Критерии оценки результатов учебной практики Содержание практик Учебная практика Организуется для студентов II курса в 4 семестре в течение 2 недель Общие положения по организации и проведению учебной практики В соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050100.62 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование» основным видом деятельности студентов на данной практике является научно-исследовательская работа. Цели практики: – психолого-педагогическое изучение младших школьников с целью выявление индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка в процессе обучения; - формирование и совершенствование умений психолого-педагогической диагностики познавательных процессов младшего школьника. Ведущей задачей практической подготовки студентов на данной практике является формирование и развитие профессиональных способностей: коммуникативных, развивающих, креативных, перцептивных. Задачи, содержание и виды деятельности студентов на этой педагогической практике определяются теоретическими курсами «Психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Педагогика», «Педагогика начального образования», спецкурсов «Формирование учебной деятельности младшего школьника», «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников» и др. Конкретные исследовательские задания предусматривают решение следующих задач практики: 1) Изучение научно-педагогической литературы по проблеме изучения личности младшего школьника; 2) углубление и закрепление системы знаний об ученике как субъекте образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях; 3) овладение различными диагностическими приемами, позволяющими определять особенности познавательной сферы младшего школьника и его учебной деятельности; 4) участие в проведении психолого-педагогической диагностики познавательных процессов младшего школьника с последующей обработкой, анализом и систематизацией материалов исследования; 5) ознакомление с основами организации учебно-воспитательной работы в начальной школе, типам и структуре уроков разных типов; 6) углубление и закрепление теоретических и практических знаний о сущности, содержании и структуре учебной деятельности и процесса обучения в целом; 7) составление отчета студента по заданию группового руководителя практики с последующим выступлением об итогах исследований на итоговой конференции. Учебно-исследовательская практика проводится на базе выпускающей кафедры с выходом студентов для проведения диагностических методик в начальные классы общеобразовательных школ в течение трех недель. Сроки педагогической практики определяются учебным планом подготовки бакалавра по направлению 050100.62 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование», а её содержание – настоящей программой. До начала учебной практики издается соответствующее распоряжению по Институту непрерывного педагогического образования. При организации учебно-исследовательской практики рекомендуется прикреплять в класс группу студентов. Общее руководство осуществляет руководитель практики по специальности. Перед началом практики руководитель практики по специальности проводит установочную конференцию, на которой студентам сообщаются цель, задачи, содержание, формы организации и порядок прохождения учебно-исследовательской практики. По завершению практики проводится итоговая конференция с подробным анализом результатов научно-исследовательской деятельности студентов. Оценка, предусмотренная по итогам данного вида практики - недифференцированный зачет, которая выставляется на основании установленных отчетных документов. В содержание зачета включается оценка выполнения всех видов заданий по педагогике и психологии в период практики. Итоговая оценка за педагогическую практику выставляется групповым руководителем в аттестационную книжку и сообщается на итоговой конференции, проводимой в институте. 2.1.2. Основные умения, формируемые в процессе учебной практики: Студент должен: · изучать психолого-педагогические, возрастные и индивидуальные особенности младших школьников (исследовать особенности познавательной сферы младшего школьника на основе подобранных самостоятельно методик); · составлять психолого-педагогическую характеристику познавательных процессов младшего школьника и сформированности его учебной деятельности; · владеть различными диагностическими приемами, позволяющими определять особенности познавательной сферы младшего школьника; · определять и обосновывать задачи, содержание и методы, и средства обучения, формы организации учебной деятельности на уроке, методы и средства контроля и самоконтроля; · изучать особенности деятельности младших школьников и определять уровень ее сформированности; · профессионально грамотно вести педагогический дневник, пополнять личный психолого-педагогический, методический фонд в целях самосовершенствования и приобретения навыков научно- исследовательской работы. Основными условиями эффективности учебной практики являются практическая направленность, теоретическая обоснованность и научная организация, обучающий и воспитывающий характер, систематичность преемственность, комплексный подход к её содержанию. 2.1.3. Принципы организации учебной практики: · соответствие содержания практики требованиям ФГОСа высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование с образовательным профилем «Начальное образование» направленность видов учебно-исследовательской деятельности на формирование и развитие профессиональных ЗУН, предусмотренных содержанием квалификационной характеристики выпускника; - направленность содержания и организации практики на подготовку студента к репродуктивной профессиональной деятельности;
- связь содержания педагогической практики с изучаемыми теоретическими курсами, УИРС и НИРС; единство научно-теоретической обоснованности практики и реальности учебно-воспитательной деятельности школы;
- комплексный характер практики, предусматривающий межпредметные связи дисциплин общекультурной, психолого-педагогической подготовок;
- возможность оперативной мотивированной трансформации содержания и организационных форм практик;
- единство требований всех организаторов практики к содержанию и оценке деятельности студентов-практикантов.
Критерии оценки результатов учебной практики При оценке результатов практики следует учитывать: · уровень профессиональной направленности студента (любовь к педагогической деятельности и детям, ответственное отношение к практике, инициативность, творческая активность, самостоятельность, исполнительность, дисциплинированность); · уровень теоретической подготовки студента к проведению заданий по изучению познавательных процессов и степени сформированности у ребенка учебной деятельности; · уровень профессиональной подготовки (программные требования по предметам психолого-педагогической подготовки); · при оценке результатов практики студентов можно выделить высокий, менее высокий, средний и низкий уровни и в соответствии с уровнем выставлять отметку за педагогическую практику. |