МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тайна происхождения собаки





 

 

По мнению бельгийского зоолога Фернана Мери, автора книги «Собака и ее тайны», в «создании» собаки, вероятно, принимали участие не только волки, но и лисицы, и даже шакалы. Все они, считает Ф. Мери, легко скрещиваются между собой и дают способное к воспроизводству потомство. «Шакальей» версии придерживался вначале и К. Лоренц, но затем он стал менять свои взгляды.

Современной наукой доказано: мнение, будто ряд пород собак ведет свое начало от шакала, не подкрепляется достаточными доказательствами и противоречит хромосомной теории наследственности. Подобную точку зрения разделяют и большинство советских ученых-кинологов.

А много ли мы знаем о шакалах? Как правило, эти животные вызывают у людей неприятное чувство. Короткая жесткая шерсть и крепкое тело роднят шакалов с волками. А мелкие размеры, строение морды, глаза с яркими зрачками, чрезмерная осторожность, даже трусливость, сближают шакалов с лисицами.

В Древнем Риме шакалов называли «золотыми волками», вероятно, потому, что те хорошо приручались и верно служили человеку. Известно, что шакалы скрещиваются с собаками и приносят полноценное потомство. Более того, в некоторых районах Африки одомашненные шакалы выполняют роль дворовых собак.

Некоторые специалисты, в частности в США, полагают, что в собаках течет кровь и волков, и шакалов. Существует также мнение, что собака произошла от каких-то иных, еще не установленных вымерших животных, которые были общими предками и собак, и волков, и шакалов. Одним словом, история происхождения собак — особая, сложная область.

 

Ученые продолжают спорить. Ибо труднее всего на свете, утверждал великий Гёте, увидеть то, что лежит перед глазами.

А факт остается фактом: древний предок проглядывает и сегодня сквозь облик собаки, особенно беспородной. Одна, смотришь, вылитый шакал, другая напоминает чем-то лису, в третьей собрано больше волчьих черт. А иные — просто домашние собаки. И другими быть не хотят.

Что же касается хромосом, то ведь их невооруженным глазом не видно…

На мой взгляд, если признать, что родоначальником собак был волк, то нельзя упускать из виду: волки в различных регионах планеты тоже ведь бывают разные! Не исключено, что предком многих собак Тибета и других регионов Центральной и Передней Азии был древний индийский волк.

 

«Люди зачастую забывают, что собака произошла от волка и ее организму более присущи питание и условия, близкие к природным. Не купайте их каждую неделю, и вообще их лучше купать в водоеме и без мыла, а не парить в ванной. Не кормите собак жареным и сладким — такой пищи в природе нет. Гуляйте с ними почаще, закаляйте, гуляя в дождь, в снег, в любую погоду. Не укладывайте спать на мягком, для здоровья собаки полезнее жесткий и прохладный пол».

Журнал «Природа и человек».

 

По мнению большинства советских ученых, волк был единственным родоначальником собак, а разнообразие пород этих животных — лишь результат многовекового отбора и целенаправленной селекции.

От частного и производного получило название общее и исходное: всех собаковидных хищных зверей человек, затем объединил в семейство собачьих, псовых, по-латыни — «канидаэ». Тут и волки, и шакалы, и песцы, и лисицы, енотовидные и гиеновидные собаки. И сотни различных пород служебных, охотничьих и так называемых декоративных собак, не считая беспородных канидаэ и канидаэ одичавших. Все они, несмотря на разнообразие пород, отродий и помесей, составляют один род, а домашние собаки — один вид, по-латыни — «канис фамилиарис».



Семейство собачьих (псовых) объединяет типичных хищников, в своем большинстве средней величины. Туловище у всех представителей семейства удлиненное, покоящееся на стройных высоких или сравнительно коротких ногах. Лапы вооружены крепкими, но тупыми когтями. Голова удлиненная, с более или менее вытянутой мордой, стоячими, обычно остроконечными, иногда очень крупными ушами. Хвост у всех видов густо покрыт волосами, длинный, Волосяной покров густой, иногда весьма пушистый. Окраска шерсти разнообразная: однотонная, крапчатая, пятнистая — иногда очень яркая. Собаки бывают многоцветные: черные, белые, оранжевые, и… зеленые.

Московский почтмейстер А.Я. Булгаков писал брату в Санкт-Петербург после того, как в Москве засыпали Кузнецкий мост: «Смешно, что будут говорить — пошел на Кузнецкий мост, а его нет, как зеленой собаки».

 

 

Одичавшие собаки.

Собаки-парии: вверху — популяции в Керале (Индия), внизу — из окрестностей Басры (Ирак).

 

Почтмейстер XIX века оказался не прав: зеленые собаки есть.

Не верите? Но вот сообщение из серьезной итальянской газеты «Паэзе сера». Весной 1984 года в Италии, в городке Рефранкоре в области Пьемонт, у одной собаки родились полдюжины щенков. Пять из них — черно-белые, а шестой… зеленый. Через 25 дней после рождения зеленая окраска шерсти щенка стала еще более интенсивной. Ученые объясняют это редким генетическим изменением…

 

 

Гиена (Африка).

 

В собаководстве и поныне возможно использование волка при выведении новых пород; такие опыты проводились, хотя и не получили широкого распространения. Полезным оказывается периодическое «вливание кровей» волка ездовым собакам, что довольно широко практикуется народами советского Севера.

Что же касается прирученных волков, то здесь следует сделать существенную оговорку: ручной волк — это еще не собака, а прирученный хищный зверь, реакцию которого нельзя предугадать. И общение таких зверей с людьми (кроме как с дрессировщиком), особенно с детьми, абсолютно недопустимо. Недаром в русском народе сложилась пословица «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит!»

 

«С каждым годом самолеты перевозят все больше пассажиров и грузов. Животные, с одной стороны, вроде бы все-таки пассажиры, но с другой — летают грузовыми самолетами. Конечно, на долю слонов, львов, леопардов, крокодилов, удавов, лягушек и прочей живности приходится лишь малая часть воздушных перевозок, однако часть достаточно своеобразная.

Для перелетных зверей в Орли, аэродроме близ Парижа, есть особое отделение, естественно, со своими складами. Как-то ночной сторож, заступая на смену, услышал, как в одной из клеток кто-то жалобно скулит. Решив, что бедная собака исстрадалась по прогулке, сторож открыл дверь, нацепил псу ошейник и погулял с ним четверть часа. Утром, собираясь домой, сторож навестил ночного приятеля. На клетке была такая надпись: «Сибирский волк, особо опасен. Не приближаться».

Газета «Монд», Франция.

 

Волк, хоть и предок собак, плохой их родственник. Ибо все волки ненавидят собак лютой ненавистью и охотятся за ними, словно специально желая отомстить за переход на сторону человека. В некоторых районах Сибири на деревенских улицах бывают случаи похищения волками домашних псов прямо с крестьянского двора, чуть ли не на глазах у вооруженных охотников.

Ненависть — «оборотная сторона любви». И нет ничего удивительного в том, что собаки иногда скрещиваются с волками, а в результате получается потомство со смешанными признаками. Типичный пример — «герой» повести Джека Лондона Белый Клык, который лишь на четверть был собакой.

В жизни человека одомашнивание (доместикация) животных играло, как известно, огромную роль. Первым таким домашним животным, по общему мнению ученых, стала именно собака.

Целенаправленное разведение собак на научной основе началось фактически только с середины прошлого века. До этого времени собаки разных пород часто произвольно скрещивались между собой. Записей об этом, как правило, никаких не велось, если не считать дошедших до нас сведений о породном разведении собак в буддийских монастырях. Чистокровного племенного разведения канисов фамилиарисов, в современном понятии, не существовало.

 

Тем не менее, некоторые породы — пудели, таксы, борзые и другие — настолько сохранили свой характерный тип, что зачастую можно без труда определить, на «базе» каких пород сформировались те или иные современные собаки, даже проследить их предков, в общих чертах конечно, вплоть до самых древних времен.

Породы собак существенно различаются по окрасу шерсти, строению тела, форме головы, а также резко — по росту и весу.

 

 

Под овчарками понимают группу собак, отличных от догообразных по происхождению, способных не только охранить и защищать стадо, но и имеющих своеобразный пастушеский инстинкт.

 

Пастушеский инстинкт эти собаки передают по наследству.

Собак этой породной группы легко приучить к подгонке животных, собиранию, сдерживанию и другим приемам, помогающим пастуху управлять стадом.

Предком этих собак считается индийский волк и ископаемая собака бронзового века. Собаки, полученные в результате этого скрещивания, очень напоминали по своему типу паек и имели несколько разновидностей, которые в дальнейшем образовали ряд самостоятельных пород.

Самой распространенной породой овчарок является немецкая овчарка, которую с конца XIX века начали использовать в качестве розыскной и военной собаки. Эта порода быстро распространилась по земному шару. Как свидетельствует само название породы, родина немецкой овчарки — Германия.

Собака отличается крепким телосложением и красивым экстерьером. Шерсть гладкая, полудлинная, хорошо защищает от капризов погоды.

Взгляд умный, живой, движения эластичны, пружинисты, сдержанны. Масть у немецкой овчарки оттеночная, наиболее часто встречающаяся — рисунчатая, хотя существуют и пятнисто-серые и черные особи. Собак белой масти в Европе не разводят, однако в Америке такие экземпляры чрезвычайно популярны.

Немецкая овчарка — самая известная, самая распространенная в мире и самая разносторонняя служебно-сторожевая собака. Она бдительна, смела, исключительно активна и подвижна. Очень восприимчива, сравнительно легко обучается выполнению любой задачи. Обладает высокой работоспособностью. На редкость хорошо развиты у собаки слух и нюх. Гармоничное сочетание многих положительных качеств собаки позволяет использовать ее в самых различных целях.

 

Веди себя правильно

 

 

Некоторые породы собак (с небольшими изменениями) разводятся на протяжении тысячелетий. Такие древние породы, как мексиканские собачки чихуахуа, спаниели, японские хины, насчитывают около шести тысяч лет существования. Но многие породы собак сформированы человеком за последние пять — десять столетий.

Как объяснить появление за относительно короткий исторический период — примерно за 30—40 тысяч лет — рядом с человеком собачьего многообразия? Как мог от дикого зверя, волка за какие-нибудь несколько тысячелетий, а то и столетий быть создан добродушнейший и веселый пудель? Или крошечный тойтерьер? Или преисполненный заботы о любом попавшем в беду человеке величественный сенбернар?

 

«Как подтверждают археологические раскопки, еще пять тысяч лет назад, в эпоху неолита, люди и собаки совместно обитали в Евразии, Африке и Северной Америке, причем собаки выполняли функции охотников и сторожей, пасли и охраняли стада овец. Они, по-видимому, очищали от отбросов деревни, а порой и сами шли в пищу. Изолированные поселения служили прекрасными лабораториями, где начались самые длительные в истории человечества эксперименты по выведению новых пород. Работая с собаками, убыстряя естественный отбор путем выборочного скрещивания с использованием диких волков или шакалов, «генные инженеры» древности довольно быстро вывели новые породы собак. Так, северные разновидности, маламуты и лайки, сохранили многие из своих примитивных волчьих инстинктов. Египетская гончая, предшественница серой гончей и салуки, возможно, унаследовала стройность и узкую голову от золотистого шакала Африки и Азии.

К началу известной нам исторической эпохи уже существовали прототипы всех нынешних разновидностей собак — ездовые, охотничьи, терьеры и крошечные комнатные собачки. С развитием связей между общинами собаки стали предметом купли-продажи, их дарили как сувениры. Странствующие купцы и путешественники, обнаружив в каких-либо отдаленных селениях интересные разновидности собак, брали их с собой, чтобы дома скрестить с местными породами».

Журнал «Дискавер», США

 

 

Лукас Кранах Старший. «Катарина Мекленбургская», 1514 год. Дрезденская галерея.

Лукас Кранах Старший. «Генрих Набожный», 1514 год. Дрезденская галерея.

 

Сохранению чистоты некоторых пород собак — афганских борзых, например, — способствовала их географическая изоляция. Другие же породы (взять тех же пекинесов) своей чистотой обязаны, прежде всего, содержанию в особо изолированных условиях. Так в чем же секрет процесса одомашнивания животных, в частности собаки?

Определенный ответ на этот вопрос был дан академиком Д.К. Беляевым в итоге многолетних специальных исследований в области доместикации животных в экспериментальном центре Сибирского филиала Академии наук СССР в Новосибирске. Ученый применил при этом особый метод — отбор животных по поведению, предположив, что подобный отбор человек вел бессознательно на самых первых этапах одомашнивания диких животных. В процессе приручения злобные звери либо не выживали в неволе, либо оказывались не в состоянии размножаться. К тому же и сам человек, конечно, предпочитал иметь у себя в хозяйстве миролюбивых и управляемых животных, способных приносить приплод.

 

 

Афганская борзая.

 

Свою гипотезу Беляев решил проверить на серебристо-черных лисицах, исходя из посылки, что особый отбор «на хорошее отношение» к человеку ускорит процесс одомашнивания и поможет понять его механизм. Многолетние эксперименты и наблюдения полностью подтвердили гипотезу ученого. Они доказали влияние отбора по поведению на ускорение темпов изменения не только поведения и внешних признаков, но и ряда физиологических функций животных: сезонности и периодичности размножения, сроков линьки, плодовитости.

 

 

Титульная гравюра из немецкого журнала «Роскошь и моды», 1801 года. Том 16.

 

В результате была создана популяция численностью около трех тысяч голов домашних лисиц с поведением, весьма похожим на собачье. Именно домашних, а не прирученных; у них от рождения отсутствует страх перед человеком. Какая-либо дрессировка в ходе эксперимента не применялась.

Д.К. Беляев назвал это дестабилизирующим отбором.

 

 

Древнеперуанская статуэтка «чинча-бульдог» (вверху); черепа: современного пекинеса, древнеперуанской собаки, современного французского бульдога; породы с сильно сокращенным черепом — «бульдожий тип» — возникли параллельно во многих областях Земли; пекинес и французский бульдог (внизу).

 

Пекинес.

 

Тут надо пояснить, что естественный отбор стабилизирует внешние признаки и физиологию вида, наилучшим образом приспосабливая его к жизни в определенных природных условиях. И эта стабильность не дает проявиться генетической изменчивости, сдерживает, как бы усыпляет ее, ибо всякое изменение есть отклонение от нормы, и оно неизбежно нарушит физиологический гомеостазис (стабильное состояние организма).

А селекция по поведению меняет среду обитания животного — вводит в нее человека — и тем самым ломает физиологические преграды, меняет гормональные соотношения, и дремавшая было, изменчивость начинает действовать. Это не возникновение новых мутаций, а включение в работу генов, изначально имеющихся в генотипе, но до поры молчавших, скрывавших свой потенциал. Лисицы как бы вырвались из смирительной рубашки физиологического гомеостазиса. Таков этот эксперимент — единственный в своем роде, раскрывший один из важнейших механизмов эволюции и осветивший ее перспективы.

Академик Беляев считает, что дестабилизирующий отбор значительно ускоряет темпы эволюции. Он проявляется, когда в среде обитания возникает сильно действующий стрессовый фактор. Для животных, в частности для лисиц, таким фактором стал человек, приручавший их. Ну, а поскольку сам человек тоже испытывает действие стрессовых факторов, то это может коснуться и его наследственной изменчивости. В общем, тут есть над чем подумать в плане дальнейшей эволюции жизни на Земле…

Все породы собак создавались и создаются человеком соответственно его потребностям. Естественно, что какие-то породы исчезают, на их месте возникают новые, более приспособленные к изменяющимся потребностям человека. Как только отпадала необходимость в использовании той или иной породы, последняя прекращала свое существование. Так, например, исчезла русская брудастая борзая, не выдержавшая конкуренции с русской псовой борзой. В то же время появлялись новые, нужные человеку породы. И процесс этот, естественно, обращен в бесконечность.

Совсем недавно, например, в ФРГ была выведена новая порода собак под названием евразиец путем скрещивания чау-чау и вольф-шпица. А в ЧССР создана специальная порода для медицинских исследовательских целей — так называемая собака Горака.

 

 

Длинношерстная, так называемая старонемецкая, овчарка.

 

Ныне в мире насчитывается 300—400 различных пород собак. (Под породой понимают группу собак, имеющих общее происхождение и характерные, сходные, передающиеся по наследству особенности служебных качеств и экстерьера. Численность животных внутри породы должна быть достаточной, обеспечивающей ее дальнейшее разведение без применения родственного спаривания и скрещивания с другими породами.).

Конечно, во всех странах представлены не все существующие породы. Даже в самых «собаколюбивых» государствах обычно встречается лишь около четверти имеющихся в мире пород. Это объясняется тем, что большинство пород распространено только в районах их происхождения и территориально примыкающих к ним странах.

В нашей стране племенное собаководство было подорвано в годы гражданской и Великой Отечественной войн, хотя в последнее время в этой области достигнуты определенные успехи. Создано несколько новых пород и породных групп собак: московская сторожевая, длинношерстный тойтерьер, черный терьер, восточноевропейская овчарка, выведенная на основе немецкой овчарки. За десятилетия селекционной работы с этой породой советские собаководы заметно изменили многие стати немецкой овчарки.

 

 

Московская сторожевая — одна из пород служебных собак, выведенных советскими селекционерами путем скрещивания добродушного сенбернара со свирепой кавказской овчаркой.

 

Сочетание громадной физической силы сенбернара со злобностью кавказской овчарки, тоже отличающейся крупными размерами, позволило получить исключительно сильную, с густым шерстным покровом и могучей мускулатурой собаку.

 

 

Восточноевропейская овчарка — собака выше среднего роста, крепкого и сухого сложения, с вытянутым туловищем.

 

Это живая, подвижная, хорошо дрессирующаяся для различной службы собака с плавными и мягкими движениями, обладающая большой силой и выносливостью. В последнее время подобные собаки в СССР, стали называться немецкими овчарками восточноевропейского типа.

 

 

Керриблютерьер.

 

Русская псовая борзая — прима-балерина охотничьего собаководства.

 

Ни одна порода собак не может соперничать с русской псовой борзой в грациозности и благородстве.

Утонченность и изысканность движений, преданность хозяину и ласковое отношение к людям снискали большую популярность этой породе среди поклонников прекрасного. Русские борзые хорошо переносят содержание в домашних условиях, однако борзой нужна охота, во всяком случае, ей необходимы выгулы в лесу, в поле.

В Советском Союзе русская псовая борзая используется как ловчая собака для охоты на русака, лисицу, волка и мелких копытных, а также как чисто спортивная собака на собакодромах по искусственному зайцу.

Экстерьер русской псовой борзой, своей красотой завоевавший внимание любителей охотничьих собак всего мира, общеизвестен.

В настоящее время количество русских псовых борзых в СССР составляет более 1500 особей.

В последние годы поголовье русских псовых борзых постепенно растет: увеличивается среди них и число собак, получивших дипломы на полевых испытаниях.

Разведение русских псовых борзых в Советском Союзе стоит на высоком уровне. Оно основывается на экстерьерных смотрах-выставках и выводках и на проверке рабочих, охотничьих качеств собак на полевых испытаниях.

Общий вид современной русской псовой борзой сочетает в себе силу и элегантность. Крупные особи достигают 90 сантиметров в холке. Богатая, нарядная шелковистая шерсть весьма разнообразна по колеру, от белого до черного, встречаются одноцветные особи, но чаще собаки бывают пегие. Голова борзой длинная, сухая, узкая в черепной части, с крупными выразительными глазами и маленькими подвижными ушами.

Корпус близок к квадрату. Линия спины образует пологую дугу. Конечности сухие, с хорошо выраженной мускулатурой.

Старинная отечественная порода борзых собак была выведена окончательно в XV веке путем скрещивания восточной татарской борзой и крупной травильной лайкообразной собаки русского Севера. Начиная с XVII века, к породе приливались крови других борзообразных собак: польского харта, грейхаунда и других. Породообразование русской псовой борзой успешно закончилось более столетия назад.

 

Настало время подумать о выращивании специфически русских, советских пород собак на экспорт — как это имеет место в отношении лошадей. Скажем, кавказская овчарка вызывает большой интерес у собаководов в Польше, Чехословакии, ГДР, ФРГ, США, других странах. Однако вывоз собак этой породы из нашей страны — равно как и некоторых других — запрещен.

 

 

Тойтерьер.

 

Ныне в Советском Союзе насчитывается до 70 пород канис фамилиарис, в том числе около 30 — типично национальных пород и породных групп.

Ежегодно в Москве и других городах страны проводятся выставки декоративных, служебных, пастушеских и охотничьих собак. Особый интерес представляют осенние испытания борзых в Ставрополе, на юге России. Их организует общество Росохотрыболовсоюз, объединяющее российских охотников и рыболовов.

На крупнейших в СССР выставках Московского городского общества любителей собаководства обычно выставляется до 40—45 пород. Но при этом надо учесть: охотничьи служебные собаки специального назначения на этих выставках обычно отсутствуют. Они выставляются на специализированных ежегодных выставках.

К сожалению, до сих пор отсутствует единая система пород собак. Одна из причин: Международная кинологическая федерация, созданная еще в 1911 году, до сих пор не в состоянии разработать единой систематики пород, ибо ей не удается объединить взгляды отдельных национальных кинологических союзов. В настоящее время установлены стандарты лишь на 282 породы собак.

Впрочем, с точки зрения собаковода-любителя нет особой необходимости подробно знать происхождение породы, важнее иметь правильное представление о ее свойствах, особенностях характер.

 

 

Древнейшие страницы

 

 

В хижинах неолита

 

 

Древнейшие страницы истории погребены в земле. Первыми их «прочитывают» археологи. При раскопках на берегах североевропейских рек и озер наряду с большим количеством створок раковин были обнаружены окаменевшие останки ископаемой собаки, относящиеся к раннему неолиту.

Некоторая выпуклость височных костей и укороченная морда характеризуют ископаемую собаку как домашнее животное. Сравнительные измерения костных останков показали, что предками пожирателей раковин были волки.

К числу древнейших ископаемых домашних собак принадлежит и небольшая, похожая на шпица, так называемая болотная или торфяная собака. Название это ей дали потому, что черепа таких собак часто находили в залежах торфа.

Округлые небольшие черепа предка шпица были обнаружены при раскопках свайных поселений, которые устраивали люди 20—30 тысяч лет назад на отмелях рек, озер и даже на побережье Балтийского моря. Попасть в эти поселения — островки безопасности древнего мира — собака могла только вместе с человеком, что, несомненно, свидетельствует о ее одомашнивании.

Кости торфяной собаки, которая появилась позднее «раковинной», — тоньше, костяк легче. Но морда короче, череп более выпуклый. У батаков, жителей Северной Суматры, и по сей день, содержатся круглоголовые собачки, похожие на древних торфяных. Они — прекрасные сторожа и, подобно шпицам, отличаются живостью характера. Ловко взбираются в хижины батаков по высоким приставным лестницам (дома этот народ сооружает на сваях, подобно древним жителям Прибалтики). И так же, наверное, как и древние торфяные собаки, их «собратья» в северосуматранских свайных поселках в случае очень серьезных сбоев в поставках продовольствия употреблялись хозяевами в пищу.

Многие исследователи полагают, что от древних свайных собак произошли не только шпицы, но также шнауцеры, пинчеры и терьеры.

 

 

У-у-у! Подлый изменник!

 

При раскопках в районе Ладожского озера в свайных постройках эпохи неолита ученый-археолог, профессор А.А. Иностранцев обнаружил более крупные и несколько видоизмененные скелеты торфяных собак. По мнению советских кинологов, эти собаки представляли собой продукт целенаправленного отбора и, возможно, скрещивания. Они — наиболее вероятные предки северных волкообразных пастушеских пород собак.

Люди с давних времен стали изображать собак сначала на скалах, затем на фресках, картинах, вазах, запечатлевали в дереве, глине и камне.

Летом 1983 года в нашей стране на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС в Саянском каньоне Енисея были обнаружены наскальные изображения эпохи бронзового века. На каменной плите древний художник изобразил фигуры людей, животных, повозки. Люди в грибообразных шляпах и без оных, с луками, вероятно охотники, преследуют круторогих козлов, которых загоняют собаки. Судя по изображению — загнутые хвосты, остроконечные уши торчком, то были лайковидные животные.

Следовательно, своими «корнями» уходит в неолит и такая хорошо известная порода собак, как лайка.

В эпоху неолита на территории современной Восточной Сибири водились и договидные собаки. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки, изображающие договидных собак — спутников людей древних сибирских племен, следы обитания которых были обнаружены на горе Туран, исчезнувшей в глубинах Красноярского водохранилища. Туранские писаницы — такое название получили эти наскальные изображения — относятся к четвертому-первому тысячелетиям до нашей эры.

 

«Собаки вошли в человеческое общежитие не как безответственная скотина, а как активный сотрудник во время охоты и при охране имущества».

С. СТАРИКОВИЧ, публицист.

 

Типичной собакой периода неолита можно считать упоминавшегося уже австралийского динго, охотничью собаку аборигенов Австралии.

 

 

Вожак упряжки на привале.

 

Черепа болотного шпица и современного (вверху); вольф-шпиц (волчий шпиц), лайка и чау-чау.

 

К бронзовому веку относят так называемых пепельных или зольных собак: их черепа обнаруживают в зольных остатках древних жертвенных костров. Очевидно, пепельная собака была охотничьей, и ее приносил в жертву как большую ценность первобытный охотник, умилостивляя этим свое божество для удачной охоты.

Черепа пепельных собак, существовавших четыре-пять тысяч лет до нашей эры и по своей форме напоминающих череп современных гончих, в большом количестве найдены на территории СССР.

К той же эпохе относится и так называемая бронзовая собака, от которой, как полагают, произошли немецкая, шотландская и некоторые другие овчарки.

 

 

Среднеевропейское поселение 3-го тысячелетия до н. э. (неолит). Иллюстрация из книги «Люди древних времен» З. Буриана.

 

На северо-западе Европы, в горах Скандинавии, в слоях почвы, датируемых пятым-четвертым тысячелетием до нашей эры, до сих пор находят скелеты элькхунда, «лосиной» собаки, с которой охотились люди каменного века. Элькхунд, лайковидная мощная собака с массивным костяком, сохранилась в почти неизменном виде и до наших дней. Мастью она схожа с немецкой овчаркой, которая, возможно, находится с элькхундом в ближайшем родстве.

Итак, по мнению ученых, одомашнивание человеком собаки началось десятки тысяч лет назад, в каменном веке. А почему не раньше? Или отчего не позже вдруг пришло в голову нашему древнему предку подобрать волчьих щенков и, вместо того чтобы съесть добычу, приняться выкармливать их молоком, приютить у костра, воспитывать как союзника и друга?! Одним словом, заниматься явной благотворительностью, проявив при этом определенную дальновидность, можно сказать, прозорливость, склонность к «научному прогнозированию»…

В своде законов Древнего Рима еще за пятьсот лет до нашей эры было зафиксировано: «тот сделал, кому выгодно». Этот постулат и по сей день лежит в основе любого серьезного расследования.

Домашнего пса сотворил человек, осознав свою выгоду. Именно тогда в жизни человека произошел качественный скачок. Данный рубеж был своего рода началом новой эры асе-го людского рода: на смену неандертальцам пришел человек так называемого кроманьонского типа — дальний родственник современного человека.

С появлением кроманьонца, «гомо сапиенса», человека разумного, происходит дальнейшее усложнение форм общественной жизни, укрепление первобытных стоянок, увеличение числа их обитателей. И естественно, совершенствование методов охоты и охотничьих снастей, ибо рост числа кроманьонских душ требовал увеличения отловленных голов дичи. А развитое скотоводство еще отсутствовало.

 

 

Различные породы домашних собак произошли от волков посредством направленной человеком эволюции.

 

Искусственная изоляция обеспечивает сохранение этих подвидов.

Слева (вверху): афганская борзая, бельгийская овчарка, длинношерстная такса, папильон.

Справа (внизу) различные виды борзых возникшие путем естественной изоляции, генетически отделенные друг от друга: гривистый волк, красный волк, кустарниковая собака, фенек.

 

Неандертальцы оставили нам немало наглядных свидетельств своей жизни: «картинные галереи» на стенах пещер, рисунки и гравюры на орудиях охоты и труда, предметах быта. Здесь портреты неандертальских современников из числа родных и знакомых, сцены охоты и сражений, изображение дичи, истребляемой в значительном множестве: мамонтов, бизонов, туров, носорогов. И различных хищников: львов, медведей, волков.

В неандертальских «вернисажах» нет только изображения собак. Потому что у неандертальца их просто не было. Собака неандертальцу была не нужна: древние люди и без их помощи одолевали неуклюжего мамонта, добывая сразу гору питательного высококалорийного продукта. Но вот, когда из рациона питания исчезли мамонты, европейские бизоны, длинношерстные носороги и большинство туров, кроманьонцам пришлось переключаться на быстроногую дичь — антилоп, лошадей, оленей. И здесь-то появление собаки стало исторической необходимостью. Собака, как уже отмечалось, стала самым первым домашним животным человека и помогла ему одомашнить других животных.

Именно она сделала возможным появление развитого скотоводства. Она собирала стадо и охраняла его от своих кровожадных предков — волков. Развитие скотоводства в свою очередь привело к появлению земледелия: обеспеченный прирученным и надежно охраняемым мясом, гомо сапиенс мог подумать о хлебе насущном, заняться его выращиванием. (Конечно, все это — упрощенный вариант эволюции.)

Другой наиважнейший момент: еще в полудиком состоянии, следуя за человеческой ордой, собаки своим лаем предупреждали людей в пути и на стоянке о приближении опасных врагов или хищных зверей. Собака раскрепощала человека от страха перед неизвестностью.

А поскольку научный мир до сих пор не может объяснить, почему на смену неандертальцам пришли кроманьонцы, я выдвигаю свою гипотезу: может быть, именно собака и сотворила человека разумного, собаколюбивого?! А неандерталец — это гомо сапиенс, у которого не было собаки?… Ведь сказал же по этому поводу академик И.П. Павлов: собака сделала человека человеком.

С тех пор как люди начали обретать чувство коллективизма, у них возникла эмоциональная и интеллектуальная потребность знакомиться ближе с другими животными. Это проявилось и проявляется в поведении человека по отношению ко всем живым существам, начиная с собаки и кончая слоном. Но чаще всего это обращено именно к собакам, которые по своей натуре более других расположены, понять человека или, по крайней мере, разрешить ему проявлять свои чувства.

 

 

…Было такое.

Дорогою древней,

Глядя на эти же звездные блики,

Тихо брели к первобытной деревне

В шкурах охотник

и пес полудикий.

Лес им не страшен —

ведь стало их двое!

Объединились,

друг другу поверя,

Чтоб защититься от волчьего воя,

Прачеловек

и подобие зверя…

Время течет,

изменяются взгляды.

Кто-то неумный сказал,

что он вреден —

Пес,

к батарее таскавший снаряды

И защитивший меня от медведя.

Я перед ними в долгу буду вечном.

И не понять тем, кто мыслит иначе,

Что человеку,

чтоб стать человечней,

Преданность надо увидеть собачью.

Как я хочу,

чтоб в грядущем столетье,

Так же как мы,

средь осеннего мрака

Шли по тропе

под созвездьем

вот этим

Двое друзей — человек и собака.

 

Д. НАРТОВ. «Человек и собака»

В эпоху неолита человек разумный от стадного образа жизни охотника и собирателя перешел к оседлому существованию: стал разводить животных и выращивать растения. А помогла человеку в этом собака. Человек перед нею в вечном долгу. Это не информация к размышлению. Это информация к действию. В пользу собаки, разумеется.

Вот как описывает вероятный случай одомашнивания щенка К. Лоренц:

 

«Вполне вероятно, что какая-то женщина, а то и маленькая девочка, играя в «дочки-матери», подобрала осиротевшего щенка и вырастила его в своем доме. Бедняжка, наверно, скулил и плакал, но никто не обращал на него внимания — в те дни чувствительность была людям несвойственна.

Но вот мужчины уплыли на охоту, а женщины занялись рыбной ловлей. И почему бы вам не вообразить, что маленькая девочка обитателей озерной хижины отправилась туда, откуда доносилось жалобное повизгивание, и в конце концов обнаружила в земляной пещерке крохотного щенка, который бесстрашно заковылял к ней навстречу и принялся лизать ее протянутые руки.

Мягкое, круглое, пушистое существо, без сомнения, пробудило в этой маленькой девочке каменного века такое же стремление таскать его на руках и нянчить, какое мы наблюдаем у маленьких девочек нашей собственной эпохи, ибо порождающий его инстинкт материнства не менее древен, чем сам человек.

Вернувшись домой, родители девочки с удивлением и без особого восторга обнаруживают там сонного объевшегося шакаленка. Родительское сердце даже в каменном веке все-таки не могло быть настолько уж каменным, и щенку разрешают остаться в доме. Благодаря сытному и обильному корму он быстро растет, становясь большим и сильным. Тут его пылкая любовь к девочке начинает претерпевать изменения, и, хотя отец, глава семейства, не обращает на собаку внимания, она постепенно отдает свою привязанность уже не ребенку, а взрослому. Другими словами, наступает момент, когда щенок, будь он на воле, ушел бы от матери.

До сих пор в жизни нашего щенка девочка играла роль матери, но теперь отец занимает для него место вожака стаи, которому рядовой член стаи обязан непоколебимой верностью. Вначале мужчине эта привязанность только досаждает, однако вскоре он осознает, что на охоте такая прирученная собака будет гораздо полезнее полудиких шакалов, которые держатся на берегу возле поселка, но по-прежнему боясь человека, нередко убегают именно в тот момент, когда им следовало бы задержать затравленную дичь. Да и к дичи прирученная собака относится куда бесстрашнее, чем ее дикие собратья, так как ее юность прошла в безопасности человеческого жилья, и ей не пришлось на опыте познакомиться с клыками и когтями крупных хищников. Вот так собака вскоре становится постоянным спутником мужчины, к немалому огорчению девочки, которая видит теперь своего бывшего питомца, только когда ее отец возвращается домой, — а в каменном веке отцы отлучались из дому очень надолго.

Однако весной, в ту пору, когда шакалы щенятся, отец как-то вечером входит в дом, таща на плече мешок из невыделанной шкуры, в котором кто-то копошится и повизгивает. Он раскрывает мешок, и девочка подпрыгивает от радости, потому что на пол выкатываются четыре меховых шарика. Только мать недовольно морщится, считая, что хватило бы и двух…»

 

 

Разумеется, могли быть тысячи других вариантов вхождения канидаэ и их детенышей в орбиту человеческой жизни. Тем более что приручение домашних животных проходило в различных частях земного шара, разумеется, не одинаково, а в зависимости от форм экономических и общественных отношений человеческого общества.

Лошадь, корова, овца и прочие, истинно домашние животные по сути дела — пленники, прирученные с помощью принуждения. Иное дело — собака. Это самое уникальное творение человека, стоящее особняком во всем животном мире. Ибо собака — не зверь. Она может озвереть от дурного воспитания или участи, однако никогда полностью не откажется от своего создателя — человека.

 

 

Вот какая у меня замечательная собака!

 

Мой сосед Юрий Алексеевич, хозяин бравого эрдельтерьера по кличке Илюша, считает, что даже термин «животное» применительно к собаке звучит унизительно. Действительно, ее нельзя считать таким домашним животным, как, скажем, свинья или гусь.

Правда, собака — почти полноправный член семьи — в давнем историческом прошлом иногда употреблялась человеком в пищу. Но люди делали это, лишь исчерпав все другие возможности добычи пищи. (И поступали так не только с собаками.)

Мясо собак и по сей день остается лакомством у некоторых народов, например у корейцев. Я в этом как-то убедился сам, посетив корейский колхоз на юге Сахалина.

Впрочем, иногда именно собачье мясо спасало людей от неминуемой смерти. Так было, например, в экспедиции Руальда Амундсена к Южному полюсу в 1911 году. Заранее запланированные в меню котлеты из собачатины позволили норвежскому исследователю успешно достичь полюса и благополучно вернуться назад.

Существует выражение: «Собаку на этом деле съел». То есть стал большим специалистом в чем-либо. Откуда и как возникло это выражение? Трудно сказать: может быть, тот, кто его создал, тоже участвовал в покорении какого-нибудь полюса?

 

 

Бобтейль — английская пастушья собака: «Перед рингом нужно сохранить начес».

 

Известный мореплаватель и путешественник Джеймс Кук, посетивший в 1769 году остров Таити в Тихом океане, писал: «Главная пища островитян — овощи; туземцы поглощают их в огромном количестве. Туземцы приручили свиней, птиц и собак. Мясо последних они научили нас употреблять в пищу, причем кое-кто пришел к выводу, что это блюдо уступает лишь английскому ягненку. Надо отметить, что собаки Южных морей питаются овощами…»

Бывает, что в экстремальных условиях и сегодня собачатина идет в ход. Иногда встречаются в зарубежной прессе сообщения, что собак употребляют в пищу бедняки. Так, бельгийский журнал «Вуф» недавно опубликовал материал о семье неких Монье, жителях французских Вогезов. Оставшись без работы, папаша Монье, дабы прокормить жену и пятерых детей, перешел на рацион из отловленных им кошек и собак. Это, конечно, исключение, ведь обычно цивилизованные люди собак не едят: как-никак друзей пожирать не принято.

Как же началась дружба человека и собаки? Вот что рассказывает об этом одна из легенд австралийских аборигенов. Вскоре после создания мира глубокая пропасть рассекла землю пополам. На одной стороне пропасти оказались люди, на другой — животные. Все четвероногие ничего не имели против подобного разделения. Все, кроме собаки. Она подбежала к краю пропасти и принялась жалобно скулить и выть. Человек услышал ее, подошел к пропасти и увидел мольбу в глазах собаки. «Прыгай!» — сказал он. Собака прыгнула, однако расселина оказалась слишком широкой, лишь передними лапами удалось ей уцепиться за край обрыва. Собака залаяла, пытаясь вскарабкаться вверх. Человек подошел, схватил ее за шиворот, вытащил из пропасти и поставил рядом с собой. «Отныне ты навсегда станешь моим спутником!» — сказал он собаке.

У разных народов мира существуют различные предположения, объясняющие причины неразрывного единства человека и собаки.

На Мадагаскаре мне рассказали в этой связи такую легенду.

«Посадил как-то старый Рангахи тыквы на маленьком островке посреди кишащей крокодилами реки. Никто до него не бывал еще на этом островке, никто не осмеливался даже войти в реку. У Рангахи же был фаниди — талисман от крокодилов, поэтому он их не боялся.

И вот однажды утром отправился Рангахи полоть свои тыквы. Только влез он в воду, как Крокодил сцапал его и потащил на дно. Голодный был Крокодил, талисман на него не подействовал.

Случайно пробегала мимо Собака. Увидела она, как схватил Крокодил Человека. Решила Собака обмануть Крокодила и говорит ему:

— Эй, приятель! Возьми меня в компанию, очень уж есть хочется!

— Ну что ж, — отвечает Крокодил, — плыви сюда, съедим добычу вместе!

На это Собака ему отвечает:

— Спасибо, дружище! Только плавать-то я не умею, тащи лучше добычу сюда!

Согласился Крокодил, но предупредил Собаку:

— Смотри, — говорит, — чтобы не сбежал человек-то!

— Что ты! — отвечает Собака. — Где же это видано, чтобы еда изо рта убегала!

Вытащил Крокодил Рангахи на сушу, отдал Собаке, а та тотчас же отпустила Человека.

— Возвращайся, — говорит ему Собака, — живой да здоровый к жене своей, к деткам!

С тех пор и полюбил Человек Собаку».

Характерно то общее, что объединяет оба варианта — австралийский и мадагаскарский: признание изначальной и бескорыстной любви собаки к человеку.

 

«Великое благо — верить. И любить. Собака без такой веры — уже не собака, а вольный волк или (что хуже) бродячий пес. Из этих двух возможностей выбирает каждая собака, если она перестала верить хозяину и ушла от него или если ее выгнали. Но горе той собаке, которая потеряет любимого друга — человека, будет его искать, ждать. Она тогда уже не сможет быть ни вольным волком, ни обыкновенным бродячим псом, а останется той же собакой, преданной и верной потерянному другу, но одинокой до конца жизни».

Г.Н. ТРОЕПОЛЬСКИЙ. «Белый Бим Черное Ухо»

 

…Говорят, в собаке человек нашел друга. Я бы сказал иначе: в собаке человек сотворил себе друга.

 

На службе фараонов

 

 

Древнеегипетские фрески, каменные барельефы, слоновая кость запечатлели охотничьих гладкошерстных собак типа легавых, а также мощных сторожевых псов типа мастифов. Были у египтян собаки с висячими и стоячими ушами, с однотонным окрасом и пятнистые, напоминающие современных далматских собак.

 

 

Это настолько редкая собака, что мне не удалось сфотографировать ее ни в нашей стране, ни в целом ряде стран Европы, которые довелось посетить.

 

Пришлось взять ее изображение на почтовой марке африканской страны Мозамбик. И собака эта — типично африканская по происхождению.

Ее имя — басенджи.

Известно, что басенджи водились, болев 5 тысяч лет назад в Древнем Египте.

Судя по рисункам на стенах погребальных камер египтян, это были небольшие собачки с закрученным штопором хвостом, бойкие на вид. Они отличались тем, что никогда не лаяли. Другой особенностью каждого басенджи, как свидетельствуют древние папирусы, была исключительная чистоплотность: басенджи вылизывает себя словно кошка.

Басенджи издавна высоко ценились и были доступны только аристократам. Их ценили, в частности, за выраженную элегантность и законченность форм. Впоследствии возникло мнение, будто басенджи полностью вымерли.

Однако в конце прошлого века они были обнаружены у некоторых племен банту в Конго. В частности, у племени басенджи; отсюда и название собак.

У африканцев басенджи содержались в полудиком состоянии на полном самообеспечении. Туземцы привязывали своим псам на шею колокольчики и использовали их на охоте. Аборигены называли басенджи «собака, прыгающая вверх и вниз» за способность высоко подпрыгивать в слоновой траве, высматривая дичь.

В 30-х годах XX века басенджи были ввезены в Англию и США, где эти собаки, похожие на грациозных маленьких газелей, быстро стали любимцами горожан: их отличает веселый, но уравновешенный нрав, преданность хозяину и, как уже отмечалось, неспособность лаять.

Это не значит, конечно, что басенджи абсолютно немое существо. Древнеегипетская собачка способна ворчать, производить звуки, похожие на смех, и даже весьма мелодично завывать — «петь», как утверждают любители этой редкой породы.

Однажды на выставке собак в Лондоне произошел беспрецедентный случай: получив за экстерьер большую золотую медаль, трехлетний басенджи с претенциозной кличкой Черчилль внезапно решил нарушить обет пятидесятивекового молчания.

Радостно-взволнованный, он во всеуслышание произнес: — Гав!

Видимо, и в собачьем мире нет правил без исключения…

 

Различные памятники Древнего Египта донесли до нас изображения стрелков из лука с сопровождающими их собаками, которые использовались для нападения и преследования врагов. Возраст этих памятников — 5—6 тысяч лет.

По мнению многих ученых, Египет, Африка — родина всех борзых собак. Во всяком случае, первые изображения борзых с явными признаками одомашнивания появились именно у древних египтян.

 

Особой любовью у египтян в древности пользовалась борзая салюки, выходец из долины Евфрата, страны шумеров. Изображения салюки, обнаруженные на гробницах знатных людей, датируются 2100 годом до нашей эры.

 

Волки (гривистые волки) являются родоначальниками борзых и гончих собак.

 

Судя по древнегреческим описаниям, охота с борзыми долгое время была неизвестна европейцам. Иное дело — Азия: останки похожих на салюки собак ученые находят в современной Сирии, в раскопках поселений шестого тысячелетия до нашей эры.

По мнению некоторых западных кинологов, именно Древний Египет — прародина и афганских борзых, которые в большом количестве содержались на псарнях фараонов, а затем получили широкое распространение на Синайском полуострове и в Восточном Средиземноморье; через древний Иран они попали в Афганистан, который стал их второй родиной.

У советских же кинологов существует мнение, что предками афганских борзых были среднеазиатские борзые тазы.

 

 

Тазы, борзые советской Средней Азии, — редкие и оригинальные собаки, потомки арабских гончих — салуки.

 

По преданию, именно пара египетских борзых представляла весь собачий род на Ноевом ковчеге. Так что если исходить из этой библейской посылки, то все современные собаки — потомки борзых предусмотрительного папаши Ноя…

 

 

Элегантные, утрированно сухие среднеазиатские борзые — продукт многовековой охотничьей культуры.

 

Птицей догоняют эти собаки увертливого пустынного зайца-толая, шуструю маленькую лисичку-корсака, а в недалеком прошлом от лучших тазов не уходили даже быстроногие джейраны. Недаром существует легенда о том, что резвейшие тазы появляются на свет из яйца красной утки-огаря, передавшей собаке скорость своего полета.

Разнообразие климата, степной растительности, грунта в различных областях и краях СССР, да и изменчивость самого объекта охоты — зверя — все это неизбежно вело к разнообразию некоторых запросов охотника к собаке в разных местах, а отсюда, конечно, и к созданию целого ряда разновидностей ловчих собак.

У «азиатов» сильно развиты те же качества, что и у борзых других пород, — резвость, зоркость, поимистость, маневренность (ловкость) на угонках, жадность и злоба к зверю, а также сила и выносливость, позволяющие собаке работать подолгу и настойчивой скачкой брать на измор даже особенно резвого зверя. Но в работе «азиаты» имеют важное отличив от русской борзой: кроме зрения они нередко пользуются и чутьем, могут разыскать зверя по следу, что другим борзым собакам совершенно не свойственно.

Среднеазиатских борзых редко увидишь на выставках. Многие держатели их понятия не имеют о ведении родословных.

Однако они тщательно отводят поколения своих питомцев от лучших полевых собак, жестко выбраковывают медлительных тупиц и ублюдков. Играя важнейшую роль в охотничьем промысле, борзая пользуется у среднеазиатских охотников большим почетом; нередко хозяин держит любимицу в своем жилье и для спанья подстилает ей ковер.

 

Разводили египтяне и декоративных комнатных собачек, считая их лучшим подарком ребенку, в частности малых борзых и левреток. В Древнем Египте собаки в доме каждого египтянина пользовались большим почетом и уважением. Древнегреческий историк Геродот авторитетно свидетельствует: когда в семье египтянина умирала собака, то все домочадцы погружались в глубокий траур. В соответствии с тогдашним обычаем они брили головы и длительное время не прикасались к еде.

Тело усопшей собаки в Древнем Египте подвергалось бальзамированию, его оборачивали тонкими тканями и торжественно относили на специальное кладбище для собак, существовавшее в каждом городе. Сопровождающие лица, все члены траурной процессии горько рыдали и причитали, как это и положено при кончине дорогого члена семьи…

 

 

Левретки.

 

Древний Египет. Анубис — бого-пес.

 

Египтяне даже построили в честь собак специальный город Кинополис, Город Собак. Если кто из обитателей других городов убивал собаку из Кинополиса, жители города считали это достаточным поводом для объявления войны…

И напрасно было пытаться спрятать тело убитой собаки, скажем, закопать в землю — «детективы» из Кинополиса все равно его находили. Вероятно, отсюда и пошло выражение: «Вот где зарыта собака!»

И теперь так говорят, если обнаружат нечто тайное, криминальное или загадочное…

Роль собаки в Древнем Египте отнюдь не ограничивалась чисто утилитарной сферой: охотой, охраной имущества или развлечением подрастающего поколения, египтяне прежде всего относились к собаке как к божеству.

Собачью голову имел достопочтенный Анубис, бог-пес с телом человека, бог мертвых. Его изображения находят на стенах погребальных камер и гробниц, на барельефах. Правда, иногда голову божественного Анубиса именуют шакальей. Но видимо, это не принципиально.

Как правило, собака входила важным непременным элементом в заупокойный культ усопших как страж преисподней и спутник загробного существования душ. Анубис, собакоголовый бог подземного царства древних египтян, конвоировал их души в зал судилища, где он взвешивал сердца усопших, символ души, на специальных весах, используя в качестве разновесов легчайшие пушинки.

Не исключено, что роль собаки в заупокойном культе египтян заимствована у более древней цивилизации. Новейшие результаты исследований древненубийской культуры Керма, существовавшей на севере нынешнего Судана, показывают, что около четырех тысяч лет назад рядом с государством фараонов в долине Нила процветала независимая цивилизация, соперничавшая с могущественными северными соседями. В эпоху Нового царства Нубия была завоевана египтянами. Но к этому времени ее самобытная культура уже испытала влияние египетской, и следы древней цивилизации затерялись во тьме веков.

В захоронениях культуры Керма археологи обнаружили хорошо сохранившуюся могилу женщины. В ее правой руке — палка, рядом — веер из страусовых перьев, по левую руку лежал маленький кожаный кошелек, а у ног — молодая собака рыжей масти. Эта собака, точнее, то, что от нее осталось, напоминает басенджи, пастушескую собаку, которая была широко распространена в долине Нила еще 500 лет назад.

 

Равные богам

 

 

Веру в божественную сущность собаки разделяли и многие ученые древности, корифеи точнейших наук.

…Когда древний математик Пифагор возвратился из Египта в родную Грецию, он настоятельно рекомендовал своим последователям держать собаку у рта умирающего, поскольку именно это животное наиболее достойно получить отлетающую душу и навсегда сохранить ее добродетели.

В существование бога в образе собаки некогда верили различные племена Эфиопии. Они усматривали одобрение какого-либо деяния по вилянию собачьего хвоста. Чем активнее было виляние, тем, конечно, богоугоднее деяние…

Вылизывание же псом человека или части его тела, по мнению предков эфиопов, означало великую милость всевышнего, можно сказать, сверхнаграду. И наоборот, злобный лай собаки однозначно трактовался как явное божье недовольство. А рычание пса на подданного могло стоить тому головы…

И по сей день папуасы Новой Гвинеи твердо убеждены, что если гремит гром, то это лают собаки, охраняя границы государства мертвецов, — каждый заблуждается по-своему.

Новогвинейские собаки во всяком случае от этого лишь выгадывают: островитяне весьма их уважают, всюду носят с собой на руках или в мешке за спиной. Правда, собаки на острове Новая Гвинея мелкие, особой тяжестью не отличаются. Догов и сенбернаров на этом острове не водится…

Культ собаки был свойствен и древней Месопотамии, куда еще в незапамятные времена были завезены собаки с Тибетского плоскогорья. О них упоминает клинообразная письменность приблизительно в четвертом тысячелетии до нашей эры.

В период более поздней ассиро-вавилонской культуры собаки применялись для охоты на крупных зверей и использовались в качестве боевых псов, о чем свидетельствуют дошедшие до нас каменные изображения. Мощные мастифы были непременными спутниками царя царей Ашурбанипала в его охоте на львов, которые 2500 лет назад в тех краях еще водились.

 

Древние ассирийцы и вавилоняне считали избиение собаки отвратительным преступлением; среди них утвердилось мнение, что убить человека — меньший грех, нежели скормить собаке дурную пищу. Ибо — заявляли древние мудрецы — «не может дом существовать сам по себе, без овчарной собаки, без домашнего пса».

 

 

Древнегреческая богиня Диана с собакой. Эрмитаж. Ленинград.

 

Хотя оговоримся: существовал у вавилонян в отношении собак и обычай, который сейчас вряд ли может вызвать одобрение. На растерзание собакам швыряли нежеланных детей.

По преданию древних жителей Месопотамии, именно собаке — псу с четырьмя желтыми глазами была поручена охрана важнейшей тамошней «коммуникации» — моста в потусторонний мир, через который надлежало проследовать душе покойника. Регулируя безопасное движение месопотамских мертвых душ, пес облаивал силы тьмы, держа их в надлежащих рамках, не допуская с их стороны никаких злокозненных действий…

И поныне племена Северного Борнео полагают, будто огнедышащая собака охраняет врата рая, обладая за свою верную службу особой привилегией: ей принадлежат все поступающие в рай девственницы.

Образ собаки-«вахтера» потустороннего мира усопших и пастыря их душ имел также свои аналоги в культах древней общественности Греции, Рима, Индии, Ирана, Мексики, других стран.

Еще пример из жизни древнегреческих канисов фамилиарисов: как свидетельствует великий Гомер, только верный пес Аргус сразу признал постаревшего Одиссея, когда тот после долгих лет странствий и похождений вернулся наконец в родной дом и стал наводить там надлежащий порядок.

Вот как это было.

…Медленно продолжали свой путь Эвмей-свинопас с Одиссеем. Наконец приблизились они к дворцу Одиссея. Оттуда неслись звуки кифары и пение. Пир женихов был в самом разгаре. Эвмей и Одиссей, громко разговаривая друг с другом, вошли во двор. Там на куче навоза у самых ворот лежала старая собака Одиссея, Аргус. Едва только услыхала она голос своего хозяина, как насторожила уши. Почуял верный Аргус своего господина, вильнул хвостом и хотел подняться, чтобы броситься ему навстречу, но был уже не в силах двинуться.

Всеми брошенный, старый, он издыхал. Узнал своего верного Аргуса и Одиссей. Слеза скатилась из его глаз; поскорее смахнул он слезу рукой, чтобы не заметил ее Эвмей.

Шевельнулся Аргус и издох. Двадцать лет ждал он своего господина и сразу узнал его, даже под видом нищего.

Так рассказывает Гомер.

 

 

Актеон защищается от напавших на него собак, посланных Дианой (барельеф). Древняя Греция.

 

Область почитания собаки распространилась у древних греков и на небесные сферы. Восход звезды Собаки, Сириуса, знаменовал собой начало нового года у афинян, а собака могучего охотника Ориона в порядке поощрения была превращена древнегреческими астрономами в ярчайшее созвездие на небосводе.

 

 

Фрагмент древнегреческой вазы.

 

И конечно, согласно древнегреческой мифологии, трехглавый адский пес Цербер, на шее которого с грозным шипением шевелились змеи, сторожил выход из мрачного царства Аида, неумолимого брата Зевса, не допуская возврата душ умерших в общество живых людей.

Там, в царстве Аида — по-древнеримски Плутона, — на берегах священной реки Стикса (не путать с Летой!) водились чудовищные собаки. Они сопровождали свиту великой богини Гекаты, которая блуждала безлунными ночами в глубокой тьме по дорогам и у могил, сопровождаемая (помимо стигийских собак) всякого рода привидениями и чудовищами, насылая на спящих людей жуткие кошмары и тяжкие сны. Геката слыла помощницей в колдовстве и по совместительству — против колдовства; чтобы задобрить ее, люди приносили в жертву собак.

Пес рангом ниже Цербера — всего лишь двухголовый, по кличке Орфо, — согласно древнегреческим мифам, пас коров любимца богов Гериона.

Использовали собак боги древних греков и на охоте — взять хотя бы ту же Артемиду, которая превратила в оленя охотника Актеона (он тоже охотился с собаками) за то, что несчастный юноша застал богиню за раздеванием. Суровые, надо сказать, нравы царили в древности!

Кстати сказать, собак Актеона — они тоже ведь таращили глаза на обнаженную богиню! — суровая девственница никак не покарала. Ибо в Древней Греции собака даже у богов пользовалась уважением. Понятно, почему никто в Греции в те времена не удивлялся, когда философ Сократ то и дело клялся собакой, а премудрый Платон считал собаку тоже большим философом…

 

 

На этой монгольской почтовой марке изображена декоративная комнатная собака редкой породы папильон.

 

В переводе с французского это слово означает «бабочка»: ушки собаки, окрас которых — черный, красный или песочного цвета — частично переходит на белую мордочку, напоминают крылья бабочки.

Папильон — это карликовый спаниель со стоячими ушами, выведенный в Испании и Италии в XV–XVI веках. Не исключено, что в формировании породы папильон принимали участие мексиканские собачки чихуахуа.

Разновидность папильонов с висячими ушами во Франции называется «карликовый спаниель с висячими ушами».

Папильон, как считают специалисты, поколениями выращивался с единственной целью — для дамского времяпрепровождения. Известно, что папильоны долгое время пользовались большой популярностью при дворе французских Людовиков. Собачка из породы папильон была любимицей казненной французской королевы Марии-Антуанетты, которая не расставалась с ней до самой плахи.

И ныне папильоны, изящные миниатюрные собаки, словно самой природой предназначенные в спутники человеку городскому, во Франции в большой чести: несмотря на кажущуюся хрупкость, папильон легко переносит резкие смены температур, не боится ни жары, ни зимних холодов.

У папильона длинная шелковистая шерсть; высота в холке собаки составляет 20—25 сантиметров, вес — до 4 килограммов. Папильоны распространены ныне помимо Франции также в Бельгии, Англии, США и Голландии. Папильон — веселая, игривая собака.

 

Обратил внимание на собаку и другой известный человек античной Греции — Диоген. Он следовал в жизни заповедям циников, согласно которым не нужно соблюдать какие-либо приличия в обществе, а наоборот — стремиться к «абсолютной свободе». Символом свободы Диоген считал бездомную бродячую собаку, которая не обременена необходимостью придерживаться правил приличия. Когда Александр Македонский познакомился с этим удивительным «поборником свободы», то услышал такой совет: «Приобрети себе собаку, которая за тебя будет облаивать людей, не нравящихся тебе». В ответ Александр воскликнул: «Если бы я не был Александром Великим, то хотел бы быть Диогеном!»

Великий Рим не уступал эллинам в интересе и любви к собакам. Римляне различали пастушеских собак, охотничьих и, конечно, боевых. На римских аренах сражались молоссы из Эпира и мощные доги из Британии.

Римляне выбивали изображения собак на своих монетах, изображали их на фресках, выкладывали в мозаичных панно. Их воспевал в своих стихах великий Вергилий.

Но особой популярностью у граждан и гражданок «вечного города» пользовались комнатные собачонки. Они в большом количестве содержались во дворцах аристократов всех калибров. Комнатные собаки были так любимы в домах римских патрициев, что Юлий Цезарь как-то даже поинтересовался: не перестали ли римские матроны рожать детей, отдав предпочтение в любви декоративным собачкам…

Обожествление собаки предшествовало культу Солнца в древнем Перу, а многие племена индейцев Аляски полагали, будто предками их были местные лайки. Небезынтересно отметить, что антиподы аляскинских обитателей, аборигены Суматры, были точно такого же мнения. Только, разумеется, род свой они вели не от лаек, которые на острове не водились, а от иных лающих предков…

Индейцы племени потаватуми, люди с весьма богатой фантазией, утверждали, что, когда старуха, которая взобралась на Луну, окончит вязать свою корзину, наступит конец света. Но к счастью для рода людского, всякий раз, когда злокозненная бабка должна вот-вот завершить свою работу, появляется Большая Собака. Она проглатывает бабкин полуфабрикат и тем самым спасает человечество от неминуемой гибели. Доказательство сего процесса для них очевидно: ведь именн





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.