МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

заочная форма обучения, срок подготовки 5 г. 00 м.





Очная форма обучения

 

Неделя Кол. час В том числе в интерактивной форме, час   Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции
24-29   24-25     26-27   28-29               –     –   –     – Модуль 1. «Понятие» Тема «Предмет формальной логики и ее значение» Логика как наука. Понятие логической формы. Основные законы логики. Практическое значение логики.   Тема «Понятие как логическая форма мысли» Понятие как форма мышления. Понятие и представление. Содержание и объем понятий. Закон обратного соотношения объема и содержания понятий. Виды понятий. Логические отношения между понятиями.   Тема «Понятие как логическая форма мысли» (окончание) Ограничение понятий. Обобщение понятий. Определение понятий. Структура и виды определений. Правила и возможные ошибки в определениях. Деление понятий. Структура и виды деления. Правила и возможные ошибки в делении. М, П, Д, ПБ   М, П, Д, ПБ     М, П, Д, ПБ     М, П, Д, ПБ ОК-3, ОК-4   ОК-3, ОК-4     ОК-3, ОК-4     ОК-3, ОК-4
30-35 30-31     32-33   34-35         –   –   –     – Модуль 2. «Суждение»   Тема «Логический анализ суждений» Суждение как форма мысли. Структура суждения. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений. Суждения свойства (атрибутивные), суждения с отношениями (релятивные), суждения существования (экзистенциальные). Суждение и вопрос. Виды вопросов. Вопросы уточняющие и дополняющие. Правила постановки вопросов.   Тема «Логический анализ суждений» (продолжение) Виды категорических суждений по количеству и качеству. Распределенность терминов в суждении. Логические отношения по истинности между простыми суждениями: подчинение, противоречие, противоположность, подпротивность. Выводы по логическому квадрату. Тема «Логический анализ суждений» (окончание) Виды сложных суждений: соединительные, разделительные, условные, эквивалентные. Табличный метод определения истинности сложных суждений. Тождественно истинные, тождественно ложные и выполнимые формулы. Отрицание суждений. Модальность суждений. М, П, Д, ПБ М, П, Д, ПБ     М, П, Д, ПБ   М, П, Д, ПБ ОК-3, ОК-4 ОК-3, ОК-4     ОК-3, ОК-4  
    ОК-3, ОК-4
36-41 36-37     38-39     40-41           –   –   –   – Модуль 3 «Умозаключение» Тема «Умозаключение как логическая форма мысли» Общая характеристика и структура умозаключения. Виды умозаключений: простые и сложные, непосредственные и опосредованные, дедуктивные, индуктивные и по аналогии. Демонстративные и правдоподобные. Виды непосредственных умозаключений: превращение, обращение, противопоставление предикату, выводы по логическому квадрату.   Тема «Умозаключение как логическая форма мысли» (окончание) Общая характеристика и состав простого категорического силлогизма. Понятие фигуры и модуса силлогизма. Общие правила силлогизма: правила терминов, правила фигур. Специфические правила фигур силлогизма. Индуктивные умозаключения. Виды индукции. Полная и неполная индукция. Методы научной индукции. Умозаключения по аналогии. Виды и функции аналогии.   Тема «Логические основы аргументации» Доказательство и опровержение. Строение доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Правила тезиса. Правила аргументов. Правила демонстрации. Прямое и косвенное доказательство. Понятие опровержения. Логическая аргументация. Аргументация и доказательство. Аргументация и диалог. Виды диалогов. Спор, дискуссия, полемика. Основные требования культуры спора. Корректные и некорректные приемы ведения спора. М, П, Д, ПБ М, П, Д, ПБ     М, П, Д, ПБ     М, П, Д, ПБ ОК-3, ОК-4 ОК-3, ОК-4     ОК-3, ОК-4     ОК-3, ОК-4  
      Лабораторные, практические, семинарские занятия    
24-29 24-   26-27   28-29             –         – Модуль 1 «Понятие»   Семинарское занятие «Предмет формальной логики и ее значение» Логика как наука. Понятие логической формы. Основные законы логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Практическое значение логики.   Семинарское занятие «Понятие как логическая форма мысли» Понятие как форма мышления. Понятие и представление. Содержание и объем понятий. Закон обратного соотношения объема и содержания понятий. Виды понятий. Логические отношения между понятиями.   Семинарское занятие «Понятие как логическая форма мысли» (окончание) Ограничение понятий. Обобщение понятий. Определение понятий. Структура и виды определений. Правила и возможные ошибки в определениях. Деление понятий. Структура и виды деления. Правила и возможные ошибки в делении. Д, И, Э Д, И, Э   Д, И, Э     Д, И, Э ОК-3, ОК-4 ОК-3, ОК-4   ОК-3, ОК-4     ОК-3, ОК-4
30-35 30-31     32-33   34-35             –   –     Модуль 2 «Суждение» Семинарское занятие «Логический анализ суждений» Суждение как форма мысли. Структура суждения. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений. Суждения свойства (атрибутивные), суждения с отношениями (релятивные), суждения существования (экзистенциальные). Суждение и вопрос. Виды вопросов. Вопросы уточняющие и дополняющие. Правила постановки вопросов.   Семинарское занятие «Логический анализ суждений» (прод.) Виды категорических суждений по количеству и качеству. Распределенность терминов в суждении. Логические отношения по истинности между простыми суждениями: подчинение, противоречие, противоположность, подпротивность. Выводы по логическому квадрату.   Семинарское занятие «Логический анализ суждений» (оконч.) Виды сложных суждений: соединительные, разделительные, условные, эквивалентные. Табличный метод определения истинности сложных суждений. Тождественно истинные, тождественно ложные и выполнимые формулы. Отрицание суждений. Модальность суждений. Д, И, Э Д, И, Э   Д, И, Э   Д, И, Э ОК-3, ОК-4 ОК-3, ОК-4   ОК-3, ОК-4   ОК-3, ОК-4  
36-41 36-37   38-39     40-41               –     -   - Модуль 3 «Умозаключение» Семинарское занятие «Умозаключение как логическая форма мысли» Общая характеристика и структура умозаключения. Виды умозаключений: простые и сложные, непосредственные и опосредованные, дедуктивные, индуктивные и по аналогии. Демонстративные и правдоподобные. Виды непосредственных умозаключений: превращение, обращение, противопоставление предикату, выводы по логическому квадрату.   Семинарское занятие «Умозаключение как логическая форма мысли» (окончание) Общая характеристика и состав простого категорического силлогизма. Понятие фигуры и модуса силлогизма. Общие правила силлогизма: правила терминов, правила фигур. Специфические правила фигур силлогизма. Индуктивные умозаключения. Виды индукции. Полная и неполная индукция. Методы научной индукции. Умозаключения по аналогии. Аналогия предметов и аналогия отношений.   Семинарское занятие «Логические основы аргументации» Доказательство и опровержение. Строение доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Правила тезиса. Правила аргументов. Правила демонстрации. Прямое и косвенное доказательство. Понятие опровержения. Аргументация и доказательство. Субъекты аргументации: пропонент, оппонент, аудитория. Аргументация и диалог. Общие принципы диалога. Обоснование утверждений в беседе, дискуссии, юридической практике. Спор, дискуссия, полемика. Основные требования культуры спора. Корректные и некорректные приемы ведения спора. Д, И, Э Д, И, Э   Д, И, Э     Д, И, Э ОК-3, ОК-4 ОК-3, ОК-4   ОК-3, ОК-4     ОК-3, ОК-4

 



Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) –

заочная форма обучения, срок подготовки 5 г. 00 м.

Неделя Кол. час В том числе в интерактивной форме, час   Вид занятия, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции
      Тема «Предмет формальной логики и ее значение» Логика как наука. Понятие логической формы. Основные законы логики. Практическое значение логики.   Тема «Понятие как логическая форма мысли» Понятие как форма мышления. Понятие и представление. Содержание и объем понятий. Закон обратного соотношения объема и содержания понятий. Виды понятий. Логические отношения между понятиями. Ограничение понятий. Обобщение понятий. Определение понятий. Деление понятий.   М, П, Д, ПБ     М, П, Д, ПБ ОК-3, ОК-4     ОК-3, ОК-4  
      Лабораторные, практические, семинарские занятия    
                –     –   -   Семинарское занятие «Предмет формальной логики и ее значение» Логика как наука. Понятие логической формы. Основные законы логики. Закон тождества. Закон противоречия (непротиворечия). Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Практическое значение логики.   Семинарское занятие «Понятие как логическая форма мысли» Понятие как форма мышления. Понятие и представление. Содержание и объем понятий. Закон обратного соотношения объема и содержания понятий. Виды понятий. Логические отношения между понятиями. Ограничение понятий. Обобщение понятий.   Семинарское занятие «Логический анализ суждений» Суждение как форма мысли. Структура суждения. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений. Виды категорических суждений по количеству и качеству. Распределенность терминов в суждении. Логические отношения по истинности между простыми суждениями: подчинение, противоречие, противоположность, подпротивность. Выводы по логическому квадрату.   Семинарское занятие «Логические основы аргументации» Доказательство и опровержение. Строение доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Правила тезиса. Правила аргументов. Правила демонстрации. Прямое и косвенное доказательство. Понятие опровержения. Аргументация и доказательство. Субъекты аргументации: пропонент, оппонент, аудитория. Аргументация и диалог. Общие принципы диалога. Обоснование утверждений в беседе, дискуссии, юридической практике. Спор, дискуссия, полемика. Основные требования культуры спора. Корректные и некорректные приемы ведения спора. Д, И, Э   Д, И, Э     Д, И, Э     Д, И, Э ОК-3, ОК-4   ОК-3, ОК-4     ОК-3, ОК-4     ОК-3, ОК-4  

 

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, срок подготовки 3 г. 06 м (с).

Неделя Кол. час В том числе в интерактивной форме, час   Вид занятия, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции
      – Тема «Предмет формальной логики и ее значение» Логика как наука. Понятие логической формы. Основные законы логики. Практическое значение логики.   М, П, Д, ПБ   ОК-3, ОК-4
      Лабораторные, практические, семинарские занятия    
        –       - Семинарское занятие «Предмет формальной логики и ее значение» Логика как наука. Понятие логической формы. Основные законы логики. Закон тождества. Закон противоречия (непротиворечия). Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Практическое значение логики.   Семинарское занятие «Понятие как логическая форма мысли» Понятие как форма мышления. Понятие и представление. Содержание и объем понятий. Закон обратного соотношения объема и содержания понятий. Виды понятий. Логические отношения между понятиями. Ограничение понятий. Обобщение понятий.   Семинарское занятие «Логический анализ суждений» Суждение как форма мысли. Структура суждения. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений. Виды категорических суждений по количеству и качеству. Распределенность терминов в суждении. Логические отношения по истинности между простыми суждениями: подчинение, противоречие, противоположность, подпротивность. Выводы по логическому квадрату. Д, И, Э   Д, И, Э     Д, И, Э ОК-3, ОК-4   ОК-3, ОК-4     ОК-3, ОК-4    

 

2.2.Самостоятельная работа обучающегося – очная форма обучения

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
      1-18     1-18     1-18               1. Самостоятельное изучение отдельных тем курса: - Мышление и язык - Классификация как вид деления - Многозначные логики - Доказательство и аргументация в споре   2. Подготовка и защита рефератов по следующей тематике: 1. Апории Зенона. 2. Значение софистики в становлении логики как науки. 3. Диалектический метод рассуждений Сократа. 4. Платон о логических операциях с понятиями. 5. «Органон» Аристотеля и его значение. 6. Аристотелевская силлогистика как первая в истории науки аксиоматически построенная теория. 7. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. 8. Логика в Древнем Риме. 9. Логика в Древней Индии. 10. Школа софистов в Древнем Китае. 11. Логические идеи в арабо-мусульманской философии средневековья (аль-Фараби, Ибн Сина). 12. Логика Раймунда Луллия. 13. Логические идеи в эпоху Ренессанса. 14. Индуктивная логика Фрэнсиса Бэкона. 15. Рационалистическая логика Рене Декарта. 16. «Логика Пор-Рояля» и ее значение в истории логической науки. 17. Логика Иммануила Канта. 18. «Наука логики» Гегеля и проблема соотношения формальной и диалектической логики. 19. Логические проблемы в творчестве М.В. Ломоносова. 20. Логика в России XVIII века (Д.С. Аничков, А.Н. Радищев). 21. Логика в России XIX века (М.И. Каринский, Л.В. Рутковский) 22. Система логики Н.А. Васильева. 23. Г. Лейбниц и начало формирования математической логики. 24. Способы образования понятий. 25. Овладение логикой как условие повышения культуры мышления. 26. Семиотические аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика. 27. Контекстуальные и рекурсивные определения. 28. Классификация как вид деления. 29. Логика Дж. С. Милля. 30. Логика Дж. Буля. 31. Логика С. Джевонса. 32. Логика Ч.С. Пирса. 33. Логика П.С. Порецкого. 34. Теорема К. Геделя о неполноте и ее значение для логики. 35. Логика Г. Фреге. 36. Дедуктивная и индуктивная логика В. Минто. 37. Логические идеи в работах Льюиса Кэрролла. 38. Логика Б. Рассела и парадоксы теории множеств. 39. Многозначные логики. 40. Интуиционистская логика. 41. Конструктивная логика. 42. Модальные логики. 43. Положительная логика. 44. Паранепротиворечивая логика. 45. Конъюнктивные и дизъюнктивные нормальные формы. 46. Метод сокращенных таблиц истинности. 47. Натуральный вывод. 48. Вероятностная логика. 49. Логическая корректность социологической анкеты. 50. Индукция научная и популярная. 51. Аналогия предметов и аналогия отношений. 52. Взаимосвязь дедукции и индукции. 53. Индукция методом отбора. 54. Индукция методом исключения. 55. Строгая и нестрогая аналогия. 56. Софизмы, паралогизмы и парадоксы. 57. Парадоксы в истории науки. 58. Деструктивная и конструктивная критика. 59. Аргументация и диалог. 60. Согласование полей аргументации в процессе диалога. 61. Общие принципы диалога. 62. Логика и психология судебного диспута. 63. Специфика познавательной полемики. 64. Специфика деловой полемики. Специфика игровой полемики. 65. Риторические и нравственные аспекты аргументации. 66. Теория и практика спора. 67. Некорректные приемы ведения спора. 68. «Аргумент к личности» и его разновидности. 69. Психологические уловки в споре. 70. Гипотеза как форма развития знания. 71. Проблема, гипотеза, теория. 72. Построение гипотезы и этапы ее развития. 73. Судебная и следственная версии как разновидности гипотезы.   Усвоение текущего учебного материала     Темы и вопросы, определяемые преподавателями с учетом интересов обучающихся ОК-3, ОК-4, ОК-8   ОК-3, ОК-4, ОК-8   ОК-3, ОК-4, ОК-8 ОК-3, ОК-4, ОК-8

 

Самостоятельная работа обучающегося – заочная форма обучения (срок подготовки 5 г. 00 м.).

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
              1. Самостоятельное изучение отдельных тем курса: - Мышление и язык - Классификация как вид деления - Многозначные логики - Доказательство и аргументация в споре   2. Подготовка и защита рефератов по следующей тематике: 1. Апории Зенона. 2. Значение софистики в становлении логики как науки. 3. Диалектический метод рассуждений Сократа. 4. Платон о логических операциях с понятиями. 5. «Органон» Аристотеля и его значение. 6. Аристотелевская силлогистика как первая в истории науки аксиоматически построенная теория. 7. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. 8. Логика в Древнем Риме. 9. Логика в Древней Индии. 10. Школа софистов в Древнем Китае. 11. Логические идеи в арабо-мусульманской философии средневековья (аль-Фараби, Ибн Сина). 12. Логика Раймунда Луллия. 13. Логические идеи в эпоху Ренессанса. 14. Индуктивная логика Фрэнсиса Бэкона. 15. Рационалистическая логика Рене Декарта. 16. «Логика Пор-Рояля» и ее значение в истории логической науки. 17. Логика Иммануила Канта. 18. «Наука логики» Гегеля и проблема соотношения формальной и диалектической логики. 19. Логические проблемы в творчестве М.В. Ломоносова. 20. Логика в России XVIII века (Д.С. Аничков, А.Н. Радищев). 21. Логика в России XIX века (М.И. Каринский, Л.В. Рутковский) 22. Система логики Н.А. Васильева. 23. Г. Лейбниц и начало формирования математической логики. 24. Способы образования понятий. 25. Овладение логикой как условие повышения культуры мышления. 26. Семиотические аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика. 27. Контекстуальные и рекурсивные определения. 28. Классификация как вид деления. 29. Логика Дж. С. Милля. 30. Логика Дж. Буля. 31. Логика С. Джевонса. 32. Логика Ч.С. Пирса. 33. Логика П.С. Порецкого. 34. Теорема К. Геделя о неполноте и ее значение для логики. 35. Логика Г. Фреге. 36. Дедуктивная и индуктивная логика В. Минто. 37. Логические идеи в работах Льюиса Кэрролла. 38. Логика Б. Рассела и парадоксы теории множеств. 39. Многозначные логики. 40. Интуиционистская логика. 41. Конструктивная логика. 42. Модальные логики. 43. Положительная логика. 44. Паранепротиворечивая логика. 45. Конъюнктивные и дизъюнктивные нормальные формы. 46. Метод сокращенных таблиц истинности. 47. Натуральный вывод. 48. Вероятностная логика. 49. Логическая корректность социологической анкеты. 50. Индукция научная и популярная. 51. Аналогия предметов и аналогия отношений. 52. Взаимосвязь дедукции и индукции. 53. Индукция методом отбора. 54. Индукция методом исключения. 55. Строгая и нестрогая аналогия. 56. Софизмы, паралогизмы и парадоксы. 57. Парадоксы в истории науки. 58. Деструктивная и конструктивная критика. 59. Аргументация и диалог. 60. Согласование полей аргументации в процессе диалога. 61. Общие принципы диалога. 62. Логика и психология судебного диспута. 63. Специфика познавательной полемики. 64. Специфика деловой полемики. Специфика игровой полемики. 65. Риторические и нравственные аспекты аргументации. 66. Теория и практика спора. 67. Некорректные приемы ведения спора. 68. «Аргумент к личности» и его разновидности. 69. Психологические уловки в споре. 70. Гипотеза как форма развития знания. 71. Проблема, гипотеза, теория. 74. Построение гипотезы и этапы ее развития. 75. Судебная и следственная версии как разновидности гипотезы.   Усвоение текущего учебного материала ОК-3, ОК-4, ОК-8     ОК-3, ОК-4, ОК-8   ОК-3, ОК-4, ОК-8

 

Самостоятельная работа обучающегося – заочная форма обучения (срок подготовки 3 г. 06 м. (с))

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
            1. Самостоятельное изучение отдельных тем курса: - Мышление и язык - Классификация как вид деления - Многозначные логики - Доказательство и аргументация в споре   2. Подготовка и защита рефератов по следующей тематике: 1. Апории Зенона. 2. Значение софистики в становлении логики как науки. 3. Диалектический метод рассуждений Сократа. 4. Платон о логических операциях с понятиями. 5. «Органон» Аристотеля и его значение. 6. Аристотелевская силлогистика как первая в истории науки аксиоматически построенная теория. 7. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. 8. Логика в Древнем Риме. 9. Логика в Древней Индии. 10. Школа софистов в Древнем Китае. 11. Логические идеи в арабо-мусульманской философии средневековья (аль-Фараби, Ибн Сина). 12. Логика Раймунда Луллия. 13. Логические идеи в эпоху Ренессанса. 14. Индуктивная логика Фрэнсиса Бэкона. 15. Рационалистическая логика Рене Декарта. 16. «Логика Пор-Рояля» и ее значение в истории логической науки. 17. Логика Иммануила Канта. 18. «Наука логики» Гегеля и проблема соотношения формальной и диалектической логики. 19. Логические проблемы в творчестве М.В. Ломоносова. 20. Логика в России XVIII века (Д.С. Аничков, А.Н. Радищев). 21. Логика в России XIX века (М.И. Каринский, Л.В. Рутковский) 22. Система логики Н.А. Васильева. 23. Г. Лейбниц и начало формирования математической логики. 24. Способы образования понятий. 25. Овладение логикой как условие повышения культуры мышления. 26. Семиотические аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика. 27. Контекстуальные и рекурсивные определения. 28. Классификация как вид деления. 29. Логика Дж. С. Милля. 30. Логика Дж. Буля. 31. Логика С. Джевонса. 32. Логика Ч.С. Пирса. 33. Логика П.С. Порецкого. 34. Теорема К. Геделя о неполноте и ее значение для логики. 35. Логика Г. Фреге. 36. Дедуктивная и индуктивная логика В. Минто. 37. Логические идеи в работах Льюиса Кэрролла. 38. Логика Б. Рассела и парадоксы теории множеств. 39. Многозначные логики. 40. Интуиционистская логика. 41. Конструктивная логика. 42. Модальные логики. 43. Положительная логика. 44. Паранепротиворечивая логика. 45. Конъюнктивные и дизъюнктивные нормальные формы. 46. Метод сокращенных таблиц истинности. 47. Натуральный вывод. 48. Вероятностная логика. 49. Логическая корректность социологической анкеты. 50. Индукция научная и популярная. 51. Аналогия предметов и аналогия отношений. 52. Взаимосвязь дедукции и индукции. 53. Индукция методом отбора. 54. Индукция методом исключения. 55. Строгая и нестрогая аналогия. 56. Софизмы, паралогизмы и парадоксы. 57. Парадоксы в истории науки. 58. Деструктивная и конструктивная критика. 59. Аргументация и диалог. 60. Согласование полей аргументации в процессе диалога. 61. Общие принципы диалога. 62. Логика и психология судебного диспута. 63. Специфика познавательной полемики. 64. Специфика деловой полемики. Специфика игровой полемики. 65. Риторические и нравственные аспекты аргументации. 66. Теория и практика спора. 67. Некорректные приемы ведения спора. 68. «Аргумент к личности» и его разновидности. 69. Психологические уловки в споре. 70. Гипотеза как форма развития знания. 71. Проблема, гипотеза, теория. 76. Построение гипотезы и этапы ее развития. 77. Судебная и следственная версии как разновидности гипотезы.   Усвоение текущего учебного материала ОК-3, ОК-4, ОК-8     ОК-3, ОК-4, ОК-8     ОК-3, ОК-4, ОК-8

2.3. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повешение подготовки путем развития у обучающихся творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

 

Наименование основных методов Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения Часы
Очная форма Заочная форма
Компьютерные симуляции 1. Использование базы данных тестовых заданий по логике для проведения промежуточного или итогового тестирования обучающихся. Ауд.202. 2. Использование базы данных электронного каталога, диссертационного фонда, Интернета в процессе подготовки к семинарским занятиям, написания рефератов, выполнения научно-исследовательской работы и творческих заданий. (В каталоге библиотеки)  
Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ При разработке программы курса, в процессе проведения лекционных и семинарских занятий используются учебно-методические разработки ведущих вузов с грифом УМО: МГУ, СПГУ, Институт человека РАН, ЮФУ и т.д. Например, Кириллов В.И. Логика: Учебник для юридических вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.    
Деловые и ролевые игры Обучающимся предлагается логически проанализировать ситуации, возникающие в практике известных современных российских юристов (П. Астахов, М. Барщевский, Г. Падва, Г. Резник и др.).  
Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук 1. Логика как учебная дисциплина теснейшим образом связана с гуманитарными, социальными и естественными дисциплинами, преподаваемыми на юридическом факультете Ростовского государственного экономического университета (РИНХ): концепции современного естествознания (темы 1,2,3,), философия (темы 1,4), риторика (тема 4,5), культурология (темы 1,5), этика (тема 5), информатика (темы 1,3,4) психология (темы 1,5). 2. Изучение структуры и форм логической аргументации (темы 4 и 5) предполагает необходимость соотнесения их содержания с проблематикой юридических дисциплин (в первую очередь, тех, в которых идет речь о способах обоснования знания: судебное дело, криминалистика, гражданское, семейное и международное право). Корреляция логики и риторики предполагает знание логики развития современных концепций языка, общения и информации, умение соотносить ту или иную форму аргументации с конкретной юридической ситуацией, правильно определять критерии основательности принимаемых решений, Например, в теме 1 затрагивается проблема соотношения языков вербальных и невербальных, естественных и искусственных, а в теме 5 – различные аспекты юридического диалога.    
  Логические и психологические тренинги Проблемно-ориентированное изучение логики предполагает выявление сущностных характеристик мышления, приемов, контролирующих непротиворечивость, последовательность и строгость собственных рассуждений, а также применение методов обнаружения логических ошибок и опровержения различных уловок и софизмов в рассуждениях оппонентов (темы 1,4,5).  
Разбор конкретных ситуаций Применение формально-логических методов в рассмотрении конкретных практических ситуаций. Например, анализ доказательных средств, используемых участниками судебного диспута (на примерах речей известных русских юристов – Ф.Н. Плевако, А.Ф. Кони, П.С. Сергеича, И.М. Кисенишского и др.), или логических приемов раскрытия преступления (на примере произведений А. Конан Дойла, Э. По, Г. Честертона, А. Кристи и др.)    

 

3.1.Средства обучения. Информационно-методические

№№ Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, на кафедре Кол-во
Основная литература
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учеб. для юрид. вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 256 с.
Гетманова А.Д. Логика для юристов: Учеб. пособие. – 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2006. – 303 с.
Герасимова И.А. Введение в теорию и практику аргументации. – М.: Логос, 2007. – 204 с.
Сборники задач и упражнений
Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения: Учеб. пособие для вузов. – 3-е изд., стер. – Минск, 2002. – 158 с.
Кириллов В.И. и др. Упражнения по логике: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. – М.: Юристъ, 2000. – 128 с.
Упражнения по логике: Учеб. пособие для юрид. вузов. – М.: Высш. шк., 1990. – 128 с.
Энциклопедии и справочники
Философия: энциклопедический словарь / Бачинин В.А. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 1072 с.
Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 980 с.
Новая философская энциклопедия: В 4-х томах / Ин-т философии РАН; Науч.-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2000.
Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М,: Просвещение 1991. – 207 с.
Кондаков Н.П. Логический словарь-справочник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 1975. – 720 с.
Методические пособия
Логика: Учеб-метод. комплекс / Авт.-сост. Васечко В.Ю. – Ростов н/Д: РГЭА, 1999. – 64 с.
Логические методы в экономике / Авт.-сост. Гайдукова С.В. – Ростов н/Д: РГЭА, 1999. – 40 с.
Васечко В.Ю. Логика: методические рекомендации по изучению курса. – Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2005. – 32 с.
Электронные ресурсы
Гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – М.: ИДДК, 2005. – 1 CD-ROM.
Гуманитарные науки [Электронный ресурс]. – М.: ММТМ, 2004. – 1 CD-ROM.
Философская энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Классика энциклопедий).
Чернет П. Тесты IQ. Логика и психология [Электронный ресурс]. – Электрон. изд. – СПб.: ИП Тимохин В.К., 2009. – 1 CD-ROM.
Юридические науки. Диск 2. Экзаменационные вопросы и ответы по политологии. Информационное право России. Логика. Философия. [Электронный ресурс]: Учеб. пособие: Лекции для студентов. – М.: Равновесие: Науч. кн., 2005. – 1 CD-ROM.
Дополнительная литература
Гетманова А.Д. Учебник логики: Со сб. задач. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 336 с.
Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студ. вузов. – М.: Добросвет, 2002. – 224 с.
Гетманова А.Д. Логика: Учеб. – 8-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 240 с.
Ивин А.А. Логика для журналистов: Учеб. пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 212 с.
Демидов И.В. Логика: Учеб. – 4-е изд., испр. – М.: Дашков и К, 2008. – 192 с.
Ивин А.А. Логика: Учебник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 232 с.
Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М,: Владос, 1995. – 304 с.
Ивлев Ю.В. Логика: Эксперим. Учебник для студентов гуманит. вузов. – М.: Наука, 1994. – 272 с.
Мареев С.Н. Логика: Учеб. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2007. – 256 с.
Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 296 с.
Солодухин О.А. Логика для юристов: Метод. пособие для юр. фак. – М.: Экспертное бюро-М, 1998. – 380 с.
Асмус В.Ф. Логика: Учебник. – Изд. 2-е, стер. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 392 с.
Гетманова А.Д. Учебник логики: Со сб. задач. – 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2006. – 336 с.
Иванов Е.И. Логика: Учебник. – М.: Бек, 1996. – 309 с.
Ивин А.А. Логика: Учеб. для вузов. – М.: Гардарики, 2003. – 232 с.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учеб. М.: Юристъ, 2000. – 256 с.
Непейвода Н.Н. Прикладная логика: Учеб. пособие. – Ижевск: Удмурт. ун-т, 1997. – 102 с.
Фреге Г. Логика и логическая семантика: Сб. трудов: Учеб. пособие / Пер. с нем. Б.В. Бирюкова. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 288 с.
Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. М.: Наука, 1973. – 283 с.
Лазарев Ф.В. О природе научных абстракций. – М.: Знание, 1971. – 64 с.
Калиниченко Н.Н. Истины и парадоксы. – М.: Синтег, 2005. – 152 с.
Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. – М.: Изд. МГУ, 1991. – 160 с.
Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. – М.: Наука, 1991. – 414 с.
Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. – М.: Соцэкгиз, 1960. – 324 с.
Бирюков Б.В. Жар холодных числ и пафос бесстрастной логики. – М.: Знание, 1985. – 192 с.
Бочаров В.А. Аристотель и традиционная логика. – М.: Изд. МГУ, 1984. – 156 с.
Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. – М.: Прогресс, 1988.-507 с.
Васильев Н.А. Воображаемая логика: Избр. тр. – М.: Наука, 1989. – 212 с.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. – Т.1. Наука логики. – М.: Мысль, 1974.
Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.
Ивин А.А. По законам логики. – М.: Мол. гвардия, 1983. – 230 с.  
Индуктивная логика и формирование научного знания. – М.: Наука, 1987. – 287 с.
Кибернетика и логика: Сб. статей. – М.: Наука, 1978. – 155 с.
Кольман Э., Зих О. Занимательная логика. – М.: Наука, 1966. – 128 с.
Копнин П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания: Избр. филос. работы. – М.: Наука, 1982. – 396 с.
Кудрин А.К. Логика и истина. – М.: Политиздат, 1980. – 156 с.
Марков Б.В. Проблемы обоснования и проверяемости теоретического знания. – Л.: Изд. ЛГУ, 1984. – 178 с.
Никитин Е.П. Открытие и обоснование. – М.: Мысль, 1988. – 244 с.
Шептулин А.П. Диалектический метод познания. – М.: Политиздат, 1983. – 275 с.

 

3.2.Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы обучающихся с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
Компьютерный класс Поиск данных в сети Интернет, создание презентаций
  Ноутбук, проектор, экран Обучающее

 

4. Текущий, промежуточный контроль знаний обучающихся

Тесты, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
Вопросы для текущего контроля и подготовки к экзамену Модуль 1 «Понятие» (форма отчета – контрольная работа) 1. Общая характеристика логики как теоретической науки. 2. Понятие логической формы. Основные логические формы мысли 3. Общая характеристика этапов формирования логической теории. 4. Понятие как форма мысли. Содержание и объем понятий. Связь объема и содержания понятий. 5. Виды понятий по объему и содержанию. 6. Логические отношения между понятиями. 7. Определение понятий. Виды определений. Правила и возможные ошибки в определениях. 8. Деление понятий. Виды деления понятий. Правила и возможные ошибки в делении. 9. Закон тождества. 10. Закон противоречия. 11. Закон исключенного третьего. 12. Закон достаточного основания.
Модуль 2 «Суждение» (форма отчета – коллоквиум) 1. В чем различие между суждениями, вопросами и нормами? 2. Каковы виды суждений об отношениях? 3. Как производится отрицание атрибутивных суждений и суждений об отношениях? 4. Как отрицаются сложные суждения? 5. Какие суждения соотносит между собой логический квадрат? 6. Отношения между какими суждениями выражаются посредством логического квадрата и логического квазишестиугольника? 7. Как выражаются на языке логики предикатов атрибутивные суждения и суждения об отношениях? 8. Какие вопросы являются некорректными? 9. Что является предметом исследования логики норм и логики оценок? 10. В чем различие между нормой и утверждением о норме? 11. В чем различие между оценкой и утверждением об оценке? 12. Как соотносятся понятия «обязательно», «разрешено» и «запрещено»? 13. Как выразить понятие с использованием языка логики предикатов? 14. Каковы основные виды признаков? 15. В чем различие между логическими и фактическими содержаниями и объемами понятий? 16. Как осуществляются операции обобщения и ограничения понятий?
Модуль 3 «Умозаключение» (форма отчета – письменный контроль)
  1. Логическая корректность социологической анкеты.
  2. Индукция научная и популярная.
  3. Аналогия предметов и аналогия отношений.
  4. Взаимосвязь дедукции и индукции.
  5. Индукция методом отбора.
  6. Индукция методом исключения.
  7. Строгая и нестрогая аналогия.
  8. Софизмы, паралогизмы и парадоксы.
  9. Парадоксы в истории науки.
  10. Деструктивная и конструктивная критика.
  11. Аргументация и диалог.
  12. Согласование полей аргументации в процессе диалога.
  13. Общие принципы диалога.
  14. Логика и психология судебного диспута.
  15. Специфика познавательной полемики.
  16. Специфика деловой полемики.
  17. Специфика игровой полемики.
  18. Риторические и нравственные аспекты аргументации.
  19. Теория и практика спора.
  20. Некорректные приемы ведения спора.
  21. «Аргумент к личности» и его разновидности.
  22. Психологические уловки в споре.
  23. Гипотеза как форма развития знания.
  24. Проблема, гипотеза, теория.
  25. Построение гипотезы и этапы ее развития.
  26. Судебная и следственная версии как разновидности гипотезы.
  27. Логика и риторика.
  28. Логика в работе юриста (следователь, судья, адвокат, прокурор).
Тесты для текущего контроля 1. Какое из приведенных понятий является собирательным?
А. Ребенок, Б. Символ,
Дитя, Символика,
Детвора. Эмблема.

2. Какое из приведенных понятий является абстрактным?

А. Преступление, Б. Мужество,
Преступник, Муж,
Преступность. Мужчина.

3. Какое из данных понятий является соотносительным?

А. Отец, Б. Угольная копь,
Родственник, Копировальщик,
Знакомый. Копия.

4. Какое из данных понятий является отрицательным?

А. Невзрачный, Б. Безмен,
Несмелый, Безнадежность,
Негатив. Безобразие.

5. Какое из данных понятий является пустым?

А. Король Англии, Б. Василий,
Король США, Василиса,
Королева Виктория. Василиск.

6. Какое из данных понятий является ограничением понятия "юрист":

Адвокат,

Правоохранительный орган,

Защитник.

7. Какое из данных понятий является обобщением понятия "словарь":

Телефонный справочник,

Юридическая энциклопедия,

Книга.

8. Какое из указанных понятий находится в пересечении с понятием "инженер":

Инженер по технике безопасности,

Институт сельхозмашиностроения,

Вымогатель.

9. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида:

Институт, факультет,

Учебное заведение, лицей,

Галактика, созвездие.

10. Подберите понятие, противоположное понятию "бедный":

Небедный,

Богатый,

Бессребреник.

11. Какое из ниже перечисленных понятий будет определением понятия "преступление":

Ограбление,

Возмутительный поступок,

Общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

12. Укажите, в каком примере произведено деление понятия:

Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны.

Атомы - неделимые частицы.

Атомы делятся на атомы металлов и атомы неметаллов.

13. Укажите предложение, выражающее суждение:

Кто следующий на прием к стоматологу?

Кому приятны неприятности?

Кем основан Санкт-Петербург?

14. Какое из указанных понятий является предикатом суждения "Каждый инвалид имеет право на льготы»?

Льготы,

Право на льготы,

Имеющий право на льготы.

15. К какому виду относится суждение "Не все люди – гении"?

Общеотрицательное,

Частноутвердительное.

Частноотрицательное.

16. К какому виду сложных суждений относится суждение "Мал золотник, да дорог"?

Конъюнкция,

Дизъюнкция,

Импликация.

17. К какому виду относится суждение "Курить - здоровью вредить"?

Конъюнкция,

Дизъюнкция,

Импликация.

18. К какому виду относится суждение "Либо пан, либо пропал"?

Конъюнкция,

Дизъюнкция,

Импликация.

19. Какое из суждений является противопоставлением предикату суждения "Люди не бессмертны"?

Все люди смертны.

Некоторые смертные - люди.

Бессмертные - не люди.

20. Где средний термин в силлогизме "Все рыбы дышат жабрами. Значит, дельфин - не рыба, он не дышит жабрами"?

Рыбы,

Жабры,

Дышат жабрами.

21. Сформулируйте пропущенную посылку энтимемы "Данное уголовное дело не может быть возбуждено, так как отсутствует состав преступления". Определите ее больший термин.

Состав преступления,

Уголовное дело,

То, что может быть возбуждено.

22. Сформулируйте пропущенную посылку энтимемы "Солнце - звезда, значит, оно является источником радиоизлучения". Определите меньший термин.

Солнце,

Звезда,

Источник радиоизлучения.

Вопросы к зачету 1. Выявить взаимосвязь между законом тождества и принципом определенности, принципом непротиворечивости и законом исключенного третьего, законом достаточного основания и принципом основательности 2. Выявить особенности выводов из сложных суждений (условные, разделительные и лемматические умозаключения), рассмотрев их различные модусы 3. Выявить соотношение суждения и вопроса, рассмотреть виды вопросов, правила их постановки и возможные ошибки 4. Дайте определение силлогизма и покажите отличие простого силлогизма от сложного 5. Дать дефиницию деления как логической операции, сформулировать правила логически корректного деления и рассмотреть возможные ошибки в делениях понятий (с примерами) 6. Дать дефиницию определения как логической операции, сформулировать правила логически корректного определения и рассмотреть возможные ошибки в определениях (с примерами) 7. Дать определение понятия как формы мышления и рассмотреть виды понятий по объему и содержанию 8. Дать определение сложного суждения и рассмотреть все их виды (конъюнкция, нестрогая дизъюнкция, строгая дизъюнкция, импликация, эквивалентность) 9. Дать определение суждения как формы мышления и видов суждений (истинные и ложные, утвердительные и отрицательные, атрибутивные, релятивные и экзистенциальные) 10. Дать определение умозаключения и рассмотреть его структуру (на примерах) 11. Дать определения обобщения и ограничения как логических операций и показать их роль в аргументативном процессе 12. Дать определения отношения между понятиями (равнозначность, пересечение, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие) и иллюстрировать их с помощью кругов Эйлера 13. Найти в литературе примеры научных дискуссий в социально-гуманитарной сфере и проанализировать аргументативные приемы, использованные сторонниками альтернативных точек зрения 14. Определить специфику условий истинности вывода для различных видов умозаключений (простых и сложных, непосредственных и опосредованных) 15. Освоить правила преобразования релятивных и экзистенциальных суждений в атрибутивные 16. Показать взаимосвязь дедукции и индукции как методов мышления 17. Показать специфику доказательства и опровержения как разновидностей умозаключения. Привести примеры из журнальных статей и из Интернета 18. Приведите примеры понятий, суждений и умозаключений из собственного опыта, нормативных документов и литературных произведений 19. Привести примеры дедуктивного доказательства, индуктивного доказательства (отдельно полную и неполную индукцию) и доказательства по аналогии (отдельно строгую и нестрогую аналогию) 20. Проанализировать типичные ошибки, которые имеют место при нарушении общих правил простого категорического силлогизма, правил фигур силлогизма и правил сложных силлогизмов 21. Провести содержательную связь между умозаключением как более общим понятием и доказательством как более частным
  1. Продемонстрировать качественную специфику умозаключений дедуктивных, индуктивных и по аналогии
23. Продемонстрировать механизмы нарушения принципов определенности, непротиворечивости и основательности при использовании некорректных приемов ведения спора 24. Продемонстрировать на примерах механизм применения второй фигуры простого категорического силлогизма для критики и опровержения 25. Продемонстрируйте на примерах логические ошибки подмена понятия и подмена тезиса (можно взять их из художественной литературы и из собственного опыта) 26. Раскройте сущность основных форм мышления и четырех основных законов логики 27. Рассмотреть деление суждений по качеству и количеству (отдельная и объединенная классификация) 28. Рассмотреть логические отношения между суждениями (субординация, контрадикторность, контрарность, частичная совместимость) 29. Рассмотреть структуру доказательства и выявить различия между прямым и косвенным доказательством 30. Сформулировать правила прямого и непрямого (косвенного) вывода и правила выводов логики высказываний и логики предикатов

 

5. Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год _____/______

 
Следующие записи относятся к п.п.
Автор
Зав. кафедрой
 

 

 

Принято УМУ__________________________________ Дата:_____________________

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.