Модуль 1 (исторические типы развития социологического знания) ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ» Модуль № 1 (исторические этапы развития социологического знания) 1. Возникновение социологии как системы научного знания относят к: а) 2 век до нашей эры б) к 17 веку в) к середине 19 века г) к началу 20 века д) к эпохе Возрождения 2. Предметом социологии как научной дисциплины выступает: а) взаимоотношения и связи людей по поводу производства материальных благ, их обмена и распределения б) взаимодействия людей и групп друг и с другом в) события, когда-либо имевшие места и роль конкретных людей в них г) механизмы мотивации и регуляции поведения людей 3. Первым в научный оборот термин «социология» ввел: а) Г. Зиммель б) О. Конт в) Г. Спенсер г) К. Маркс 4. Кто из социологов Х1Х века объяснял общественное развитие как смену общественно-экономических формаций?а) М. Веберб) К. Марксв) О. Контг) Э. Дюркгейм5. Какая парадигма рассматривает общество как относительно стабильную систему взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет свои функции?а) структурно-функциональная концепция Т. Парсонсаб) эволюционно-организмическая концепция Г. Спенсерав) «понимающая» социология М. Вебера 6. Какие три этапа в развитии общества выделял О. Конт? а) теологический б) индустриальный в) метафизический г) позитивный д) постиндустриальный 7. Общественный прогресс, по О. Конту, является предметом изучения: а) социальной статики б) социальной динамики в) социальной физики г) социометрии 8. Центральным понятием «понимающей социологии» М. Вебера является: а) социальный факт б) закон эволюции общества в) социальное действие г) способ производства 9. Укажите основные характеристики социальных фактов в концепции Э. Дюркгейма? а) объективность б) независимость от индивидуального сознания в) субъективность г) принудительность 10. Что лежит в основе типологии обществ по К.Марксу?а) способ производстваб) уровень развития техники и технологиив) уровень развития культуры Модуль № 2 (компоненты общества, стратификация, статусы) 1. Социальная стратификация – этоа) разделение людей по странамб) разделение людей на этнические группыв) разделение людей на основе неравенстваг) разделение людей на возрастные группы2. В каком случае биологические различия приобретают характер социального неравенства?а) если они мешают общениюб) если они делят людей на способных и неспособныхв) если они становятся основой дискриминации групп людей3. Какие основные критерии социальной стратификацииа) уровень доходаб) уровень образованияв) наличие водительских правг) властные полномочияд) престиж профессиие) пол и возраст4. Возможность социальной мобильности характеризует общество как общество… а) открытого типаб) закрытого типав) с жесткой сословной иерархией5. Каков главный классовообразующий признак по К.Марксу?а) отношение к средствам производстваб) степень богатствав) характер труда6. Выберите, какие из социальных групп, относятся к числу вторичных:а) семьяб) трудовой коллективв) спортивная командаг) публика на концерте 7. Укажите основные характеристики неформальной социальной группы: а) административно поставленные цели и задачи группы б) неформальный лидер в) нечетко закрепленные статусы и роли г) свободное членство в группе 8. Социальным статусом называется: а) степень уважения человека со стороны окружающих б) позиция человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей в) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице г) характер чувств, испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев 9. Социальная роль – это: а) понимание индивидом своего места среди окружающих людей б) отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям в) характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса г) положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное 10. Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему статусов и ролей – это:а) социальная группаб) социальный институтв) социальная общность Модуль № 3 (личность как социальная система) 1. Процесс формирования общих устойчивых социальных черт личности называетсяа) социализацияб) воспитаниев) обучение 2. Вторичная социализация (ресоциализация) представляет собой: а) период социализации, совпадающий с получением образования б) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации в) отучение от старых норм, ценностей и ролей г) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни 3. Главным агентом первичной социализации является: а) семья б) детский сад в) школа г) компания друзей 4. Термин «интеракция» означает: а) международные отношения б) социальные отношения в) социальное взаимодействие г) процесс установления способа коммуникации 5. Кто является автором социальной теории обмена а) Дж. Г. Мид б) Т. Парсонс в) Дж. Хоманс г) Э. Гидденс 6. Важнейшим условием социального взаимодействия П. Сорокин считает: а) наличие соответствующей мотивации б) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и психическое переживание друг друга в) наличие взаимной заинтересованности г) наличие взаимной выгоды 7. Что такое девиантное поведение?а) отклонение от групповой нормыб) преступное поведениев) подчинение общим правилам8. Что такое аномия?а) отрицание норм и общепринятых правил общественной жизни большинством членов обществаб) расслоение общества на основе неравенствав) перемещение людей в обществег) аффективный тип поведения9. Укажите понятие, которое соответствует данному определению: «социальное качество, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью»:а) самосознаниеб) направленностьв) самопознаниег) идентичность10. Укажите, какой из основных компонентов социально-психологической структуры личности, предложенной З. Фредом, выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида:а) бессознательное, Оноб) сознание, Яв) Сверх-Яг) инстинктыМодуль № 4(социальная динамика общества) 1. Какие из перечисленных законов относятся к законам развития общества: а) закон ускорения истории б) закон борьбы противоположностей в) закон неравномерности исторического развития 2. Самой продолжительной по мере своего развития является : а) аграрная революция б) индустриальная революция в) научно-техническая революция г) информационная революция 3. Сущность социальной революции заключается в : а) переходе к иному типу мировоззрения б) изменении способа политического устройства общества в) коренном перевороте в большинстве сфер общественной жизнедеятельности и образе жизни населения г) усовершенствованиях, происходящих в какой-либо сфере общественной жизнедеятельности 4. Начало индустриальной революции относят: а) ко второй половине XVII в. б) ко второй половине XVIII в. в) к первой половине XIX в. г) к началу XX в. 5. Определяющим фактором развития индустриального общества является: а) банковско-финансовая система б) информатика и сфера обслуживания в) политические институты г) промышленное производство 6. В индустриальном обществе главным объектом собственности является: а) земля б) капитал в) люди г) знания 7. Понятием «социальная модернизация» обозначают: а) переход общества от родоплеменного устройства к государственному б) возникновение письменности в) переход от кочевого образа жизни к оседлому г) переход от аграрного к индустриальному, а затем и к постиндустриальному типу общества 8. Научно-технические изобретения и открытия оказывают наиболее сильное воздействие на социальные изменения:а) в примитивном обществеб) в традиционном обществев) в индустриальном обществег) в информационном обществе9. По мере перехода от индустриального общества к постиндустриальному:а) увеличивается число профессионально грамотных людейб) возрастает доля работоспособного населения, занятого в сервисном секторев) увеличивается нравственный потенциал обществаг) повышается уровень политического сознания10. Аграрный сектор занимает наибольший удельный вес в структуре занятости:а) примитивного обществаб) традиционного обществав) индустриального обществаг) постиндустриального общества Модуль № 5 (эмпирическая социология) 1. Суть эмпирической социологии состоит в: а) составлении анкет, их сортировке и последующей статистической обработке б) изучении и описании методов сбора первичной социологической информации, ее обработки и анализа в) составлении выводов и практических рекомендаций для принятия оптимальных управленческих решений г) подготовке специалистов по сбору первичной социологической информации 2. Укажите основные виды социологического исследования: а) пилотажное б) политическое в) описательное г) аналитическое д) демографическое е) статистическое 3. Гипотеза в социологическом исследовании – это: а) прогноз того, что должно произойти б) положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными в) описание процедуры сбора данных г) выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки 4. Репрезентативностью выборки социологического исследования называется: а) величина, характеризующая объем и масштабы исследования б) понятие, определяющее надежность и достоверность полученных данных в) степень согласованности выдвигаемых предположений с господствующей социологической парадигмой г) совокупность свойств выборочной совокупности, позволяющих ей на момент опроса выступать в качестве «представителя» генеральной совокупности 5. Выборка - это:а) метод отбора микромодели генеральной совокупностиб) выявление всех носителей социологической информации6. Какое из перечисленных исследований ориентировано на длительное изучение социальных процессов, отношений одних и тех же респондентов для выявления изменчивости фаз жизненного цикла:а) анкетированиеб) лонгитюдноев) мониторинг 7. Самым распространенным методом сбора социологической информации является: а) наблюдение б) опрос в) анализ документов г) эксперимент 8. Включенным называется такой вид наблюдения, при котором: а) условия, в которых протекает наблюдаемый процесс, задаются исследователем б) наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми объектами и принимает участие в их деятельности в) исследователь разъясняет участникам суть исследования, тем самым «включая» их в качестве участников г) исследователь определяет заранее, какие именно элементы и явления изучаемого процесса должны быть включены в наблюдение 9. В ходе социологического опроса выявляются: а) данные о социально-демографической структуре выборки б) объективные распределения норм и ценностей в выборочной популяции в) документальные отражения фактов социальной реальности г) субъективные мнения людей, которых называют респондентами 10. Если в анкетном вопросе не предлагаются варианты ответа, то это: а) открытый вопрос б) закрытый вопрос ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ Модуль 1 (исторические типы развития социологического знания) 1) в; 2) б; 3) б); 4) б; 5) а; 6) а, б, г; 7) б; 8) в; 9) а, б, г; 10) а. |