Выделяют следующие компоненты. С.И.Львова, И.П.Цибулько, Ю.Н.Гостева 1. диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы; 2. мотивация и организация учебной деятельности учащихся; 3. действие средств обучения (или собственно процесс обучения); 4. конроль качества усвоения материала. В.М.Монахов 1. целеполагание как проектирование одной общей цели и множества частных задач; 2. диагностика как установление факта достижения или недостижения конкретной микроцели (задачи); 3. дозирование заданий как решение вопроса о том, сколько упражнений должен сделать самостоятельно ученик; 4. логическая структура технологии; 5.коррекция учебного процесса, как построение пути выведения учеников, не прошедших диагностику, на уровень стандарта. В.А.Пятин, И.Я.Яцукова 1. диагностическое целеобразование и результативность, 2. экономичность, которая выражает качество технологии, позволяет достигнуть запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени; 3. алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость, отражающие различные стороны воспроизводимости образовательных технологий; 4. корректируемость, предполагающая возможность постоянной обратной связи, постоянно ориентированной на четко определенные цели; 5. визуализация, затрагивающая вопросы применения различной аудиальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и пособий. В.В. Гузеев 1. представление о результатах обучения (представления о том, что мы хотим получить в конце обучения); 2. текущая диагностика и прогнозирование развития ученика; 3. модели обучения (методы, формы, средства и приемы обучения); 4. выбор или построение модели обучения, необходимой для конкретных условий. Компоненты образовательных технологий наглядно демонстрируют то, что каждому технологическому звену, цепочке, приему нужно найти свое место в процессе обучения. На основе перечисленных компонентов может быть описана любая технология. Г.К. Селевко выделяет 12 обобщенных групп технологий, в каждой из которых выделены определенные классы педагогических технологий. Например: • по уровню применения: общепедагогические; частнопредметные, отраслевые; локальные, модульные, узкометодические; • по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические; • по ориентации на личностные структуры: информационные технологии (ЗУНы), операционные (способы учебной деятельности), эмоционально-художественные и др.; • по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические и т.д.; • по организационным формам: классно-урочные – альтернативные, индивидуальные – групповые, дифференцированное обучение; • по преобладающему (доминирующему) методу: объяснительно-иллюстративные, развивающее обучение, проблемно-поисковые, информационные (компьютерные). Академик В.П. Беспалько предложил классификацию педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося: § классическое лекционное обучение; § обучение с помощью аудиовизуальных технических средств; § система «консультант»; § обучение с помощью учебной книги, § система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения; § компьютерное обучение; § система «репетитор» – индивидуальное обучение; § «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа. Ф.Я. Савельев рассматривает технологии обучения, обусловленные основополагающей концептуальной основой, образовательной парадигмой: § по направленности действия - технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей; § по целям обучения; § по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология – для гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин; § по применяемым техническим средствам (по технической среде) – аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии; § по организации учебного процесса – индивидуальные, коллективные, смешанные; § по методической задаче – технология одного предмета, технология одного средства, технология одного метода. В.В. Гузеев считает, что сегодня имеются четыре класса технологий: • «традиционные методики» (технологии, созданные внутри частнометодического подхода): классический семинар и т.п.; • модульно-блочные технологии; • цельно-блочные технологии (лекционно-семинарские системы); • интегральные технологии (технология проектного обучения и интегральная технология В.В. Гузеева). |