МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЕГРЕГАЦИЯ: ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ НА РЫНКЕ ТРУДА





Козина Ирина Марковна — кандидат социологических наук, директор Самарского филиала Института сравнительных исследований трудовых отношений (ИСИТО). Адрес: 443058 Самара, ул. Физкультурная, 86-35. Телефон: (8462) 95–29–44. Электронная почта: kozina@hippo.ru

В обыденном сознании существуют довольно устойчивые представления о разделении профессиональных занятий по признаку пола. Само наименование профессии зачастую имманентно содержит ее гендерную идентификацию. Например, чаще употребляется слово "уборщица", хотя официальное название — "уборщик". "Прачка", "швея" не имеют мужского аналога, а "прораб" — женского1. В основе этого лежат традиционные представления о гендерных ролях и "естественном" разделении труда по половому признаку, включающие различия между женским неоплаченным домашним трудом (частная сфера) и мужским оплачиваемым (публичная сфера). Профессиональная сегрегация по признаку пола в немалой степени обусловлена перенесением этих стереотипов на сферу занятости — "женские" профессии предстают продолжением женских домашних обязанностей и считаются связанными с защитой репродуктивной функции.

Подобное горизонтальное разделение профессий столь же характерно для мужского и женского труда, как и вертикальное, обеспечивающее преимущество мужчин в том, что касается оплаты и условий работы. Такое неравенство существует в большинстве известных обществ, но его проявления и степени дифференциации различны, социально и исторически обусловлены. Особенно явно оно проявляется при жесткой конкуренции в сфере занятости. Одним из последствий трансформаций трудового рынка России явилось усиление дискриминации женщин. В самом общем виде причины этого достаточно очевидны. Во-первых, любой экономике свойственна тенденция привлекать женскую рабочую силу в период экономического роста и вытеснять ее с рынка в периоды спада. Во-вторых, дискриминации женщин способствуют существующие в обществе предубеждения.

Советский гендерный порядок обуславливал различие ролей мужчины — кормильца семьи, чей социальный статус определялся положением на работе, и женщины, хотя и работающей, но основную ответственность несущей за домашнее хозяйство. Гендерные идентичности советского времени до сих пор продолжают оказывать существенное влияние на поведение людей в сфере занятости [2, с. 64–65]. Предубеждения по поводу гендерного разделения труда свойственны как работодателям, так и самим работникам, заставляя их выбирать соответствующее место в профессионально-квалификационной структуре экономики.

В данной работе рассматривается роль и значение полоролевых стереотипов в формировании и воспроизводстве гендерной структуры трудового рынка. В сфере занятости эти стереотипы предстают в виде "гендерного образа рабочего места", которое может определяться как "мужское", "женское" или "гендерно-нейтральное". Заметим, что "гендерный образ профессии" и "гендерный образ рабочего места" понятия не равнозначные, так как рабочее место, помимо общей профессиональной составляющей, характеризуется конкретными социально-культурными, технологическими и экономическими условиями. В практике трудоустройства рабочие места в рамках типично "женской" профессии могут быть обозначены как "мужские" и наоборот. Например, рабочее место бухгалтера в крупной коммерческой фирме маркируется в качестве "мужского", а в магазине — "женского".

Мы полагаем, что практически ни одно рабочее место не является "гендерно-нейтральным". Формирование гендерной структуры трудового рынка в значительной степени обусловлено влиянием традиционных стереотипов, присущих его основным субъектам: работникам и работодателям/нанимателям.

Гендерные стереотипы действуют как субъективные ограничения возможностей работников, оказывая влияние на их мотивацию и уровень притязаний. Однако социальная практика меняет традиционные представления: люди все чаще определяют гендерные характеристики собственного рабочего места в соответствии со своим полом, а не со стереотипными представлениями о работе. Предубеждения работодателей выступают в качестве объективного ограничителя характера вакансий. На рынке труда г. Самары, например, в 1999 г. половина вакансий сопровождалась указанием пола требуемого работника. "Женские" вакансии, составляли 13% от общего числа вакансий, "мужские" — 37%. О роли работодателя в формировании гендерной сегрегации на рынке труда свидетельствует тот факт, что реальная картина найма практически полностью совпадала с представлениями нанимателей о гендерных особенностях конкретных рабочих мест. Если вакансия представлялась нанимателю "мужской", то в 97% случаев ее занимал мужчина, если "женской", то женщина (99%). Те вакансии, которые определялись нанимателем как "гендерно-нейтральные" (нет требований к полу), были заполнены большей частью женщинами (70%)2. Следует учитывать, что основной отличительной характеристикой "гендерно-нейтральной" работы является ее экономическая составляющая (доходность)3. О широком распространении дискриминационных практик свидетельствуют и результаты других исследований [3, с. 65–113].

Представления о "мужской" и "женской" работе

В суждениях респондентов о половых различиях как факторах, ограничивающих успешность на рынке труда или, наоборот, способствующих ей, присутствует ряд неоднозначных характеристик. Общими для них являются представления о "естественных" качествах мужчин и женщин, обуславливающих разделение профессий, вернее, видов работ, на "мужские" и "женские". Спектр высказываний на эту тему довольно широк. Некоторые респонденты отрицали существование специфически "мужской" или "женской" работы. Среди тех, кто признавал такое разделение, наблюдались некоторые расхождения во взглядах на содержание и статус этих работ.

Первая группа высказываний характеризуется отрицанием разделения профессий по признаку пола — все профессии "гендерно-нейтральны" (2 женщины и 3 мужчин). Воплощение эгалитарной идеи в сфере профессиональной деятельности имеет разную оценку у женщин и мужчин. По мысли женщин-респонденток, равенство предстает как результат прежней (советской) государственной политики в сфере занятости, идеологическое достижение социалистического строя. Оценка равенства полов в сфере профессиональной деятельности — позитивная. Отмечается, что современные рыночные отношения ведут к возврату гендерного неравенства на рынке труда, женщины все больше сталкиваются с ограничением доступа к определенным рабочим местам.

Мужчины-респонденты определяют отсутствие различий между "мужским" и "женским" трудом как результат общих процессов индустриализации и технического прогресса. Их оценка такого положения на рынке труда, в отличие от женской, скорее негативная.

Вторая группа высказываний характеризуется признанием разделения профессиональных занятий на "мужские" и "женские". Этого мнения придерживается подавляющая часть респондентов (около 50 человек). Рассуждения на тему "мужских" и "женских" профессий начинаются, как правило, с определения мужского набора — "того, что не может делать женщина". Многолетний опыт интенсивного участия женщин в советском общественном производстве привел к тому, что главное различие между мужским и женским трудом связывается скорее с физически тяжелой работой. По этому критерию наиболее легко маркируются профессии в сфере неквалифицированного или малоквалифицированного труда: к "мужским" относят те профессиональные занятия, которые связаны с большой мускульной нагрузкой: грузчик, чернорабочий, строитель и проч. Неквалифицированная "женская" работа чаще всего связывается с традиционной сферой домашнего труда: уборщица, нянечка, мойщицапосуды. Для квалифицированной работы меньшая мускульная сила женщин является не столь значимым фактором, поэтому здесь для многих респондентов разделение "мужских" и "женских" профессий становится затруднительным. В ряде случаев они приходят к выводу, что специфически "женских" профессий не существует (есть только "мужские" и "гендерно-нейтральные" рабочие места).

Еще одним основанием для разделения профессиональных занятий по признаку пола является соответствие содержания и условий труда традиционным стандартам мужественности / женственности. Женщина, в принципе, может заниматься работой, которой предписываются некие мужские свойства, но в этом случае она уподобляется мужчине, теряет признаки "женственности". Подобная аргументация чаще свойственна респондентам-мужчинам. На том же основании, как правило, мужчинам предписывается руководящая работа.

Среди высказываний тех респондентов, которые разделяют работу по гендерному признаку, можно выделить две подгруппы с различными оценками статуса "мужской" и "женской" работы.

Первая подгруппа высказываний содержит представление о равном статусе "мужской" и "женской" работы. Такого мнения придерживаются 14 человек (8 женщин и 6 мужчин). По содержанию труда эти работы представляются респондентам принципиально разными — одни из них могут успешней выполнять женщины, другие — мужчины. Среди качеств, характеризующих женщин-работниц, были названы усидчивость, исполнительность, кропотливость и аккуратность в противовес склонности к риску, инновациям, творческим порывам, которые приписываются мужчинам. Хотя "женская" работа (принципиально иная по содержанию) изначально определяется как равная "мужской" по статусу, этот тип высказываний содержит скрытый дискриминационный подтекст. "Иное" содержание женского труда в действительности часто определяет (и оправдывает) представления о более низком положении женщины в структуре оплачиваемой занятости.

Вторая подгруппа высказываний имеет явный дискриминационный характер (около 20 респондентов): работник-мужчина всегда предпочтительнее женщины как по физическим, так и по интеллектуальным качествам. Из этого следует, что "мужская" работа выше по статусу, чем "женская".

В рассуждениях некоторых респондентов физическое отличие мужчин легко трансформируется в их социальное преимущество над женщинами как работниками "второго сорта". В основе аргументации может лежать и представление о разных жизненных приоритетах, соответствующих разным ролевым позициям представителей разных полов. Мужская устремленность к высоким целям, поиск смысла жизни противопоставляется женской приспособляемости, обусловленной ее жизненным предназначением — материнством, заботой о семье. В целом, профессиональная сегрегация находит, как правило, рациональные объяснения со стороны респондентов и воспринимается не как дискриминация, а как естественный порядок вещей, основанный на биологических различиях полов. Гендерное неравенство в профессиональной сфере предстает как "естественное" различие, а не как социальная проблема. Чаще, наоборот, использование женщин на "мужской" работе трактуется в качестве социальной проблемы, подчеркивается вынужденный характер такого занятия.

Респондентам было предложено назвать несколько типичных, на их взгляд, "мужских" или "женских" профессий. В результате был получен достаточно стандартный набор наименований массовых профессий, соответствующий нормативным представлениям о "естественном" разделении труда. "Мужской" образ профессии ассоциируется с тяжелым физическим трудом, риском, ответственностью, работой с техникой. "Женский" — с социальной сферой, детьми, конторской работой. Значимых различий между мнениями мужчин и женщин не наблюдается.

Таблица 1

Перечень "мужских" и "женских" профессий

Мужские профессии Женские профессии
Начальник Коммерсант Водитель Слесарь Токарь Каменщик Грузчик Строитель Хирург Летчик Милиционер Водолаз Шахтер Рабочий Прессовщик Резчик Такелажник Экскаваторщик Охранник Учитель Бухгалтер Воспитатель д/с Уборщица Врач Медсестра Парикмахер Повар Косметолог Водитель трамвая Кладовщица Нянечка Мойщица посуды




©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.