Социология, социальная психология Общество – 26 Часть 1 1. Запишите слово, пропущенное в таблице. Избирательные системы Типы избирательных систем | Признаки | ... | От каждого одномандатного округа избирается один депутат, который набрал большинство голосов | Пропорциональная | Места в представительном органе распределяются в соответствии с количеством голосов, поданных за список политической партии | Ответ: _______________________ 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) знание; 2) мировоззрение; 3) ценности; 4) установки; 5) убеждения. 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правоотношение». 1) охраняемое государством; 2) урегулированное нормами; 3) виновное; 4) общественно опасное; 5) общественное отношение; 6) содержит права и обязанности участников. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 4. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Знание, выраженное в доступной форме 2) Знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом 3) Знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека. 4) Знание, соответствующее интересам субъекта 5) Знание, имеющее широкие возможности для распространения 6) знание, которое разделяет большинство людей Ответ: ________________ 5. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ | А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп | 1) кастовая 2) сословная 3) классовая | 6. Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) поступление в институт 2) занятия в художественной студии 3) изучение математики 4) получение профессии архитектора 5) опыт создания собственных работ 6) выбор профессии Ответ: ________________________ 7. Выберите верные суждения о факторах экстенсивного экономического роста и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) освоение целинных и залежных земель 2) повышение квалификации работников 3) внедрение новых технологий 4) увеличение капиталовложений 5) привлечение дополнительно рабочих 6) рациональное распределение ресурсов Ответ: __________________ 8. Установите соответствие между формами коммерческих предприятий и их признаками к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ | A) получают доходы в виде дивидендов Б) отвечают за долги своим имуществом B) не имеют права собственности на закрепленное за ними имущество Г) несут риски в пределах стоимости своих вкладов Д) имущество предприятия неделимо | 1) полное товарищество 2) унитарное предприятие 3) акционерное общество 4) общество с ограниченной ответственностью | 9. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)
премьера фильма ужасов 2)
фестиваль рекламных роликов 3)
переиздание детектива-бестселлера 4)
выставка художников-авангардистов 5)
областной смотр фольклорных коллективов 6)
открытие международного конкурса пианистов Ответ: _______________________  10. На рисунке отражена ситуация на рынке табачных изделий: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (На графике P – цена товара, Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) ростом доходов производителей табака 2) изменением предпочтений людей 3) совершенствованием технологии производства табачных изделий 4) усилением конкуренции производителей 5) пропагандой здорового образа жизни Ответ: ______________ 11. Найдите в приведённом ниже списке социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ 18-20-летнего возраста и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) член неформальной молодёжной группы 2) военнослужащий срочной службы 3) губернатор 4) Президент РФ 5) избиратель 6) мировой судья Ответ: _________________ 12. Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?» Результаты опроса представлены в гистограмме. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи. 2) Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей. 3) Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными. 4) Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины. 5) При оценке различных факторов влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени чем женщины, придают значение составу семьи. Ответ: _______________________ 13. Найдите в приведенном ниже списке типы политических партий, сформированные по признаку методов политической борьбы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) реформаторские партии 2) легальные партии 3) региональные партии 4) кадровые партии 5) революционные партии 6) правящие партии Ответ: _____________ 14. Установите соответствие между характерными чертами и типом политического лидера, чья деятельность проявляется в данных ситуациях: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующие позиции из второго столбца. ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА | ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА | А) Убеждённость в наделённости лидера исключительными способностями Б) Исполнение строго определённой государственной функции. В) Получение политической власти по наследству. Г) Наличие особой эмоциональной связи между лидером и его последователями. Д) Важнейшей функцией является сохранение сложившихся ритуалов осуществление власти | 1) традиционный 2) легальный 3) харизматический | 15. В государстве U прошли парламентские выборы. Найдите в приведенном списке подтверждения того, что в государстве U выборы парламента осуществляются по мажоритарной системе. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партийные списки на выборах. 2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов. 3) Голосование проводится по спискам политических партий. 4) Выборы являются всеобщими равными прямыми при тайном голосовании. 5) Побеждает кандидат, получивший большинство голосов на выборах. 6) Предусмотрено голосование по одномандатным округам. Ответ: _________________ 16. Что из перечисленного ниже относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) федеративное устройство и территория РФ 2) установление правовых основ единого рынка 3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями 4) общие вопросы воспитания, образования 5) оборона и безопасность 6) уголовное законодательство Ответ: ______________ 17. Установите соответствие между конкретными примерами и типом правонарушений, который они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ | ПРАВОНАРУШЕНИЯ | A) Гражданка проехала перекрёсток на запрещающий сигнал светофора. Б) Гражданин был уличен в подделке документов. B) Экологическая организация провела несанкционированный митинг Г) Работник без уважительной причины не выходил на работу в течение трёх дней. Д) Организация несвоевременно осуществила поставку партии товара для своих партнёров. Е) Туристическая компания отказалась компенсировать своему клиенту заселение в номер, не соответствующий оплаченной им категории | 1) административное 2) уголовное 3) дисциплинарное 4) гражданское | 18. Найдите в приведённом ниже списке особенности гражданских правоотношений. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Гражданские правоотношения основываются на принципе свободы договора. 2) Гражданские правоотношения основываются на принципе равенства сторон. 3) Гражданские правоотношения регулируют отношения в сфере государственного управления. 4) Гражданские правоотношения регулируют отношения между работодателем и наёмным работником, основанные на трудовом договоре. 5) Гражданские правоотношения возникают исключительно в результате совершения преступления. 6) Участниками гражданских правоотношений являются: государство, юридические лица, физические лица. Ответ: ___________________ 19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. А) Воинская обязанность — конституционная обязанность граждан России проходить военную подготовку в рядах Вооружённых Сил РФ. (Б) По данным социологического опроса число юношей призывного возраста, собирающихся служить в армии, выросло на несколько процентов. (В) Армия - это «школа жизни». (Г) Очевидно, она положительно влияет на такие качества, как дисциплинированность, самостоятельность и в целом способствует возмужанию юношей. (Д) Но для 5% опрошенных мужчин годы в армии стали потерянными годами. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова(словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Политическая элита является одним из__________(А) политики. Её относят к институциональному компоненту__________(Б). Это узкий круг лиц, осуществляющих власть в обществе. В__________(В) принято делить этот общественный слой на две группы. Первая опирается на владение землёй, __________(Г), религию, происхождение, поэтому относится к традиционному типу. Основа второй, современной группы – политические знания, опыт, __________(Д) в вопросах социальной жизни. В первую группу трудно попасть, главными__________(Е) отбора людей становится их исполнительность и личная преданность. Члены второй группы также регулируют процесс прихода новых лиц, но главное требование – профессионализм». Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) богатство 2) объект 3) компетентность 4) критерий 5) субъект 6) экономика 7) политическая система общества 8) социальная структура общества 9) политология Часть 2 Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности – свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие – находят юридическое закрепление в нормативно-правовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств. Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль – это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект – отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения. По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм. Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования. Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определённостью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях. Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. (М.И. Абдулаев) 21. Назовите любые три отличительные черты права, рассмотренные автором. 22. Как автор определяет соотношение областей регулирования морали и права? Используя обществоведческие знания, подтвердите мнение автора. 23. Используя обществоведческие знания, назовите любые три нормативных правовых акта РФ, в которых закреплены ценности свободы, равенства, чести и достоинства. Дайте краткое пояснение, как именно в приведённом Вами нормативном правовом акте закреплены эти ценности. 24. Автор пишет, что нормы морали и права взаимообеспечивают друг друга. Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения этой мысли. 25. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «квазигруппе» 26. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации. 27. В ходе парламентских дебатов рассматривался вопрос о разработке мер, направленных на ограничение монополизма в экономике, стимулирование конкуренции производителей. Назовите сферу общества, связь которой с экономикой иллюстрируется этим примером. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие связь экономики с другими двумя сферами общественной жизни (сначала укажите сферу, а потом приведите соответствующий пример.) 28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме: «Административно-территориальное устройство России». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.) Философия «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес) Экономика «Экономика меняется вместе с жизнью». (С. Вайн) Социология, социальная психология «Скажите на милость, почему человек должен держать себя в точности так, как прочие люди, как масса, как толпа?» (С. Дали) Политология «Разделяй и властвуй – мудрое правило, но объединяй и направляй ещё лучше». (И.В. Гёте) Правоведение «Одно дело – молчать, другое – умалчивать» (Латинское выражение) |