МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Профессиональная ориентация как система психологической помощи и поддержки в профессиональном самоопределении.





Задачи и методы психологической профконсультации.

 

Профориентация – научно-практическая система государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии.

Необходимость проведения определяется:

1. обеспечивает одно из неотъемлемых прав человека – право на свободу профессионального самоопределения в соответствии со своими интересами, способностями и потребностями рынка труда;

2. может оказывать (при надлежащем осуществлении) влияние на изменение ситуации на рынке труда в лучшую сторону.

Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.

Основные группы решаемых задач:

- информационно-справочные, просветительские;

- диагностические;

- морально-эмоциональная поддержка;

- помощь в выборе и принятии решения.

 

Каждая задача решается на разных уровнях сложности:

- «вместо» клиента;

- «вместе» с клиентом;

- постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы.

 

Функции:

- социальная;

- экономическая;

- психолого-педагогическая;

- медико-физиологическая.

 

Формы:

- индивидуальна,

- групповая.

Международное законодательство6

Конвенцией №150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация», г. Женеве 07.06.1978.

Республика Беларусь:

Национальный орган - Министерство труда и социальной защиты.

1984 г. - созданы центры профориентации. Три из них действовали и действуют сегодня: в Минске, Гродно, Новополоцке (ныне филиал Витебского областного центра профориентации).

Постановлением Министерства труда РБ от 27.02.1996 г. №18 «Об утверждении Положения о центре профессиональной ориентации молодежи».

Постановление Совета Министров РБ от 14.10.2000 г. №1598 «О развитии системы профориентации молодежи» - Минский городской центр был преобразован в Республиканский, а Гродненский городской – в Гродненский областной.

Постановление Министерства труда РБ, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования РБ, Государственного комитета по делам молодежи РБ от 29.03.2001 N 32/66/22/91 "Об утверждении концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь".

Профориентация включает:

- профинформацию;

- профконсультацию;

- профподбор;

- профотбор;

- профессиональную, производственную и социальную адаптацию.

Основная цель: удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для молодежи возможности и способности свободного и осознанного выбора профдеятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.

 

Принципы:

- равные возможности получения профориентационных услуг;

- доступность профессиональной и иной информации;

- добровольность получения профориентационных услуг для всех социальных групп;

- конфиденциальный и рекомендательный характер профконсультаций и профподбора;

- непрерывность профориентационного процесса;



- гуманистический характер профориентации.

Профориентационная работа в республике ведется под методическим руководством Республиканского координационного совета по профессиональной ориентации молодежи при Министерстве труда РБ через

Министерство образования,

Министерство труда,

Министерство здравоохранения,

Государственный комитет по делам молодежи,

отраслевые министерства и другие органы государственного управления.

Основные методы профориентации (в соответствии с целями профориентации )

1. Информационно-справочные:

А. Профессиограммы – встречи со специалистами;

Б. Информационно-поисковые системы – познавательные и просветительские лекции;

В. Профреклама и агитация – учебные фильмы;

Г. Экскурсии на предприятия – «Ярмарка профессий», СМИ.

2. Методы профессиональной психодиагностики:

А. Сбор косвенной информации - беседы – интервью;

Б. Определение профмотивации, профспособностей - тестирование;

В. Поведение человека в той или ной ситуации – игровые и тренинговые ситуации, наблюдение, тренажеры.

3. Методы морально-эмоциональной поддержки:

А. Группы и тренинги общения, профориентационные и профконсультатционные игры;

Б. Индивидуальная и групповыя психотерапия;

В. Положительные примеры профессионального самоопределения.

. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:

А. построение цепочки основных ходов;

Б. построение системы различных вариантов действий клиентов;

В. Использование различных схем альтернативного выбора.

Психологическое консультирование – особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней в виде советов и рекомендаций.

Объект – человек, имеющий трудности в те или иные трудности в самоопределении, адаптации и социализации.

Предметом - процесс психологической помощи человек, осуществляющийся психологом-консультантом.

В результате консультации должны быть решены задачи:

- развернутое решение о выборе профессиональной деятельности (профессия, запасной вариант, учебное заведение);

- способы достижения цели;

- положительное эмоциональное отношение к принятому решению;

- уверенность в возможности достижения принятого решения.

По количеству человек:

Коллективная - проводится на большую аудиторию в виде лекции или беседы по следующим темам: «Мир профессий», «Человек и профессия», «Типичные ошибки при выборе профессии», и т. п.

Групповая (размер группы зависит от целей консультаций и организационных возможностей, но не должен превышать 30 человек) - проводится для людей с одинаковыми профнамерениями и предполагает сообщение конкретных сведений о возможностях получения образования, об учебных заведениях, о правилах приема, продолжительности и условиях обучения и т. д. (более предпочтительна для учебных заведений).

Индивидуальная (более предпочтительна для центров занятости)

По объему рассматриваемых вопросов:

Первичная – рассмотрение общих сведений о клиенте и выдача на их основе рекомендаций;

Углубленная – выдача рекомендаций на основе углубленной психологической диагностики.

Схема консультирования учащихся:

1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

2. Формирование образа “идеальной” профессии.

3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в видевозможных вариантов профессий.

4. Анализ психологических портретов реальных профессий.

5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.

6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладенияпрофессией.

Схема построения личного профессионального плана:

. Главная цель (что я буду делать, каким буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение).

4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы в данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основных вариантов.

Факторы:

- субъективные (состояние, индиви-дуальные особенности, уровень подготовки);

- объективные: средовые (условия обитания, объективные условия обстановки, организация деятельности) и аппаратурные (организация рабочего места, поток информации, контроль деятельности).

Профессиональное самоопределение - процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из профессиональной деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека.


 

Этапы профессионального становления специалиста

1. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Варианты профессиональных карьер.

2. Психология труда и акмеология.

3. Концепции трудовой мотивации и их использование в практике работы с персоналом

4. Нормативные кризисы профессионального развития личности. Биографический метод в исследовании профессионального развития личности.

Теории профессионального самоопределения:

1.Психодинамическое направление. Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение человека обусловлено: структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; опытом ранней детской сексуальности; смещением энергии основных влечений и процесса защиты от заболеваний; различного рода комплексами (З.Фрейд, К.Хорни, А.Адлер).

2. Сценарная теория: процесс выбора профессии и профессионального поведения определяется тем сценарием, который формируется в раннем детстве (Э.Берн);

3. Теория профессионального развития Д.Сьюпера

Человек выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли. Стадии:

0-14 лет – пробуждение;

15-24 – исследование;

25-44 – консолидация;

45-64 – сохранения;

С 65 лет – спад.

Типологическая теория Д.Голланда

Профессиональный выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался: реалистический, исследовательский, социальный, артестический, предпринимательский, конвенциальный (знаки).

5. Теория компромисса с реальностью Э.Гинзберга

Выбор профессии – развивающийся процесс, всё происходит не мгновенно, а в течении длительного периода. Стадии: фантазии - до 11 лет; гипотетическая – 11-17 лет; реалистическая – от 17 и старше.

Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А.Климовым.

1. Предыгры (от рождения до 3 лет). Освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок и т.д.

2. Игры (от 3 до 6–8 лет). Овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя ...).

3. Овладения учебной деятельностью (от 6–8 до 11–12 лет). Интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует.

4. Стадия «оптации» (от лат. optatio – желание, выбор) (от 11–12 до 14–18 лет). Подготовка к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность - в ситуации «оптанта» может оказаться и взрослый человек.

5. Стадия адепта – профессиональная подготовка.

6. Стадия адаптанта – вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2–3 лет.

7. Стадия интернала – вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Работника коллеги воспринимают как «своего среди своих».

8. Стадия мастера. О работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т. е. работник заметно выделяется на общем фоне.

9. Стадия авторитета. Работник стал лучшим среди мастеров. Естественно, не каждый работник может достичь этого уровня.

10. Стадия наставника – высший уровень работы любого специалиста.

 

Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — «вершина», др.-греч. λόγος, logos — «учение») — наука о закономерностях (путях) достижения совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека.

Из истории:

1928 г. - Н.А. Рыбников предложил термин «акмеология», как науки «… о развитии зрелых людей».

середина XX века - Б.Г. Ананьев определил место акмеологии в системе наук о человеке.

90-е гг. XX века под руководством А.А. Деркача и А.А. Бодалева создана первая кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

1992 г. – по инициативе д.пс.н. Н.В. Кузьминой, д.пс.н. А.А. Деркача и д.пс.н. А.М. Зимичева в Санкт-Петербурге создана и зарегистрирована научно-общественная организация «Академия акмеологических наук».

1995 г. – по инициативе д. пс. н. А.М. Зимичева учреждено первое высшее учебное заведение акмеологического профиля - Санкт-Петербургская акмеологическая академия, ныне – Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии.

 

Направления акмеологии

Общие основы акмеологии (А.А. Бодалев, Ю.А. Гагин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Г.И. Хозяинов).

Профессиональная акмеология (А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, К.Е. Перепелкина)[2] , в рамках которой выделены следующие направления:

- Педагогическая акмеология (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Н. Тарасова);

- Военная акмеология (В.Г. Михайловский, Л.Г. Лаптев, В.Н. Новиков);

- Социальная акмеология (А.И. Лященко, Г.П. Филиппова);

- Школьная акмеология (В.Н. Максимова);

- Медицинская акмеология (В.П. Андронов, А.Г. Васюк, С.Н. Толстов).

- Акмеология управления (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.)

Креативная акмеология (Н.Ф. Вишнякова, А.А. Деркач, К.Е. Перепелкина).

Синергетическая акмеология (В.П. Бранский, С.Д. Пожарский).

Акмеология образования (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, Н.П. Фетискин и др.).

Коррекционная акмеология (В.Н. Тарасова).

Этнологическая акмеология (В.П. Бранский).

 

Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры – это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

 

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.

 

Самоподготовка состоит из самообразования и самовоспитания и предполагает формирование творческого потенциала. Самообразование предполагает усвоение ЗУН, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы для осуществления конкретных целей. Самовоспитание – это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека.

 

Способы мотивации:

1. Нормативная мотивация - побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

 

2. Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

 

3. Стимулирование - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

 

Основные теории мотивации6

1. Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника.
«XY» - Теория Макгрегора

Теория «X» Теория «Y»
1. Средний человек ленив, и избегает работы; 2. Боится ответственности, и хочет, чтобы им руководили; 3. Надо принуждать работать под угрозой санкций, не забывая о вознаграждении; 4. Строгое руководство и контроль; 5. В поведении работника стремление к безопасности. 1. Нежелание работать - это следствие плохих условий труда; 2. При успешном опыте работники стремятся брать на себя ответственность; 3. Лучшие средства осуществления целей организации - вознаграждение и личностное развитие; 4. При определённых условиях сотрудники формируют в себе самодисциплинированность и самоконтроль.

 

Теория человеческих отношений

- Трудовая мотивация определяет существующими в организации социальными нормами, а не физиологическими потребностями и материальными стимулами;

- Важнейший мотив - удовлетворенность трудом;

Важное значение для мотивации труда имеют социальное обеспечение и забота о каждом человеке, информирование работников о жизни организации, развитие коммуникации между иерархическими уровнями организации.

 

Теория «Z»

Главное внимание уделяется коллективной мотивации и раскрепощению инициативы работника.

 

Теория А.Маслоу.

 

Теория мотивационных потребностей Д. МакКлелланда

Любая организация предоставляет работнику возможности реализовать три потребности высшего уровня: во власти, успехе и принадлежности. На их основе возникает и четвертая -потребность в избегании неприятностей

 

Теория двух факторов Ф. Херцберга

1. гигиены (гигиеническими факторами): отношения с коллегами, начальством и подчиненными; нравственный климат в организации; вознаграждение (в случае фиксированной зарплаты); способности руководителя; физические условия труда; стабильность рабочего места.

2. Мотиватораных факторов: достижение целей, признание, интересное содержание труда, самостоятельность и ответственность, профессионально-должностной рост, возможности личностной самореализации.

 

3. Процессуальные теории.

Теория трудовой мотивации Д. Аткинсона

Каждый человек стремится к успеху, избегает неудач, и имеет два соответствующих мотива: мотив успеха - Му и мотив, побуждающий избегать неудачи - Мн.

На поведение человека влияют две ситуативные переменные: вероятность успеха, - Ву и привлекательность успеха (ценность стимула) для индивида - Пу.

 

Стиль деятельности - система наиболее эффективных приемов и способов организации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения.

 

Индивидуальный стиль деятельности – это индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

 

Стиль деятельности определяет стиль мышления.

 

Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля можно считать следующие:
а) устойчивая система приемов и способов деятельности;
б) эта система обусловлена определенными личными качествами;
в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

 

 

Этапами исследования индивидуального стиля деятельности являются:

выбор вида деятельности, расчленение деятельности на отдельные показатели (компоненты деятельности) и разработка методик изучения;

отбор испытуемых;

анализ традиционной практики обучения с точки зрения современных психолого-педагогических концепций и разработка эффективной методики формирующего эксперимента;

установление закономерных связей;

конструирование программ воздействий на человека в целях формирования у него индивидуального стиля и проверка программ;

формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.

 

Компоненты системы деятельности

1. Мотив

2. Цель

3. Планирование деятельности

4. Переработка текущей информации

5. Оперативный образ (концептуальная модель)

6. Принятие решения

7. Действия

8. Проверка результатов

9. Коррекция действий.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.