Михеевой Екатерины Анатольевны Министерство спорта и туризма Республики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры» Отчетная документация по практике магистранта Михеевой Екатерины Анатольевны Место прохождения практики Туристический центр Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» Руководитель практики Конопляник Евгений Иванович, начальник туристического центра Научный руководитель Филипович Инна Владимировна, кандидат педагогический наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин в туризме и гостеприимстве Оценка за практику_______________ | Заведующий кафедрой Новиков В.Н., доктор философских наук ______________/_________________/ | Минск 2013 Дневник прохождения практики магистранта Михеевой Екатерины Анатольевны Дата | Содержание работы | 15.04 – 19.04 | Прибытие на место практики. Ознакомление с Туристическим центром Института туризма: изучение видов деятельности, направлений работы; его организационной структуры и культуры. | 22.04 – 26.04 | Подготовка к проведению исследования, Изучение литературы. Работа над вопросом создания туристических кластеров и туристических цепочек в Республике Беларусь в качестве туров для этнических белорусских евреев-эмигрантов. Работа над магистерской диссертацией. | 29.04 – 03.05 | Подведение итогов исследования, обобщение полученных результатов, внесение результатов в магистерскую диссертацию. | 6.05 – 10.05 | Составление отчетной документации по пройденной практике. Работа над магистерской диссертацией. | Магистрант __________________ ________________ Руководитель практики _________________ _________________ Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры» ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ Магистрант Группа 513 - 2 Михеева Екатерина Анатольевна Сроки: с 15 апреля 2013 г. по 13 мая 2013 г. Место прохождения практики: Туристический центр Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» Руководитель практики: ________________ _____________________ (подпись) ФИО Руководитель практики от предприятия ________________ ____________________ (подпись) ФИО Заведующий кафедрой ________________ ____________________ (подпись) ФИО Минск 2013 Отчет о прохождении практики магистранта Михеевой Екатерины Анатольевны С 15 апреля по 13 мая 2013 я, Михеева Екатерина Анатольевна, студентка магистратуры, группы 513-2, проходила практику в Туристическом центре Института туризма Белорусского государственного университета физической культуры, расположенном по адресу: Минск, пр-т Победителей, 105, каб. 418. Миссия туристического центра: Центр воплощает основные идеи и направления государственной политики в сфере туризма, гостеприимства, рекреации и экскурсий в социально-экономическую и культурную жизнь Беларуси; создает благоприятные условия для воспроизводства физических, интеллектуальных, духовных сил населения страны, граждан иностранных государств, развития творческих возможностей и интересов молодежи, обеспечивает удовлетворение их разносторонних индивидуальных требований духовном и физическом совершенствовании, профессиональном самоопределении, организации культурного отдыха и досуга. Туристический центр создан в целях: ü вовлечения широких слоев населения, преподавателей и студентов университета, вузов Республики Беларусь и зарубежных стран в регулярные занятия активными формами туризма; ü пропаганды и внедрения здорового образа жизни человека; ü развития нравственных, интеллектуальных и физических способностей личности; ü содействия реализации дополнительных образовательных программ в отрасли туризма, физической культуры, услуг в интересах человека, общества, государства; ü воспитания патриотизма и любви к родному краю. Задачи туристического центра: ü осуществляет массовое вовлечение населения в занятия всеми видами туризма; ü содействует практической подготовке студентов и слушателей по спортивному, рекреационному, оздоровительному, деловому, познавательному туризму; ü проводит обучение основам краеведения, экологии, истории туризма и путешествий; ü разрабатывает и осуществляет программы по развитию туристической работы различной направленности; ü организует и проводит туристско-оздоровительные, учебные и спортивно-туристические походы, соревнования по туристско-прикладным многоборьям, туристические слеты, конкурсы туристического творчества и т.п.; ü оказывает методическую помощь туристическим учреждениям, школам и другим учебным заведениям, трудовым коллективам в проведении туристической работы; ü содействует организации и обеспечению безопасности туристических мероприятий, которые проводятся на базе Центра. Организационная структура: Организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели. Количество работников в туристическом центре – 3 человека: 1. Начальник Туристического центра – Конпляник Евгений Иванович 2. Заместитель начальника – Логвиненко Ольга Юрьевна 3. Специалист – Паневская Екатерина Ивановна Обязанности среди работников туристического центра распределены следующим образом: Обязанности начальника центра: · Вовлечение преподавателей, студентов и сотрудников университета в регулярные занятия активными формами туризма; · разработка и осуществление программ по развитию туристической работы различной направленности. · организация и проведение туристско-оздоровительных, учебных и спортивно-туристических походов, соревнований, конкурсов; · оказание методической помощи туристическим учреждениям, школам и другим учебным заведениям, трудовым коллективам в проведении туристской работы; · организация и обеспечение безопасности туристических мероприятий, которые проводятся центром. На специалиста возлагаются следующие функции: · организация работы по формированию и продвижению туристических услуг, предоставлению информации об имеющихся перспективных туристических услугах; · организация и проведение переговоров с контрагентами; · организация ведения статистики организованных туров, путешествий и прочих туристических услуг, составление и своевременное представление установленной отчетности. Каждому из сотрудников присуща вежливость, которая является выражением уважительного отношения к клиенту, корректность и умение держать себя всегда в рамках приличий, даже в конфликтной ситуации. Офис туристического центра имеет одно помещения. Туристический центр имеет городскую и международную телефонную линию, факс, несколько компьютеров, принтер, подключение к локальной сети Internet. Так же для удобной работы сотрудников есть в наличии основные канцелярские принадлежности, которые облегчают многие вопросы, связанные с работой с бумагами, оформлением договоров, составлением различных документов. Униформы, характерной для всего персона фирмы не имеется. Направления работы туристического центра: ü Экскурсионные туры по Беларуси ü Организация экологического отдыха на базе спортивного лагеря «Чайка» ü Рождественские праздники ü Проведение тематических праздников ü Работа с иностранными партнерами ü Организация активного отдыха в горнолыжных зонах Беларуси ü Проведение веревочных курсов В течение прохождения практики мною разрабатывалась практическая часть магистерской диссертации, посвященная развитию туристических кластеров и туристических цепочек в Республике Беларусь по направлению ностальгического туризма для этнических белорусских евреев-эмигрантов, основанная на собственном научном исследовании, касающемся новых государственных экономических стратегий. Также включает в себя разработанные нами в процессе исследования релевантные модели и алгоритм создания туристического кластера, а также представлена модель структуры регионального туристического кластера. Актуальным вопросом в экономическом развитии любого государства является выбор того или иного вида экономической стратегии, которая непосредственно и будет определять рост конкурентоспособности отечественной экономики, прорыв в повышении качества человеческого капитала и динамики производительности труда, развитие высокотехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Решение этих задач потребует создания системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования на основе использования эффективных инструментов инновационного развития. В современной экономике, особенно в условиях глобализации, ставшие уже традиционными понятия «экономические сектора» или «экономические отрасли» утрачивают актуальность и приоритетность. Рост национальной экономики и улучшение жизни населения государства обусловлены повышением эффективности деятельности отдельных субъектов хозяйствования. Для развития экономики региона необходимо применение такой формы организации и кооперации труда, которая могла бы обеспечить накопление и эффективное использование ресурсов территории. Ключевой причиной этого является использование конкурентных преимуществ региона, в связи с чем, каждый из регионов может быть конкурентоспособным только в тех направлениях своего развития, для реализации которых в нем есть необходимый экономический потенциал. При этом одним из способов эффективной его реализации является создание конкурентоспособных кластеров. Результативное функционирование кластеров является инструментом, сопутствующим экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики отдельных регионов, а, следовательно, и страны в целом за счет роста синергетического эффекта от деятельности всех их элементов. Сегодня кластерный подход становится одним из базовых методов реализации государственной экономической политики. Это наиболее действенный и адекватный рыночным механизмам инструмент поддержки национального бизнеса в условиях глобальной конкуренции. Так что же такое кластер? Дадим определение: кластер (с англ. «cluster» – «скопление», «гроздь») – объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. В экономике под кластером подразумевается сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Исходя из теории Майкла Портера, кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы гос. управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Кластерные инициативы зарекомендовали себя как наиболее успешные стратегии усиления конкурентоспособности региональной экономики, так как позволили сформировать эффективную связь между основными игроками региональной экономики. Кластеры позволяют государственным структурам в регионах четче регулировать направления социально-экономического развития территорий, прогнозировать и корректировать тенденции хозяйственного развития за счет координации усилий заинтересованных сторон. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. Она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты. В кластере выгода распространяется по всем направлениям связей. Главная отличительная черта кластера – инновационная ориентированность. Инновация – изюминка кластера. Опираясь на прорывы в научно-технологической сфере и интеллектуализацию основных факторов производства развитые страны, взявшие на вооружение политику кластеризации своих экономик, смогли обеспечить, согласно статистике, прирост ВВП в диапазоне от 75 до 90%. Другая особенность кластера – пространственная расположенность. В условиях ужесточения конкуренции между странами и регионами за инвестиции и размещение наиболее перспективных видов деятельности на своей территории стало очевидно, что уникальные конкурентные преимущества формируются не на национальном уровне, а на уровне конкретных бизнесов, функционирующих на территории регионов, где высока концентрация взаимосвязанных отраслей. Одним из современных массовых видов бизнеса, базирующихся непосредственно на экономической платформе, является туристический бизнес. В современных условиях туризм имеет четкие характеристики и множество определений в понятийном смысле. Испытывая прямое влияние экономики, туризм, в отличие от путешествий, характеризуется двойственностью внутренней природы, так как является не только массовым и особым видом отдыха, но и деятельностью по организации и осуществлению путешествий. Во многих странах туризм развивается быстрыми темпами, является ведущей отраслью страны и имеет важное социально-экономическое значение, т.к. ведет к увеличению валютных поступлений, созданию новых рабочих мест, развитию социальной и производственной инфраструктуры в регионах, интегрированию во все отрасли, связанные с производством туристских услуг и обеспечению роста уровня жизни местного населения. Туристическая индустрия – это совокупность средств размещения, транспортных средств, объектов питания, мест развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Располагая материально-технической базой, туристская индустрия способствует обеспечение занятости большого количества людей и связана со всеми секторами национальной экономики Туристический кластер – объединение производителей и предприятий, продвигающих свой регион в виде готового туристического продукта под соответствующим брендом. Исходя из проведенного анализа, мы выделили 6 основных позиций (этапов), оставляющих алгоритм создания туристического: 1. Определение типа кластера на основе идеи туристической деятельности. 2. Определение текущей стадии развития кластера (создание нового, воссоздание, развитие, совершенствование) на основе мониторинга. 3. Создание инициативных рабочих групп с распределением направлений и ответственности. 4. Разработка общей стратегии и перспективного плана развития. 5. Осуществление нескольких совместных мероприятий или инициатив в целях самопрезентации и узнавания (праздник, фестиваль, акция и пр.). 6. Институализация через последовательное создание общественного совета, организации, ассоциации, учреждения. Основная идея туристического кластера – создание добавленной стоимости турпродукта посредством: ü привлечения туристов (новые идеи и объекты, события, аттрактивность и пр.); ü стимулирование роста доходов (бренды, особые услуги, необычные товары и пр.); ü увеличение маржи за счет повышения качества предоставляемых услуг (стабильность, неповторимость или эксклюзивность услуги). Модель туристического кластера может быть отражена в виде: · горизонтальной туристической цепочки: от встречи туриста до его проводов; · вертикальных связей или пирамиды; · а также иметь в основе окружность с равноправными связями членов кластера. Управляющая структура регионального туристического кластера представлена следующими составляющими: 1) управляющий совет из представителей различных производств и учреждений (например: хозяева агроусадеб, отелей и кафе; представители музея, клуба, лесничества, транспортной организации и пр.); 2) управляющий офис – координаторы информации, разработчики маршрутов; 3) рабочие группы: поставщиков, ремесленников, хозяев агроусадеб, организаторов событий (фестивалей, праздников, конкурсов и пр.), отвечающие за организацию питания, размещения, передвижения, досуга. Процесс формирования индустрии туризма и ее устойчивого развития, как одной из важнейших отраслей в региональной экономике, в настоящее время невозможен только лишь с использованием существующих рыночных механизмов, без действий, исходящих от государства, и оказывающих реальную поддержку. Именно государству здесь отводится роль катализатора. Магистрант ________________ (подпись) ________________ (дата) Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры» ОТЗЫВ О прохождении практики с 15 апреля 2013 по 13 мая 2013 магистрантки Михеевой Екатерины Анатольевны группы 513-2 В период практики в Туристическом центре Института туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры» Магистрантка Михеева зарекомендовала себя ответственным сотрудником, своевременно выполняющим поручения. Екатерина Анатольевна – специалист с высоким уровнем владения академическими и профессиональными компетенциями, качественно выполняющий условия программы практики. В работе активна, дисциплинированна, настойчива и отзывчива. Выполненные практиканткой поручения показали, что Михеева Екатерина Анатольевна готова выполнять профессиональные задачи, она самостоятельна и инициативна, обладает высокими лидерскими качествами, хорошо адаптируется к новому коллективу. Рекомендуемая оценка за практику _____________________________________ Руководитель практики от предприятия _________________/ ______________/ Руководитель практики _____________________/ ________________________/ ________ _______________________________20___ |