МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Культура архаической эпохи.





Семинар 2 Культура античности

Культура Древней Греции.

Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являються одновременно и культурными эпохами:

-эгейский или крито-микенский (3-2 тыс. до н.э.)

-гомеровский (11-9 вв. до н.э.)

-архаический (8-6 вв. до н.э.)

-классический (5-4 вв. до н.э.)

Эллинестический (вторая половина 4 – середина 1 в. До н.э.)

· Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе используют оба названия. Речь идёт о двух самых ранних в Греции цивилизациях – минойской и микенской (архейской, эгейской). Кроме того, первые три эпохи часто обьединяют под общим именем доклассического периода. В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода : доклассический, классический и эллинистический. Наибольшего рассвета Культура Древней Греции достигла в классический период.

· Доклассический период.

Ранний период античной культуры связан с формирование и расцветом крито-микенской культуры. Культуру этого периода принято ещё называть эгейской. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800-1100 гг. до н.э.). Центром раннего этапа античности являлся остров Крит, а несколько позже – та часть греческого материка, где находиться город Микены. В целом культуру этого периоа называют крито-микенской.

Критская культура.

Около 2300 года до н.э. на Крите начинается подьём экономики и культуры. Происхождение народа, создавшего высокую культуру, названную минойской по имени царя Миноса, неизвестно.

Центрами минойской цивизизации были дворцы, которые почему то напоминали хитро запутанные лабиринты. Легендарный дворец в Кноссе, прозванный греками «Лабиринтом», стал прообразом многочисленных сказаний, мифов и рассказов. Кносский дворец строился около полувека, то и дело достраивался, перестраивался, и в конце концов превратился в маленьки самостоятельный город. Громный комплекс дворца занимал территорию около 16 тыс. кВ. м.

В центре критских городов, в близи дворца-резиденции правителя, располагались дома знати и придворных чиновников. Неподалёку находилась зрелищная площадка с ведущими к ней лестницами Кносская аристократия строила дома в несколько этажей, иногда с подвальными помещениями.

Улицы критских городов были вымощены камнем; разные уровни их часто соединялись ступенями. Санитарное состояние городов было довольно хорошим, система сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам вода из резервуаров, колодцев или источников поступала в жилища.ъ

На Крите были высоко развиты ремёсла : изделия из камня, бронзы, слоновой кости, глины, фаянса и дерева украшают лучшие музеи мира. Из бронзы критские мастера делали оружие, предметы домашнего обихода и ремесленные инструменты. Предметы роскоши в обиходе царей и знати, а также культовые принадлежности изготовлялись из золота и серебра.

Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески, бусы и амулеты из аметиста, золотые повязки, обкладки каменных сосудов, печати, кольца.

Гончарное ремесло начало развиваться после введения в конце 3 тысячелетия гончарного круга. Качество глиняного теста и искусство гончара достигли наивысшего развития в так называемых яичных скорлупах – небольших чашечках с очень тонкими стенками и вазах стиля «камарес». Наряду с большими пифосами (сосудами для хранения жидкостей и сыпучих тел высотою 2,5 м.) критские гончары изготавливали малые сосуды типа кубков, ваз для фруктов , фигурных сосудов с носиками и чашек. Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись керамики.



Критяне не строили, подобно египтянам, грандиозных храмов и пирамид. Главными зозданиями их содчества были дворцы и жилые дома, что свидетельствует о более светском характере всей критской культуры.

Монументальная скульптура в критском искусстве не играла большой роли. Значительно большее значении играла мелкая пластика. К эпохе расцветы Критского гос-ва относят фаянсовые статуэтки богинь со змеями в руках. Из фаянса делались рельефные односторонни изображения, представляющие живые сцены, например, изображение коровы с телёнком.

Микенская Культура.

Когда не стало критской культуры, на греческом материке ещё около трёх столетий существовала близкая ей по духу микенская культура. Микены, расположенные на территории материковой Греции, в 17-13 в. До н.э. превратились в один из наиболее крупных центров высокой культуры.

Город был окружен крепостной стеной длинной 900 м и толщиной 6 м, которая ограждала территорию свыше 30 000 кв. м. У городских ворот располагался обширный некрополь (акрополь) с огромными купольными гробницами. Отсюда пошло название микенского архитектурного стиля – «циклопическая» монументальность. Среди них особенно выделялась так называемая «Сокровищница царя Атрея» . В гробницах найдены многочисленные драгоценные украшения.

Непременная часть убранства царских погребений –изделия из слоновой кости, янтаря,эмали – свидетельство обширных торговых связей микенцев.

Помимо Микен крупным очагом культуры в 3-2 тысячелетиях до н.э. была Троя. Город находился на северо-западном побережье малой Азии в 25-30 км от устья Босфора Фракийского. Троя пала жертвой сильнейшего землятресения. До своей гибели город долго воевал с ахейцами, в результате чего цетущее поселение троянцев было разрушено. Греческая традиция считать гибель делом ахейцев : правители Микен фигурируют в преданиях как руководители греческого войска, осаждавшего Трою. Сведения об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Иллиада» и «Одиссея».

Культура архаической эпохи.

От гомеровской эпохи почти не дошло никаких крупных памятников. Известно только, что это была бесписьменная культура, существовавшая в 6-4 веках до н.э. Гораздо больше ученые знают о культуре архаического периода.

В этот период проходила великая колонизация – освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. У греков появляеться алфавитное письмо, зарождаются естественные науки. Под влияние восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство.

В период архаики происходит становление античного полиса- города-государства, специфического типа политического устройства, давшего жизнь всем следующим демократиям мира.

Древние Греки создали принципиально новый тип цивилизации – рыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и свободном развитии личности. Ничего подобного до них ещё не было.

Афиняне строили свою цивилизацию, планомерно соедияя гос-ную и частную собственность. Опора частного сектора – малое семейное хозяйство , использующее личный труд селянина и его семьи. Именно от греков пришло к нам понятие «экономика», означавшее у них заведование домашним хозяйством – «ойкономика».

Любая отрасль производства в античной греции превращалась в область прикладной математики. Греки рассчитывали каждую мелочь , в виноградстве, например, какое удобрение необходимо внести для данного сорта в конкретной почве, чтобы не навредить аромату вина и добиться наивысшей эффективности и тд. Грек – ремесленник, торговец, земледелец – внимателен к любому новшеству, способому хоть немного повысить производительность и качество продукции.

Выражаясь современным языком, греческая культура – цивилизация венчурных фирм.

Культура архаичного периода продолжалась вплоть до 5 в до н.э. –времени наивысшего расцвета античной культуры. В это время формируется единое сознание греков и появляется понятие «эллины», из разрозненных местных религий возникает целостная античная мифология.

Эллинские мифы вошли в культуру всех европейских народов. В отличии от Египта, в Греции религиозные обряды были крайне просты и могли выполняться любым человеком. Фактически они сводились к жертвоприношениям. Отсутствие жреческой касты привело к тому, что функции идеологов взяли на себя народные сказители. Они же и сформировали представления греков о богах. Греческие боги лишены таинственности. Они пируют, ссорятся , вступают в браки между собой и людьми. Их жизнь напоминает жизнь в коммунальной квартире, но только в более приличествующей форме. Их нравы похожи на человеческие : здесь царят прелюбодеяние, борьбы за власть, неприкрытое соперничество и полу прикрытое коварство. Боги греков, как и сами греки, были хитроваты, предприимчивы и практичны.

В Греции был широко распространён культ Афродиты – богини любви и красоты. Любовью были увлечены все - и люди, и боги. Богом света и поэзии был Апполон , которого обычно сопровождали девять муз – покровительниц искусств и наук. Богиней красоты была Афродита, мудрости – Афина, богом огня и кузнечного мастерства –Гефест, войны – Арес. Каждая отрасль хоз. Деятельности имела своего бога-покровителя : Афина – ткачеству, Дионис – виноделию, Гермес – торговле и тд.

В период архаики зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были Олимпийские Игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в 4 года в Олимпии.

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония, где возникла первая философская система античности – натурфилософия. Для неё характерны материализм и поиск объективных закономерностей.

Почти все древнегреческие философы являлись математиками. Ими были Пифагор, Платон, Аристотель и те, кто развивал философию как учение о количественных характеристиках мира.

В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. В качестве особого жанра оформляется басня, которую традиционно связывают с именем легендарного Эзопа.

В искусстве появляются два основных типа одиночной скульптуры – обнаженного юноши ( курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой.

К 6 веку оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом , более пышном, стмле колонна наряду с чисто функциональной несёт и декоративную нагрузку, для неё характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь.

Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 года до н.э. гончары из Коринфа придумали чернофигурную технику росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. Около 530 года до н.э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.

Классический период.

Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период. Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана. В период классики скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется ассиметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренней мир. Помимо мрамора широко используется бронза.

Идеал красоты распространился и в повседневной жизни : греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами , делали причёски и тд.

Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель составили славу греческой скульптуры классического периода . Мирон в знаменитом «Дискоболе» достиг вершин в реалистической передаче движений человеческого тела. Фидий преуспел в изображении возвышенных эмоций. Поликлет создал строгий математический канон для воплощения образа идеального гражданина – физически и духовно совершенного человека.

В понятие высокой классики входят так же литературные достижения – создание жанра трагедии и комедии. Наивысшего расцвета комедия достигает в 5 в. До н.э. в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида.

Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. Каждую весну греки праздновали возвращение Диониса, который, по преданию, прибывал в Грецию из заморских стран. Праздники сопровождались играми , соревнованиями хоров. Постепенно ля них стали создаваться сценарии. Так Греции возник новый вид искусства – драматический театр. В нём ставились трагедии и комедии.

Пятый век до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее совершенные религиозные и светские памятники культуры. Основным типом общественного здания по прежнему остаётся храм.

Греки – народ эстетически развитый. И чувство прекрасного, ощущение пропорциональности, соразмерности присутствовало во всём. Формируя свою цивилизацию – цивилизацию принципиально нового исторического типа - греки учились красиво, со вкусом работать и жить. Без излишеств восточной роскоши, но скромно и изыскано.

В 4 веке до н.э. в Греции обнаруживается экономический и политический упадок. Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета. Её прославили три великих философа – Сократ, Платон и Аристотель.

Сократ явился родоначальником диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Сократ излагал своё учение устно. Цель его философии – самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, ил мудрость.

Платон являлся учеником Сократа, а после смерти учителя основал в Афинах собственную школу – Академию. Платон учил, что идеи – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, кторые она созерцала до ей соединения с телом.

Ученика Платона – Аристотеля по праву называют энциклопедистом. В 335 году до н.э. Аристотель основал Ликей, или перипатетическую школу. Его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии и тд. Аристотель считается основоположником нормальной логики, создателем силлогистики. Центральный принцип этики Аристотеля – разумное поведение, умеренность. Наилучшая форма государства – монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие – тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства – подражание цель трагедии – очищение духа.

Очень высокого уровня в этот период достигает риторика. Речи Исократа и Демосфена долгое время оставались непревзойдёнными образцами литературного мастерства. Наиболее значимым историком в 4 в. До н.э. был Ксенофонт. Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения.

В конце концов, в 338 году до н.э., после битвы при Херонее, Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филлипу 2 – отцу Александра Македонского.

Эллинистический период.

Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм - эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся после распада империи на ряд самостоятельных госсудрств.

В это время получают развитие научные знания. Архимед разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел. Он автор многих изобретений, организатор инженерной обороны Сиракуз против римлян.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъёму наук – математики, механики, астрономии, географии.

Аристарх Самосский доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца.

Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них – в Александрии и Пергаме.

В эпоху эллинизма развивается новая отрасль знания – филология : грамматика, критика текста, литературная критика и проч. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментировании классических произведений греческой литературы. Литература эпохи эллинизма хоть и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными. Продолжает развиваться реалистичная бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством Манарда. Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сцены из жизни обычных горожан – мимы.

Выдающимися философскими школами являются эпикурейство и стоицизм. Эпикур утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура – живи уединенно. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа. Другой эллинистический философ, Зенон из Китиона, явился основателем школы стоицизма, считавшей идеалом добродетели независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведение считается апатия, бесстрастие.

Одним из величайших художников античности считали Апеллеса, достигшего совершенства в использовании эффектов светотени а графической перспективы. Характерные черты скульпутры того времени – интерес к личности человека и его внутреннему миру.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.