Тема 2. Средства художественной выразительности. Цель: ознакомиться со средствами выразительности, научиться использовать их в речи. Задание. Пользуясь указанной литературой, выпишите определения понятий метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, оксюморон, сравнение; антитеза, инверсия, повтор (анафора, эпифора). Приведите по три примера использования этих средств выразительности в речи. Форма выполнения: конспект. Критерии выполнения: задание выполняется на основании указанных и других источников литературы на листе формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал. Поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху, снизу – 20 мм. Возможно выполнение задания в тетради для практических занятий (рукописный вариант). Следите за аккуратностью и ясностью почерка! Объем задания: от 3 до 5 страниц рукописного текста; 3-4 страницы печатного текста, не более! Следует указать наименование института (вверху титульного листа прописными буквами), кафедры, название дисциплины, вид и тему задания. Обязательно указывается Ф. И. О. студента, специальность, группа). Для выполнения работы нужно взять в библиотеке словарь литературоведческих терминов либо пользоваться указанной ниже литературой по стилистике русского литературного языка. Примеры должны быть найдены в художественной литературе лично вами (можно выписать примеры из книги, которую вы читаете в данное время, или из популярного журнала), после выписанного примера следует указать ссылку на источник. Исключено повторение найденных примеров у товарищей по группе; помните - в словаре тысячи слов, а в речи – тысячи их комбинаций). Критерии выполнения задания – условия, влияющие на оценочный балл: - сроки сдачи задания; - тщательность проведенной работы в соответствии с целью; - наличие примеров, подобранных лично вами и указание ссылки на источник; - четкость формулировок и ясность выражения собственных мыслей; - превышение количества страниц от заданного объема. Сроки (график) сдачи: 9 неделя первого семестра. Критерии оценки: для получения максимального балла - 5, задание должно быть выполнено полностью, соответствовать критериям оценки выполнения и сдано в срок. Если СРС будет сдана позже установленного срока – оценка снижается на 1 балл, если СРС написана без учета требований к её выполнению – оценка снижается на 1 балл; требования к оформлению не соблюдены – оценка снижается на 0,5 балла. Контроль: часть работ заслушивается на занятии, свои примеры озвучивает каждый; наличие конспекта проверяется у всех – после занятия работы сдаются. Рекомендуемая литература Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс. - 2008. – 539 с. Потёмкина Т.В., Соловьёва Н.Н. Русский язык и культура речи. Уч. для студ. среднего проф. образования/. – М.: Гардарики, 2006. – 254 с. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык (для студентов-нефилологов). - М.: Флинта, Наука, 2007. – 256 с. Аликова А.Н., Фесенко О.П. Русский язык и культура речи. – Омск: ОмЭИ, 2004. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка.—М., 1989. Культура русской речи: Учебник для вузов/Отв. Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: Инфра-М, 2009. – 560 с. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М, 1998. Русский язык и культура речи/Под ред. В.И.Максимова. М.: Гардарики, 2001. – 413 с. Современный русский литературный язык. Под ред. П.А.Леканта. – М, 1999. Современный русский язык/ Под ред. Новикова Л.А., Зубковой Л.Г. и др.—СПб, 2001. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. Уч. для вузов. – изд. 2-ое, перераб. – М.: Академия, 2004. – 252 с. Стилистика и литературное редактирование: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2008. – 653с. Стилистический энциклопедический словарь русского языка/Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2006.- 695 с. Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учебное пособие. – 7-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 448 с. Тема 3. Деловой этикет. Цель: изучить особенности делового этикета. Задание: пользуясь учебной литературой, подготовить доклад: I вариант. Что такое этикет. II вариант. Этикет деловых отношений. III вариант. Речевой этикет в деловом общении. Форма выполнения: реферат, устный доклад по реферату. Критерии выполнения: задание выполняется на основании указанных и других источников литературы на листе формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал. Поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху, снизу – 20 мм. Возможно выполнение задания на листах формата А 4 (рукописный вариант). Следите за аккуратностью и ясностью почерка! Объем задания: 8-10 страниц рукописного текста; 8 страниц печатного текста, не более! Следует указать наименование института (вверху титульного листа прописными буквами), кафедры, название дисциплины, вид и тему задания. Обязательно указывается Ф. И. О. студента, специальность, группа). Для выполнения реферата нужно прежде всего обдумать данную тему, решить, какие проблемы будет затрагивать ваша работа. Далее следует взять в библиотеке перечисленные ниже учебные пособия (при подготовке реферата должно быть использовано не менее пяти источников, особенно важно использовать публицистику – журналы и газеты: как правило, именно они отражают современное состояние вопроса, а умение работать с ними показывает высокий уровень подготовки), прочесть, посмотреть, каким материалом вы располагаете, продумать план работы (набросать на черновике). Следуя плану, выделить в литературе основные моменты, раскрывающие вашу тему. На основании этого, выстроив логично нужные вам положения, выполнить реферат. При написании реферата перерабатывайте содержание первоисточников, а не копируйте его. Если цитата кажется вам необходимой – цитируйте, но обязательно ссылайтесь на автора. Не надо раскрывать в реферате темы, не имеющие отношения к вашей. Каждой отдельной проблеме уделяется отдельная глава, главы следует разбить на параграфы. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ реферата должна завершаться кратким выводом. СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ обязательны, как и СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, включая Интернет-источники. ВВЕДЕНИЕ рекомендуется писать, когда ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ близка к завершению, так как в процессе работы первоначальный план и задачи могут изменяться. Структура реферата ВВЕДЕНИЕ. Обосновывается выбор темы, ее актуальность. Прописываются цели и задачи работы. В идеале следует дать краткий обзор использованной литературы. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Тема раскрывается постепенно, сказанное должно подтверждаться фактами, цитатами и цифрами. Конец каждого раздела завершается кратким выводом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Формулируются общие выводы по теме, высказывается согласие или несогласие с позициями авторов первоисточников, а также собственный взгляд на решение проблемы. Когда реферат практически готов, ещё раз проверьте правильность оформления работы! Критерии выполнения задания – условия, влияющие на оценочный балл: - сроки сдачи задания; - тщательность проведенной работы в соответствии с целью; - наличие примеров, подобранных лично вами; - четкость формулировок и ясность выражения собственных мыслей; - аргументированность выводов и предложений; - превышение количества страниц от заданного объема. Сроки (график) сдачи: 15 неделя первого семестра. Критерии оценки: для получения максимального балла - 5, задание должно быть выполнено полностью, соответствовать критериям оценки выполнения и сдано в срок. Если СРС будет сдана позже установленного срока – оценка снижается на 1 балл, если СРС написана без учета требований к её выполнению – оценка снижается на 1 балл; требования к оформлению не соблюдены – оценка снижается на 0,5 балла. Контроль: по реферату следует подготовить доклад на 5 минут. Часть работ заслушивается на занятии, остальные работы после занятия сдаются. Возможна устная защита рефератов в часы индивидуальных консультаций. Рекомендуемая литература 1. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М.: ЛЕНАНД, 2008. – 128 с. 2. Бороздина Г.В. Психология делового общения М, 2008. 3. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений М, 2006. 4. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.-282 с 5. Кукушин В.С. Деловое общение М, 2003. 6. Психология и этика делового общения. – М, 2003. 7. Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе. – М, 1995. 8. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М, 2002. 9. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М, 2004. |