Формирование умений выполнять действие Характеристика основных приёмов сложения и вычитания однозначных чисел: прибавление и вычитание по частям, с опорой на переместительное свойство сложения на основе взаимосвязи компонентов и результата действия. I. Подготовительный этап: раскрытие конкретного смысла действий сложения и вычитания, решение примеров, случаи прибавить и вычесть 1, где результаты находятся на основе знания принципа образования натуральной последовательности чисел. II. Изучение приемов присчитывания и отсчитывания по одному и группами для случаев прибавить и вычесть 2, 3, 4. Теоретическая основа - конкретный смысл действий сложения и вычитания. III. Изучение приема перестановки слагаемых для случаев прибавить 5, 6, 7, 8, 9. Теоретическая основа - переместительное свойство сложения. Составление таблицы сложения и состава чисел из слагаемых. Н.Б. Истомина УМК «гармония» 1. сложение. Переместительное св-во (17 уроков) используем предметные множества, числовой луч. На подг. Этапе раскртие конкретного смысла сложения ерез ситуации: А) объединение 2 множеств в 1 Б) увеличение мн-ва на несколько элементов В) увеличение мн-ва примерно равное данному. Состав чисел от 2ух до 9 Составление таблицы сложения. Вычитание Конкретный смысл вычитания, название компонентов, рез-ты дей- ия вычитания. Вычитание на числовом луче Взаимосвязь сложения и вычитания IV. Изучение приемов вычитания на основе знания связи между суммой и слагаемыми для случаев вычесть 5, 6, 7, 8, 9. На этапе закрепления составляется общая таблица сложения и вычитания, включающая все изученные приемы. При формировании вычислительных навыков работа организуется в соответствии со следующими этапами ( не знаю надо это или нет.) : 1. Подготовка к знакомству с вычислительным приемом; 2. Ознакомление с вычислительным приемом (образец действия); 3. Составление таблиц; 4. Установка на запоминание таблиц; 5. закрепление таблиц в процессе тренировочных упражнение. Изучение письменных приемов сложения и вычитания целых неотрицательных чисел. Методика обучения алгоритмам письменного сложения и вычитания ( цель, задачи, краткая характеристика содержания) Темы является формирование навыка письменных вычислений. В письм.вычислениях используют алгоритмы- определение правила, которое строго определяет содержание и порядок выполняемых операций. С алгоритмом сложения и вычитания учащиеся знакомятся во 2м классе в концентре 100. числа иллюстрируются на обратном полотне ( таблица) с 2мя рядами карманов. 1 ряд для палочек и пучков 2 ряд для цифр. 45+23= (40+ 20) + ( 5+3) = 60+8= 68 Итог: учащиеся устно находят ответ, получив длинную строчку. Затем учитель показывает более компактную запись в столбик. Сопровождает объяснением выделением основных компонентов алгоритма: пишу …. Складываю ед. складываю дес. Читаю ответ. Примеры располагаются по мере усложнения ( без перехода через дес, с переходом через дес.) аналогично и с вычитанием. Абак не используют для иллюстрации. По урокам примеры располагаются по нарастанию трудности. В концентре 1000 обобщаются знания и распространяются на новую обл. чисел. 57-26=31 и 457- 126=331 ( запись в столбик) «наращивание чисел» ( чем похожи чем отличаются найти зн. 1, предположения найти 2. анологично с многозн.числами. когда устно сложно, делают вычитание письменно. 1. ознакомление с новой записью. 2. вычитание без перехода ( алгоритм) 3. переход через 10 в разряде ед. 4. сложение, когда в разряде ед. получается число 10. 5. сложение 2зн. Чисел, сумма 100 6. прибавление однозначного к двузначному числу ( и вычитание) 7. вычитание из круглого числа. 8. 52-24= 28 – вычитание из двуз. Двузначитное число. М.И. Моро 3 класс 1. 34+ 27= 61 ( и в строчку и в столбик, 534+ 427= 961 только в столбик) 2. сложение 3ёхзнач. Чисел- алгоритм. 3. вычитание ( разные случаи) 4. прибавление 2зн к 3зн с рез-ом 10 в одном из разрядов, сложение 2узн чисел с рез-ом больше 100. 5. вычитание в столбик Характеристика четырёх этапов формирования приёма сложения « в столбик»: Акт.знаний, введение приёма, формирование умений выполнять действие, формирование вычислительного навыка. Трудные случаи сложения. Особенности организации контроля и самоконтроля младших школьников в процессе письменного сложения. Акт.знаний Найти значение выражений устно (31+ 25=? 131+ 253= ?...) Введение приёма Дети находят устно, но после решения делают вывод, что запись и счет в строчку слишком длинная. И тогда учитель показывает более компактную запись – в столбик . Сопровождает объяснением выделением основных компонентов алгоритма: пишу …. Складываю ед. складываю дес. Читаю ответ. Формирование умений выполнять действие Вычислительный приём – это ряд последовательных операций, выполнение которых позволит найти результат выполнения арифметического действия. Записываем примеры на доске. Если устно нельзя выполнить действие выполняем его письменно. Но перед этим знакомим с алгоритмом сложения: 1. записываем числа друг под другом таким образом, чтобы разряд ед, был под разрядом ед, дес под дес и т.д. 2. складываем разряд ед. (если меньше 10 то записываем под ед, если больше 10, то представляем ее так 10+ С0 , в разряд ед ответа и прибавляем 1 к цифре разряда дес 1ого слагаемого, после чего переходим к цифре разряда десятков 3.повторяем те же дей-ия с последующими разрядами. Процесс заканчивается когда будут сложены цифры старших разрядов. ( пример- Складываем единицы. Сколько единиц получилось? Это число однозначное или двузначное? Сколько десятков, сколько единиц? Запишем число единиц, но запомним 1 десяток перешёл в разряд десятков. Складываем десятки и увеличиваем результат на 1 за счёт перехода десятка из разряда единиц. Выполним сложение сотен.) |