МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Стратегия активного слушания





Будь первым, когда надо слушать,

и последним, когда надо говорить.

Э.М. Капиев

Выделяют несколько видов слушания: направленное критическое (слушающий сначала критически анализирует сообщение, а потом уже его «понимает».), эмпатическое (слушающий сначала пытается понять, что говорит партнер, а уже потом проводит критический анализ услышанного. Этого слушания для полного понимания недостаточно) и активное рефлексивное (в процессе которого партнеры проверяют и уточняют свое понимание, совместно выясняют степень его активности).

1) Активное слушание – предполагает владение умениями самовыражения и действия и направлено на формулирование и решение коммуникативных задач

2) пассивное слушание – это смена состояний в процессе воздействия коммуникативных стимулов.

Более подробные различия этих двух видов слушания представлены в таблице:

Активное слушание Пассивное слушание
Попытки побудить партнёра к разговору Терпеливое ожидание того, чтобы партнер заговорил
Попытки точно воспринять сказанное партнером. Попытки убедиться в точности своего восприятия Ожидание того, когда он окажется в состоянии сказать нечто действительно интересное. Свободный поток собственных ассоциаций под воздействием того, что уловило собственное внимание
Попытки удерживать излишне многословного или отвлекающегося партнёра в рамках темы; попытки вернуть его к обсуждаемой теме Отвлечение внимания на что-либо другое при сохранении «маски внимания». Ожидание того, когда партнёр вернется к теме разговора. Ожидание того, когда партнёр перестанет говорить

 

Активное слушание процесс непростой. Ему многое мешает, в частности:

Отключение внимания. Человеку трудно сосредотачиваться на одном процессе, ведь окружающий мир так легко может отвлечь внимание.

Высокая скорость умственной деятельности. Говорим мы медленнее, чем думаем, и этот факт мешает эффективному слушанию.

Антипатия к чужим мыслям. Человеку легче и приятнее следовать за ходом своих умозаключений, чем вслушиваться в чужие.

Избирательность внимания. Мозг сам выбирает то, что интереснее, игнорируя другую информацию, может быть не менее важную.

Потребность реплики. В моменты, когда нам хочется перебить собеседника и вставить своё слово мы перестаём его активно слушать.

 

Техника активного слушания решает две задачи:

1. Умение разговорить собеседника

Коммуникативные техники Определения Как это сделать?
Открытые вопросы Вопросы, предполагающие развёрнутый ответ Начинаются со слов: Что? Как? Почему? Каким образом? Где? Если…, то…? Какой?
Закрытые вопросы Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, указания на количество чего-либо и т.п.) или ответы «да» или «нет» Когда истекает срок сдачи проекта? Вас зовут…? Ты сможешь это сделать к завтрашнему дню?
Альтернативные вопросы Вопросы, в формулировке которых содержатся варианты ответов Ты затрудняешься ответить, потому что не знаешь ответа, потому что ответ будет неприятным или потому что тебя просили мне пока ничего не сообщать? Сегодня вторник или среда?

 

2. Умение услышать партнёра

Техники Определения Как это сделать?
Вербализация, ступень А Повторение: дословное воспроизведение, цитирование сказанного партнером Дословное повторение последних слов партнера Добавление цитат из высказываний партнера к собственным фразам (Итак, ты считаешь…(далее цитата))
Вербализация, ступень Б Перефразирование: краткая передача сути высказывания партнёра Лаконичная формулировка сказанного партнёром
Вербализация, ступень В Интерпретация: высказывание предположения об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания партнёра а) Уточняющие вопросы: Ты, наверное, имеешь в виду…? Вы, наверное, говорите это потому, что…? Б) пробные вопросы или условные гипотезы А может быть так, что ты считаешь, что…? А может быть так, что вы хотели бы…?

 

Интересное и эффективное общение возможно лишь при достаточном энергетическом уровне взаимодействия, но не чрезмерном. В следующей таблице приведены техники изменения напряжения в беседе:

Снижают напряжение Повышают напряжение
1. Подчеркивание общности с партнёром (сходство интересов, мнений, личностных черт и др.) 1. Подчеркивание различий между собой и партнёром
2. Вербализация эмоционального состояния: а) своего б) партнёра 2. Игнорирование эмоционального состояния: а) своего б) партнёра
3. Проявление интереса к проблемам партнёра 3. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнёра
4. Предоставление партнёру возможности выговориться 4. Перебивание партнёра
5. Подчёркивание значимости партнёра, его мнения в ваших глазах 5. Принижение партнёра, негативная оценка его личности, приуменьшение вклада партнёра в общее дело и преувеличение своего
6. В случае вашей неправоты, немедленное признание её 6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание её
7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации 7. Поиск виноватых и обвинение партнёра
8. Обращение к фактам 8. Переход на «личности»
9. Спокойный, уверенный темп речи 9. Резкое убыстрение темпа речи
10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела 10. Избегание пространственной близости и контакта глаз

 

Приведём 10 основных видов влияния:

1. Убеждение – сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения. Например, убеждение больного раком соблюдать диету.

2. Самопродвижение – объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в конкуренции. Например, самопродвижение на собеседовании при принятии на работу.

3. Внушение – сознательное или неосознанное неаргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определённым действиям. Например, гипнотическое внушение.

4. Заражение – передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые перенимают это состояние или отношение. Например, заражение паникой в местах скопления народу.

5. Пробуждение импульса к подражанию – способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может, как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Например, стимуляции подражания в воспитании детей «делай как взрослые».

6. Формирование благосклонности – привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путём проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги. Например, установление хороших отношений, путём преподнесения подарка.

7. Просьба – обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности. Например, просьба ребёнка помочь завязать ему шнурки.

8. Принуждение – угроза применения своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Субъективно принуждение переживается как давление. Например, принуждение под угрозой физической расправы.

9. Деструктивная критика – высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное суждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики в том, что она отнимает у него веру в себя. Например, критика личности, а не дела.

10. Манипуляция – скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. Например, женская манипуляция мужчиной через давление на мужские слабости.

Перечислим основные типы психологического противостояния влиянию:

1. Контраргументация – сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия. Например, контраргументация в философском споре с приведением логических антитезисов.

2. Конструктивная критика – подкреплённое фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата. Например, деловое обсуждение неудавшейся презентации с предложением дальнейших путей решения проблемы.

3. Энергетическая мобилизация – сопротивление попыткам адресата внушить или передать ему определённое состояние, отношение, намерение или способ действий. Например, бодрое сознательное присутствие и сопротивление цыганскому затуманиванию разума.

4. Творчество – создание нового, пренебрегающее влиянием образца, примера или моды либо преодолевающее его. Например, креативность суждений касательно заскорузлой ситуации.

5. Уклонение – стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений. Например, выбор маршрута в обход нежелательному собеседнику.

6. Психологическая самооборона – применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения. Например, использование методики заезженной пластинки, позволяющей преодолеть навязчивую просьбу.

7. Игнорирование – действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств. Например, намеренное молчание на докучливый вопрос.

8. Конфронтация – открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия. Грамотная и эффективная конфронтация включает пять фаз: 1) Я-послания о чувствах, которые вызывает поведение партнёра; 2) усиление Я-послания; 3) выражение пожелания или просьбы; 4) назначение санкций; 5) реализация санкций. Необходимо переходить от фазы к фазе, если эффект не достигается. Например, конфронтация супруги в отношении грубого поведения мужа: 1) «я чувствую обиду и раздражения, когда ты так поступаешь», 2) «я злюсь на тебя за это», 3) «я прошу тебя перестать, пожалуйста» , 4) «если ты не прекратишь, то я уйду», 5) сам уход.

9. Отказ – выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу партнёра. Например, отказ помыть посуду.

 

Классификация видов влияния и противостояния влиянию по признаку психологической конструктивности – неконструктивности:

Вид влияния Характеристика конструктивности – неконструктивности Конструктивные виды контр-влияния Неконструктивные виды контрвлияния
1. Убеждение Конструктивный вид влияния, при условии, что мы ясно и открыто, сформулировали партнеру цель нашего воздействия Контраргументация Игнорирование, деструктивная критика, манипуляция, принуждение
2. Самопродви-жение Конструктивный вид влияния при условии, что мы не используем обманных «трюков» и раскрываем свои истинные цели и запросы Конструктивная критика, отказ Игнорирование, деструктивная критика
3. Внушение Спорный вид конструктивного внушения – это всегда проникновение через «черный ход» Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение Игнорирование, деструктивная критика, манипуляция, принуждение
4. Заражение Спорный вид влияния; никто не может определить, насколько полезно адресату заражаться именно данным чувством или состоянием и именно сейчас Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение Игнорирование, деструктивная критика, манипуляция, принуждение
5. Пробуждение импульса к подражанию Спорный вид влияния; считается приемлемым в воспитании детей и при передаче мастерства от профессионала высокого класса молодому специалисту Конструктивная критика, творчество, уклонение Игнорирование, деструктивная критика
6. Формирование благосклонности Спорный вид влияния; лесть, подражание как высшая форма лести и услуга адресату влияния могут быть манипуляцией Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение Игнорирование, деструктивная критика
7. Просьба Спорный вид влияния; в российской культуре считается разрушительным для того, кто просит; в американской культуре считается оправданной Отказ, уклонение Игнорирование, деструктивная критика
8. Принуждение Спорный вид внушения; считается конструктивным в некоторых педагогических, политических системах и в аварийных ситуациях Конфронтация, психологическая самооборона Ответное принуждение, манипуляция, игнорирование, деструктивная критика
9. Деструктивная критика Неконструктивный вид влияния Психологическая самооборона, уклонение Ответная деструктивная критика, манипуляция, принуждение, игнорирование
10. Манипуляция Неконструктивный вид влияния Конструктивная критика, конфронтация, психологическая самооборона Встречная манипуляция, деструктивная критика

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.