Методические особенности изучения свойства остатка при делении. Применение метода наблюдений для установления зависимости остатка от делителя. Изучение младшими школьниками названий компонентов и результата действия умножение, переместительного свойства умножения, взаимосвязи между множителями и произведением. Названия компонентов умножения вводится аналогично введению компонентов действия сложения. Учащиеся вспоминают названия чисел (компонентов) при сложении и вычитании и предлагает назвать числа при умножении. Если дети затрудняются, то обращаются к учебнику. Переместительное свойство вводится индуктивным методом, т е после рассмотрения нескольких конкретных примеров формируется правило: от перестановки множителей произведение не меняется. Примеры: 1) Запишите произведение чисел 4 и 3. Вычислите. 4*3=4+4+4=12 Запишите произведение 3 и 4. Вычислите: 3*4=3+3+3+3=12 Аналогично 5*4, 4*5; 6*2, 2*6. Обратите внимание на порядок множителей в парах (они переставлены), а произведение не меняется. Какой вывод можно сделать? 2) Найдите значение данных выражений самостоятельно. 3*4 5*4 6*2 4*3 4*5 2*6 Сравните записи в каждой паре. Какой вывод можно сделать? Различные подходы к составлению таблицы умножения. Организация контроля и самоконтроля младших школьников при заучивании табличных случаев умножения Одной из самых важных задач курса математики начальных классов является формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления. Табличные случаи умножения и соответствующие им случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне навыка. Это сложный и длительный процесс, в котором можно выделить два основных этапа. Первый этап связан с составлением таблиц, второй — с их усвоением, т. е. прочным запоминанием. В процессе обучения учащиеся должны овладеть системой знаний, умений и навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления. Для этого необходимо, чтобы в уроке особое место занимали такие задания, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают ответственность школьников за результаты учебного труда. Знание табличных случаев умножения и деления является основой внетабличного умножения и деления. Эти знания необходимы при формировании навыка устного умножения и деления многозначных чисел на однозначное и многозначное число, деления с остатком, а также при изучении письменных алгоритмов умножения и деления. Без быстрого и правильного воспроизведения табличных результатов невозможно дальнейшее обучение устному и письменному умножению и делению. Составлению таблиц умножения (деления) предшествует изучение теоретических вопросов, являющихся основой тех вычислительных приёмов, которыми учащиеся будут пользоваться при составлении этих таблиц. В число таких вопросов входят: смысл действия умножения как сумма одинаковых слагаемых; смысл действия умножения как разбиения множества на равночисленные подмножества, переместительное свойство умножения; взаимосвязь компонентов и результата умножения. Существуют различные подходы к составлению и заучиванию табличных случаев умножения и деления. 1. Теоретико-множественный подход. Ознакомление начинается с решения задача типа: «Для 2 мальчиков, Димы и Севы, подбирают школу. Родителям понравились 3 школы. Сколько возможно вариантов подбора школ для мальчиков?» Решение объединим множество мальчиков А={a, b}, множество школ В={1,2,3}. Диму можно отправить в 1 школу, либо во 2 школу, либо в 3 школу. Аналогично можно поступит и с Севой. Запишем декартово произведение множества из пар: А·В={(a1), (a2), (a3)? (b1), (b2), (b3)}. Первое множество, А содержит 2 элемента, второе множество В-три элемента, декартово произведение содержит 6 элементов, получилось, что 2·3=6. 2. В настоящее время получил широкое распространение подход к пониманию умножения как суммы одинаковых слагаемых, основанный на взаимосвязи умножения натуральных чисел с объединением равночисленных попарно непересекающихся подмножеств. Этот способ положен в основу введения понятия действия умножения в школьном курсе математики. Детям сообщается, что первый множитель показывает какое число нужно «взять», а второе слагаемое — сколько раз нужно «взять» это число, то есть, например, 3·5=3+3+3+3+3 Методические особенности раскрытия конкретного смысла деления по содержанию и на равные части. Характеристика трех уровней в системе работы учителя при раскрытии смысла деления по содержанию и на равные части (цель и краткая характеристика методических приемов) Основой формирования у младших школьников представлений о смысле деления служит теоретико-множественный подход к трактовке частного, суть которого сводится к разбиению конечного множества на равномощные, попарно не пересекающиеся подмножества. Такой подход более доступен обучающимся, т к предполагает использование жизненного опыта ребенка. По УМК «Школа России» раскрытие смысла деления происходит через деление по содержанию. «12 роз поставили в вазы по 3 розы. Сколько потребовалось ваз?» Задача решается практически.( макеты ваз, изображения роз) Задача реена, ответ найден, но записать решение ребенок не может. Учитель говорит, что если какие-то предметы делят на равные части, раскладывают поровну, то действие можно записать с помощью деления 12:3=4, показывает запись и обозначение. На следующем этапе рассматривается деление на равные части, через решение обратной задачи. «12 роз поставили в 4 вазы. По сколько роз в каждой вазе?» Чтобы роз было поровну, будем ставить их по одной в вазу. Для этого сразу 4 розы и тд. Данный фрагмент показывает связь деления на равные части с делением по содержанию. Деление на равные части включает в себя деление по содержанию, а именно деление по одному. 12:4=3 На отдельных уроках решаются одновременно 2 вида задач, задачи решаются практически или через схематический рисунок. Пример: 12 кусков сахара нужно разложить по 3 в стаканы. Сколько потребуется стаканов? Решаем задачу практически(сахар, стаканы). В тетради делаем рисунок (решаем схематически). Замечание. У учащихся не должно сформироваться представление о том, сто есть 2 действия деления. Они должны понимать: делим мы по содержанию или на равные части, но если делимое и делитель совпадают, то и частные получаются одинаковые. Методические особенности раскрытия смысла деления с остатком: цели, задачи и краткая характеристика содержания темы в начальных классах на каждом из трех уровней раскрытия смысла деления с остатком: предметно-практическом, схематическим и знаково-символическим. Изучение детьми названий компонентов и результата действия: делимое, делитель, частное и остаток. Задачи изучения темы: 1)раскрыть конкретный смысл деления с остатком 2)познакомить со свойством остатка(меньше делителя) 3)разъяснить приемы деления с остатком 4)сформировать навык проверки деления с остатком Раскрыть смысл действия с остатком можно на уровне предметных действий в 2-ух видах: деление по содержанию и деление на равные части. Лучше использовать ситуацию деления по содержанию. Ее легче иллюстрировать. Можно предложить учащимся выложить на парте 11 кружков и разложить их в кучки по 2 кружка. Сколько кучек получилось? Сколько кружков осталось? Показываем, что после знака = нужно указать 2 числа: кол-во кучек и кол-во оставшихся кружков. Аналогично раскладываем кучку по 3-4 кружка. Ознакомление с компонентами деления происходит аналогично компонентам умножения. Опираясь на смысл деления, на действия с предметными множествами устанавливается взаимосвязь между компонентами м результатом деления. Учитель на доске располагает 8 кружков по 2 и предлагает составить задачу на деление: 8:2=4 Далее по этой наглядности составляется вторая задача: 8 кружков разделили на 4 группы. По сколько кружков в каждой группе 8:4=2 Отсюда формулировка правила: Чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное. Составляем задачу на умножение: чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель. Методические особенности изучения свойства остатка при делении. Применение метода наблюдений для установления зависимости остатка от делителя. Задачи изучения темы: 1)раскрыть конкретный смысл деления с остатком 2)познакомить со свойством остатка(меньше делителя) 3)разъяснить приемы деления с остатком 4)сформировать навык проверки деления с остатком Раскрыть смысл действия с остатком можно на уровне предметных действий в 2-ух видах: деление по содержанию и деление на равные части. Лучше использовать ситуацию деления по содержанию. Ее легче иллюстрировать. Можно предложить учащимся выложить на парте 11 кружков и разложить их в кучки по 2 кружка. Сколько кучек получилось? Сколько кружков осталось? Показываем, что после знака = нужно указать 2 числа: кол-во кучек и кол-во оставшихся кружков. Аналогично раскладываем кучку по 3-4 кружка. Соотношение между делителем и остатком Выводится на 2-ом уроке с опорой на наглядность. Работа организуется так, чтобы учащиеся самостоятельно сделали вывод. Задания: 1) с помощью наглядности вычислить 9:2, 8:2,7:2. Какой остаток может получиться при делении на 2? Аналогично несколько чисел делят на 3. Сравните остатки и делитель: остаток меньше делителя. Далее правило. Далее раскрываем 2 приема деления с остатком: 1)в основе его лежит знание табличных случаев деления (11:3) Вспомним наибольшее число, не превосходящее 11, которое делится на 3 (9:3=3). Найдем остаток (11-9=2) 11:3=3(ост.2) 2) в основе его лежит метод подбора (11:3) Попробуем в частном 2. 2*3=6, 11-6=5, 5>3, значит 2 в частном мало. Пробуем 3, 3*3=9, 11-9=2, 2<3, значит число 3 подходит. 11:3=3 (ост.2) На следующем этапе учащиеся знакомятся с проверкой деления с остатком. 15:4=3 (ост.2) Проверка: 3*4+3=15 Деление с остатком относится к внетабличному делению. Методика ознакомления учащихся с приемами письменного умножения. Методика работы учителя на каждом из 4 основных этапов формирования вычислительного приема: актуализация опорных знаний, введение вычислительного приема, формирование умения применять вычислительный прием, формирование прочного вычислительного навыка. В процессе изучения умножения многозначных чисел необходимо ввести основные устные и письменные приемы умножения, овладеть соответствующими вычислительными умениями и навыками. Приемы умножения и деления вводятся параллельно. С помощью алгоритмов вводятся следующие вычислительные приемы: 1)умножение многозначных чисел на однозначное 2)умножение на разрядные числа 3)умножение на двузначные и трехзначные числа Аналогично с делением. На каждом из этих этапов сначала изучается прием умножения, затем деления. Подготовительный этап Обобщение знаний по смыслу действий умножения и деления, умножение и деление с нулем и единицей, свойства действий, вычисление на основе нумерации чисел, связь между компонентами, наблюдения за изменением результата действия в зависимости от изменения одного из компонентов, умножение и деление на 10,100, 1000 и тд. |