Политические конфликты и кризисы Источники возникновения политического конфликта: - сами общественные отношения — отношения неравенства; - расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах; - идентификация граждан (социальная, религиозная, политическая и др.); - недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации; - социально-психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть. Политический конфликт – разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Причинами конфликтов являются: - несовпадение статусов субъектов политики в обществе, их стремление к власти. Данная причина проявляется в противоречиях между властями и оппозиций (в Беларуси – между властями и БНФ); - противоречие между социальными группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества (например, противоречия между государственными структурами и предпринимателями по вопросам условий торговли, налогообложения); - несовместимость базовых политических целей, интересов, ценностей, политических оценок и исторических событий. Наглядным свидетельством этого является конфликт между различными группами, партиями по поводу развития страны; - стремление определенных сил идентифицировать себя с определенной группой. Показателем этого является конфликт русскоязычного населения в Прибалтике с властями в защиту своей культуры, языка, этнической целостности и т.д.; - ошибки и некомпетентность правящей элиты (задержка зарплаты, неспособность решить вопросы коммунального обеспечения) и многочисленные другие причины. Теории политического конфликта в зарубежной и отечественной науке К. Маркс считал, что единственным двигателем общественного прогресса является борьба противоположностей, антагонизм которых заложен во всех сферах и формах общественной жизни. Борьба классов ведет к смене формаций через социальные революции. То есть соц. революция является с одной стороны высшей формой классовой борьбы, а с другой стороны — завершением данного этапа конфликта. Концепция Зиммеля заключалась в том, что конфликты имеют всеобщий, абсолютный характер. Они обусловлены психологией человека и прежде всего конфликт коренится в двух противоположных началах, инстинктах, свойственных любому человеку — любовь и ненависть. Конфликт — не обязательно является разрушителем системы, при определенных условиях он скорее способствует сохранению системы через разрушение вредной стороны этой системы. Р. Дарендорф (60-е гг.) исходил из того, что суть социальных конфликтов заключается в том, что у одних групп в обществе власть, а у других ее нет, причем власть одних как раз осуществляется по отношению к другим. По Козеру, суть конфликта заключается в идеологических явлениях, отражающих чувства людей недовольных распределением власти, доходов, комфорта, недовольных своим статусом, своей ролью в обществе, и это чувство неудовлетворенности заставляет формулировать аргументы, теории, объясняющие, что мир устроен несправедливо. Козер говорил, что в закрытом обществе нормально выразить свои интересы можно только объединившись с другими недовольными и объявив войну другой части общества. Результат — жестокая война частей общества. У Запрудского : «Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства, объективно расходящихся интересов, целей социальных субъектов». Причины социального конфликта остаются теми же, меняются формы конфликта и способы демонстрации интересов социальных общностей. У Запрудского интересы выражаются социальным отношением той или иной общности к существующему в обществе порядку, распределением социальных сил и выражением общих тенденций (социальным действием). Субъект политического конфликта — это реальный или потенциальный субъект политических отношений, обладающий определенными политическими ресурсами, имеющий свои политические интересы и готовый их защищать (уже защищающий) в реальном политическом противоборстве. Функции - последствия политического конфликта: · политические; · экономические; · военные; · экологические; · демографические. Функции конфликта могут быть позитивными и негативными. Типология политических конфликтов | По характеру противоречий | · Антагонистические; · неантагонистические | По сферам проявления | · Экономические; · политические; · межнациональные; · международные | По времени действия | · Затяжные; · скоротечные | По интенсивности | · Слабые; · сильные | По масштабам действия | · Локальные; · региональные | По формам проявления | · Мирные; · немирные | По количеству участников | · Многосторонние; · двусторонние | Технологии разрешения политических конфликтов Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния. Пути урегулирования конфликтов: - отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов - применение насильственных, репрессивных мер к 1 или всем конфликтующим сторонам. - Урегулирование с помощью правовых и моральных норм (обязательное условие: согласие сторон на рассмотрение конфликта с этой точки зрения) - дискредитация руководителей конфликтующих сторон или руководителей одной из сторон. - перевод конфликта в мирное русло, устранение его непосредственных причин. - осуществление реформ, призванных частично или полностью урегулировать конфликт - достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок. - уклонение от конфликта. Консе́нсус (лат. consensus — согласие, сочувствие, единодушие) — способ разрешения конфликтов при принятии решений, если отсутствуют принципиальные возражения у большинства заинтересованных лиц; принятие решения на основе общего согласия без проведения голосования, если против него не выступает никто, либо при исключении мнения немногих несогласных участников. Политический кризис — это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Причины политического кризиса: Несовершенство избирательной системы, Слабость оппозиции, Поляризация общества, Отсутствие объединяющей национальной идеи, Кризис институтов власти, Отсутствие сформированного среднего класса, Несформированность институтов гражданского общества, Кадровый кризис, Отсутствие в обществе широкой поддержки действий политических лидеров, Отсутствие контроля за деятельностью политического класса и механизмов ответственности перед обществом, Внешнеполитическое влияние. Соотношение понятий «политических конфликт» и «политический кризис» Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса. Динамика политического процесса: предкризисное, кризисное и послекризисное состояние В развитии политического кризиса выделяют три фазы: 1)накопления противоречий, 2)эскалации или нарастания кризиса, разгар, кульминация, достижение предела развития, 3)разрешение кризиса. Эти фазы характеризуют предкризисное, кризисное и послекризисное состояние общества и его политической системы. Типы политических кризисов: Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе. Парламентский кризис – это такое изменение соотношения в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии выполнять свои функции или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов (в РБ в 1994-96 гг.) Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного Закона страны из-за утраты его легитимности. Выход – в качественном обновлении или принятии новой Конституции (в РБ в 1996г.). Внешнеполитический, или международный, кризис связан с расстройством системы отношений государства в результате усиления противоречий между ними. Если такой кризис не разрешается путём переговоров и взаимных уступок, то он может перерасти в войну (Карибский кризис 1962 г.). Наиболее опасным для власти является общенациональный социально-политический кризис, который носит системный характер и охватывает все сферы общественной жизни. Его составным аспектом выступает кризис легитимности, т.е. практически полная утрата господствующими политическими силами доверия и поддержки со стороны подвластных. Общенациональный кризис вплотную примыкает к такому явлению, как революционная ситуация. И если не будет найдено выхода из кризиса, он может перерасти в революционную ситуацию. Дальше – революционный скачок в общественном развитии, который может привести к коренному преобразованию общества в целом (Россия 1917 г.). Проблема социально-политической стабильности Одна из постоянных, наиболее существенных проблем функционирования политической системы — обеспечение ее стабильности. Это означает сохранение системой своих институтов, ролей и ценностей при изменяющихся условиях социальной среды, осуществление ею своих основных функций. Стабильность зависит от уровня институционализации политического общества и участия |