анализ практики показывает, что существующая система воспитания в дошкольных образовательных учреждениях ориентирована, прежде всего, на освоение предметного содержания, на выполнение внешне заданных целей, что препятствует развитию творчески активной личности. Актуальность темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. В российском образовании существует педагогическая система, называемая ТРИЗ-педагогикой (теория решения изобретательских задач). Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. С.И. Гин писала: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». Цели и задачи программы Цель программы- проектирование непосредственно-образовательной деятельности, направленной на развитие речевой творческой деятельности детей подготовительной группы средствами методики «Картинка без запинки» ТРИЗ - технологии. Для решения заданной цели реализовать следующие задачи: 1.Разработать модель непосредственно-образовательной деятельности, ориентированной на развитие речевой творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. 2.Разработать и апробировать механизмы внедрения методики «Картинка без запинки» при организации непосредственно образовательной деятельности: 2.1.Подобрать картины с анализом смысловой проблематики различных жанров. 2.1.Разработать технологическую карту непосредственно-образовательной деятельности, ориентированную на развитие речевой творческой деятельности. 2.1.Создать картотеку дидактических игр, творческих заданий, тренингов по методике «Картинка без запинки», направленных на развитие речевой творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. 2.2.Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие речевой творческой деятельности детей 2.3.Определить критерии и показатели развития речевой творческой деятельности детей подготовительной группы. 2.4.Разработать мониторинг результатов развития речевой творческой деятельности. 3.Организовать взаимодействие с родителями воспитанников (законными представителями) и педагогами дополнительного образования по развитию речевой творческой деятельности детей подготовительной группы Объект программы:организация непосредственно образовательной деятельности на основе ТРИЗ - технологии по развитию речевой творческой деятельности детей подготовительной группы. Предмет программы Механизм внедрения методики «Картинка без запинки» в основную образовательную программу дошкольного образования МДОАУ «Детский сад № 20». Теоретико-методологическая основа проекта: Автор | Концепция | Взяли за основу | Теория Л.С. Выготского о процессах обучения. | Обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие. | Обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Обучение будет развивающим только тогда, когда оно будет осуществляться в зоне ближайшего развития. | Теория А.А. Гин | Принципы педагогического воздействия на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста | Принципы: - свободы выбора - открытости - деятельности - обратной связи - идеальности | Сидорчук Т.А. | Формирование навыков творческой деятельности детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий | -Обучение детей созданию образных характеристик объектов -Составление дошкольниками рифмованных текстов -Обучение детей составлению творческих рассказов по картине -Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания | Теория Г.А. Альтшуллера | Алгоритм решения изобретательских задач | Усвоение обобщённых алгоритмов организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. | Теория И. Н. Мурашковской | Методика «Картинка без запинки» | Научить воспитанников «сознательно выражать свои мысли и чувства в таких языковых формах, которые будут полностью понятны слушателям и читателям, которые побуждают к деятельности их ум, чувства или желания» | Ведущими обозначены следующие организационно-педагогические условия: -интеграция методов и приемов ТРИЗ-технологии в содержание основной образовательной программы дошкольного образования МДОАУ «Детский сад № 20»; -определенный набор дидактических средств ТРИЗ; -организация предметно-развивающей среды; -система мониторинга речевой творческой деятельности детей подготовительной группы Методы и способы деятельности: Для решения задач используются определенные методы ТРИЗ-технологии: ТРИЗ-педагогика | Содержание | ТРИЗ – методы | Методики | Методика «Картинка без запинки» | ТРТЛ – теория развития творческой личности (РТВ) | Основные инструменты ТРТЛ – жизненная стратегия творческой личности и трехэтапная стратегия продвижения вверх (построения системы целей). | Методики развития качеств творческой личности помогают выбрать достойную цель и ее реализовать, то есть помогает реализоваться человеку как творческой личности. | Модели, используемые для анализа характера и поступков. Базовая модель описания Элемента (материального и нематериального): Элемент – Имя признака – Значение признака. «Точка зрения» «Ролевые модели» Шкала ценностей Модели загадок Морфологический анализ объекта исследования, построение морфологических таблиц «Раскадровка» | Составь картинки Связи и взаимодействия между объектами Характеристики объектов и действий Копилка образных характеристик События предшествующие и последующие Разные точки зрения Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств Описание объекта, изменяемого во времени. | 5.Основное содержание программы На начальном этапе была разработана модель непосредственно-образовательной деятельности, ориентированной на развитие речевой творческой деятельности детей подготовительной группы  Модель непосредственно-образовательной деятельности показывает интеграцию содержания основной программы дошкольного образования МДОАУ «Детский сад № 20» и внедрение ТРИЗ - технологии (методика «Картинка без запинки»). Разработаны и апробированы механизмы внедрения методики «Картинка без запинки»при организации организованной образовательной деятельности: -создание картотеки дидактических игр, творческих заданий, тренингов по методике «Картинка без запинки», тематического планирования, направленных на развитие речевой творческой деятельности детей подготовительной группы -конструирование технологической карты организованной образовательной деятельности, позволяющей отразить содержание и интеграцию образовательных областей по развитию речевой творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Технологическая картаорганизованной образовательной деятельности Образовательная область | Речевое развитие | Интеграция программы «Картинка без запинки» | Основная образовательная программы МДОАУ «Детский сад № 20» | Методика «Картинка без запинки» | • Развивать связную монологическую речь: учить составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта. • Развивать словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей. • Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество • Расширять представления детей о культуре речевого общения • Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно | • Перечислять объекты на картине; • Находить на картине взаимосвязи между объектами; • Составлять сравнения, загадки и метафоры; • Представлять возможные ощущения с помощью разных органов; • Составлять рифмованные тексты по мотивам содержания картины; • Определять местонахождения объекта на картине; • составлять речевые зарисовки, используя разные точки зрения; • описывать объект, изменяемого во времени (определить время года и части суток); • Находить смысловые характеристики на картине. | Интеграция образовательных областей | Восприятие художественной литературы | Речевое развитие | Восприятие художественной литературы Познавательное развитие | Художественно- эстетическое развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Конструирование самой организованной образовательной деятельности строится на основе модели (приложение №1): Например: Теманепосредственно-образовательной деятельности | Составление описательного рассказа по картине «Утро» Т.Н. Яблонской | Количество часов | | № | | Задачи | | Обучающие | Развивающие | Воспитательные | Составить алгоритм для описания портрета с детьми и его схематическое обозначение. | 1. Способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся). 2. Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность. 3.Формировать умения детей старшего дошкольного возраста рассматривать портрет и задавать вопросы. | 1.Способствовать формированию коммуникативных навыков. 2.Обучать детей изложению своих мыслей в форме связного монолога по изображённому на портрете. | Оборудование | - Репродукция картины Т.Н. Яблонской “Утро”
- Проектор
- Интерактивная доска
- Аудиозапись утренней зарядки
| Организационная структура занятия | 1.Замысел | Задача: актуализация имеющихся знаний, выход на замысел | Приемы и методы «Картинки без запинки» | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Форма организации деятельности воспитанников | | | | | | | Для эффективной организации образовательного процесса создана картотека дидактических игр, творческих заданий, тренингов по методике «Картинка без запинки», направленных на развитие речевой творческой деятельности старших дошкольников (Приложения №2). Например: Картотека дидактических игр Параметр речевой творческой деятельности | Название игры | Цель | Целевые ориентиры | Методические рекомендации | Перечисление объектов на картине | Игра с «подзорной трубой» | Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине | Перечисляет объекты на картине Схематически изображает объекты на листе бумаги | Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Детям предлагается перечислить как можно больше объектов на картине. | Картотека творческих заданий по развитию речевой творческой деятельности (Приложение №3) Название игры | Цель | Методические рекомендации | «О ком? О чем?» «Угадай по описанию» | Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте. Учить детей выделять признаки объектов | Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы: 1. О каком объекте идет речь? 2. Какими признаками наделен объект? 3. Какие действия он совершал? 4. Какой вывод сделал автор? Игровой мотив: соревнование - кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя. 5. Показывает картинку с изображением объекта, ребенок называет и передает другому, нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. | Картотека интеллектуальных тренингов на основе содержания картины (Приложение №4) Название тренинга | Цель | Правила | Значение | "Кто больше увидит" (Анализ содержания картины). | Побуждать детей называть как можно большее число объектов, изображённых на картине. | Дети должны называть отдельные объекты, как бы рассматривая каждый из них в фокусе личного восприятия. Когда большинство объектов перечислено, можно предложить назвать все части одного из выбранных объектов. | Формируется умение анализировать содержание целого, определять его структуру или строение. | "Друзья и недруги". (Поиск и формулировка причинно-следственных связей) | Упражнять детей в классификации объектов, изображённых на картине, по заданному признаку, в установлении причинно-следственных связей физического и эмоционально-духовного плана. | Выбираются два объекта, между которыми ребёнок обязательно должен обнаружить и сформулировать связь по заданному или произвольно выбранному признаку (например: найди всех друзей ёлочки, она дружит с деревьями; объясни, почему ёлочка дружит с зайчиком?) | Формируются навыки логического мышления, осознаётся закон всеобщей связи и взаимозависимости. | Основой эффективности образовательного процесса для развития речевой творческой деятельности является предметно-развивающая среда, в которой основной компонент – демонстрация и тренинг работы с творческими заданиями и задачами. При этом воспитатель учитывает и развивает качества, необходимые творческой личности: умение ставить цель глобального и локального характера, планирование реализации цели, упорство и работоспособность по выполнению намеченного, умение противостоять внешним обстоятельствам, мешающим выполнению плана, умение решать творческие задачи и анализировать результаты как посыл к новому целеполаганию. Предметно развивающая среда групповой комнаты содержит материалы на определение признаков, причинно-следственных связей, обучению постановки вопросов и др. (Приложение №5). Для разработки педагогической диагностики были определены критерии и показатели развития речевой творческой деятельности на основе методики «Картинка без запинки». Возможные достижения результатов развития речевой творческой деятельности детей подготовительной группы проводится средствами дидактических игр 3 раза в год. |