МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Реклама и маркетинг в структуре арт-менеджмента






6.1 Рекламные технологии в структуре арт-менеджмента

Арт-менеджмент как отрасль знания изучает и внедряет рекламные технологии в социально-культурную практику. В настоящее время арт-менеджеры всё чаще используют в работе возможности рекламных технологий с целью упорядочения и активизации управленческой деятельности.

Реклама существует не сама по себе, а является интегральной частью маркетинга. Процесс маркетинга завершает обмен того, что предлагает одна сторона, на то, что предлагает другая. Обмениваться можно обособленными объектами. Маркетинг удовлетворяет цели отдельных лиц и организации. Спрос удовлетворяется через обмен. Маркетинг вводит учреждение культуры и искусств и проживающих на данной территории в сферу своего рассмотрения, образуя процесс.

Маркетинг как понятие возник из экономических дисциплин. В его основу легли базовые понятия экономики: «продукт», "обмен", "потребность", "рынок", ибо в момент становления маркетинга еще не произошел тот качествен­ный скачок в технологиях средств массовой коммуникации, ко­торый имеет место сейчас.

Информационные технологии перешли на принципиально дру­гой уровень, средства массовой коммуникации все более интен­сивно воздействуют на потребителя. Однако базовые понятия маркетинга остались неизменными.

Наибольшая неадекватность маркетинга проявляется в точ­ках соприкосновения с учреждениями культуры и искусств, которые не придерживаются парадигмы экономики и им труднее учитывать психи­ческие процессы потребителей.

Это вылилось в недоверие экономистов к рекламе в учреждениях культуры и искусств, недооценку возможностей участия в создании единой теории рекламы. Чем больший упор в обществе будет делаться на средства массовой коммуникации, тем более неустойчивым будет становиться маркетинг в учреждениях культуры и искусств. Этот процесс можно назвать "отрыв" маркетинга от процесса продвижения продукции.

Многие понятия рекламы и маркетинга в учреждениях культуры и искусств заимствованы из теории управления. Для создания устойчивой модели маркетинга, оперирующего рекламой, предлагается скорректировать следующее его разделы:

1.
планирование продукция, критерии качества;


2) продвижение продукции, частично – ценообразование;

3) стратегические кри­терии деятельности с учетом культуры.

Маркетинг, опосредствуя отношения производства и торговли, делает производство в торговлю маркетинговыми.

Другими словами, если раньше торговля была обменом (купле-продажей) товаров, то теперь она стала одновременно и обменом социаль­ной информацией, носителями которой и выступают учреждения культуры и искусств.

Маркетинг является вторым крупным истори­ческим опосредованием между производством и потреблением. А первым историческим опосредованием производства и потребления является торговля. Отношение, которое первоначально выступает в качестве опосредующего обе крайности, диалектически с необходимостью приводит к тому, что оно оказывается опосредованным самого себя субъек­том, лишь моментом которого являются те крайности, самостоя­тельное предпослание которых оно снимает с тем, чтобы путем самого их снятия утвердить самого себя в качестве единственного самостоятельного.



Поэтому маркетинг следует рассматривать уже не как чисто экономический регулятор отношения, а социальный, с преобладанием уже не стихийных экономических, а планируемых социально-психологических и социально-культурных факторов регуляции.

К маркетингу в широком смысле слова относятся не все виды деятельности, которые опосредуют отношения производства и рынка. Сюда относятся планирования производства, управление произ­водством, налоговая политика, политика распределения доходов, политика цен, законодательство, потребительская идеология, исследование рынка и, наконец, реклама.

Свободная инициатива в области потребления помогает учреждениям культуры и искусств поощрять свободное предпринимательство в области производства и распределения, приводя к такому умножению числа разновидностей товаров, что стало невозможно экономичное производство небольшого числа действительно отличающихся друг от друга и хорошо разработанных видов товаров в масштабах, достаточно крупных для удов­летворения любого возможного спроса без рекламы.

Реклама – мост, связывающий производство, торговлю, средство связи производства, учреждения культуры и потребления через торговлю. И хотя на рынке по-прежнему осуществляется купля-продажа, игра цен, конкуренция, в той мере, в какой рынком овладевают монополии и государственные организации, он становится управляемым. Производство, реклама, учреждения культуры и рынок связаны едиными нитями экономи­ки, единым строем социокультурных отношений.

Реклама в учреждениях культуры и искусств связывает промышленность и торговлю, регулирует взаимоотношения элементов, сращенных в единую производственно-потребительскую социально-экономическую систему современного производства, регулирует взаимодействие опроса и предложения покупательской активности массового потребителя в интересах большого бизнеса, чьи интересы, однако, представляют­ся в качестве всеобщих интересов, интересов самого потребите­ля.

Они и переживаются массовым потребителем как его собственные интересы. Производство меняет не только внешние формы своих изделий, но и с помощью рекламы учреждений культуры создают у покупателей иллюзию свободы выбора, свободы отказа от старой модели, свободы предпочтения ей другой модели. Рекламодатель же получает возможность получить дополнительную прибыль от производства и продажи продукта.

Особенно следует подчеркнуть, что реклама существовала и до маркетинга. Реклама до маркетинга выступала как самостоятельный и самодовлеющий вид коммуникации между производством и рынком. Реклама была хаотична, не имела точного адреса и не столько пробива­ла дорогу новым товарам, сколько навязывала старые. Она не опиралась на исследование мотивов потребительского поведения, ей не знаком был психоанализ и тонкие способы воздействия на подсознание покупателя.

Рассматривая маркетинг как коммуникацию между производи­телем и потребителем, мы согласны с авторами, которые пишут, что «реклама – интегральная часть продукта, или, иными словами, интегральная часть той выгоды или пользы, которую потреби­тель из него извлекает».

Маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто продвижение товаров и услуг на рынок – точка зрения отечественных маркетологов. Маркетинг – двусторонний процесс, основанный на союзе потребителя и фирмы. На планировании и разработке изделий и услуг, ценовой политике, продвижении товаров к покупателям и сбыте, и чтобы достигнутое разнообразие благ приводило к удовлетворению потребностей как отдельных личностей, так и организаций.

Не случайно отечественные и зарубежные авторы единодушно выделяют следующие основные принципы маркетинга:

- тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений;

- создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса, исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы;

- воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы.

Цельность рекламы в учреждениях культуры и искусств определяет взаимозависимость её элементов. Это не исключает того, что каждый из них может быть рассмотрен как относительно самостоятельный вид коммуникаций, имеющий свою специфику.

Таким образом, реклама в учреждениях культуры и искусств определяет каналом распространения информации на рынке, а также предпосылкой обратной связи с ним. Вот почему, с учетом того, что реклама представляет неотъемлемую часть системы маркетинга, возникает необходимость рассмотреть ее функции, механизмы взаимодействия с другими элементами системы, определить ее место в их иерархии, а значит найти пути оптимального управления рекламной деятельностью в учреждениях культуры и искусств.

Однако, в настоящее время, в период становления белорусской шоу-индустрии применение рекламных технологий носит в большинстве случаев стихийный характер. Цель данной работы – раскрыть особенности использования рекламных технологий в арт-индустрии, а также разработать практические рекомендации для арт-менеджеров по эффективному внедрению рекламных технологий в социально-культурную практику. Одной из функциональных обязанностей арт-менеджера как субъекта управленческой деятельности является определение эффективных рекламных технологий, которые призваны помогать ему в решении задач познавательного, практически-преобразующего, рекреационного характера.

Рекламные технологии используются также в процессе создания креативных рекламных текстов. Функциональность рекламного творчества заключается в рациональном применении возможностей буквы (особенности графемы), слова, формы, цвета, звука. Известный учёный в области социологии творчества Н.Н.Белякович утверждает, что: «В процессе творчества человека различают 2 формы неосознаваемой психической активности: 1. зависящую от уже запечатлённой в мозгу информации (детерминация прошлым) – бессознательное; 2. устремлённую на созидание того, чего никогда не было в личном и коллективном опыте людей (детерминация потребностями будущего) – надсознательное. Такое взаимодействие чаще всего происходит в процессе приобщения личности к миру культурных ценностей, который она не только усваивает, но и обогащает» [1,25].

Предложенный подход, по мнению автора, является теоретически важным для понимания, осмысления роли и места креативных рекламных решений в системе социально-культурных отношений. Следовательно, для того чтобы рекламное сообщение стало текстом, необходимо научиться думать, анализировать происходящее и интерпретировать известные факты.

Авторитетный специалист в области рекламы В.Шёнерт говорит о том, что «наличие напряжения между словом и изображением – это главный критерий удачной рекламы, условие эффективной коммуникации» [6,93]. Очевидно, что когда текст вызывает позитивную ответную реакцию у целевой группы, значит, он составлен грамотно как визуально, так и вербально. Обобщая рекомендации практиков рекламного дела относительно создания креативных рекламных текстов, предлагаем арт-менеджерам внедрять в свою деятельность следующие технологии:

– выстраивать рекламные аргументы в виде логической цепочки;

– делать акцент на заголовок (слоган является отражением главной темы);

– стремиться к яркой образности, к языковой полиграфии (т.е. избегать монотонного изложения фактов);

– конкретизировать рекламный материал, путём превращения известных фактов в сенсационную или неожиданную для восприятия информацию;

– заменять прилагательные примерами;

– говорить о позитивном на фоне негативного. Так тексты с использованием вышеперечисленных технологий имеют больше шансов вызвать доверие у населения, а соответственно повысить потребительскую лояльность к продвигаемому арт-продукту.

Для того чтобы рекламные тексты стали более наглядными, памятными, оригинальными, специалисты часто используют возможности полиграфии. Остановимся более детально на создании фирменной символики (стиля) для творческой личности («звезды»), группы, арт-организации, которая разрабатывается с целью улучшения запоминаемости, восприятия потребителями рекламируемого образа, а также формирования доверия к нему. Согласно мнению Л.М.Титковой: «Фирменный стиль – совокупность приёмов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео) и образов, которые обеспечивают визуальное и смысловое единство всем услугам и рекламным средствам предприятия…, а также позволяют отличаться от конкурентов» [6,36]. Фирменный стиль существует объективно, реализуясь в интерьере арт-организации, документации, специальной одежде, в сувенирной продукции, во всех видах рекламы. Эффект воздействия фирменного стиля во многом зависит от уровня художественного оформления всех элементов, входящих в его состав (товарный знак, логотип). Результаты практического исследования позволяют говорить о том, что технологическая цепочка действий специалистов по созданию фирменного стиля, как правило, предполагает работу по ряду направлений.

Во-первых, разработка и регистрация товарного знака в виде букв, чисел, слов, рисунков, изображающих реальные объекты или их геометрические абстракции (может быть комбинация названных элементов).

Во-вторых, графическое решение логотипа в русском и латинском начертании. Логотип может быть только полным, сокращённым или даже выдуманным словом.

В-третьих, оригинал построения логотипа в мастабно-координатной сетке для последующего увеличения.

В-четвёртых, разработка комбинированного сочетания констант фирменного стиля (это постоянный формат, способ вёрстки текста, иллюстраций, стиль).

В-пятых, создание фирменной гарнитуры шрифта (толщина, прямое и курсивное начертание, строчный или прописной), цветового решения знака, логотипа.

Что касается печатной рекламы, то она рассчитана исключительно на зрительное восприятие сообщения. Каталоги, проспекты, буклеты, флайеры (хорошо иллюстрированный пригласительный билет), бродсайты (листовой рекламный материал большого формата, рассылаемый в сложенном виде по почте без конверта) и другие разновидности печатных рекламных материалов используются, как правило, для информирования потребителей о предлагаемых товарах и услугах. Технологический процесс подготовки качественной печатной рекламы включает в себя ряд действий, которые должен осуществить специалист. Для начала разрабатывается оригинал-макет рекламного сообщения. Затем выбирается тип печатных носителей: бумага, конверты, наклейки, плёнки (определяется плотность, формат, цветовая палитра, тираж, варианты фальцовки).

Следующий этап – оговаривается стоимость, сроки и возможность доставки готовой продукции. Нюанс, о котором необходимо помнить – кто отвечает за согласование и утверждение готового варианта оригинал-макета. После соблюдения всех вышеперечисленных деталей, арт-менеджеру можно спокойно приступать к работе и быть уверенным, что его мастерство будет оценено по достоинству.

Осуществлённый теоретический анализ показал, что доминантными условиями эффективного использования рекламных технологий являются, как правило: знание истории классического и артистического менеджмента, а также законов развития искусства; способность анализировать неудачи и успехи современных арт-менеджеров; навыки работы в стрессовых ситуациях (ограниченные временные, материальные, технические ресурсы).

Таким образом, рекламные технологии занимают одну из лидирующих позиций в структуре арт-менеджмента. Необходимость эффективного применения рекламных технологий обусловлена как социальным заказом со стороны социально-культурных институтов, так и потенциальных и реальных потребителей арт-продукта. На наш взгляд сегодня необходимо поощрять стремление арт-менеджеров к более детальному изучению рекламных технологий с целью развития арт-индустрии в целом и удовлетворения культурных потребностей населения в частности.

^ 6.2 Использование инструментария маркетинговых коммуникаций

В арт – менеджменте

Маркетинг как метод управления используется, прежде всего, для создания имиджа организации или творческой личности, владельца интеллектуальной собственности. Имидж представляет собой совокупность мнений, идей, впечатлений, связанных с деятельностью конкретной организации или творческой личности. Его формирование обусловлено талантом творческой личности, качеством его подготовки, востребованностью; связано с использованием инновационных технологий и материально-техническим, рекламным и социальным обеспечением творческого или иного процесса и др.

Имидж позволяет определить, как люди воспринимают конкретную организацию, творческую личность, ее соответствие и возможности в удовлетворении потребностей в конкретных культурно-просветительских услугах, как оценивают отношение к ней организаций-конкурентов и конкурентов творческих личностей. Для поддержания имиджа организации и отдельных творческих личностей, решения практических задач требуется маркетинговая ориентация всей деятельности.

Создание маркетинговой службы в организации и специальных маркетинговых центров для сферы культуры и искусства способствует тесному взаимодействию подразделений внутри организации и обеспечивает связь с внешней средой.

В задачи службы маркетинга входят:

1) изучение размеров рынка культурно-просветительских услуг и его сегментов, тенденций изменения потребностей в услугах организации отдельной творческой личности;

2) изучение потребности и запросов рынка культурно-просвететельских услуг и степени их удовлетворения в отдельных сегментах;

3) обеспечение организации или творческой личности благожелательным отношением организаций-партнеров, общественности;

4) оказание помощи в разработке и продвижении принципиально новых и инновационных проектов и программ;

5) развитие коммуникаций, участие в публичных и рекламных акциях, способствующих целям организации.

Приведенный перечень задач маркетинговой службы представляет координацию действий внутренней и внешней сред организации культуры и искусства в целях наиболее полного удовлетворения населения в культурно-просветительских и образовательных услугах.

Любой организации требуется определить свои специфические, связанные с маркетингом проблемы, которые стоят перед этой организацией. Для этого следует периодически проводить так называемые маркетинговые ревизи. Они позволяют выявить настоящие или будущие проблемы организации или творческой личности.

Маркетинговые проблемы – это проблемы связанные с желаемым уровнем достижения результатов, который может быть ниже, равным или выше требуемого потребителем. Область маркетинговых проблем лежит в пространстве между желаемым и действительным (требуемым).

Для реализации маркетинга как метода управления в организации должна существовать система маркетинговой информации, в состав которой входят подсистемы сбора, анализа, хранения и распространения, которые позволяют изучить маркетинговую среду, осуществить управление маркетингом, оценить состояние внутренней среды и разработать программную стратегию организации.

В последние годы всё большей популярностью пользуется концепция управленческой деятельности в сфере культуры и искусств, получившая название "арт-менеджмент". В настоящее время существует несколько определений и трактовок данного понятия. К примеру, Г.Н.Новикова определяет арт-менеджмент как "профессиональное управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллектива организации" [4, с. 22]. На наш взгляд, следует рассматривать арт-менеджмент как особую систему управленческой деятельности, включающую в себя помимо прочего создание, позиционирование и продвижение имиджа, взаимодействие с целевой аудиторией, отслеживание и анализ новых тенденций как в сфере культуры и искусств, так и в обществе в целом.

Имидж или, по выражению М.Роудена, "эффективная идентичность" [8, с. 22] во многом зависит от того, какие ценности доминируют и пропагандируются в обществе в конкретный период времени. Соответственно, изучение и осмысление общественного мнения является необходимой составляющей практической деятельности по формированию и продвижению имиджа.

На наш взгляд, рассматривая продвижение как один из аспектов арт-менеджмента, следует уделить внимание современным разработкам в области маркетинговых коммуникаций, поскольку "личный успех человека сейчас всё в большей степени зависит от его способности пользоваться тем, что знают и умеют другие" [15, с. 50].

В настоящее время одним из наиболее актуальных и эффективных подходов в современном маркетинге является концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций (integrated marketing communications, IMC). Развитие и распространение системы IMC напрямую связано с развитием новых информационно-коммуникационных технологий, а также "стремительной глобализацией и дерегуляцией рынков и индивидуализацией схем потребления" [10, с. 384].

Начиная с 1990-х годов концепцию IMC разрабатывали многие специалисты в области маркетинга, PR и стратегического менеджмента: Ч.Алленбау, К.Блут, П.Вален, А.Гронштедт, Д.Дробис, Ф.Китчен, Р.Лаутерборн, К.Ниланд, С.Оливер, А.Пулфорд, П.Смит, С.Танненбаум, О.Хольм, Д.Шульц и др.

По мнению Д.Шульца, С.Танненбаума и Р.Лаутерборна, парадигма IMC – это "новый способ анализа целого там, где раньше мы видели только отдельные, разрозненные составляющие…. Такой подход позволяет скоординировать все виды коммуникаций, чтобы взглянуть на них глазами потребителя – как на поток информации из недифференцируемых источников" [11, c. 21 –22]. В основе данного подхода лежит концепция стратегического планирования, разработки и оценки "скоординированных, измеряемых, убедительных программ продолжительных бренд-коммуникаций с потребителями, имеющимися и потенциальными пользователями и другими целевыми релевантными внешними и внутренними аудиториями" [12, c. 90].

Ф.И.Шарков определяет IMC как "взаимодействие форм комплекса коммуникаций, при котором каждая из них должна быть интегрирована с другими инструментами маркетинга и подкреплена ими для достижения максимальной эффективности" [13, c. 36].

Г.Е.Чернобаева выделяет следующие принципы, лежащие в основе концепции IMC:

·
установление долгосрочного контакта с потребителем;

·
проведение коммуникационного аудита всего маркетингового набора предприятия;

·
согласованность внутренних и внешних коммуникаций;

·
индивидуализация коммуникаций;

·
использование альтернативных видов движения информации [14, c.8].


А.Гронштедт выделил три основных аспекта интегрированных коммуникаций:

·
внешняя интеграция – создание отношений и связей между организацией и социальной средой;

·
вертикальная интеграция – интеграция коммуникаций внутри организации в направлении от рядовых работников к высшему руководству;

·
горизонтальная интеграция – коммуникация между отделами и сотрудниками организации на всех уровнях (высшего руководства, среднего звена, рядовых сотрудников) [15, c. 14].


К основным компонентам IMC принято относить рекламу (advertising), связи с общественностью (public relations), стимулирование сбыта (sales promotion) и прямой маркетинг (direct marketing). Классификация П.Смита, К.Берри и А.Пулфорда также включает личные продажи, спонсорство, выставки, фирменный стиль, упаковку, рекламу в месте продаж, WOM (устные сообщения, word of mouth), Интернет и новые медиа [13, c. 36]. В настоящее время к названным элементам системы IMC добавились новые инструменты воздействия на потребителя, относящиеся к т.н. "партизанскому маркетингу", – blogging (скрытое продвижение в онлайновых дневниках – блогах), viral games, viral videos ("вирусные" флеш-игры и видеоматериалы в Интернете) и т.д. [16, c. 38 – 41].

Новой тенденцией в IMC является концепция интерактивных маркетинговых коммуникаций. Интерактивный маркетинг включает в себя WOM, Интернет-маркетинг, игровые акции, "мобильный маркетинг" – коммуникации с потребителями посредством SMS, MMS, bluetooth, java-приложений и т.п. С данным подходом связана концепция т.н. "вирусного" маркетинга – создания, "посева" и использования различных информационных поводов (слухов, промо-игр, роликов и т.п.), привлекающих внимание, интригующих и провоцирующих потребителей на обсуждение.

По мнению А.Попова, данный подход имеет ряд преимуществ:

·
возможность настройки сообщения под конкретного потребителя;

·
быстрая и эффективная обратная связь с целевой аудиторией;

·
точные статистические данные об участниках акции;

·
возможность внесения изменений в сценарий в любой момент (даже после запуска акции);

·
удержание потребителя в зоне маркетингового воздействия с момента первого контакта [17, c. 263].


Одним из наиболее важных элементов системы IMC являются связи с общественностью (public relations, PR).

Современные public relations опираются на достаточно серьёзную теоретико-методологическую базу и располагают весьма богатым практическим инструментарием, который включает в себя как традиционные каналы передачи информации, так и новые интерактивные медиа (интернет-форумы, блоги, мобильные блоги и т.п.). Кроме того, в PR-практике широко используются психотехники НЛП, DHE (deep human engineering) и нейрогипнотического реструктурирования (neuro-hypnotic repatterning, NHR), новые маркетинговые технологии (т.н. "вирусный" и "партизанский" маркетинг) и т.д.

Различные аспекты теории и практики связей с общественностью исследовались в работах С.Блэка, С.Грейзера, Э.Грина, Дж.Грюнига, С.Катлипа, Д.Крукеберга, Г.Лассуэла, У.Липпмана, Дж. Маркони, Д.Ньюсома, С.Оливер, Э.Райса, Е.Н.Богданова, А.Б.Зверинцева, Е.Ф.Коханова, И.В.Крылова, М.А.Кузьменковой, Г.Г.Почепцова, И.Н.Соколова, Е.В.Тихоновой, А.Н.Чумикова, Ф.И.Шаркова, М.А.Шишкиной и др.

Характер и содержание связей с общественностью определяется следующими параметрами:

·
PR как управленческая деятельность;

·
PR как социально-практическая деятельность;

·
PR как коммуникативная деятельность;

·
PR как рыночная деятельность;

·
PR как технологическая деятельность.


Согласно определению М.А.Шишкиной, PR – это "управленческая коммуникативная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на формирование эффективной системы публичных дискурсов социального субъекта, обеспечивающей оптимизацию его взаимодействий со значимыми сегментами социальной среды" [18, c. 14]. Таким образом, связи с общественностью представляют собой систему эффективного управления коммуникациями, которая включает следующие аспекты:

·
управление источником сообщения;

·
управление исходным сообщением;

·
управление каналом передачи информации;

·
управление получателем.


Управление источником сообщения. От правильного выбора источника в существенной степени зависит эффективность всего процесса коммуникации. Источник (конкретное лицо или организация) должен соответствовать следующим требованиям: высокий уровень квалификации, привлекательность, надёжность, независимость, легитимность и др. Примечательно, что в некоторых случаях подобный субъект может быть виртуальным.

Управление исходным сообщением. Сообщение – это непосредственно передаваемая информация, закодированная определённым образом. Согласно тезису М.Маклюэна "The medium is the message", действительным содержанием сообщения является сам сообщающий. Сущностным признаком такого типа коммуникации является не рациональная денотация объекта, т.е. передача объективных данных о его свойствах, а создание его образа, мобилизующего аффективные коннотации. Как отмечает С.Сухов, "основной вектор здесь – смещение акцента с логической, рациональной модели принятия решений потребителем в более эмоциональные и, соответственно, иррациональные сферы" [19, c. 41].

Управление каналом передачи информации. В распоряжении PR-специалистов сегодня находятся различные каналы коммуникации: публичные выступления, WOM, телевидение, радио, пресса, Интернет и новые интерактивные медиа, собственные информационные каналы – газеты, конференции, веб-сайты и т.д. Все они отличаются масштабом охвата целевых аудиторий, периодичностью, стоимостью размещения информации, форматом подачи сообщений и рядом других характеристик. Конкретные каналы коммуникаций выбираются в зависимости от поставленных целей и общих параметров коммуникационной стратегии.

Управление получателем. Как правило, целью передачи сообщения является побуждение адресата к определённому поведению или решению. Данная практика предполагает всестороннее изучение характеристик получателей сообщения. Это необходимо для того, чтобы сообщение было максимально адресным и соответствовало стереотипам восприятия получателя.

Технологически связи с общественностью представляют собой определённый набор социально-коммуникационных технологий, в основе которых лежат референтные модели информационного и поведенческого взаимодействия. Понятие "референтная модель", или "эталонная модель", применяется в теории и практике организационного управления. Референтными называют модели, обобщающие наилучшие варианты действий или решений для различных ситуаций. Это формализованные и уже апробированные эталонные схемы коммуникационных процессов, учитывающие специфику конкретной целевой общественности. Их использование не только позволяет передавать и воспроизводить опыт продуктивной деятельности, но и гарантирует устойчивость всего процесса коммуникации.

Можно выделить четыре основные модели PR-практики:

·
манипулятивная (модель агитации/пропаганды);

·
модель информирования;

·
двусторонняя асимметричная модель;

·
двусторонняя симметричная (трансакционная) модель.


1. Манипулятивная модель – PR рассматривается как манипуляция общественным мнением, его однонаправленная обработка для достижения коммерческих или иных целей. Главными характеристиками данного подхода являются:

·
использование любых средств для привлечения внимания общественности и оказания давления на неё;

·
игнорирование правдивости, объективности, моральных и этических аспектов;

·
предпочтение СМИ как главного инструмента;

·
аудитория рассматривается как объект информационной и маркетинговой стратегий;

·
PR-кампания выглядит как ряд импульсивных спорадических акций "одноразового применения".


При манипулятивном подходе PR-деятельность носит пропагандистско-рекламный характер. PR-акции ориентированы вовне и осуществляются обычно привлекаемыми сторонними специалистами, преимущественно журналистами. В силу этого для данного подхода характерны именно журналистские приёмы PR ("журнализм", по определению Д.И.Дубровского).

Следует отметить, что на ранних, начальных стадиях формирования рыночной экономики манипуляционная трактовка PR фактически неизбежна. Это убедительно подтвердил и опыт использования PR-технологий в странах СНГ, когда и деловыми людьми, и журналистами, и общественностью PR зачастую рассматривался как "косвенная реклама", а в некоторых случаях – как пропаганда и дезинформация.

2. Модель "информирования". Ее характеристиками являются систематическая работа со СМИ с целью распространения информации о деятельности фирмы и "фильтрация" информации – замалчивание негативных фактов и событий.

3. Двусторонняя асимметричная модель.

Для данной модели PR характерен переход от однонаправленного пропагандистско-рекламного воздействия к информированию общественности с целью разъяснения намерений и возможностей организации и, соответственно, создания благоприятного образа и его продвижения в социальной среде. Таким образом, основной характеристикой этого подхода является широкое использование изучения общественного мнения с целью выяснения, какая информация вызовет положительную реакцию общественности.

4. Двусторонняя симметричная (трансакционная) модель ориентирована преимущественно на изучение, анализ и осмысление общественного мнения и социальной среды в целом. Для данной модели характерно следующее:

·
установка на взаимодействие организации с её социальной средой;

·
акцент на непрерывную систематическую работу по формированию и продвижению образа и репутации фирмы;

·
ориентация на профилактику возможных ЧП и конфликтов, на анализ перспектив и выработку соответствующих рекомендаций (как отмечает в связи с этим Г.Г.Почепцов, PR является "не просто коммуникативной, но и кризисной технологией" [20, c.178] );

·
социальная среда рассматривается как основной ориентир выработки стратегии организации;

·
при оценке эффективности PR-деятельности учитываются не только экономические показатели, но и социальные, "нематериальные активы".


По мнению Е.Ф.Коханова, именно эта модель "отражает сущность, социальный статус и общественную значимость PR в современном мире" [21, c. 160].

Стратегия IMC во многом соответствует целям и принципам арт-менеджмента как системы управленческой деятельности. Современные маркетинговые коммуникации предоставляют беспрецедентные возможности позиционирования и продвижения результатов творческой деятельности, управления имиджем и отношениями с целевой аудиторией. В то же время следует особо отметить важность обратной связи, изучения и осмысления общественного мнения и основных тенденций как в сфере культуры и искусств, так и в обществе в целом.

^ 7 Кадровый ресурс арт – менеджмента


Обращая внимание, что кадровая составляющая играет решающую роль в реализации задач арт-менеджмента, рассмотрим ряд подходов к формированию теории управления в сфере культуры и искусства как научной отрасли знания.

В ресурсной базе отрасли культуры в группе ресурсов воздействия определяющее место принадлежит кадрам культуры: как социально-профессиональная организация кадры обладают особыми запасами творческой энергии, не только суммирующими индивидуальную творческую энергию, но и дающее новое качество, которое направлено на коллективное созидание, преобразование социально-культурной среды. Кадры культуры выступают непосредственным субъектом социокультурной деятельности и являются значительной социально-профессиональной группой общества. Такая организация предстает как носитель определенных норм деятельности и познания, коллективных ценностей и представлений.

Функционирование кадров культуры происходит в сфере культуры как совокупности организаций и учреждений, которые в процессе общественного воспроизводства обеспечивают существование художественной культуры (народной и профессиональной), осуществляют "духовное производство" (создание художественных ценностей) и приобщение к ним населения. Кадры действуют в культурно-просветительных и театрально-зрелищных организациях культуры, средних специальных и высших учебных заведениях. Изучение их имеет ключевое значение при разработке путей и методов интенсификации социокультурной деятельности.

Кадры культуры – это основной состав специалистов, обеспечивающих функционирование учреждений культуры. Они осуществляют производство художественных ценностей как в предметном, так и в идеальном (художественные образы) выражении, их распространение (тиражирование) и сохранение, а также производство услуг по потреблению (освоению) художественной продукции и удовлетворению потребностей населения в культурно-досуговой деятельности. В соответствии с функциональными направлениями, с проявлениями личной творческой деятельности кадры культуры возможно подразделить на две группы: творцы (создатели и интерпретаторы) ценностей и организаторы культурного процесса. Эти две большие группы включают все существующие профессии специалистов культуры.

Кадры культуры объединены общими целями (стремлением к формированию благоприятной социально-культурной среды, в которой человек может развивать и удовлетворять свои культурные интересы и потребности, созданию и распространению разнообразных культурных благ); интересами (стремлением к совместному творчеству в культурно-просветительной или театрально-зрелищной сфере); ценностями (созданными или преобразованными материальными объектами и нематериальными проявлениями творчества); нормами (равенством субъектов культурной деятельности перед законом, недопустимостью установления преимуществ и привилегий в отрасли культуры, ориентацией на общенациональные и общечеловеческие принципы); совместной деятельностью (созданием, воспроизводством, сохранением, изучением, популяризацией, использованием и распространением культурных ценностей, удовлетворением информационных, культурных, научных, образовательных потребностей, организацией досуга населения).

Основу кадров культуры составляют специалисты отрасли, которые определяют содержание, статусную характеристику профессионального сообщества. Состояние и уровень функционирования учреждения культуры, художественного коллектива во многом обусловливаются их соответствующими способностями (природными склонностями и потенциальными возможностями к определенному виду художественного творчества); образованностью (владением широкими и разносторонними знаниями и умениями); квалифицированностью (уровнем знаний и подготовленностью к художественной деятельности); заинтересованностью (стремлением, направленностью на достижение творческих целей); активностью (энергичностью, подвижностью в творчестве, открытостью к общению).

Основной становится профессиональная компетентность в разных видах: концептуальная – глубокое понимание теоретических и методологических основ своей профессии или специальности; контекстуальная – представление о экономическом, социальном, психологическом окружении (фоне), в котором свершается тот или другой социально-культурный проект; технологическая – владение базовыми профессиональными умениями и навыками; адаптивная – способность предугадать изменения, важные для собственной профессии и быть готовым приспособиться к ним; коммуникативная – умение эффективно пользоваться разными средствами и способами связей; интегративная – способность сочетать теоретические знания с социально-культурной практикой [3].

Определяя суть социально-профессиональной организации культуры своей непосредственной функционально-деятельной активностью (через личностные, индивидуализированные черты), специалисты культуры в свою очередь испытывают влияние коллективных норм и образцов, являются носителями (проводниками) коллективных знаний, представлений и ценностей, свойственных данному сообществу. И это не просто направленность, а мироощущение, мировоззрение, особенная жизнь (душевная, эмоциональная) – в художественной культуре.

Кадры культуры обеспечивают: адаптацию личности в системе социальных коммуникаций; развитие последовательных процессов социализации и инкультурации; образование личности через постоянное приобретение новых знаний, умений и навыков; ориентацию на внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности человека; вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в разные виды художественного, технического, прикладного и социального творчества; сохранение природной и культурной среды, обеспечение гармонии в системе "человек-природа"; рекреацию – зрелищно-развлекательный и оздоровительный отдых, психологическую разрядку человека; коммуникации – полноценное, содержательное общение в соответствия с интересами и потребностями личности, формирование деловых и межличностных отношений.

Кадры культуры как социально-профессиональное организация индивидов проявляется в определенной системе, которая вырастает из последовательности элементов. Представляется возможность графического изображения этой системы .

Фундамент системы – человеческие ресурсы культуры, чем в обществе появляются все носители художественных способностей, начиная с детей и подростков и включая взрослых участников любительского (самодеятельного) творчества. Количественно это самая большая часть кадровой составляющей сферы культуры: всего свыше 600 тыс. человек (данные 2002 г.). Среди них свыше 300 тыс. участников клубных (самодеятельных) формирований, в том числе 150 тыс. детей, а также около 300 тыс. учеников общеобразовательных школ и заведений внешкольного воспитания системы Минобразования, школ искусств системы Минкультуры. На человеческие ресурсы культуры направлены значительные профессиональные силы отрасли культуры, их обслуживает вся сфера культуры. Рабочие ресурсы культуры – это все фактические и потенциальные работники, которые владеют способностями к работе в культуре. Потенциальные работники – часть населения с художественным образованием, соответствующими способностями, но которые



Рисунок 7.1 – Система человеческого фактора культуры

или служат в Вооруженных силках, или повышают квалификацию с отрывом от производства, или занятые домохозяйством. Это учащиеся и студенты профессиональных учебных заведений культуры и искусства, а также дипломированные специалисты культуры, работающие в других сферах народного хозяйства.

Для определения творческой силы в культуре используем понятие совокупной физической, духовной и интеллектуальной энергии человека, направленной на производство ценностей художественной культуры. Сюда же отнесем художественно-творческие задатки и способности людей, которые принадлежат как производителям, так и потребителям продуктов культуры. Непосредственную основу творческой силы складывает трудоспособность, а также знания, навыки и умения, которые позволяют человеку исполнять работу определенного качества и объема. Вершину пирамиды составляют художественно-творческие специалисты и вспомогательный персонал – кадры сферы культуры (штатные квалифицированные работники, прошедшие профессиональную подготовку и владеющие специальными познаниями, рабочими навыками или опытам работы в культуре).

Приведенная схема полезная для анализа кадровой составляющей художественной культуры, так как дает возможность наглядно представить с научной точки зрения качественную иерархию человеческого фактора и пропорции человеческих ресурсов культуры.

Общеизвестно, что важнейшим условием управления является лидерство, воздействующее на группы людей и побуждающее их к достижению общих целей. Связано это с возросшей ролью человеческого фактора в управлении организациями любой сферы человеческой деятельности, усложнением управления и усилением его зависимости от содержания и ценностей человеческих отношений. Практически каждая функция мене­джмента одновременно является и лидерской: планирование, организация системы управления, мотивация, регулирование, контроль. Но прежде всего лидерство обусловлено так называемыми связующими процессами, которые обеспечивают взаимодействие функций. К ним относятся процессы принятия управленческих решений и коммуникаций, а также технологии управления персоналом.

Французский ученый Э. де Боне выделяет следующие типы лидерства:

Тип лидера Характеристика лидера
Ведущие за собой Наиболее распространенный тип. Предпочитающие принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство — их естественное состояние, пришедшее к ним с опытом
Организаторы групп Основное качество — знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах
Исполнители Самый рациональный и значимый тип лидеров. Их отличает энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение пре­одолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив
Дипломаты Хорошо относятся к сотрудникам, могут отстоять свое мнение, используют диалоги и умеют разрешать проблемы с глазу на глаз
Генераторы идей Ориентация на новые задачи, содействие передовому, интуиция, синтез знаний, самокритичность
Продавцы Предприимчивость, свежий взгляд на уже знакомые факты. Контроль своих идей и чужих эмоций
Синтезаторы Умеют выделить самое главное даже из большого объема информа­ции, что позволяет им открыть нечто новое
Разъяснители Умеют ясно объяснить последователям суть даже самой запутанной ситуации
Реакторы Активно и разумно-критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями
Коммуника- торы Отличает высокая коммуникабельность, умение слушать людей. Хороший учитель
Исследова- тели Умеют получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты
Следопыты Идущие в одном направлении. Получив задачу, они выбирают методы ее решения и находят последователей
Хранители информации Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и как использовать
Организаторы Руководители с талантом практической организации производства и управления персоналом


Приведенные типы лидерства являются идеальными моделями [2].

В сфере искусства в коллективных формах художественной деятельности всегда на первом плане находилась и находится деятельность творческих руководителей (дирижеров, режиссеров, балетмейстеров, хормейстеров, художников-постановщиков) - лидеров-творцов, интерпретаторов художественных произведений, непосредственных создателей спектаклей, концертных программ, шоу-представлений. Имидж любой значимой организации искусства связан, прежде всего с харизматичес­ким лидером, который ярким личностным проявлением воздействует не только на свой артистический коллектив, но и является притягательным для публики. Таким образом, лидерство выступает как характерный признак и компонент арт-среды.

С возникновением арт-рынка, его становлением и широким распространением возросло значение и лидеров-организаторов, деятельность которых направлена на создание условий для творчества и продвижение художественного продукта к слушателю-зрителю. В данном случае проявляются такие социальные роли лидера-организатора как «вдохновителя и генератора идей, мотиватора, диспетчера, координатора» [3]. Все эти качественные, содержательные роли являются необходимой профессиональной принадлежностью культуролога-менеджера.

Таким образом, кадровая составляющая арт-менеджмента является основой организации производства культурного продукта, обеспечения доступа к культурным ценностям, создания условий для занятий народным и художественным творчеством, самообразованием. Непременным условием эффективной деятельности является целенаправленное управленческое регулирование, заключающееся в создании экономических и организационных условий, благоприятного социально-психологического климата. Стержнем такого управленческого регулирования являются кадры как субъект управления, направляющий свое воздействие на объект управления для согласования деятельности людей в соответствии с целью существования, функционирования и развития.

Кадры культуры активно и содержательно участвуют в культурном процессе. Бессмысленно представлять функциональные элементы культуры – создание ценностей и норм, их сохранение и потребление – без людей, объединенных в сообщество и направленных на культурно-творческую деятельность. Государство, осуществляя культурную политику, заинтересованно в высоком профессиональном уровне кадров культуры, потому значительное внимание придается совершенствованию системы образования в стране, повышаются требования к образовательного уровню специалистов, осуществляется их материальное стимулирование в зависимости от уровня образования, поддерживается и требуется систематическое повышение квалификации специалистов и руководящих работников.

Заключение


Результаты исследования арт-менеджмента в различных сферах социально – культурной деятельности позволяют следует рассматривать его как синтез искусства и управления.Представляя арт-менеджмент как новое пространство для распространения теории управления идентифицирем саму управленческую деятельность в искусстве. Как известно, в теории искусства выделяются процесс творчества (создания художественных ценностей, их интерпретацию) и процесс организации творчества (создания условий для творчества и обеспечение функционирования в обществе художественных ценностей, их потребление и распространение). Соответственно второе направление является полем профессиональной менеджерской деятельности направленных на соорганизацию, координацию действий всех участников культурного процесса для достижения эффективного результата.

Следует также подчеркнуть, что элементы менеджерства присутствуют в деятельно­сти любого специалиста сферы культуры. Связано это со способностью личности к самоменеджменту: познанию самого себя, своего места и своей роли в социальной среде, поддержанию внутреннего равновесия, формированию у себя приоритетных качеств, оценке и корректировке своей деятельности и поведения, умению рационально организовать свое творчество.

В арт – менеджменте имеют место общие принципы менеджмента, такие как: системность – использование методологии ситемного подхода в управлении; компетентность – необходимость знания менеджером системы управления в области культуры и искусства; комплексность и последовательность организационных действий; иерхаичность – выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинения низших уровней управления высшим; выделение ведущего звена – выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения; совершенствование – трансформация организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.

Принципы менеджмента анализируют и синтезируют объективные закономерности управления, определяя черты реальной управленческой практики в любой организации культуры искусства. Они представляют собой общие правила, формируют требования к системе управления организацией – функциям, методам и организационной структуре управления.

Система принципов арт – менеджмента в сфере культуры и искусства открытой для развития и может пополняться другими принципами в ходе ее практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления.

Закономерности арт-менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами руководства и управления в организации культуры и искусства.

К числу важнейших закономерностей арт – менеджмента следует отнести:

1) развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации деятельности в сфере культуры и искусства;

2) определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании технологий арт – менеджмента и системы управления организацией культуры и искусства;

3) эффективность арт – менеджмента определяется действенностью проектного менеджмента, основанного на совмещении функционального управления и управления по бизнесу

4) потенциал арт – менеджмента определяется ресурсом управленческих структур, прежде всего кадровым ресурсом;

5) преимущество сознательного (планомерного) управления культурными процессами и организационными структурами;

6) соответствие организационно – управлеческой модели управления реально осуществимым видам и формам социокультурной деятельности;

7) оптимизация уровней и задач руководства и управления организацией;

8) оптимальное использование в процессах управления художественно – творческой деятельностью функций контроля, учета и анализа.

Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей. Это в полной мере относится и к закономерностям менеджмента в сфере культуры и искусства. Под воздействием проявления закономерностей в организациях культуры и искусства формируются принципы менеджмента.

Таковы основные принципы и основные технологии менеджмента в руководстве и управлении организациях сферы культуры и искусства.


Список использованных источников


1 раздел

1 Алексеевский,B.C. Социокультурная концепция общей теории менеджмента/ B.C. Алексеевский// Менеджмент в России и за рубежом, 2004.– № 2.– С. 21–35.

2Дафт, Р.Л. Менеджмент/ Р.Л. Дафт. – СПб.: Питер, 2002.–832 с.

Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке/ П Друкер. – М.: Вильямс, 2000. – 282с.

3 Кезин, А.В. Менеджмент: Методологическая культура/А.В. Кезин. – М.: Гардарики, 2001.– 269 с.

4.
Чижиков, В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие/ В.М. Чижиков, В.В. Чижиков..– М.: МГУКИ, 2003.– 382 с.

5.
Новикова, Г.Н. Социокультурные концепции управления в арт–менеджменте/ Г.Н. Новикова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2005.– № 2.

6.
Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учебное пособие/ Е.И. Жданова, С.В.Иванов, Н.В.Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.

7.
Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А.Ариарский. – 2-е изд., испр. и доп.– СПб.: ЭГО, 2001. – 288 с.

8.
Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: Учеб.пособие / Н.П.Беляцкий, С.Е.Велесько, П.Ройш.–Мн.: Книжный Дом;Экоперспектива, 2005.– 352 с.

9.
Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д..– М.: МГУКИ, 2004. – 436с.

10.
Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства/Ф.Колбер / Пер. с англ. Л.Мочалова.; Под редакцией М.Наймарк. – СПб.: Издатель Васин А.И., 2004.– 256 с.

11.
Салмон, Р. Будущее менеджмента/ Р.Сайлмон / Под ред. Е.В.Минеевой.– СПб.: Питер, 298 с.

12.
Корнеева, С.М. Музыкальный менеджмент: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности”Музыкальный менеджмент”/ С.М.Корнеева.—М.:ЮНИТИ-ДАНА,2006.—303 с.

13.
Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 1994. С. 8-9.

14.
Колбер, Ф. Арт–менеджмент – наука третьего тысячелетия / Ф. Колбер, И.Эврар / Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 3. – С.3 –7.

15.
Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. / Г.Л.Тульчинский. – СПб.: Лань, 2001. – 384 с.

 

Раздел

1 Драгичевич–Шешич, М. Маркетинг организаций культуры / Арт–менед-жер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 1. – С.27– 28.

2 Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, марке-тинг / М.Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. — Новосибирск, 2000.

3 Бурдье, П. Рынок символической продукции / П. Бурдье. // Вопросы социологии, 1993.– № 1.

4 Луков В. А. Социальное проектирование / В. А.Луков.– М.: Флинта: Социум, 2003.

5 Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования/А.П. Марков, Г.М.Бирженюк: Учебное пособие.– Санкт-Петербург, 1997.

6 Мескон, М. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.

7. Управление проектами. Зарубежный опыт/ Под. ред. В.Д. Шапиро. — СПб.: ДваТрИ, 1993.


3 Раздел

1 Бузук, Р.Л. Беларускі тэатр і глядач на парозе ХХІ стагоддзя / Р.Л. Бузук. – Мінск: БелДІПК, 2004. – 254 с.

2 Об упрощенной системе налогообложения: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 марта 2007 г., № 119 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. - № 1/8417.

3 Пепеляев, В. Элементарные частицы / В. Пепеляев //Советская Белоруссия. – 2007.авг. – С. 12.

4 Смелянский, Д.Я. Продюсер в театральном процессе России. Организационно-творческий аспект: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.01 / Д.Я. Смелянский; Рос. акад. театр. иск-ва. – М., 2000. – с. 22.

5 Белорусская культура: вопросы и ответы:Информ. Сб. Ч.1 / Научн. Ред. В.П. Скороходов. – Мн.: БелГИПК, 2002. – С. 47-53.

6 Новаторов, В.Е. Менеджер социально-культурной деятельности: поступление, обучение, карьера / В.Е. Новаторов / Издание третье, переработанное и дополненное. Омск: ОмГУ, 2004, 115 с.

7 Позняков, В.В. Этнонациональная культура: проблема самобытности // Разнообразие языков и культур в контексте глобализации /В.В.Позняков.. Мат. междунар. симпозиума в 2-х кн.) – Т.2. – Мн.: БелСаЭс «Чарнобыль», 2003. – С.121-129.

8 Саликов, А.Э. Проблема сохранения самобытности национальной культуры Беларуси в эпоху глобализации/А.Э. Саликов // Весник Молодёжного научного общества – Мн.: Молодёжное научное общество, 2005. – №2 – С.71-73.

9 Станишкюта, Ю. Эстетика постмодернизма в сценической игре: теоретические перспективы и методологические проблемы / Ю. Станишкюта, Б.Вашкелис // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтва. – Мн.: БДУКіМ, 2005. – №4 – С.18-24.

10 Юркевіч, С.Ф. Тэатр лялек Беларусі 90-х гадоў (праблемы і тэндэнцыі развіцця/ С.Ф.Юркевіч. – Мн.: БелДІПК, 2002. – С.63-67.

11 Языкович, В.Р. Культуралогия: краткий курс лекций /В.Р. Языкович. – Мн.:РИВШ, 2005.- С.112- 117.

12 www.artlife.by

13 www.pravo.by

14 www.kulturmanagement.net

15 www.puppet-minsk.com


4 Раздел

1 Народная художественная культура. Учебник под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. ― Москва, 2000.

2.
Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретический очерк). СПб., 1993.

3.
Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 1988.

4.
Сівурава Л.П. Вопыт актуалізацыі народнай культуры ў рабоце з дзецьмі і моладдзю // Традыцыйная культура і дзеці. Вып. 1: Рэсп. эксперым. праект “Танцав. фальклор і дзеці” /Уклад. М.А. Козенка. — Мінск: БелДІПК, 2004. — С. 70–81.

5.
Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учебное пособие. ― М.: Изд. Дом МГУКИ, 2006. ― 178 с.

6.
Боганева А.М., Лабачэўская В.А. Новыя тыпы ўстаноў культуры і клубных фарміраванняў у галіне традыцыйнай культуры // Веснік: нав.-мет. зб. ― Мн.: БелІПК, 1998. ― С. 88–102.

7.
Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие. – Изд. 2-е. – М.: МГУКИ, 2003. – С. 16–35.

8.
Сівурава Л.П. Фестывальная дзейнасць у галіне народнай мастацкай творчасці ў Беларусі на мяжы ХХ–ХХІ стст. Вып. 4. // Веснік БДУКіМ. — Мінск, 2005. — С. 82–86.

9.
Сівурава Л.П. Фестывальная дзейнасць як фактар захавання і развіцця культуры ў рэгіёнах Беларусі // Павышэнне ролі клубных устаноў у сацыякультурным жыцці рэгіёнаў: матэрыялы Рэсп. навук.-практ. канф. (22―23 ліст. 2006 г., г. Мінск). ― Мінск.: БелДІПК, 2006. ― С. 116―123.

10.
Клаич Д. Будущее фестивальной формулы: быстрое увеличение // Экология культуры. ― 2002. ― № 3.

11.
Периль Б. Фестивальная практика: Опыт саse-study // Экология культуры. ― 2002. ― № 3.

12.
Стружэцкі Т.І. Першы фестываль народнага мастацтва “Беларусь - мая песня” як адлюстраванне сучаснага стану аматарскай творчасці на Беларусі //Аматарская творчасць: устойлівыя і новыя тэндэнцыі. Матэрыялы рэсп. навук. - практ. канф. (22–23 кастр. 1998 г.). ― Мінск: БелІПК, 1999. ― С. 13–17.

13.
Грэкі, літоўцы, армяне, татары… //Культура. ― 1998. ― № 19 (23–29 мая). ― С. 10.


14 Кунина Э. Фестиваль: формула успеха. – Клуб. ― 2003. ― № 5. ― С. 22–

15 Веремеева, Н.П. Белорусская молодёжь на рубеже веков: взгляд социолога / Н.П.Веремеева, Н.Я.Голубкова, Л.В.Филинская // Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаўнага універсітэта: у 7 т. / Адк. рэд. А.І.Жук. – Мінск: БДУ, 2001. – Т.1.: Педагогіка. Псіхалогія. Сацыялогія. Філасофія. – С. 256-272.

16 Кабуш, В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути их решения / В.Т.Кабуш. – Минск, 1995. – 35 с.

17 Караўкін, В.І. Эстэтычныя арыентацыі сучаснай молодзі / В.І.Караўкін. – Адукацыя і выхаванне. – 2003. - №12. – С.24-27.

18 Концепция образовательной области «Искусство»: проект / Министерство образования Республики Беларусь, НИО; рук. Л.Е.Романенко [и др.] // Мастацкая адукацыя і культура. – 2005. - №2. – С.18-30.

19 Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. / Г.Л.Тульчинский. – СПб.: Издательство “Лань”, 2001. – 384 с.

20 Филармония // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю.В.Келдыша. – М.: Сов. энциклопедия, 1981. – Т. 5. – С. 806.

21 Цымбалюк, Е.А. Музыкальная кульутра школьников: как её оценить? / Е.А.Цымбалюк // Адукацыя і выхаванне. – 2003. - №11. – С.45-52.

22 Яконюк, В.Л. Формирование музыкальных потребностей школьников и молодёжи / В.Л.Яконюк // Художественное образование XXI века: Преемственность. Методология. Дидактика: материалы Межд. науч. конф., Минск, 3-5 дек. 1998 г. – Вып. 3: Музыкальное образование / сост. В.Л.Яконюк. – Минск: Бел. гос. академия музыки, 1999. – С. 25-30.


5 Раздел

1 Абанкина, Т.В. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» / Т.В.Абанкина // Отечественные записки [Электронный ресурс]. – 2005. - №4. – Режим доступа: http:// www.strana-oz.ru. – Дата доступа: 23.03.07.

2 Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность / Г.А.Аванесова. – Москва: Аспект-пресс, 2006 -234с.

3 Ариарский, М.А.Прикладная культурология / М.А.Ариарский. -2-е изд., испр. и доп. – СПб.:Эго, 2001 -288с.

4 Зуев, С.Е. В начале был текст / С.Е.Зуев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. strana-oz.ru /authors. – Дата доступа: 25.03.07.

5 Лаптева Г.Я. Культурные индустрии. От ресурсов к политике/ Г.Я.Лаптева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.amcult.ru. – Дата доступа: 25.03.07.

6 Лебедева, Е.А. Стратегии продвижения культурного продукта//60 параллель [Электронный ресурс]/ – 2003. – № 2(9). – Режим доступа: http://magazine.60parallel.org/ru/magazine/2003/4/16. – Дата доступа: 12.05.07.

7 Новикова, Г.Н. Технологии арт-менеджмента: Учебное пособие/ Г.Н.Новикова. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2006. – 178с.

8 Новаторов, В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития/ В.Е. Новаторов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles. - Дата доступа:17.03.07.

9 Смаргович, И.Л. Культурно-досуговая индустрия: сущность и содержание/ И.Л.Смаргович//Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. – Мінск, 2007. – №8. – С.109-115


10 Макарава, А.А. Дыскатэка як мадэль сацыяльных зносін сучаснай моладзі ва ўмовахвольнага часу Актуальные проблемы морального здоровья: Матер. респ. науч.-практ. семинара (22дек.2005, Минск) /А.А /науч. ред.В.Н.Ивченко.–Мн.:Бел ГИПК, 2006.– С.9-13

11 Макарава, А.А. Дэнс, дэнс,дэнс, альбо прафесія DJ.–Культура №5, 4-10 лютага 2006, С. 5.

12 Пригожин, И.И. Политика – вершина шоу-бизнеса / И.И.Пригожин. –М.: ООО "Алкигамма", 2001. –320 с.


6 Раздел

1 Белякович, Н.Н. Социология творчества /Н.Н. Белякович. – Мн.: ООО «Эдит ВВ», 2004. – 224с.

2 Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е.И.Жданова, С.В.Иванов, Н.В.Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176с.

3 Корнеева, С. Как зажигают звёзды/ С. Корнеева. – СПб.: Питер, 2004, – 320с.

4 Новикова, Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учебное пособие / Г.Н.Новикова. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2006. – 178с.

5 Огилви, Дэвид. Откровения рекламного агента / Дэвид Огилви. – М.: Сирин. –2001. –137с.

6 Титкова, Л.М. Рекламная деятельность / Л.М. Титкова. – Мн.: Дизайн ПРО, 2005. – 256с.

7 Шёнерт, Вальтер. Грядущая реклама / Вальтер Шёнерт.–М.: Издательство «Интерэксперт», 2001. – 295с.

8 Роуден, М. Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе / М.Роуден; пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2007. – 296 с.

9 Уззи, Б. Как сплести свою социальную сеть / Б.Уззи, Ш.Данлап; пер. с англ. // Harvard Business Review – Россия. – 2006. – № 1/2. – С. 46 – 54.

10 Хольм, О. Интегрированные маркетинговые коммуникации: от тактики к стратегии / О.Хольм; пер. с англ. Н.Кияченко // Маркетинговые коммуникации. – 2006. – № 6. – С. 376 –385.

11 Шул





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.