ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Характеристика. Ценности и оценки Понятие ценности и ее общая Принято считать, что учение о ценностях возникло недавно. Однако это не так., уже в эпоху Античности философов интересовала проблема ценностей. которые в тот период отождествлялась с бытием, Например, для Сократаи Платона такие ценности, как благо и справедливость, являлись главными критериями истинного бытия. Кроме того, в античной философии предпринималась попытка классифицировать ценности. В частности, Аристотель выделял самодостаточные ценности, или самоценности, к которым он относил человека, счастье, справедливость, и ценности, имеющие относительный характер, постижение которых зависит от мудрости человека. В Средние века ценности приобретали религиозный характер и связывались с божественной сущностью. В эпоху Возрождения на первый план выступали ценности гуманизма и свободомыслия. В Новое время подходы к учению о ценностях начали определять с позиций рационализма, что объясняется развитием науки и формированием новых общественных отношений. Поворотным моментом в развитии учения о ценностях стала философия Иммануила Канта, который первым разграничил понятия сущего и должного, реальности и идеала, бытия и блага, противопоставил проблему моральности как свободы сфере природы, которая находится под воздействием закона необходимости, Собственно теория ценностей как научная система философских знаний начала формироваться во второй половине XIX в. в трудах немецких философов Вильгельма Виндельбанда, Германа Когена, Генриха Риккерта. Именно в этот период было впервые дано философское определение понятия ценности как значения объекта (в отличие от его существования) В начале XX в. для обозначения теории ценностей французский философ П. Лапи ввел термин аксиология (греч. axios — ценный, logos — учение). В последующем аксиологическую проблематику активно рассматривали в своих исследованиях представители феноменологии, герменевтики, экзистенциализма и другие Что же является предметом изучения аксиологии ? Предметом аксиологии являются ценности всех типов, их природа, связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Ценности, согласно аксиологии, — это определённая нормативная категория, объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса. Основными понятиями и категориями этой теории являются: благо, достоинство, значение, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье, уважение и т. д. Существует несколько подходов к пониманию природы и сущности ценности, которые сформировались после выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований. 1. Натуралистический психологизм{Алексиус фон Мейнонг, Ральф Бартон Перри, Джон Дьюи, Кларенс Ирвинг Льюис) рассматривает ценности как объективные факторы, источник которых заключается в биологических и психологических потребностях человека. Такой подход позволяет отнести к ценностям любые предметы идействия, с помощью которых человек удовлетворяет какие-либо свои потребности. 2. Персоналистический онтологизм.Наиболее видный представитель данного направления Маркс Шелер также обосновывал объективный характер ценностей. Однако, согласно концепции Шелера, ценность каких-либо предметов, явлений нельзя отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как, например, цвет может существовать независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (красивое, доброе, трагическое) могут восприниматься независимо от тех вещей, свойствами которых они являются. Мир ценностей, по Шелеру, имеет определенную иерархию. Нижнюю ступеньку этой иерархии занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами; более высокие ценности — это ценности прекрасного и познавательные ценности; наивысшей ценностью является ценность святого и идея Бога. Реальность всего этого ценностного мира основывается на ценности божественной личности. Тип же личности человека определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу данной личности. 3. Аксиологический трансцендентализм(Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) понимает ценности не как объективную реальность, а как идеальное бытие, не зависящее от человеческих потребностей и желаний. К таким ценностям относятся истина, добро, справедливость, красота, которые имеют самодостаточное значение и существуют в виде идеальных норм. Таким образом, ценность в данной концепции — это не реальность, а идеал, носителем которого является какое-то трансцендентальное, т. е. потустороннее, запредельное, сознание. 4. Культурно-исторический релятивизм.• Основателем данного направления аксиологии был Вильгельм Дильтей, положивший в его основу идею аксиологического плюрализма. Под аксиологическим плюрализмом Дельтей понимал множественность равноправных ценностных систем, которые различаются и анализируются при помощи исторического метода. По существу данный подход означал критику попыток создания абсолютной, единственно правильной концепции ценностей, которая была бы абстрагирована от реального культурно-исторического контекста. 5. Социологическая концепция ценностей.Родоначальником данной концепции является Макс Вебер, который ввел понятие ценностей в социологию и применил его для интерпретации социального действия и социального знания. По мнению Вебера, ценность — это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В современной философской и социологической литературе тоже нет однозначного подхода к пониманию природы и сущности ценностей. Синтез данных подходов и представляет собой современную общую теорию ценностей. Рассмотрим в самых крупных чертах проблематику общей теории ценностей и ее наиболее важные категории. Прежде всего разберемся в смысле основного понятия данной теории — категории ценность.Этимологический смысл этого слова весьма прост и вполне соответствует самому термину: ценность есть то, что люди ценят. Это могут быть и предметы или вещи, и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры. Однако содержание понятия ценность, его природа не такие уж простые, как это может показаться с позиции обыденного сознания. В чем же философский смысл понятия ценность? Основные характеристики сущности и природы ценности можно свести к следующему 1. Ценность социальна по своей сути и имеет объектно-субъектный характер. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако лишь с возникновением человеческого общества стало возможно говорить об огромной ценности атмосферы для жизни людей. 2. Ценность возникает в ходе практической деятельности человека. Любая деятельность человека начинается с определения цели. уже изначально индивид относится к предполагаемому результату своей деятельности как к ценности. Поэтому человек и сам процесс деятельности, направленный на достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств, и многое другое. 3. Понятие ценность необходимо отличать от понятия значимость. Ценность соотносится с понятием значимость, однако не тождественна ему. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет безразличными. Более того, значимость может иметь характер не только ценности, но и антиценности, т. е. вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями. Следовательно, понятие значимость более широкое, чем ценность. Итак, ценность — это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в жизни человека, его объединений или общества в целом. 4. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом. Что это за свойства? Функциональное значение ценности — это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Личностный смысл ценности — это ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой стороны, зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной обществом, к которому он принадлежит, т. е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т. п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями. 5. Ценности по природе своей объективны. Это положение может вызвать возражение. Ведь ранее отмечалось, что там, где нет субъекта, бессмысленно говорить о ценности. Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, т.е. рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может. И тем не менее субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне зависимое от сознания человека неоправданны. Ценность, как и значимость вообще, объективна, и это ее свойство коренится в предметно-практической деятельности субъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людей специфически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность — основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, т. е. ценность. Необходимо учитывать также и то, что субъектом ценностного отношения выступает прежде всего общество, большие социальные группы. Например, к проблеме озоновых дыр может быть безразличен тот или иной индивидуум, но не общество. Это лишний раз свидетельствует об объективной природе ценности. Такова общая характеристика ценности. Учитывая все сказанное, можно дать следующее общее определение ценности. Ценность — это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям — это ценностное отношение. Классификация ценностей. |