ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Стратегия активного слушания Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить. Э.М. Капиев Выделяют несколько видов слушания: направленное критическое (слушающий сначала критически анализирует сообщение, а потом уже его «понимает».), эмпатическое (слушающий сначала пытается понять, что говорит партнер, а уже потом проводит критический анализ услышанного. Этого слушания для полного понимания недостаточно) и активное рефлексивное (в процессе которого партнеры проверяют и уточняют свое понимание, совместно выясняют степень его активности). 1) Активное слушание – предполагает владение умениями самовыражения и действия и направлено на формулирование и решение коммуникативных задач 2) пассивное слушание – это смена состояний в процессе воздействия коммуникативных стимулов. Более подробные различия этих двух видов слушания представлены в таблице: Активное слушание | Пассивное слушание | Попытки побудить партнёра к разговору | Терпеливое ожидание того, чтобы партнер заговорил | Попытки точно воспринять сказанное партнером. Попытки убедиться в точности своего восприятия | Ожидание того, когда он окажется в состоянии сказать нечто действительно интересное. Свободный поток собственных ассоциаций под воздействием того, что уловило собственное внимание | Попытки удерживать излишне многословного или отвлекающегося партнёра в рамках темы; попытки вернуть его к обсуждаемой теме | Отвлечение внимания на что-либо другое при сохранении «маски внимания». Ожидание того, когда партнёр вернется к теме разговора. Ожидание того, когда партнёр перестанет говорить | Активное слушание процесс непростой. Ему многое мешает, в частности: • Отключение внимания. Человеку трудно сосредотачиваться на одном процессе, ведь окружающий мир так легко может отвлечь внимание. •Высокая скорость умственной деятельности. Говорим мы медленнее, чем думаем, и этот факт мешает эффективному слушанию. • Антипатия к чужим мыслям. Человеку легче и приятнее следовать за ходом своих умозаключений, чем вслушиваться в чужие. • Избирательность внимания. Мозг сам выбирает то, что интереснее, игнорируя другую информацию, может быть не менее важную. • Потребность реплики. В моменты, когда нам хочется перебить собеседника и вставить своё слово мы перестаём его активно слушать. Техника активного слушания решает две задачи: 1. Умение разговорить собеседника Коммуникативные техники | Определения | Как это сделать? | Открытые вопросы | Вопросы, предполагающие развёрнутый ответ | Начинаются со слов: Что? Как? Почему? Каким образом? Где? Если…, то…? Какой? | Закрытые вопросы | Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, указания на количество чего-либо и т.п.) или ответы «да» или «нет» | Когда истекает срок сдачи проекта? Вас зовут…? Ты сможешь это сделать к завтрашнему дню? | Альтернативные вопросы | Вопросы, в формулировке которых содержатся варианты ответов | Ты затрудняешься ответить, потому что не знаешь ответа, потому что ответ будет неприятным или потому что тебя просили мне пока ничего не сообщать? Сегодня вторник или среда? | 2. Умение услышать партнёра Техники | Определения | Как это сделать? | Вербализация, ступень А | Повторение: дословное воспроизведение, цитирование сказанного партнером | Дословное повторение последних слов партнера Добавление цитат из высказываний партнера к собственным фразам (Итак, ты считаешь…(далее цитата)) | Вербализация, ступень Б | Перефразирование: краткая передача сути высказывания партнёра | Лаконичная формулировка сказанного партнёром | Вербализация, ступень В | Интерпретация: высказывание предположения об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания партнёра | а) Уточняющие вопросы: Ты, наверное, имеешь в виду…? Вы, наверное, говорите это потому, что…? Б) пробные вопросы или условные гипотезы А может быть так, что ты считаешь, что…? А может быть так, что вы хотели бы…? | Интересное и эффективное общение возможно лишь при достаточном энергетическом уровне взаимодействия, но не чрезмерном. В следующей таблице приведены техники изменения напряжения в беседе: Снижают напряжение | Повышают напряжение | 1. Подчеркивание общности с партнёром (сходство интересов, мнений, личностных черт и др.) | 1. Подчеркивание различий между собой и партнёром | 2. Вербализация эмоционального состояния: а) своего б) партнёра | 2. Игнорирование эмоционального состояния: а) своего б) партнёра | 3. Проявление интереса к проблемам партнёра | 3. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнёра | 4. Предоставление партнёру возможности выговориться | 4. Перебивание партнёра | 5. Подчёркивание значимости партнёра, его мнения в ваших глазах | 5. Принижение партнёра, негативная оценка его личности, приуменьшение вклада партнёра в общее дело и преувеличение своего | 6. В случае вашей неправоты, немедленное признание её | 6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание её | 7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации | 7. Поиск виноватых и обвинение партнёра | 8. Обращение к фактам | 8. Переход на «личности» | 9. Спокойный, уверенный темп речи | 9. Резкое убыстрение темпа речи | 10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела | 10. Избегание пространственной близости и контакта глаз | Приведём 10 основных видов влияния: 1. Убеждение – сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения. Например, убеждение больного раком соблюдать диету. 2. Самопродвижение – объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в конкуренции. Например, самопродвижение на собеседовании при принятии на работу. 3. Внушение – сознательное или неосознанное неаргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определённым действиям. Например, гипнотическое внушение. 4. Заражение – передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые перенимают это состояние или отношение. Например, заражение паникой в местах скопления народу. 5. Пробуждение импульса к подражанию – способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может, как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Например, стимуляции подражания в воспитании детей «делай как взрослые». 6. Формирование благосклонности – привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путём проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги. Например, установление хороших отношений, путём преподнесения подарка. 7. Просьба – обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности. Например, просьба ребёнка помочь завязать ему шнурки. 8. Принуждение – угроза применения своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Субъективно принуждение переживается как давление. Например, принуждение под угрозой физической расправы. 9. Деструктивная критика – высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное суждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики в том, что она отнимает у него веру в себя. Например, критика личности, а не дела. 10. Манипуляция – скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. Например, женская манипуляция мужчиной через давление на мужские слабости. Перечислим основные типы психологического противостояния влиянию: 1. Контраргументация – сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия. Например, контраргументация в философском споре с приведением логических антитезисов. 2. Конструктивная критика – подкреплённое фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата. Например, деловое обсуждение неудавшейся презентации с предложением дальнейших путей решения проблемы. 3. Энергетическая мобилизация – сопротивление попыткам адресата внушить или передать ему определённое состояние, отношение, намерение или способ действий. Например, бодрое сознательное присутствие и сопротивление цыганскому затуманиванию разума. 4. Творчество – создание нового, пренебрегающее влиянием образца, примера или моды либо преодолевающее его. Например, креативность суждений касательно заскорузлой ситуации. 5. Уклонение – стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений. Например, выбор маршрута в обход нежелательному собеседнику. 6. Психологическая самооборона – применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения. Например, использование методики заезженной пластинки, позволяющей преодолеть навязчивую просьбу. 7. Игнорирование – действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств. Например, намеренное молчание на докучливый вопрос. 8. Конфронтация – открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия. Грамотная и эффективная конфронтация включает пять фаз: 1) Я-послания о чувствах, которые вызывает поведение партнёра; 2) усиление Я-послания; 3) выражение пожелания или просьбы; 4) назначение санкций; 5) реализация санкций. Необходимо переходить от фазы к фазе, если эффект не достигается. Например, конфронтация супруги в отношении грубого поведения мужа: 1) «я чувствую обиду и раздражения, когда ты так поступаешь», 2) «я злюсь на тебя за это», 3) «я прошу тебя перестать, пожалуйста» , 4) «если ты не прекратишь, то я уйду», 5) сам уход. 9. Отказ – выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу партнёра. Например, отказ помыть посуду. Классификация видов влияния и противостояния влиянию по признаку психологической конструктивности – неконструктивности: Вид влияния | Характеристика конструктивности – неконструктивности | Конструктивные виды контр-влияния | Неконструктивные виды контрвлияния | 1. Убеждение | Конструктивный вид влияния, при условии, что мы ясно и открыто, сформулировали партнеру цель нашего воздействия | Контраргументация | Игнорирование, деструктивная критика, манипуляция, принуждение | 2. Самопродви-жение | Конструктивный вид влияния при условии, что мы не используем обманных «трюков» и раскрываем свои истинные цели и запросы | Конструктивная критика, отказ | Игнорирование, деструктивная критика | 3. Внушение | Спорный вид конструктивного внушения – это всегда проникновение через «черный ход» | Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение | Игнорирование, деструктивная критика, манипуляция, принуждение | 4. Заражение | Спорный вид влияния; никто не может определить, насколько полезно адресату заражаться именно данным чувством или состоянием и именно сейчас | Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение | Игнорирование, деструктивная критика, манипуляция, принуждение | 5. Пробуждение импульса к подражанию | Спорный вид влияния; считается приемлемым в воспитании детей и при передаче мастерства от профессионала высокого класса молодому специалисту | Конструктивная критика, творчество, уклонение | Игнорирование, деструктивная критика | 6. Формирование благосклонности | Спорный вид влияния; лесть, подражание как высшая форма лести и услуга адресату влияния могут быть манипуляцией | Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение | Игнорирование, деструктивная критика | 7. Просьба | Спорный вид влияния; в российской культуре считается разрушительным для того, кто просит; в американской культуре считается оправданной | Отказ, уклонение | Игнорирование, деструктивная критика | 8. Принуждение | Спорный вид внушения; считается конструктивным в некоторых педагогических, политических системах и в аварийных ситуациях | Конфронтация, психологическая самооборона | Ответное принуждение, манипуляция, игнорирование, деструктивная критика | 9. Деструктивная критика | Неконструктивный вид влияния | Психологическая самооборона, уклонение | Ответная деструктивная критика, манипуляция, принуждение, игнорирование | 10. Манипуляция | Неконструктивный вид влияния | Конструктивная критика, конфронтация, психологическая самооборона | Встречная манипуляция, деструктивная критика | |