МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Роль государства в рыночной экономике. Необходимость, особенность и проблемы государственного регулирования экономики в переходный период.





Государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов.

Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции:

- правовая

- воспроизводственно-технологическая

- защита конкуренции

- стабилизационная

- прогностическая

- регулирующая

Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и в виду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

Функция защиты конкуренции. В Законе Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” она определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказать влияние на объем производства, а следовательно, — и на цену. В соответствии с кривой спроса на свою продукцию монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к понижению первого и росту второй. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистов-производителей, а не целям общества, что вызывает нерациональное распределение ресурсов. Для предотвращения последствий монополизации государство вмешивается в экономику. Для этого предпринимаются следующие шаги. Прежде всего необходимо тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации, и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.

Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель — уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

Прогностическая функция. Она определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия Центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

Регулирующая функция представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует такие цели:

- минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики

- создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка

- обеспечение социальной защиты населения

Необходимость государственного регулирования в переход­ной экономике

Ни одна экономика не функционирует без вмеша­тельства государства, которое берет на себя ответственность за пра­вильное денежное обращение, удовлетворение части коллективных потребностей, защиту окружающей среды и прав потребителя, а также многие другие функции, необходимые для нормальной жиз­недеятельности общества.

Тем более велика роль государства в переходной экономике, что обусловлено следующими причинами. Во-первых, прежний, сверх­централизованный механизм государственного управления, прису­щий административно-командной системе, исчезает вследствие развала самой этой системы, и нужно на его останках строить но­вую систему государственного управления. Во-вторых, в нашей стране существует многовековая традиция сильной государствен­ной власти. В-третьих, для нашей экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора экономики, доставшийся по наследству от командно-административной системы. В-четвер­тых, рынок и рыночная экономика требуют длительного времени для своего становления. Поэтому государственное управление, осо­бенно на этапе формирования рыночных отношений, должно ком­пенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов. В-пятых, государство само выступает инициатором реформ макроэкономического характера, которые не могут быть осуществлены без его активного участия. В-шестых, государство, несмотря на недостатки командно-административной системы, на­копило огромный опыт макроэкономического регулирования. В-седьмых, только государство способно обеспечить привлечение иностранных инвестиций, социальную защиту и др.

В переходной экономике роль государства принципиально от­личается от роли, которую оно выполняет в условиях командно-ад­министративной или рыночной системы. Это обусловлено следую­щими причинами: процесс разгосударствления значительно умень­шает размеры государственного сектора, отвергает всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике; в переходный период рынок находится в стадии станов­ления и, следовательно, его регулирующие возможности еще низ­ки. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмеша­тельства в экономику здесь меньше, чем в командной, а с другой — она должна быть более весомой, чем в развитой рыночной экономи­ке. Наконец, переход от планового хозяйства к рыночной экономи­ке не может происходить стихийно.

Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает одновременно инициатором и субъектом эко­номических реформ, таких, как преобразование отношений соб­ственности, поддержка малого бизнеса, реорганизация финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, кото­рые в развитой рыночной экономике выполняют другие рыночные субъекты, например в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.

Государство влияет на экономику через механизм регулирова­ния — систему организации целенаправленного воздействия госу­дарства на деятельность хозяйственных субъектов. Этот механизм включает цели и методы государственного регулирования (адми­нистративные, правовые, организационно-экономические, бюд­жетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые); формы его реализации (индикативное планирование, специаль­ные программы развития отдельных отраслей, программы-про­гнозы); субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства); объекты регулирования (сфера воспроизводства, про­изводственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.).

Специфика государственного регулирования переходной эко­номики

Она сохраняется на всем протяжении переходного периода и обусловлена, с одной стороны, наследием социалистического ме­тода управления, а с другой — особенностями самого переходного периода.

Государство в переходной экономике выполняет те же фун­кции, что и в любой другой. Во-первых, оно осуществляет произ­водство «общественных благ»; во-вторых, защищает общество от «внешних эффектов» (охрана природной среды); в-третьих, регули­рует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь); в-четвертых, сглаживает неравенство в доходах; в-пятых, занима­ется стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста.

Государство и в рыночной и в переходной экономике реализует производственные программы по выпуску различных видов про­дукции, контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менее обеспеченным, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую деятельность, осуществляет политику социального развития и т.д.

Одной из основных задач государства в переходной экономике является целенаправленное создание правовых, экономических

социальных и других условий и стимулов для формирования ры­ночных отношений. Данная задача является весьма сложной и ре­шается нашим государством впервые. В странах с развитой рыноч­ной экономикой ее решение осуществлялось путем эволюционного совершенствования сложившихся товарно-денежных отношений. В постсоциалистических странах этот процесс идет параллельно с разрушением командной экономики. Следует учитывать, что от­сутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайно сложная обстановка, усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическим кризисом, скудость государственных фи­нансов создают значительные трудности для эффективного госу­дарственного регулирования экономики.

Государство в переходном периоде использует прямые и косвен­ные методы регулирования экономики, причем на первоначальном этапе преобладают прямые методы. Это обусловлено следующими причинами: значительную долю национальной экономики состав­ляет государственный сектор как объект преимущественно прямо­го воздействия; рыночная среда, управляемая в основном косвен­ными методами, еще не создана в полной мере; глубокий кризис, характерный для переходного периода, может быть преодолен только при условии прямого воздействия государства.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.