Психолого-педагогическое образование Вопросы для подготовки к Комплексному междисциплинарному экзамену «Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам» для студентов, обучающихся по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование Теоретическая часть: 1. Определение психологической службы в образовании: научный, прикладной, практический и организационный аспекты. 2. Теоретические основания психологической службы образования. 3. Психическое и психологическое здоровье детей и школьников как основная цель психологической службы образования. 4. Основные направления деятельности попсихолого-педагогической помощи детям и подросткам. 5. Психологическое просвещение в деятельности практического психолога образования. 6. Задачи и содержание психопрофилактической работы школьного психолога. 7. Консультирование в процессе психолого-педагогической помощи детям и подросткам. 8. Психокоррекционная деятельность психолога образования. 9. Принципы деятельности практического психолога образования. 10. Профессионально важные качества психолога образования. 11. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам в процессе формирования у них «умения учиться». 12. Психолого-педагогические основы развития внимания. 13. Психолого-педагогические основы развития памяти. 14. Психолого-педагогические основы развития коммуникативной сферы. 15. Развитие и укрепление чувства взрослости. 16. Развитие самооценки и чувства собственного достоинства. 17. Психолого-педагогические основы развития эмоциональной сферы. 18. Психолого-педагогические основы развития мотивационной сферы. 19. Психологическая помощь детям и подросткам в профессиональном самоопределении. 20. Акцентуации характера в подростковом возрасте. 21. Принципы преподавания психологии в школе. 22. Психолого-педагогическое сопровождение: понятие, технологии, подходы к планированию. 23. Психолого-педагогический статус учащегося. 24. Классификация основных методов, используемых педагогом-психологом в процессе психолого-педагогической помощи детям и подросткам. 25. Роль теорий обучения в деятельности психолога образования. 26. Гуманизация целостного педагогического процесса в контексте психолого-педагогической помощи детям и подросткам. 27. Основные психологические концепции «воспитания родителей». 28. Психолог и педагогическая экспертиза профессиональной компетентности педагогов. 29. Основные принципы и формы деятельности психолога образования с педагогическим коллективом образовательной организации. 30. Основные направления деятельности психолога-педагога с детьми дошкольного возраста. 31. Организация психолого-педагогической помощи детям и подросткам «группы риска». 32. Методы оценки эффективности деятельности по психолого-педагогической помощи детям и подросткам. 33. Профессиональная этика психолога образования. 34. Основные направления деятельности по психолого-педагогической помощи в среднем подростковом возрасте. 35. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. 36. Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности. 37. Разработка диагностических программ по определению психологической готовности детей 6 - 7 лет к школьному обучению. 38. Структура психологической службы образования. 39. Опыт развития школьной психологической службы во Франции. 40. Опыт организации и деятельности школьной психологической службы в странах Восточной Европы. 41. Правовой статус практического психолога образования. 42. Психологические критерии выделения "трудных" детей. 43. Квалификационная характеристика педагога-психолога. 44. Нормативная документация психолога образования. 45. Социальные роли и позиции педагога-психологав процессе психолого-педагогической помощи детям и подросткам. 46. Практическая психология образования в России. 47. Профессиональные знания и умения, необходимые педагогу-психологу для осуществления психолого-педагогической помощи детям и подросткам. 48. Особенности организации психолого-педагогической помощимладшим школьникам «группы риска». 49. Развивающие и обучающие возможности психологической игры. 50. Специфика психолого-педагогической помощи детям и подросткам в зависимости от типа образовательной организации (детский сад, общеобразовательная школа, интернат и др.). 51. Основные направления психолого-педагогической помощи в старшем подростковом возрасте. 52. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам в ситуациях учебной неуспеваемости. 53. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам с девиантным поведением. 54. Методы психологической диагностики педагогического коллектива. 55. Особенности психолого-педагогической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации. 56. Специфика психолого-педагогической помощи одаренным детям и подросткам в общении со сверстниками. 57. Психолого-педагогическая помощь сотрудникам образовательной организации в преодолении эмоционального выгорания. 58. Формы и методы психолого-педагогической помощи руководителю образовательной организации. 59. Цель и задачи психолого-педагогической помощи детям при переходе из начальной школы на уровень основного общего образования. 60. Особенности психолого-педагогической помощи детям при поступлении в общеобразовательную школу. Практическая часть: 1. Предложите методы исследования этнической идентичности школьников. 2. Опишите технологию составления психолого-педагогической карты учащегося. 3. Разработайте батарею методик для обследования причин трудности в обучении ученика начальной школы. 4. Опираясь на ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования, разработайте план работы педагога-психолога на неделю любого календарного месяца (месяц – по выбору студента). 5. Опишите психологические приемы работы с образной сферой школьников. 6. Предложите алгоритм работы с детьми, имеющими трудности в развитии эмоциональной сфере (проблема и возраст на усмотрение студента), а также с их родителями. 7. Предложите методы исследования межэтнических отношений в школе. 8. Разработайте программу помощи по профессиональному самоопределению школьников (возраст – по выбору студента). 9. Обоснуйте особенности организации кабинета педагога-психолога в детском саду и в школе. 10. Опишите технологию первичного сбора информации о проблемной ситуации в процессе консультационной беседы (о чем нужно спросить, какие вопросы нужно задавать). 11. Предложите содержательный план психологического просвещения (форма проведения и контингент слушателей на усмотрение студента). 12. Приведите примеры конструирования развивающих психологических ситуаций в школьной образовательной среде. 13. Опишите технологию установления консультативного контакта в деятельности психолога образования. 14. Предложите схему проведения психологической диагностики готовности к школьному обучению. 15. Предложите возможные варианты исследования детско-родительских отношений (возраст по выбору студента). 16. Опишите использование индивидуальной траектории развития в процессе психолого-педагогической помощи подростка. 17. Приведите примеры этических дилемм в деятельности психолога образования. Предложите способы их решения. 18. Предложите мероприятия по преодолению синдрома эмоционального выгорания в педагогическом коллективе. 19. Предложите программу проектно-исследовательской деятельности в школе. 20. Предложите программу работы с педагогическим коллективом школы. 21. Кратко опишите методы семейного консультирования, которые могут быть использованы в работе психолога образования. 22. Предложите перечень этических принципов, которыми должен руководствоваться в своей деятельности психолог образования. Обоснуйте свой выбор. 23. Предложите упражнения для развития навыков эффективного взаимодействия в коллективе. 24. Раскройте роль и значение «Телефона доверия» как формы психолого-педагогической помощи детям и подросткам. 25. Предложите схему психодиагностики личностных особенностей преподавателя. 26. Разработайте программу по профилактике аддиктивного поведения. 27. Разработайте и предложите психолого-педагогический материал для развития когнитивной сферы личности (возраст и когнитивный процесс по выбору студента). 28. Предложите коррекционные мероприятия по преодолению школьных страхов и тревожности у детей и подростков. 29. Предложите программу психолого-педагогической помощи детям младшего школьного возраста«группы риска». 30. Обоснуйте основные направления психолого-педагогической помощи детям и подросткам из неблагополучных семей. |