МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Оценка лабильности зрительного анализатора с помощью методики определения критической частоты слияния мельканий





 

Одной из наиболее стабильных характеристик нервных процессов в ЦНС человека является лабильность, под которой, в соответствии с определением Н.Е. Введенского, понимают «максимальный ритм, который способно возбудимое образование генерировать в одну секунду в точном соответствии с ритмом раздражений». Проявления лабильности нервной системы находят свое выражение в скоростных, темповых показателях выполнения разнообразных видов деятельности, например, в динамике речевого выражения мыслей, в скорости актуализации знаний, в скорости реагирования на внешние раздражители и т.д. Наибольшей информативностью отличается исследование лабильности ЦНС путем оценки лабильности анализаторов. Определение лабильности зрительного анализатора оценивается по критической частоте слияния мельканий (КЧСМ), т.е. по максимальной частоте световых мельканий, при которой зрительный анализатор вследствие своей инерционности воспринимает свечение как постоянное. Чем быстрее возникают и прекращаются нервные процессы, тем больше циклов в единицу времени могут воспроизвести нервные структуры, воспринимающие зрительную информацию, тем выше будут показатели критической частоты слияния мельканий. Методика «Критическая частота слияния мельканий» предназначена для диагностики подвижности нервных процессов в корковом отделе зрительного анализатора. Подвижность нервных процессов в зрительном анализаторе для здоровых обследуемых определяет скорость реагирования нервной системы на зрительные стимулы. Для людей с патологией нервной системы или зрительного анализатора посредством данной методики диагностируются особенности течения патологических процессов.

Цель: оценить лабильность зрительного анализатора по критической частоте слияния мельканий.

Объект исследования: человек.

Оборудование и материалы: Прибор для определения КЧСМ (свето-тест), спирт, вата.

Порядок выполнения.

Подключить световой излучатель и блок питания к электронному блоку через разъемы, находящиеся на задней панели прибора. При включении прибора на его экране высвечивается частота 25 Гц, исходно заданная (по умолчанию) для каждого из трех цветов: красного, зеленого и синего. Клавиши на приборе с отметкой (○) или (□) используются для увеличения или уменьшения значения частоты соответственно. При длительном нажатии и удержании в нажатом положении любой из данных клавиш значение частоты будет автоматически быстро изменяться. Диапазон предъявляемых частот от 1 Гц до 70 Гц. Клавиши треугольной формы на приборе применяются для изменения цвета светового луча. Активный цвет обозначен маркерами на экране прибора.

 

 

Рис.4.1. Прибор для определения КЧСМ (свето-тест), состоящий из электронного блока и светоизлучателя.

 

 

Техника исследования — испытуемому предлагают смотреть на мелькающий источник света и сообщить, когда по мере увеличения частоты мельканий свет для него станет постоянным, т.е. когда проблесковый, мигающий или мерцающий свет превратиться в непрерывно горящий.

Испытуемый располагается перед электронным блоком свето-теста и плотно прижимает к одному глазу светоизлучатель, предварительно обработав его спиртом. Исследователь включает прибор и начинает увеличивать частоту мельканий от 25 Гц до момента, пока испытуемый не отметит, что мелькания исчезли, и свет стал восприниматься непрерывным. Выполнить по три исследования для красного, зеленого и синего цветов. Правый и левый глаз изучают отдельно. Можно исследовать только ведущий глаз, который предварительно определить по методике, описанной в лабораторной работе № 6.1.



Функциональные пробы.

1.Влияние зрительной нагрузки на величину КЧСМ.В качестве нагрузки использовать чёрно-белую спираль Плато, вращающуюся с частотой 2 об/сек в течение 5-10 мин. КЧСМ определить до и после зрительной нагрузки.

2. Влияние локального холодового воздействия на величину КЧСМ.Для холодового воздействия в течение 3-5 мин обтирать лицо кубиком льда. КЧСМ определить до и после холодового воздействия.

После таких нагрузок повторное определение КЧСМ по трём измерениям, как правило, выявляет её изменение в среднем на 1-3 Гц. Получаемые данные являются объективными показателями функциональной подвижности зрительно-нервного аппарата (лабильности).

Результаты.Запишите в протокол полученные частоты, при которой световое раздражение стало восприниматься как непрерывное. Рассчитайте средние величины КЧСМ и сравните с нормой для каждого цвета. Запишите значение КЧСМ после выполнение функциональных проб.

Значения КЧСМ здорового человека лежат в диапазоне частот от 39 до 65 Гц. КЧСМ не зависитот остроты зрения, рефракции, размера зрачка, но для центральной зоны сетчатки она выше, чем для периферии. Величина данного показателя зависит от цвета светового стимула. При предъявлении красного стимула КЧСМ в среднем составляет 39-46 Гц, зеленого – 42-52 Гц и синего – 44-47, каждый раз записывая критическую частоту в тетраде. В качестве КЧСМ принимается среднее число от трех измерений. Гц.

Выводы. На основании итогового показателя средней величины КЧСМ оцените подвижность нервных процессов в зрительном анализаторе. Объясните, почему при определенной частоте прерывистое световое раздражение перестает восприниматься как мелькание. Укажите причину изменения КЧСМ после функциональных нагрузок.

КЧСМ зависит от лабильности нервных процессов, которая, в свою очередь, чувствительна к изменению психического состояния человека. Величина КЧСМ повышается по сравнению с фоном, когда человек возбужден, и снижается при значительном утомлении. Размах ее изменений зависит от исходного уровня. Чем выше эта величина до начала утомительной работы, тем больше ее последующее снижение. При малых исходных значениях величина КЧСМ может несколько повышаться по завершении деятельности.

 

 

Лабораторная работа № 4.2

Скрининговые методики исследования функций ЦНС

При исследовании функционального состояния ЦНС используются различные методики, в том числе и простые, основанные на наблюдении за реализацией сенсорной, двигательной и вегетативной функций ЦНС. Общую ориентировочную оценку состояния функций ряда структур ЦНС можно проводить, исследуя функции черепных нервов, анатомически и функционально связанных с этими структурами. Например, 10 пар черепных нервов (III - XII) связаны со стволом мозга, II пара – с промежуточным мозгом, а I – с конечным.Следует отметить,что функции черепных нервов неравноценны по физиологической значимости, например, одни нервы выполняют двигательные функции, другие нервы входят в систему органов чувств.

Цель: ознакомиться с методиками исследования функций черепных нервов и дать ориентировочную оценку состояния ЦНС.

Объект исследования: человек.

Оборудование и материалы: непрозрачные пробирки с притертыми крышками, содержащие пахучие вещества; штатив; неврологические молоточки; фонарик; деревянные шпатели; ватные палочки; спирт; полотенце; вата.

Порядок выполнения.

1. Обонятельный нерв (I пара, n. olfactorius).

Состояние обонятельного нерва исследуют с помощью пахучих веществ (одорантов). Определяют, различает ли испытуемый известные запахи (кофе, табака, ванили, чеснока и пр.). Использование веществ с резким запахом, например, нашатырный спирт, не рекомендуется, поскольку они вызывают раздражение не столько обонятельного, сколько тройничного нерва. Способность различать запахи у здоровых лиц сильно варьирует, поэтому при тестировании важнее не то, сумел ли пациент идентифицировать определенное вещество по запаху, а то, заметил ли он наличие запаха вообще. Каждую ноздрю исследуют отдельно.

· Определение запаха веществ. Испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, просят определить запах вещества, находящегося в непрозрачной пробирке. Для этого вскрывают пробирку с одорантом и сразу подносят ее поочередно к правой и левой ноздре. Вторая ноздря должна быть зажата указательным пальцем руки. Отметить заметил ли испытуемый наличие запаха и идентифицировал ли его.

Симптомы функциональных расстройств: аносмия (отсутствие обоняния), гипосмия (снижение остроты обоняния), гиперосмия (повышение остроты обоняния), дизосмия (извращение обоняния), обонятельные галлюцинации и агнозии (нарушение узнавания предметов или веществ по типичному для них запаху).

Для неврологических заболеваний (если исключена патология носа) более типична односторонняя аносмия или обонятельные агнозии. Возможные причины: опухоли теменной и заднелобной областей, нарушение ассоциативных связей между гиппокампом и окружающими его корковыми зонами.

2. Зрительный нерв (II пара, n. opticus).

При исследовании функции зрительного нерва прежде всего определяют остроту зрения, под которой подразумевают способность глаза различать мельчайшие детали объектов и поле зрения – участок пространства, видимый неподвижным глазом. Также исследуют цветовое зрение и глазное дно. Оценка зрительной функции и определение перечисленных показателей осуществляется с использованием специальных приборов и принадлежит компетенции офтальмолога.

Ознакомьтесь с простыми методиками определения поля зрения. В норме границы полей зрения на белый цвет составляют кнаружи 90°, кнутри 60°, книзу 70°, кверху 60°. Каждый глаз исследуют отдельно.

· Проба с делением полотенца. Испытуемый закрывает один глаз ладонью, другим смотрит на переносицу сидящего напротив исследователя. Исследователь двумя руками натягивает перед собой полотенце (или другой узкий предмет длиной около 70-80 см) и просит показать середину. Испытуемый, фиксируя взгляд в одной точке (на переносице исследователя), берется за середину видимой части полотенца. Исследователь сводит удерживаемые концы полотенца, складывая его. В норме полотенце делится испытуемым пополам. При выпадении одной половины поля зрения (гемианопсии) на стороне выпадения остается более длинный конец.

· Поочередная оценка отдельных полей зрения. Испытуемый закрывает один глаз ладонью, другим смотрит на переносицу сидящего напротив исследователя (фиксируя взгляд в одной точке). Исследователь передвигает молоточек или шевелящиеся пальцы по периметру из-за головы испытуемого к центру его поля зрения. Это движение выполняется отдельно с правой и с левой стороны, сверху и снизу. Каждый раз испытуемый должен отметить момент, когда он заметил молоточек и, при дальнейшем перемещении молоточка, момент его исчезновения и появления вновь в случае очаговых дефектов поля зрения — скотом. В области скотомы может наблюдаться нарушение четкости восприятия предмета (относительная скотома), или полное отсутствие зрительной функции (абсолютная скотома). Помимо всевозможных патологических скотом, у человека существуют физиологические скотомы. Примером физиологической скотомы может служить известное многим слепое пятно – абсолютная скотома овальной формы, определяемая в височной области поля зрения, и представляющая собой проекцию диска зрительного нерва (эта область не имеет фоторецепторов). Физиологические скотомы имеют четко установленные размеры и локализацию, увеличение же размеров физиологических скотом свидетельствует о патологии.

Изменения полей зрения при различных патологиях центральной нервной системы весьма характерны и являются важнейшими симптомами для топической диагностики заболеваний головного мозга. Монокулярные дефекты полей зрения обычно вызваны патологией глазного яблока, сетчатки или зрительного нерва (т.е. зрительный путь до перекреста). Бинокулярные дефекты полей зрения могут быть обусловлены поражением коленчатого тела, зрительной лучистости или отделов теменной, височной и затылочной долей. Гемианопсии чаще возникают при объемных (гематома, новообразование) или воспалительных процессах в ЦНС.

Симптомы функциональных расстройств: амблиопия (снижение остроты зрения), амавроз (слепота), скотома (выпадение отдельных участков поля зрения), гемианопсия (выпадение одноименных или разноименных половин полей зрения), метаморфопсия (искажение формы и размеров видимых предметов), нарушение цветового зрения.

3. Глазодвигательный нерв (III пара, n. oculomotorius), блоковый нерв (IV пара, n. trochlearis), отводящий нерв (VI пара, n. abducens).

Состояние глазодвигательного, отводящего и блокового черепных нервов исследуют одновременно. Устанавливают величину и равномерность глазных щелей, объем и содружественность движений глазных яблок, расположение их в орбите и мышечный тонус век. Исследуют форму и размеры зрачка, его реакции на свет и аккомодацию.

· Оценка параллельности оптических осей. 1.Исследователь находится перед испытуемым и просит его смотреть прямо вдаль, фиксируя взгляд на удаленном объекте. В норме зрачки должны находиться в центре глазной щели. 2. Исследователь держит источник света (фонарик) на уровне глаз пациента на расстоянии 1 метр, следя за симметричностью отражений света от радужек. В том глазу, ось которого отклонена, отсвет не совпадет с центром зрачка.

· Тест плавного слежения. Испытуемый должен не поворачивая головы следить за предметом (неврологический молоточек), находящимся на расстоянии 1 метра от его лица. Исследователь медленно передвигает предмет по горизонтали вправо, потом влево, затем с каждой стороны вверх и вниз (траектория движения предмета в воздухе должна соответствовать букве Н). Необходимо следить за движениями глазных яблок испытуемого во всех направлениях, интересуясь не появилось ли у него двоение при взгляде в ту или иную сторону. Проводя тест плавного слежения можно выявить не только двоение, но и нистагм, свидетельствующий о возможных поражениях мозжечка, его связей, или медиального продольного пучка.

· Тест на конвергенцию. Исследователь держит предмет (неврологический молоточек) на расстоянии 20 см от глаз испытуемого, который должен зафиксировать взгляд и не сводить его с предмета. Исследователь медленно приближает предмет к верхушке носа испытуемого, следя за его глазами. При этом отмечается сведение оптических осей — конвергенция. Если испытуемый переведет взгляд вдаль, то изображение будет двоиться.

· Тест на содружественную реакцию зрачков. Испытуемый становиться лицом к свету. Исследователь замечает ширину его зрачков, она должна быть одинаковой с обеих сторон. Далее исследователь закрывает рукой один глаз испытуемого и следит за изменением ширины зрачка открытого глаза: зрачок расширяется. Убрав руку, отметить сужение обоих зрачков.

Симптомы функциональных расстройств глазодвигательного нерва: расходящееся косоглазие (глазное яблоко повернуто кнаружи, несколько книзу), нарушение конвергенции и бинокулярного зрения, диплопия (двоение в глазах) при взгляде в сторону здорового глаза, птоз (опущение верхнего века), мидриаз (расширение зрачка), нарушена реакции зрачка на свет. Симптомы функциональных расстройств блокового нерва: диплопия при взгляде вниз и в сторону. Симптомы функциональных расстройств отводящего нерва: сходящееся косоглазие, диплопия при взгляде в сторону (кнаружи).

4. Тройничный нерв (V пара, n. trigeminus).

При исследовании тройничного нерва определяют его чувствительную и двигательную функции. Исследуется болевая, температурная и тактильная чувствительность на симметричных участках лица. Используют булавку, волосяную мягкую кисточку, холодную поверхность неврологического молоточка, которыми поочередно синхронно прикасаются к симметричным точкам в области лба, затем щеки и подбородка.

Во время исследования двигательной функции нерва, определяют тонус и степень сокращаемости жевательных мышц. Исследуют рефлексы - надбровный, корнеальный, конъюнктивальный и нижнечелюстной.

· Надбровный рефлекс. При ударе молоточком по надбровной дуге возникает смыкание век за счет сокращения круговой мышцы глаза.

· Роговичный (корнеальный) рефлекс. Рефлекторное смыкание век при легком прикосновении к роговице. Рефлекс исследуют, используя клочок ваты или полоску бумаги. Просят испытуемого смотреть на потолок и, не задевая ресниц, слегка прикасаются ваткой к краю роговицы (не к склере) с нижней наружной стороны (не над зрачком!). Оценивают симметричность реакции справа и слева. В норме испытуемый вздрагивает и мигает. Сохранность чувствительности роговицы при наличии паралича мимических мышц подтверждается морганием контралатерального глаза.

· Коньюктивальный рефлекс. Рефлекторное смыкание век при раздражении конъюнктивальной оболочки глазного яблока.

· Нижнечелюстной рефлекс. Рефлекс вызывается нанесением легких ударов по подбородку при полуоткрытом рте, что приводит к смыканию челюстей. Испытуемого просят расслабить мышцы лица и слегка приоткрыть рот. Исследователь кладет указательный палец на подбородок испытуемого и наносит лёгкие удары неврологическим молотком сверху вниз по дистальной фаланге этого пальца, сначала с одной стороны нижней челюсти, затем с другой. При этом жевательная мышца на стороне удара сокращается и нижняя челюсть поднимается кверху (рот смыкается). У здоровых людей рефлекс часто отсутствует или вызывается с трудом. Повышение нижнечелюстного рефлекса свидетельствует о двустороннем поражении пирамидного тракта выше средних отделов моста.

Симптомы функциональных расстройств: прозопалгии (боли в лице), невралгии различных ветвей нерва, возможен парез (слабость)жевательных мышц.

5. Лицевой нерв (VII пара, n.facialis). Состояние лицевого нерва определяют при осмотре лица и исследовании лицевой мускулатуры. Для этого испытуемого поочередно просят зажмурить глаза, поднять вверх брови, оскалить зубы, посвистеть. Просят набрать в рот воздух и надуть щёки; в норме при давлении на щёки испытуемый удерживает воздух, не выпуская его через рот. При этом отмечается симметричность движений с обеих сторон и определяется слабость мимических мышц.

· Мигательный рефлекс. Прикасаясь тупым концом карандаша или ручки к коже вблизи глаза (внутреннему краю глаза, внешнему краю глаза), к бровям, наблюдается мигательный рефлекс.

Симптомы функциональных расстройств: при поражении ядра или самого нерва — периферический парез всей мимической мускулатуры соответствующей половины лица, невозможность закрыть глаз, симметрично оскалить зубы, наморщить лоб, поднять бровь на стороне поражения. При поражении надъядерных связей — центральный парез: выпадает функция только нижних мимических мышц (глаз закрывается, имеется асимметрия оскала зубов). В зависимости от уровня поражения возможны также сухость глаза или повышенное слезоотделение, неприятные ощущения при звуках низких тонов.

6. Преддверно-улитковый нерв (VIII пара, n.vestibulocochlearis). Исследование преддверноулиткового нерва состоит из определения локализации источника звука (ототопики) и определения остроты слуха, которую проверяют шепотной и громкой речью. В норме шепотная речь слышна на расстоянии не менее 6 м. Если обследуемый плохо слышит шепотную речь, слух проверяют громкой речью. При этом испытуемый должен встать к исследователю боком и смотреть прямо перед собой, закрыв одно ухо пальцем. При определении локализации звука обследуемый с закрытыми глазами должен определить направление источника звука. Обследование слуха дополняют определением воздушной и костной проводимости с помощью проб Ринне, Вебера. Состояние преддверной части нерва можно исследовать, вращая больного на стуле или с помощью проб Ромберга.

  • Тест Ринне применяют для сравнения костной и воздушной проводимости. Ножку вибрирующего высокочастотного камертона (128 Гц) помещают на сосцевидный отросток. После того как испытуемый перестаёт слышать звук, камертон подносят вплотную к его уху (не касаясь его). У здоровых людей и воздушная проводимость лучше, чем костная, поэтому после поднесения камертона к уху обследуемый вновь начинает слышать звук (положительный симптом Ринне).
  • Тест Вебера. Вибрирующий камертон (128 Гц) устанавливают на середине темени пациента и интересуются, каким ухом он слышит звук лучше. В норме звук слышится одинаково правым и левым ухом (по центру).
  • Кахлеарно-пальпебральный рефлекс. Звук, подаваемый около уха испытуемого камертоном (С4), вызывает подергивание верхнего века. Рефлекторная дуга рефлекса замыкается в продолговатом мозге на уровне расположения ядер лицевого и улиткового нервов. Рефлекс является непостоянным, поэтому его отсутствие не является критерием глухоты. Нужно иметь ввиду, что рефлекс этот быстро истощается и после двукратного-трехкратного его вызывания совершенно исчезает.

Симптомы функциональных расстройств: гипоакузия (снижение слуха), глухота, гиперакузия (усиленное восприятие звуков), нарушение равновесия, головокружение, тошнота, нистагм, дискоординация движений. Снижение слуха в сочетании с головокружением, тошнотой, рвотой и нистагмом свидетельствуют о поражении преддверно-улитковой части в области мосто-мозжечкового угла. Глухота может быть вызвана поражением ядер слухового нерва или их связей с вышележащими центрами и с первичными слуховыми полями в височных долях коры головного мозга.

7. Языкоглоточный, блуждающий нервы (IX, X пары, n.glossopharyngeus, n.vagus). Языкоглоточный и блуждающий нервы исследуют одновременно, так как они совместно обеспечивают чувствительную и двигательную иннервацию глотки, гортани, мягкого нёба, вкусовую чувствительность задней трети языка, секреторную иннервацию околоушной слюнной железы. При этом уточняют форму и положение мягкого неба и язычка, сохранность акта глотания жидкой и твердой пищи, голоса, глоточных рефлексов и вкуса на задней трети языка.

  • Испытуемому предлагают широко открыть рот и произнести «а-а-а» и «э-э-э», следя за состоянием мягкого неба, дужек и язычка. Оценивают, насколько полно, сильно и симметрично поднимается мягкое нёбо при фонации; не отклоняется ли в сторону язычок нёбной занавески.
  • Проверяют акт глотания и сохранность вкуса. Последний исследуют нанесением на язык капли раствора сахара, уксусной кислоты, хлорида натрия и настойки полыни. Перед нанесением раствора пациент должен прополоскать рот. Вкусовые восприятия проверяют поочередно с каждой стороны.

· Гнусавость голоса выявляется при произношении слогов, имеющих в своём составе гортанные звуки (га-га-га, кай-кай-кай). При одностороннем параличе голосовых связок человек не способен произнести звук "и-и-и" или форсированно кашлять.

· Небный и глоточный рефлексы. Деревянным шпателем осторожно прикаснуться к слизистой оболочке мягкого нёба поочерёдно с двух сторон. Нормальный ответ заключается в подтягивании нёбной занавески вверх. Затем дотронуться до задней стенки глотки, также справа и слева. Прикосновение вызывает глотательные, иногда рвотные движения. Рефлекторный ответ выражен в различной степени (у пожилых лиц может отсутствовать), однако в норме он всегда симметричный. Отсутствие или снижение рефлексов на одной стороне указывает на периферическое поражение IX и Х пар черепных нервов. Попросите испытуемого сделать несколько глотательных движений подряд; обратите внимание на отсутствие глотательного рефлекса, когда во рту не останется слюны. Глотание возможно только при раздражении задней части языка слюной, пищей и т.п., а рефлекторная дуга глотательного рефлекса замыкается в ядрах блуждающего нерва продолговатого мозга.

Симптомы функциональных расстройств: расстройства глотания, нарушения вкуса, вкусовые галлюцинации, извращение вкусового восприятия. Нарушение вкуса на задней трети языка, анестезия гортани, глотки, мягкого неба на стороне поражения, снижение глоточного и небного рефлексов на стороне поражения, гомолатеральный периферический паралич мягкого неба, отклонение язычка в здоровую сторону. Назолалия (гнусавый оттенок голоса). Сухость во рту, нарушения ритма сердечных сокращений (тахикардия), расстройство дыхания.

8. Добавочный нерв (XI пара, n.accessorius). Функцию добавочного нерва начинают исследовать при осмотре, наблюдая за движениями головы вперед, назад, в стороны. Состояние трапециевидной мышцы исследуют с помощью выполнения пациентом пожимания плечами ("поднять плечи к ушам") и запрокидывания головы назад (исследователь оказывает сопротивление этому движению). Для исследования функции грудинно-ключично-сосцевидной мышцы испытуемому предлагают форсированно повернуть голову в сторону, преодолевая сопротивление руки исследователя, который надавливает на его нижнюю челюсть. При одностороннем сокращении грудино-ключично-сосцевидная мышца производит наклон головы и шеи в свою сторону и при этом дополнительно поворачивает голову в противоположную сторону. Поэтому, тестируя правую мышцу, укладывают руку на левую половину нижней челюсти пациента, и наоборот.

Симптомы функциональных расстройств: невозможность поворота головы в здоровую сторону, пожимания плечами, поднятия руки выше горизонтальной линии. Нижний угол лопатки на пораженной стороне отходит от позвоночника.

9. Подъязычный нерв (XII пара, n.hypoglossus). При анализе функций этого нерва определяют положение языка в полости рта и при высовывании (язык по средней линии или сдвигается в сторону), подвижность языка (вверх, вниз, в стороны), тонус мышц языка.

Симптомы функциональных расстройств: периферический парез односторонний: при высовывании язык отклоняется (девиирует) в сторону поражения из-за преобладания тонуса мышцы здоровой половины языка; атрофия мышцы языка, возможны фибрилляции; дизартрия — нечеткая речь. При двустороннем поражении — отсутствие речи в сочетании с нарушением жевания и глотания. Центральный парез: девиация кончика языка, атрофии нет.

Результаты.Записать результаты исследования функций каждого черепного нерва.

Выводы.Отметить функции каких структур ЦНС можно оценить, используя методики исследования функций черепных нервов.

 

Лабораторная работа № 4.3





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.