Выбор стандартной посадки по наибольшему натягу Исходя из условия, что натяг, обеспечиваемый стандартной посадкой (ГОСТ 25347-82), должен быть меньше функционального (см. рис. 2.2): (Nmax = es – EI) < Nmax ф , определяем наибольшее допустимое значение верхнего отклонения вала: es < Nmax ф - EI = 429,3 - 0 = 429,3 мкм. (2.8) В табл. 1 приложения приведены рекомендуемые ГОСТ 25347-82 посадки в системе отверстия. При изготовлении отверстия по седьмому (Н7) или по восьмому (Н8) квалитету для получения натяга используются поля допусков валов: для Н7 – p6, r6, s6, s7, t6, u7 (посадки H7/p6, H7/r6, H7/s6, H7/s7, H7/t6, H7/u7); для H8 – s7, u8, x8, z8 (посадки H8/s7, H8/u8, H8/x8, H8/z8). Выбрав отклонения, соответствующие этим полям допусков по табл. 2 приложения (ГОСТ 25347-82) или по [4, 6, 8] и др., проверяем выполнение неравенства (2.8) по величине верхнего отклонения вала для рассматриваемых полей допусков валов. Например 220z8: es = +647 мкм > (429,3 мкм = Nmax ф); 220x8: es = +457 мкм > (429,3 мкм = Nmax ф); 220u8: es = +330 мкм < (429,3 мкм = Nmax ф). Принимаем поле допуска 220u8 (es = +330 мкм, ei = +258 мкм), так как в этом случае неравенство (2.8) выполняется (рис. 2.3).  Рис. 2.3. Схема расположения полей допусков посадки с натягом с валом 220u8 Исходя из условия (Nmin = ei – ES) > Nmin ф, определяем наибольшее допустимое значение верхнего отклонения основного отверстия: ES < ei - Nmin ф = +258 - 167 = 91 мкм. (2.9) Определяем верхние отклонения полей допусков основных отверстий по табл. 3 приложения (ГОСТ 25347-82). Из полученных отклонений выбираем отклонения, обеспечивающие выполнение неравенства (2.9): 220 Н8: ES = + 72 < 91 мкм - неравенство выполняется; 220 Н7: ES = +46 < 91 мкм - неравенство выполняется. Принимаем поле допуска 220Н8 (ES = +72 мкм; EI = 0) и рекомендуемую ГОСТом посадку 220H8/u8. Если в приложении, табл. 1 (ГОСТ 25347-82) принятая посадка не приведена, то выбираем по стандарту поля допусков и посадку, обеспечивающую выполнение неравенств (2.8) и (2.9). Анализ выбранной посадки с натягом Выполним анализ выбранной посадки 220H8/u8 (табл. 2.4), построим схему расположения полей допусков (рис. 2.4) и обозначим на эскизах (рис. 2.5) посадку соединения и поля допусков сопрягаемых деталей. Таблица 2.4 Наименование | Отверстие | Вал | Обозначение поля допуска | 220H8 | 220u8 | Верхнее отклонение, мкм Нижнее отклонение, мкм | ES = + 72 EI = 0 | es = + 330 ei = + 258 | Наибольший предельный размер, мм Наименьший предельный размер, мм | Dmax = 220,072 Dmin = 220,000 | dmax = 220,330 dmin = 220,258 | Допуск размера, мм | TD = Dmax - Dmin = 0,072 | Td = dmax - dmin =0,072 | Наибольший натяг, мм Наименьший натяг, мм | Nmax = dmax – Dmin = 0,330 Nmin = dmin – Dmax = 0,186 | Допуск посадки, мм | TN = TD + Td = Nmax - Nmin = 0,144 |  Рис. 2.4. Схема расположения полей допусков посадки 220H8/u8  Рис. 2.5. Эскизы соединения и сопрягаемых деталей с обозначением посадки и полей допусков Задача 3 Вал вращается, корпус редуктора неподвижен. Вид нагружения наружного кольца – местный, внутреннего – циркуляционный. Осевая нагрузка на опору отсутствует. 1. Подобрать посадки внутреннего и наружного колец подшипника. 2. Выполнить анализ полученных посадок. 3. Построить схемы расположения полей допусков. 4. Обозначить на эскизах посадки соединяемых деталей и поля допусков этих деталей. Выбрать посадку внутреннего и наружного колец радиального однорядного подшипника 236 (180 х 320 х 52) 0-го класса точности. Вал вращается, корпус редуктора неподвижен. Вид нагружения наружного кольца – местный, внутреннего – циркуляционный. Расчётная радиальная реакция опоры R1 = R2 = R = 60 кН, перегрузка 300%, осевой нагрузки на опору нет. Посадки колец шариковых и роликовых радиальных подшипников на вал и в отверстие корпуса в зависимости от вида нагружения ГОСТ 3325-85 рекомендует выбирать в соответствии с табл. 5 приложения или используя рекомендации [1, 3, 4]. Интенсивность нагрузки на посадочные поверхности: , (3.1) где В1 – рабочая ширина посадочного места, м: , (3.2) где В – ширина подшипника, В = 0,052 м; r – радиус скругления колец подшипника, r = 0,005 м; kp – динамический коэффициент посадки. Зависит от характера нагрузки: при перегрузке до 150%, умеренных толчках и вибрации kp = 1; при перегрузке до 300%, сильных ударах и вибрации kp = 1,8; F – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе: при сплошном вале F = 1; FA – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки на опору. Для радиальных и радиально-упорных подшипников с одним наружным или внутренним кольцом FA = 1. В результате получаем РR = 2300 кН/м. По найденному значению РR и условиям задачи выбираем поле допуска посадочной поверхности вала, соединяемой с циркуляционно нагруженным внутренним кольцом по табл. 6 приложения. Поле допуска вала – m6. Поле допуска отверстия в корпусе под наружное местно нагруженное кольцо выбираем в зависимости от перегрузки, типа корпуса (разъёмный или неразъёмный) и типа подшипника (прил., табл. 7). Поле допуска отверстия в корпусе – Js7. Определяем числовые значения отклонений для этих полей допусков вала и отверстия в корпусе согласно табл. 2, 3 приложения (ГОСТ 25347-82) или [4, 6, 8]: отклонения вала 180m6 es = +40 мкм; ei = + 15 мкм; отклонения отверстия в корпусе 320Js7 ES = + 28 мкм; EI = -28 мкм. Числовые значения отклонений для полей допусков подшипника L0 и l0 (класс точности Р0) определяем по табл. 8, 9 приложения (ГОСТ 520-89, СТ СЭВ 774, ИСО 199, ИСО 492) или [4, 6, 8]: отклонения отверстия внутреннего кольца 180L0 ES = 0; EI = -25 мкм; отклонения наружного кольца подшипника 320l0 es = 0; ei = - 40 мкм. Посадка внутреннего кольца подшипника на вал – 180L0/m6 (с натягом). Посадка наружного кольца в отверстие в корпусе – 320Js7/l0 (переходная). На рис. 2.1 приведен пример обозначений посадок подшипников качения на сборочных чертежах. Рис. 3.1. Обозначение посадок подшипника качения и полей допусков сопрягаемых деталей По найденным значениям отклонений сопрягаемых деталей строим схемы расположения полей допусков наружного кольца подшипника с корпусом и внутреннего кольца с валом, а затем проводим анализ этих посадок аналогично анализу посадки с натягом (см. рис. 2.4 и табл. 2.4).  Рисунок 2.2 - Схема расположения полей допусков посадки 180L0/n6 в системе отверстия; Таблица 2.2 - Анализ посадки 180L0/n6 Наименование | Отверстие | Вал | Обозначение поля допуска | 180L0 | 180n6 | Верхнее отклонение, мкм Нижнее отклонение, мкм | ES = 0 EI = - 25 | es = + 52 ei = + 27 | Наибольший предельный размер, мм Наименьший предельный размер, мм | Dmax = 180,000 Dmin = 179,975 | dmax = 180,040 dmin = 180,015 | Допуск размера, мм | TD = Dmax - Dmin = 0,025 | Td = dmax - dmin =0,025 | Наибольший натяг, мм Наименьший натяг, мм | Nmax = dmax – Dmin = 0,077 Nmin = dmin – Dmax = 0,027 | Допуск посадки, мм | TN = TD + Td = Nmax - Nmin = 0,050 | По найденным значениям отклонений сопрягаемых деталей строим схему расположения полей допусков наружного кольца подшипника и корпуса (рисунок 2.3). Проводим анализ этой посадки (таблица 2.3).  Рисунок 2.3 - Схема расположения полей допусков посадки 320JS7/l0 в системе вала Таблица2.3 - Анализ посадки 320JS7/l0 Наименование | Отверстие | Вал | Обозначение поля допуска | 320JS7 | 320l0 | Верхнее отклонение, мкм Нижнее отклонение, мкм | ES = + 28 EI = - 28 | es = 0 ei = - 40 | Наибольший предельный размер, мм Наименьший предельный размер, мм | Dmax= 320,028 Dmin = 319,972 | dmax = 320,000 dmin = 319,960 | Допуск размера, мм | TD = Dmax - Dmin = 0,056 | Td = dmax - dmin =0,040 | Наибольший натяг, мм Наибольший зазор, мм | Nmax = dmax – Dmin = 0,028 Smax = Dmax – dmin = 0,068 | Допуск посадки, мм | TN,S = TD + Td = Nmax + Smax = 0,096 | Задача 4 1. Подобрать размеры шпонки для соединения шкива с валом. 2. Назначить посадку шкива на вал и посадки шпонки с пазом вала и пазом втулки в соответствии с вариантом задания. 3. Выполнить анализ полученных посадок шпонки с пазом вала и пазом втулки. 4. Построить схемы расположения полей допусков этих соединений. 5. Обозначить на эскизах посадки соединяемых деталей и поля допусков деталей соединения. Подобрать шпонку для соединения шкива с валом 130 мм. Соединение нормальное. Длина шпонки l = 125 мм. Назначить посадку шкива на вал. По данным приложения, табл. 10 (ГОСТ 23360-78, СТ СЭВ 189) или [4, 6, 9] для вала 130 мм находим сечение шпонки b x h = 32 х 18 мм и ширину ступицы шкива lс = 170 мм > l, где l – длина шпонки. Допуски на глубину пазов вала t1 и втулки t2 определяем по приложению, табл. 11 (СТ 13-57 и СТ СЭВ 645-77): t1 = 11+0,2 или d – t1 = 130 – 11 = 119 -0,2; t2 = 7,4+0,2 или d + t2 = 130 + 7,4 = 137,4 +0,2. Предельные отклонения размеров по ширине паза вала и паза втулки должны соответствовать полям допусков ГОСТ 25347-82: при свободном соединении: на валу Н9, во втулке D10; при нормальном соединении: на валу N9, во втулке JS9; при плотном соединении: на валу Р9, во втулке Р9. Предельные отклонения на ширину шпонки устанавливают по h9. Сопряжение шпонки с пазом вала (при заданном нормальном шпоночном соединении) будет осуществляться по посадке 32N9/h9, а с пазом втулки - 32JS9/h9 (переходные посадки). Отклонения на несопрягаемые размеры, которые рекомендует ГОСТ 23360, находим по приложению, табл. 2, 3 (ГОСТ 25347-82) или [4, 6, 8] и др.: на высоту шпонки 18h11 = 18 –0,110; на длину шпонки 125h14 = 125 –1,000; на длину паза вала 125Н15 = 125 +1,600. В соответствии с рекомендациями [1, 3, 4] принимаем посадку шкива на вал 130Н9/h9. По приложению, табл. 2, 3 (ГОСТ 25347-82) находим отклонения, соответствующие принятым полям допусков: для ширины шпонки bшп = 32h9: es = 0, ei = -62 мкм; для ширины паза вала Вв = 32N9 ES = 0; EI = -62 мкм; для ширины паза втулки Ввт = 32JS9 ES = +31 мкм, EI = -31 мкм. По найденным значениям отклонений чертим схему расположения полей допусков (рис. 4.1) и проводим анализ этих посадок (см. табл. 2.1).  Рис. 4.1. Схема расположения полей допусков посадок шпонки с пазом вала, и с пазом втулки На рис. 4.2 приведён эскиз шпоночного соединения с обозначением посадок.  Рис. 4.2. Обозначение посадок шпоночного соединения на чертеже Задача 5 1. Выбрать средство измерения для контроля размера вала под посадку с натягом. 2. Охарактеризовать выбранное измерительное средство: наименование, ГОСТ, цена деления шкалы, диапазон измерений, погрешность измерения, температурный режим, вариант использования. Допускаемые погрешности измерений назначаются в зависимости от допусков и номинальных размеров измеряемых изделий. В ГОСТ 8.051-81 (СТ СЭВ 303-76), [6, табл. 1.13] приведены установленные значения погрешностей измерения для квалитетов IT2 – IT17 по ГОСТ 25346-89 (СТ СЭВ 145-88). Допускаемые погрешности измерения, установленные стандартом, включают не только погрешности измерительных средств, но и погрешности от других источников (таких, как погрешность от базирования, температурных деформаций и т.д.). Для рассматриваемого размера 220u8 по табл. 20, 21 приложения устанавливаются допускаемая погрешность измерения в мкм, допуск в мкм и рекомендуемые средства измерения, обозначенные в табл. 20 и 21 цифрой и буквой, например 4б. Для размера 220u8, который находится в интервале св. 180 до 250, с полем допуска по восьмому квалитету допускаемая погрешность измерения равна 18 мкм, а допуск размера – 72 мкм. Рекомендуемые станковые средства измерения (табл. 20 приложения) – 7в, 7е, 11а, 32а. Рекомендуемые накладные средства измерения (табл. 21 приложения) – 4б, 5в, 6б. Так как измеряемый диаметр 220 мм, а длина вала – 750 мм (т.е. он имеет значительную массу), использовать станковые средства измерения нецелесообразно. Характеристики средств измерения приведены в табл. 12 – 19 приложения. Сведём в табл. 5.1 данные по рекомендуемым накладным средствам измерения. Таблица 5.1 Накладные средства измерения № по табл. 13, 14, 15 | Наименование измерительного средства | Цена деления, мм | Закрепление (установочные узлы) | Предельная погрешность измерения, мкм | 4б 5б 6б | Микрометр гладкий МК Скоба индикаторная Микрометр рычажный МР | 0,01 0,01 0,01 | На стойке На стойке На стойке | | Из этого перечня инструментов (табл. 5.1) выбираем один инструмент, ориентируясь на тип производства и наличие инструментов. Например: микрометр гладкий МК ГОСТ 6507-78* (табл. 13 и 19 приложения), [10]; цена деления 0,01 мм; диапазон измерений 200-225 мм; погрешность измерения 10 мкм; температурный режим – 5 ºС; закреплён на стойке (изолирован от рук оператора). Задача 6 1. Проанализировать точность резьбового соединения в соответствии с заданием по варианту, приведённому в табл. 6.1. 2. Привести эскизы резьбового соединения с обозначением посадки и отдельно деталей соединения с обозначением полей допусков. 3. Пояснить содержание условных обозначений. 4. Определить номинальные размеры параметров резьбы, показав их на эскизе. 5. Установить предельные отклонения диаметров резьбы, их предельные размеры и допуски. Определить зазоры. 6. Построить в масштабе схему расположения полей допусков, указав предельные размеры диаметров резьбы. Проанализируем точность резьбового соединения М24-7Н/6g-45. На рис. 6.1 приведены эскизы резьбового соединения и отдельно полей допусков деталей соединения.  Рис. 6.1. Обозначение посадки и полей допусков резьбового соединения Условное обозначение указывает, что резьба метрическая (угол профиля = 60º), с крупным шагом, диаметром 24 мм, длиной свинчивания 45 мм. 7H/6g – обозначение посадки резьбового соединения; 7Н – поле допуска среднего и внутреннего диаметров резьбы гайки; 6g – поле допуска среднего и наружного диаметров резьбы болта; 7, 6 – степени точности, определяющие соответственно допуски диаметров резьбы гайки и болта; Н, g - основные отклонения соответственно диаметров резьбы гайки и болта. Из табл. 22, 23 приложения (ГОСТ 24705-81, ГОСТ 8724-81 (СТ СЭВ 180-75, 181-75, 182-75)) выписываем номинальные размеры наружного D (d), внутреннего D1 (d1) и среднего D2 (d2) диаметров резьбы, шага резьбы Р, исходной высоты профиля Н, а также угла профиля для резьбы с номинальным диаметром 24 и крупным шагом: D = d = 24,000; D1 = d1 = 20,752; D2 = d2 = 22,051; Р = 3,0; Н = 0,8667P = 2,600; = 60°. На рис. 6.2 показаны основные параметры анализируемой резьбы. По табл. 25, 26 приложения (ГОСТ 16093-81 или СТ СЭВ 640-77) или [7, 9] устанавливаем предельные отклонения диаметров резьбы, сопрягаемых на посадках с зазором, мкм: Для гайки М24-7Н (табл. 30):Для болта М24-6g (табл. 29): ESD ≈ +H/10; EID = 0; esd = -48; eid = -423; ESD2 = 335; EID2 = 0; esd2 = -48; eid2 = -248; ESD1 = 630; EID1 = 0. esd1 = -48; eid1 ≈ -H/8. Рис. 6.2. Профиль и основные размеры метрической резьбы Предельные размеры и допуски средних диаметров резьбы болта и гайки, мм: D2max = 22,051 + 0,335 = 22,386; d2max = 22,051 – 0,048 = 22,003; D2min = 22,051 + 0 = 22,051; d2min = 22,051 – 0,248 = 21,803; TD2 = D2max – D2min = 0,335; Td2 = d2max – d2min = 0,200. Для других диаметров резьбы расчет предельных размеров аналогичен. Отклонения шага и половины угла профиля, влияющие на взаимозаменяемость, учитываются допуском на средний диаметр. Зазоры в соединении по среднему диаметру, мм: S2max = D2max – d2min = 22,386 – 21,803 = 0,583; S2min = D2min – d2max = 22,051 – 22,003 = 0,048. На рис. 6.3 показано расположение полей допусков диаметров резьбы, предельные размеры и зазоры в масштабе 100:1. В отличие от схем расположения полей допусков гладких соединений для схемы расположения полей допусков резьбового соединения условно принимается соосное расположение резьбы болта и гайки, поэтому на схеме откладываются половины значений отклонений (рис. 6.3). Учитывая особенности работы резьбового соединения М24-7Н/6g-45 и его точность, контроль параметров резьбы рекомендуется осуществлять резьбовыми калибрами.  Рис. 6.3. Схема расположения полей допусков диаметров резьбы для посадки М24-7Н/6g-45 Задача 7 АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА Таблица 7.1 – Исходные данные Наименование и размерность параметров | Величина | Точность изготовления зубчатого колеса | 8-В | Модуль, мм | | Число зубьев | | Ширина венца, мм | | Рассматриваемое зубчатое колесо должно быть изготовлено: - со степенью точности 8 по нормам кинематической точности; - со степенью точности 8 по нормам плавности работы; - со степенью точности 8 по нормам контакта. Вид сопряжения зубьев зубчатых колёс в передаче, характеризующий боковой зазор jn, установлен «В». Вид допуска на боковой зазор «b» соответствует виду сопряжения. Вид сопряжения соответствует классу отклонений межосевого расстояния. Выбираем комплекс контроля зубчатого колеса. Комплекс контроля – это список показателей, которые нужно измерить для полного поэлементного контроля точности зубчатого колеса. Все семь комплексов контроля приведены в таблице 7.2. Для контроля точных зубчатых колёс 3-8-й степеней точности применяют 1-4-й комплексы контроля, для которых в каждой группе норм следует измерять по два показателя. Для контроля менее точных зубчатых колёс 7-12-й степеней точности применяют 5, 6, 7-й комплексы контроля, для которых в каждой группе норм достаточно измерять по одному показателю. Таблица 7.2 – Комплексы контроля зубчатых колёс Нормы: | Номера комплексов контроля | | | | | | | | для степеней точности | 3 - 8 | 3 - 8 | 3 - 8 | 3 - 8 | 7 - 12 | 5 - 12 | 5 - 12 | Допуски на показатели, нормируемые в комплексе | кинематической точности | F’i | Fp и Fpk | Fr и Fvw | Fr и Fc | Fr* | F”i и Fvw | F”i и Fc | плавности работы | f’i | fpb и ff, и (или ) | fpt или fvpt | f”i | контакта | Пятно контакта или Fβ, или Fk | бокового зазора | EHs и ТН, или ЕWms и ТWm, или ЕWs и Тс, или Есs и Тс | Ea”s и Ea”i | * для 7-й степени точности 5-й комплекс контроля только для d > 1600 мм. Исходя из функционального назначения механизма для зубчатого колеса со степенью точности 8-В выбираем 4-й комплекс контроля. Названия и определения измеряемых показателей и допусков на измеряемые показатели приведены в ГОСТ 1643-81. Результаты работы записываем в виде таблицы 7.3. Числовые значения допусков контролируемых показателей принимаем по ГОСТ 1643-81 (табл. 27-29). Таблица 7.3 – Значения допусков измеряемых показателей точности зубчатого колеса Наименование и обозначение по ГОСТ 1643-81 | Численное значение допуска, мкм | Название и тип измерительных приборов | измеряемого показателя точности зубчатого колеса | допуска на измеряемый показатель точности зубчатого колеса | Показатели кинематической точности | Frr – радиальное биение зубчатого венца Fcr – погрешность обката | Fr – допуск на радиальное биение зубчатого венца Fc – допуск на погрешность обката | | Прибор для измерения радиального биения | Показатели плавности работы | fpbr – отклонение шага зацепления fptr – отклонение шага | fpb – предельные отклонения шага зацепления fpt – предельные отклонения шага | ±34 ±36 | Шагомер шага зацепления Шагомер основного шага | Показатели норм контакта | Fβr – погрешность направления зуба | Fβ – допуск на направление зуба | | Прибор для измерения погрешности направления зуба | Показатели, обеспечивающие боковой зазор передачи | EHr – дополнительное смещение исходного контура | EHs – наименьшее дополнительное смещение исходного контура ТН – допуск на дополнительное смещение исходного контура EHi – наибольшее дополнительное смещение исходного контура | -350 -600 | Тангенциальный зубомер | При оформлении чертежа зубчатого колеса ГОСТ 2.403-75 рекомендует указывать: - диаметр окружности выступов и при необходимости, предельное значение радиального биения поверхности выступов (задаётся с целью ограничения возможного дисбаланса в пределах 0,03-0,006 мм при частотах вращения от 600 до 3000 об/мин); - ширину зубчатого венца и, при необходимости, предельное значение биения поверхности базового торца (для обеспечения норм контакта зубчатого колеса); - размеры фасок или радиусы закругления на торцовых кромках цилиндра выступов и т.д. в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД к изделиям машиностроения. В специальной таблице в правом верхнем углу чертежа, разделенном жирными линиями на три части, приводят: - в первой части – данные, необходимые для изготовления колеса; - во второй части – показатели норм точности, выбранные по соответствующему стандарту; - в третьей части – справочные данные, необходимые для контроля показателей, приведённых во второй части таблицы. Диаметр окружности выступов определяется по формуле:  где d – делительный диаметр зубчатого колеса, мм; m – модуль зуба, m = 10 мм; z – число зубьев, z = 51. мм. Предельные отклонения на диаметр окружности выступов принимаем по h10, т.е. в нашем случае, Ø530h10. Радиальное биение поверхности выступов зубчатого колеса с учётом рекомендаций принимаем 0,03 мм. Предельные отклонения на ширину зубчатого венца принимаем также по h10 (345h10). Допуск торцового биения поверхности базового торца для обеспечения норм контакта зубьев в передаче и нормальной работы подшипников принимаем равным допуску торцового биения буртика вала: TCA = 10 мкм. Допуск перпендикулярности торцовой поверхности колеса оси вращения находим по ГОСТ 24643-81: для 530h10 и 9 степени точности TPR = 120 мкм. Параметры шероховатости поверхности Ø220Н8 определяются в соответствии с зависимостью параметра Ra от допуска размера 220Н8 – Т = 72 мкм: мкм. Ориентируясь на данные таблицы 9.3, принимаем шероховатость поверхности Ø220Н8 – Ra = 1,6 мкм, а правой торцовой поверхности зубчатого колеса Ra = 2,5 мкм, также как и торца буртика Ø240. Шероховатость профилей зубьев колеса следует выбирать по наивысшей степени точности, используя данные [2] таблицы 11.4 Таблица 7.4 – Рекомендуемые параметры шероховатости зубьев Степень точности | Метод нарезания зубьев | Окончательная обработка рабочих поверхностей (профилей) зубьев | Шероховатость поверхности профиля зуба | | обкатка на точных станках | Шлифование, притирка, шевингование |  | | обкатка на точных станках | Шлифование, шевингование |  | | обкатка или метод копирования | Зубья не шлифуются. При необходимости используются отделочные операции |  | | любой метод | Специальные отделочные операции не требуются |  | Так как степень точности зубчатого колеса 8-В, то шероховатость поверхности профиля зуба принимаем – Ra = 6,3 мкм. Шероховатость остальных поверхностей – Rz = 20 мкм. На рисунке 7.1 приведён эскиз зубчатого колеса с обозначением полей допусков, отклонений формы и расположения, и шероховатости поверхностей.  Рисунок 7.1 – Эскиз зубчатого колеса |