ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Оценка деятельности дошкольника Павленко Маргарита Алексадровна, педагог-психолог, представитель Медиажурнала «Психотерапия в России» в Волгоградской области © Павленко М.А., 2016. © Медиажурнал «Психотерапия в России», 2016. При копировании материалов и фрагментов статьи ссылка на источник и правообладателей обязательна. Самовосприятие и самооценка любого человека начинают формироваться в детстве и во многом зависят от оценок окружающих: родителей, педагогов, сверстников и т. д. Получая обратную связь, сталкиваясь с границами дозволенного и недозволенного, ребенок учится жить в этом мире, усваивает понятия добра и зла, определяет собственные возможности. Оценки, данные нам в детстве значимым окружением, влияют на формирование нашей личности и всю дальнейшую жизнь. В этой связи нельзя недооценить значимость среды и людей, рядом с которыми растет ребенок и от которых он получает обратную связь. Что будет, если исключить оценивание любых поступков, устранить реакцию на те или иные действия? Отсутствие оценки может дезориентировать малыша, замедлить скорость его социализации, лишить возможности корректировки собственного поведения. Но как правильно давать оценки, чтобы они положительным образом сказывались на развитии личности? Какие особенности необходимо учитывать при оценке деятельности дошкольника? Этому и посвящена данная статья. Во-первых, следует сказать о том, что оценка, как правило, носит субъективный характер. Объективная действительность, преломленная через призму восприятия, приобретает иные формы и во многом зависит именно от личностных характеристик оценивающего. Довольно часто мы встречаемся с неразработанностью четких критериев отметки. В отдельных случаях установить такие параметры бывает достаточно сложно. В особенности это касается творческих сфер, где понятия «правильности» или соответствия стандартам весьма условны. И даже если критерии четко установлены, фактор личного восприятия оценивающего должен учитываться. Для того чтобы свести к минимуму субъективность и минимизировать педагогические ошибки, человек, работающий с детьми, должен быть профессионально и психологически грамотным, максимально свободным от личных психологических проблем. Это позволит оценивать деятельность дошкольника наиболее объективно и исключит возможность решения собственных проблем за счет ребенка. Во-вторых, необходимо обратить внимание на тот факт, что дошкольник ещё не умеет отделять свою деятельность от своей личности. Ребенок склонен переносить на себя оценку, данную его поступку. Кроме того, взрослые сами часто подкрепляют это смешение в восприятии «Я» и «то, что я сделал» тем, что дают характеристику не поступку, а личности, например: «Ты ударил Ваню, ты – плохой, злой мальчик», вместо: «Бить других людей плохо! Все споры можно решить словами». Опасность таких высказываний кроется ещё и в том, что навешиваемые ярлыки могут прочно закрепиться в сознании формирующейся личности и стать её неотъемлемой частью. В связи с вышесказанным, хочется ещё раз подчеркнуть важность оценки непосредственно действий ребенка, а не его личности в целом. В-третьих, хотелось бы поднять вопрос о возможности использования системы отметок в работе с дошкольниками. Официально баллы за проделанную работу воспитанникам ДОУ не выставляются, но некоторые педагоги, проводя занятия с детьми (будь то занятия по рабочим тетрадям в детском саду или кружковая деятельность), озвучивают «оценки». Ребенок 3-6 лет ещё не понимает критериев отметки, он не способен в полной мере соотнести свою работу с существующими стандартами и, в силу отсутствия в этом возрасте абстрактного мышления, не может понять истинного значения выставляемых ему баллов от «2» до «5». Мои наблюдения показывают, что дети, получившие положительную отметку, как правило, характеризуют данный факт следующим образом: «Мне поставили «5», я молодец!»; «Я хороший, я всё сделал правильно и поэтому мне поставили «5»; «Я, наверное, тебя расстрою, мама, я совсем чуть-чуть ошибся и мне поставили «4». Дать же более подробный ответ на вопрос, за что именно они получили ту или иную оценку, дети чаще всего не могут. Это говорит о том, что ребенок в этом возрасте ещё не способен понять суть бальной системы и, как уже говорилось выше, переносит выставляемую ему отметку на свою личность в целом. Отдельно следует обратить внимание на оценку творческой деятельности. Если в рабочих тетрадях, по которым занимаются дошкольники, задания четко прописаны и можно говорить о существовании каких-либо критериев отметки (хотя и весьма условно), то можно ли ввести такие критерии при оценке творческой деятельности ребенка, например, рисования, пения, танцев, лепки и т.д.? Я придерживаюсь мнения, что основной задачей в работе с дошкольником, является всестороннее, гармоничное развитие его личности, раскрытие и поддержание творческого потенциала ребенка. Но возможно ли это, если в творческий процесс вмешивается оценивание? Мне удалось наблюдать реакцию детей на занятия по хореографии, когда они проходили безоценочно и с использованием отметок. В первом случае, выходя с занятий, дошкольники рассказывали о том, что они делали, чему научились, говорили о том, что им понравилось или не понравилось делать, оценивали степень своей усталости. Во втором случае те же дети после занятий говорили преимущественно об отметках, которые получили они и их товарищи, сравнивали между собой свои оценки, хвастались или расстраивались по поводу выставленных баллов. Кроме того, наблюдались факты обмана: дети преувеличивали свои отметки, говорили, что получили более высокий балл, чем это было на самом деле. Иногда ученики демонстрировали нежелание заниматься хореографией именно из-за страха получить низкую оценку. Почему среди дошкольников так часто наблюдается отрицание низких отметок, завышение собственных способностей, приписывание себе не имеющих места хороших качеств? Дело в том, что вышеперечисленные факты служат защитной реакцией для нервной системы ребенка и несут в себе функцию самосохранения, защищая восприимчивого малыша от излишнего разочарования, страха, чувства вины и, в конце концов, нервного срыва. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), переживая неуспех, как правило, теряют настойчивость. Успех же, напротив, стимулирует их деятельность. Поэтому, наблюдая неудачу ребенка или его нежелательное поведение, не следует торопиться с резко негативными оценками. Обсудив ситуацию, можно поговорить о возможных вариантах её исправления, путях, которые могут привести к успеху, дальнейшей перспективе. Как уже говорилось выше, вместо «навешивания ярлыков» лучше дать малышу возможность исправить поведение и помочь увидеть свои положительные качества. Нельзя не согласиться с Н. В. Кузьминой в том, что «Без контроля, без обратной связи, без сведений о том, какой и почему получен результат, без последующей коррекции ошибочных действий, обучение становится «слепым», неуправляемым»[1]. И отметка как форма оценки помогает учителю в его деятельности и в деятельности ученика. Как писал Б. Г. Ананьев: «Оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности личности»[2]. Но в то же время, балльная система таит в себе немалую опасность – сдвиг мотива на цель. Отметка сама по себе становится желаемым результатом занятий, а сам процесс обучения, знания и навыки, приобретаемые человеком, отходят в сторону, становятся второстепенными или вовсе теряют свою ценность. Если родители и педагоги будут ориентировать ребенка только на получение положительной отметки и при этом не смогут раскрыть для него привлекательность деятельности как процесса, не покажут, как знания могут применяться, чем они полезны, то человек перестанет замечать сам процесс обучения, не сможет им наслаждаться, получать удовольствие от приобретенных знаний и навыков. В конце концов, слепая нацеленность на результат приводит к утрате осознания смысла жизни как процесса. А это глобальная проблема современного общества, в котором многие люди, стремясь достичь своей цели, используют любые средства и методы, в том числе морально и социально неприемлемые. А достигнув желаемого, не могут испытать чувства удовлетворения, радости и счастья, оглядываются назад и с удивлением обнаруживают, что жизнь прожита, но не замечена ими, результат есть, а процесса не было, так как путь к цели был прожит «вслепую». Поэтому нельзя недооценивать роль оценок, которые мы даем детям в раннем возрасте, и того, насколько важными станут «отметки» для формирующейся личности. Ещё Л. С. Выготский писал о том, что: «… отметка представляет из себя настолько постороннюю всему ходу работы форму оценки, что очень скоро начинает доминировать над собственными интересами обучения, и ученик начинает учиться ради того, чтобы избежать дурной или получить хорошую отметку»[3]. Кроме того, Выготский говорил об опасности сдвига мотива на цель: «Учатся для того, чтобы выдержать экзамены, а экзамены выдерживаются для того, чтобы получить диплом»[4], что в результате для ребенка может послужить причиной многочисленных стрессов и невротизации. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что оценка, безусловно, должна присутствовать при общении с ребенком, так как она оказывает направляющее воздействие и под её влиянием у детей формируются такие важные качества личности, как самооценка и уровень притязаний, что, в свою очередь, является сильным корректирующим фактором поведения и деятельности. Но оценка должна даваться действиям и поступкам человека, не затрагивая его личности. Выставление же отметок, по моему мнению, вообще не должно иметь места в работе с дошкольниками, так как первостепенными задачами являются: научить ребенка получать удовольствие от процесса учебной, трудовой и творческой деятельности; радоваться полученным знаниям и навыкам и уметь применять их; привыкать сравнивать себя с самим собой в прошлом, настоящем и будущем, а не с другими людьми. Безусловно, данная работа гораздо сложнее, чем использование балльной системы, она требует вдумчивого, внимательного отношения к своим подопечным, предполагает психологическую грамотность и постоянное самосовершенствование педагога. Кроме того, необходима разработка альтернативных методов оценки: например, таблиц достижений каждого ученика, где он сравнивается сам с собой, оцениваются его качества и полученные навыки, степень удовлетворенности от процесса и результата познания. Или совершенствование и более активное внедрение уже существующих в ДОУ оценочных карт, которые выполняют ориентирующую роль, показывая эталон поведения, действий, и помогают дошкольнику соотнести свои действия с изображением и оценить их самостоятельно. Если же для педагога отслеживание успеваемости является критичным, то он может отмечать баллы самостоятельно, не оглашая их для своей аудитории. Уверена, что потраченные усилия окупятся, ведь в результате мы получим более здоровое, грамотное, мыслящее и счастливое общество, ориентированное на сам процесс и результат деятельности, а не только на полученную оценку. [1] Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. – Л. : Издательство Ленинградского университета, 1980. - 172 с. С. 153. [2] Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. – М. : Педагогика, 1980. – Т.2: Психология педагогической оценки. – 288 с. С.14 [3] Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М. : Педагогика, 1991. – 490 с. С.268 [4] Там же. |