МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Структуралистская концепция культуры Ж.Деррида, Ж.Лакан, К.Леви-Стросс, М. Фуко, Ж.Делез





Видное место в современной культурологии занимает структурализм, основные идеи которого разработаны в работах французских ученых К. Леви-Стросса, Ж Деррида, Ж. Лакана, М. Фуко и др.

Возникновение структурализма как направления в антропологии относится к рубежу 50-60-х гг ХХ в.

Структурализм поставил задачу преодолеть описательность в культурологическом анализе и поставить исследование культуры на строго научную основу с использованием точных методов естественных наук, включая формализацию, математическое моделирование, компьютеризацию и т. д.

В качестве образца для культурологических исследовании была взята лингвистика, которая усилиями швейцарского ученого Ф. де Соссюра и его последователей в 20 - 30-х годах ХХ века приобрела многие характерные черты точной науки. Соссюр сосредоточил внимание на изучении внутренних механизмов, внутренних взаимодействий между элементами языковой системы. Разработанный в лингвистике Ф. де Соссюром структурный метод был перенесен на изучение других сфер духовной жизни человека.

Структурализм делает акцент на исследовании форм, в которых протекает духовная культуротворческая деятельность человека: общечеловеческих универсалий всеобщих схем и законов деятельности интеллекта. Эти всеобщие формы обозначены понятием структуры.

Структура истолковывается как совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода или же в различных регионах мира. При этом происходит абстрагирование от специфики элементов той или иной системы. В них учитываются только так называемые реляционные свойства, зависящие от положения в системе, и отношений с другими элементами. Таким образом, для структурализма характерно перенесение внимания с элементов и их собственных, "природных" свойств на отношения между элементами и соответствующие им реляционные свойства.

Лидером французского структурализма считается учёный этнолог К. Леви-Стросс. Его труды посвящены изучению культуры первобытных племен, их брачно-родственных отношений, образа жизни, мышления и мифологии. Основной труд Леви-Строса основан как на его собственных полевых исследованиях среди индейских племён Бразилии, так и на обобщении огромного количества материалов. Они внесли серьёзный вклад в этнографическую науку и принесли их автору мировую известность.

Важное место в концепции Леви-Строса занимает понятие бессознательного. Бессознательное – это скрытый механизм знаковых систем. На сознательном уровне человек манипулирует знаками, строя из них фразы, тексты, но он делает это, подчиняясь определённым правилам, которые выработаны коллективно и стихийно и о которых обычно многие и не догадываются.

Таким образом, в структурализме мы вновь встречаемся с концепцией коллективного бессознательного, которое лежит в основании культуры. Но если у К.Г. Юнга в качестве таких первичных оснований выступают архетипы, то в структурализме - знаковые системы. С точки зрения структурализма, все культурные системы - язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т. д. - могут быть рассмотрены как знаковые системы. Наиболее простой и универсальной знаковой системой является язык.



Одним из основных положений структурализма является принцип синхронии (или синхронического исследования). Суть этого принципа в том, что для выявления структуры объекта нужно отвлечься от его развития и рассмотреть его части синхронически, как сосуществующие в один момент. После того, как выяснено, что из себя представляет данный объект, как он функционирует, можно рассматривать его развитие, изменение в разные моменты времени, т.е. диахронически.

Для структурализма характерен способ мышления посредством оппозиций: субъект - объект, целое - часть, внутреннее - внешнее, центр - периферия, власть - подчинение, научное - обыденное, высокое - низкое, массовое - элитарное. Так, выделялись господствующие и угнетённые классы; выделялись и соответствующие направления в искусстве: искусство высокое, т.е. придворное, парадное, официальное и низкое, т.е. простонародное.

Цель структурного анализа заключается в поиске системообразующего фактора данной культуры, в выявлении единых структурных закономерностей некоторого множества культурных объектов. Эта структура представляет собой не просто "скелет" того или иного культурного объекта, но совокупность правил, по которым путем перестановки ее элементов из одного объекта можно получить второй, третий и т. д. Это единообразие, с точки зрения структурного метода, выявляется не за счет отбрасывания различий этих объектов, а путем выведения различий как превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного образца.

Методология структурализма несомненно дала большие положительные результат при анализе явлений культуры. Однако характерная для этой методологии акцент на объективистском анализе явлений культуры оставляет "за скобками" культурологического анализа человека как субъекта культуры.

Вычитание субъекта из таких областей культурологии, как литературоведение, искусствоведение, не позволяет даже ставить проблему мировоззрения художника, механизма его творчества.

60-е годы можно считать периодом расцвета структурализма. Во Франции это совпало с подъемом леворадикального молодежного движения и преобладанием радикалистских тенденций в культуре. Это движение горячо приветствовало структурализм как идеологию радикальной критики современности. Однако в своем развитии уже к концу десятилетия структурализм, несмотря на значительные успехи в работе с конкретными группами культурных текстов, оказался перед проблемой неразрешимости своей главной задачи - познания объективно-научным путем глубинных структур человеческой психики.

В то же время увлечение абстрактным "моделированием структур из текстов" привело структурализм к дегуманизации, редукции за рамки познания всего субъективно-человеческого. Это совпало по времени с кризисом леворадикальных умонастроений во Франции. Все это привело к постепенному кризису структурализма и превращению его в 70-80-е гг. в постструктурализм, в фокусе внимания которого оказалась прежде всего не структура, а контекст, анализ культурных текстов с точки зрения конкретной, уникальной ситуации их создания и использования. [7]

Постструктурализм возникает в середине 70-х годов ХХ века в рамках французской школы. Концептуальные основы постструктурализма заложили французские философы Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делёз, Ж. Деррида. Затем он вышел за рамки школы французской философии и распространился во всей западной культуре, найдя, в частности яркое воплощение в американской литературе.

Для постструктурализма характерно внимание к проблемам текстологического плана. Культура понимается как совокупность текстов. Деррида отвергает принятое в лингвистике представление о первичности звуковой речи перед письменной и выдвигает идею о первичности письменности как материальных "следов", служащих опорой для языковых знаков.

Деррида выдвинул принцип деконструкции, исключающий всякую возможность установления для текста какого-либо единственного и устойчивого смысла (значения). Любой текст создаётся на основе других, уже созданных текстов. Таким образом, культура предстаёт как бесконечный и безграничный текст. Текст приобретает самодовлеющее значение и самостоятельный смысл, отличный от того, который имел в виду автор.

Характерной чертой постструктурализма и постмодернизма является негативизм. Всё, что раньше считалось устоявшимся, надёжным, определённым: человек, разум, философия, наука, прогресс, культура - объявляются теперь несостоятельным и неопределённым.

В постструктурализме происходит отказ от понятия "прогресс" в познании и культурной жизни. Понятие прогресса заменяется понятием роста или "распространения", образно выраженном в термине "ризома".
Ризома - это беспорядочное распространение, не имеющее какого-либо превалирующего направления, регулярности.

В постструктурализме и постмодернизме происходит отказ от способа мышления посредством оппозиций, характерного для структурализма. В частности, исчезает противопоставление высокого и низкого, массового и элитарного в культуре. Стирается чёткая граница между разными уровнями и формами культуры.

Для постструктурализма характерно стирание пространственных и временных границ, внимание к прошлому, подражание старым стилям. [8]

Список источников

1. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с.

2. Электронный ресурс : «Техногенная цивилизация и культура» http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16946

3. Электронный ресурс : «Западные и восточные типы культуры» http://ya-simkina.narod.ru/R7-3.htm

4. Электронный ресурс : «Российский менталитет» http://www.psychologos.ru/articles/view/rossiyskiy_mentalitet

5. Электронный ресурс: «Национальные особенности российского менталитета» http://svpressa.ru/post/article/91611/

6. Электронный ресурс: «Особенности менталитета русской нации» http://www.rae.ru/forum2012/274/1618

7. Электронный ресурс: «Культура как совокупность знаковых систем» http://n355317.narod.ru/cultura/lekcii/lekciya6.html

8. Электронный ресурс: «Структурализм и постструктурализм о культуре» http://ya-simkina.narod.ru/R2-5.htm

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.