ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Роль государства в рыночной экономике. Необходимость, особенность и проблемы государственного регулирования экономики в переходный период. Государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему. Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции: - правовая - воспроизводственно-технологическая - защита конкуренции - стабилизационная - прогностическая - регулирующая Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п. Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и в виду этого возникает потребность в их государственном регулировании. Функция защиты конкуренции. В Законе Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” она определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказать влияние на объем производства, а следовательно, — и на цену. В соответствии с кривой спроса на свою продукцию монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к понижению первого и росту второй. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистов-производителей, а не целям общества, что вызывает нерациональное распределение ресурсов. Для предотвращения последствий монополизации государство вмешивается в экономику. Для этого предпринимаются следующие шаги. Прежде всего необходимо тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации, и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика. Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель — уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор. Прогностическая функция. Она определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия Центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества. Регулирующая функция представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует такие цели: - минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики - создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка - обеспечение социальной защиты населения Необходимость государственного регулирования в переходной экономике Ни одна экономика не функционирует без вмешательства государства, которое берет на себя ответственность за правильное денежное обращение, удовлетворение части коллективных потребностей, защиту окружающей среды и прав потребителя, а также многие другие функции, необходимые для нормальной жизнедеятельности общества. Тем более велика роль государства в переходной экономике, что обусловлено следующими причинами. Во-первых, прежний, сверхцентрализованный механизм государственного управления, присущий административно-командной системе, исчезает вследствие развала самой этой системы, и нужно на его останках строить новую систему государственного управления. Во-вторых, в нашей стране существует многовековая традиция сильной государственной власти. В-третьих, для нашей экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора экономики, доставшийся по наследству от командно-административной системы. В-четвертых, рынок и рыночная экономика требуют длительного времени для своего становления. Поэтому государственное управление, особенно на этапе формирования рыночных отношений, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов. В-пятых, государство само выступает инициатором реформ макроэкономического характера, которые не могут быть осуществлены без его активного участия. В-шестых, государство, несмотря на недостатки командно-административной системы, накопило огромный опыт макроэкономического регулирования. В-седьмых, только государство способно обеспечить привлечение иностранных инвестиций, социальную защиту и др. В переходной экономике роль государства принципиально отличается от роли, которую оно выполняет в условиях командно-административной или рыночной системы. Это обусловлено следующими причинами: процесс разгосударствления значительно уменьшает размеры государственного сектора, отвергает всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике; в переходный период рынок находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности еще низки. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономику здесь меньше, чем в командной, а с другой — она должна быть более весомой, чем в развитой рыночной экономике. Наконец, переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно. Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ, таких, как преобразование отношений собственности, поддержка малого бизнеса, реорганизация финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой рыночной экономике выполняют другие рыночные субъекты, например в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах. Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия государства на деятельность хозяйственных субъектов. Этот механизм включает цели и методы государственного регулирования (административные, правовые, организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые); формы его реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы); субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства); объекты регулирования (сфера воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.). Специфика государственного регулирования переходной экономики Она сохраняется на всем протяжении переходного периода и обусловлена, с одной стороны, наследием социалистического метода управления, а с другой — особенностями самого переходного периода. Государство в переходной экономике выполняет те же функции, что и в любой другой. Во-первых, оно осуществляет производство «общественных благ»; во-вторых, защищает общество от «внешних эффектов» (охрана природной среды); в-третьих, регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь); в-четвертых, сглаживает неравенство в доходах; в-пятых, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста. Государство и в рыночной и в переходной экономике реализует производственные программы по выпуску различных видов продукции, контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менее обеспеченным, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую деятельность, осуществляет политику социального развития и т.д. Одной из основных задач государства в переходной экономике является целенаправленное создание правовых, экономических социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Данная задача является весьма сложной и решается нашим государством впервые. В странах с развитой рыночной экономикой ее решение осуществлялось путем эволюционного совершенствования сложившихся товарно-денежных отношений. В постсоциалистических странах этот процесс идет параллельно с разрушением командной экономики. Следует учитывать, что отсутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайно сложная обстановка, усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическим кризисом, скудость государственных финансов создают значительные трудности для эффективного государственного регулирования экономики. Государство в переходном периоде использует прямые и косвенные методы регулирования экономики, причем на первоначальном этапе преобладают прямые методы. Это обусловлено следующими причинами: значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия; рыночная среда, управляемая в основном косвенными методами, еще не создана в полной мере; глубокий кризис, характерный для переходного периода, может быть преодолен только при условии прямого воздействия государства. |