Маршрутная карта сборки ротора Введение Развитие автомобилестроения в бывшем СССР относится к 1931-1932 годам, когда вступил в действие реконструированный завод АМО (ныне акционерное общество АМО-ЗИЛ) и вновь построенный Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)-ныне акционерное общество открытого типа ГАЗ. На них былоорганизовано массовое производство грузовых автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5. В 1940 году начал производство грузовых и малолитражных автомобилей Московский завод имени КИМ-сегодня производственное обьединение Москвич. Развитие и совершенствование автомобилестроения неразрывно связано с широким применением электротехнического оборудования, автоматических устройств в системе, объединенных в единый комплекс-электрооборудование автомобилей. Напервом автомобиле было установлено низковольтное магнето с одним подвижным электродом. В 1901-1907 г. Разработали магнето высокого напряжения, которое представляло собой систему зажигания магнитоэлектрическим генератором и высоковольтной индукционной катушкой. Электрооборудование автомобилей постоянно существенно изменяется. Генераторы переменного тока с бесконтактными электронными регуляторами напряжения полностью заменили генераторы постоянного тока с вибрационными регуляторами. Появились бесконтактные электронные и микропроцессорные системы зажигания и автоматического управления теплоотдачей. Разработаны необслуживаемые аккумуляторные батареи. Представляется перспективным применение стартера с редуктором. Существенно изменились светооптические приборы освещения и сигнализации. Сейчас практически любая система электрооборудования включает элементы электроники: всевозможные реле, коммутаторы, регуляторы, датчики и другое. Применение электроники и микропроцессорной техники способствовало разработке систем автоматического управления двигателем и трансмиссией. В первую очередь это касается создания систем управления зажиганием и впрыска топлива, антиблокировочных систем электронного управления коробкой передач, разработки маршрутного компьютера, системы блокировки дверей и другое. Ведущие автомобильные фирмы разработали и внедряют интегрированные системы управления четырьмя колесами. Основной тенденцией развития электронных систем следует считать создание комплексных многофункциональных систем управления и контроля, число которых на автомобиле составитболее пяти. При этом увеличивается число связей между отдельными приборами и системами, усложняются их схемы. Повышение качества электрооборудования автомобилей может быть обеспечено только при непрерывном совершенствовании технологических процессов производства. Задачей дипломного проекта является совершенствование технологического процесса сборки ротора 66.3701.200. Конструкторская часть и ТУ Конструкция генератора Статор в сборе Статор собирается из пластин, вырубленных из листов электротехнической стали. Статор опрессовывают и затем сваривают в 6-ти местах. Для прочности две крайние пластины делают толще. Данный статор имеет 36 пазов. Каждый паз изолируют, а затем укладывают обмотку, которая представляет собой двухслойную полузакрытого типа, которая проще крепится на зубьях и имеет лучшее охлаждение. Трехфазная обмотка статора соединяется по схеме “двойная звезда”. Каждая фаза состоит из двух параллельных катушечных групп, в каждой из которой шесть неперерывно намотанных катушек. Каждая катушка изготовлена из девяти витков, намотанных проводом ПЭТ-200 диаметром 1,0 мм. Пропитку статора производят водоэмульсионным лаком ГФ-95. Ротор в сборе Ротор состоит из двух полюсных половин, вала, обмотки возбуждения, намотанной на каркас и двух контактных колец. Вал изготовляют из стали 45. Он имеет накатку для напрессовки полюсных половин Полюсные половины ротора изготовлены штамповкой из стали 08КП. Обмотка возбуждения изготовлена из провода ПЭТВ-1 диаметром 0,8мм с числом витков-420. Сопротивление обмотки возбуждения возбуждения генератора (2,6±0,1) Ом при температуре окружающей среды (25±10)ºС. Контактные кольца представляют собой медные кольца, запрессованные в пластмассу. К контактным кольцам припаиваются два вывода от обмотки возбуждения пропоем. Ротор подвергают динамической балансировкедля избежания биения в подшипниках. Также производят пропитку ротора в лаке для повышения прочности изоляции и теплопроводности. Крышки в сборе Обе крышки генератора изготавливают из алюминиевого сплава АЛ-2, АЛ-9, так как этот материал немагнитопроводящий. Нет потерь магнитного потока ротора. В алюминиевых крышках имеются кронштейны для крепления на двигатель. Отверстия кронштейнов армируются стальными втулками. Крышка со стороны контактных колец снабжена вентиляционными отверстиями, в крышку вмонтирован выпрямительный блок БПВ 56-65-02. Крышка со стороны провода имеет вентиляционные отверстия, в крышку установлен подшипник 6-180302У109. Щеточный узел в сборе Щеточный узел состоит из интегрального регулятора напряжения Я112А1 и щеткодержателя со щетками марки М1А. Шкив и вентилятор Шкив предназначен для передачи вращения на ротор от шкива коленчатого вала через ремень. Шкив литой из серого чугуна и имеет 1 ручей. Вентилятор штампуется из стали. Он предназначен для охлаждения нагревающихся частей генератора. Вентилятор протягивает воздух на себя, охлаждая сначала выпрямительный блок, затем обмотки статора и ротора. Вентилятор и шкив крепятся на валу на шпонке и зажимаются гайкой. Генератор 66.3701.000 устанавливается на автобусе ПАЗ-672. Схема подключения генератора на автобусе. Поз. Обозначение | Наименование | Количество | Примечание | G1 | Генератор 66.3701. ТУ 37.003.1318-86 | | | G2 | Батарея аккумуляторная | | | PH | Регулятор напряжения Я112А1 | | | PA | Амперметр | | | R | Нагрузка (потребители электроэнергии) | | | Q1, Q2 | Выключатель | | | “B”, “+” | Вывод генератора | | | Генератор работает следующим образом: при прохождении через обмотку возбуждения постоянного тока вокруг нее создается магнитный поток, пронизывающий втулку, клювообразные половины ротора, воздушный зазор и зубцы статора. При вращении под каждым зубцом статора попеременно переходит то северный, то южный полюсы ротора. При этом величина магнитного потока, пронизывающего зубцы статора, изменяется по величине и по направлению, вследствие чего в обмотке статора индуктируется переменная электродвижущая сила (ЭДС). Переменный ток, протекающий по обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, смонтированным на крышке генератора. Постоянство напряжения генератора поддерживается интегральным устройством Я112А1. Техническиеусловия Настоящие технические условия распространяются на генераторы переменного тока 66.3701 с сопротивлением обмотки ротора (2.6±0.2) Ом при температуре окружающей среды 25ºС со встроенным выпрямительным блоком и интегральным устройством типа Я112А1. • Основные параметры и размеры • Генераторы должны соответствовать требованиям настоящих технических условий: ГОСТ3940-84, ОСТ37.003.012-86, ОСТ 37.003.064-84 в части лакокрасочных покрытий; ОСТ37.002.1094-85 в части защитных покрытий и комплектующей конструкторской документации, согласно 66.3701.000. • Основные и габаритные размеры по ОСТ 37.003.079-87 по габаритным чертежам 66.3701.000 Г4, согласованным заводом-изготовителем и потребителем. • Степень защиты генераторов от проникновения посторонних тел и воды 1Р10 по ГОСТ 14000254-96. • На стороне постоянного тока номинальное напряжение генератора 14В, номинальный ток 60А • Направление вращения вала генератора- правое. • Масса генератора без шкива не более 4.6кг. 1.2Характеристики 1.2.1 Генератор должен выдерживать без повреждений испытание на повышенную частоту вращения ротора (11000±500) мин¹. 1.2.2При температуре окружающей среды (25±10)ºС генератор, работающий при независимом возбуждении, должен иметь характеристики, указанные в таблице 1 Таблица 1 Напряжение В | Частота вращения ротора | Без нагрузки | При токе нагрузки 40А | | | | 1.2.3 При токе (18±0.9)А, частоте вращения ротора (3500±175) мин¹, температуре окружающей среды (25±10)ºС, при работе с включенной аккумуляторной батареей напряжение между клеммой “+” и “масой” генератора должно находиться в пределах: 13.9...14.6В. 1.2.4 При температуре окружающей среды (25±10)ºС генератор, работающий при независимом возбуждении в комплекте с интегральным устройством при частоте вращения ротора (5000±150) мин¹ и напряжении 14В должен иметь максимальный ток не менее 60А. 1.2.5 В нагретом состоянии при работе с самовозбуждением генератор должен иметь характеристики, указанные в таблице 2. Таблица 2 Напряжение В | Частота вращения ротора | Ток при частоте вращения ротора5000, А, не иенее | Без нагрузки | При токе нагрузки, А | | | | | | | | | | | 1.2.6 Генератор должен обеспечивать устойчивую и надежную работу при температуре окружающей среды от минус 40ºС до плюс 70ºС. 1.2.7 Лакокрасочные покрытия по внешнему виду должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.032 и быть маслобензостойкими. Прочность сцепления лакокрасочных покрытий должна быть не ниже двух баллов по ГОСТ 15140-83. 1.2.8 Генератор при работе не должен издавать шумов, свидетельствующих о наличие неисправностей; задевание вращающихся частей, шум подшипников. 1.2.9 Девяностопроцентный ресурс генератора до первого капитального ремонта должен быть равным ресурсу автомобиля, на котором он установлен, но не должен быть менее 250000км. пробега автомобиля. В период указанного ресурса допускается одноразовая замена счеток, подшипников и проточка контактных колец после гарантийной наработки. 1.2.10 Наработка на отказ составляет 630000км. Технологическая часть Маршрутная карта сборки ротора 010 Сборка комплекта магнитопровода и запрессовка вала. 020 Расчеканка. 030 Напрессовка первого контактного кольца. 040 Напрессовка второго контактного кольца. 050 Пайка. 060 Пропитка и сушка. 070 Проточка магнитопровода. 080 Проточка контактных колец. 090 Балансировка. 100 Контроль. |