МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Саморегуляция социального поведения личности





Высшим регулятором социального поведения является сама личность как совокупность всех психических процессов, свойств и состояний. Об этом речь шла выше. Кроме того, в процесс саморегуляции личность включается своими специфическими процессами и свойствами. Этими феноменами являются прежде всего мотивационные процессы, сознание и самосознание личности. Осознание внешних воздействий позволяет личности использовать их как критерии, эталоны, меры, масштабы собственного поведения. В процессе осознания социальных воздействий личность вырабатывает отношение к себе и другим, оценивает и формирует отношение к своему поведению и поведению других членов общности и группы, к партнерам в непосредственном, контактном и опосредованном взаимодействии. Познание себя и отношение к себе как объекту и субъекту социального воздействия и социального поведения осуществляется в самосознании личности. Интересные исследования самосознания проведены И. И. Чесноковой, С. Я. Якобсон, П. М. Якобсоном. В самосознании заключено знание человеком самого себя и отношение его к себе: к своим потребностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Элементом самосознания является самооценка, в которой заключается отношение к своим возможностям, оценка целесообразности своих действий и поступков, своих способностей и нравственных качеств.

В понимании самосознания как регулятора социального поведения необходимо различать разные виды общественно детерминированного самосознания: гражданского, национального, обще­ственного, профессионального, этнического. Эти виды самосознания выступают для личности как социально-психологические феномены, регулирующие ее поведение.

Общественное знание и отношение личности к самой себе содержится в Я-образе, Я-концепции.Эти конструкты включают в себя представление о своей индивидуальности, идентичности; определенное единство интересов, склонностей, ценностных ориентаций; определенную самооценку и самоуважение; переживание себя как субъекта деятельности. «Я-концепция» во всех ее составных элементах (настоящее Я, идеальное Я, представляемое Я) регулирует реальное, планируемое, идеальное социальное поведение личности. Самым действенным личностным феноменом саморегуляции поведения являются нравственные категории стыдаи совести. Вэтих феноменах проявляется способность человека оценивать себя с точки зрения общества. Они выражают способность человека быть субъектом и объектом самооценки, способность самореализации, общественного осуждения или одобрения. Совесть человека — это такое его качество, которое дает ему возможность сравнивать свое поведение с установленными в обществе нравственными нормами, позволяет личности вершить «суд над самой собой», внутри себя, вне очевидной общественной оценки. Чувство стыда отличается от совести тем, что имеет более выра­женный внешний характер: человек оценивает сам себя в соответствии с критериями окружающих его людей. Чувство стыда — это один из самых сложных аппаратов, регулирующих поступки человека в общественной среде, механизмов саморегуляции социального поведения личности. Это один из самых психологичных механизмов саморегуляции. «Стыд, — писал Б. Ф. Поршнев, — отнимает у личности ее социальный авторитет, он обращает на нее негативизм, ставит ее в известной мере вне данной общности. Этические нормы общества только тогда станут в полной мере психологией человека, когда нарушение этих норм будет вызывать искреннюю реакцию обиды. Мало, если человек сознает недопустимость и наказуемость воровства. Надо, чтобы ему было неодолимо стыдно, если его назовут вором. В свою очередь, «пристыдить» — сильное средство общественного воспитания» (Поршнев, 1968, с. 191). В качестве механизмов саморегуляции, кроме действия моральных качеств личности, выступают: самооценка, самоотчет, самоконтроль, самовнушение, самоанализ, самопоощрение, психологическая защита, катарсис, планирование и прогнозирование собственного поведения, жизненные планы личности, жизненный смысл, внутренний локус контроля, самоопределение личности.

Саморегуляция поведения формируется в процессе жизнедеятельности личности, в постоянном взаимодействии и взаимоотношениях со средой, в процессе совместной деятельности и общении с другими людьми. Наряду с общими сферами формирования и развития личности — обучением, образованием, общественно-исторической практикой — в процесс формирования механизмов саморегуляции социального поведения включаются самовоспитание, саморегуляция, самообразование, самосовершенствование, самоопределение личности, ее социализация.

 


Литература

1) Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

2) Абульханова К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). Избр. психол. труды. М.-Воронеж, 1999.

3) Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.

4) Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. I и Т. II . М: Педагогика, 1980.

5) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

6) Андреева Г. М Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 1997.

7) Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.

8) Бернс Р. Я-концепция и воспитание. Прогресс, М., 1986.

9) Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.

10) Бобнева М. И. Производственная организация как социальный институт и его изменение. М., 1970.

11) Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

12) Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М: Изд-во МГУ, 1968.

13) Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.

14) Категории материалистической диалектики в психологии /Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1988.

15) Кемеров В. Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977.

16) Ковалев А. Г. Психология личности. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1970.

17) Ковалев А. Г. и Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Л.: Изд-во ЛГУ. Т. 1. 1957; Т. И. 1960.

18) Коллектив и личность. М.: Наука, 1975.

19) Кон И. С. Социология личности. М., 1967.

20) Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997.

21) Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В двух томах Т. I и Т II. М.: Педагогика, 1983.

22) Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во политической литературы, 1975.

23) Лебединский М. С, Мясищев В. Н. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966.

24) Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

25) Методологические проблемы социальной психологии /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975.

26) Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности /Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М., 1988.

27) Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. Т. II. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

28) Мясищев В. Н. Личность и неврозы. М.: Изд-во ЛГУ, I960.

29) Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецниереба, 1987.

30) Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974.

31) Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.

32) Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Изд. 2-е. Л.: Лениздат, 1967.

33) Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.

34) Пенков Е. М. Социальные нормы — регуляторы поведения. М., 1972.

35) Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

36) Платонов К. К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.

37) Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

38) Проблемы психологии личности /Отв. ред. Е. В. Шорохова, О. И. Зотова. М.: Наука, 1982.

39) Психологические механизмы социальной регуляции поведения /Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1978.

40) Психологические проблемы социальной регуляции поведения /Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М.: Наука, 1976.

41) Психология личности и образ жизни /Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987.

42) Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.

43) Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб: Питер, 2000.

44) Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории/Под ред А. В. Брушлинского. М.:Наука, 1997.

45) Психология формирования и развития личности /Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981.

46) Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления. М.: Изд-во ИП РАН, 1998.

47) Рейнвальд Н. И. Личность как предмет психологического анализа. Харьков, 1974.

48) Рейнвальд Н. И. Психология личности. М., 1987.

49) Роджерс К. Взгляд на психотерапию. М. 1994.

50) Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

51) Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова Думка, 1976.

52) Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979.

53) Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы/ Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1989.

54) Современная психология / Отв. ред. В. Н.Дружинин. М: Инфра-М, 1999.

55) Соотношение биологического и социального в человеке / Отв. ред. В. М. Банщиков, Б. Ф. Ломов. М., 1975.

56) Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975.

57) Социальная психология и общественная практика/Отв. ред. Е. В. Шорохова, В. П.Левкович. М.: Наука, 1985.

58) Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

59) Социальная психология личности. Л.: Общ-во «Знание», 1974.

60) Социальная психология личности / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979.

61) Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности /Отв. ред. Е. В. Шорохова, В. П. Левкович. М.: ИП АН СССР, 1988.

62) Социальная психология и социальное планирование / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. А. Бодалева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.

63) Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы /Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. Киев: Наукова Думка, 1982.

64) Теоретические проблемы психологии личности/Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1974.

65) Теория психологии личности / Под ред. В. Ф. Сержантова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

66) Д. Н.Узнадзе —классик советской психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1986.

67) Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

68) Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН Грузинской ССР, 1961.

69) Холл К.С.,Линдсей Г. Теории личности. М.: Изд-во «КСП+», 1997.

70) Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. СПб.: Изд-во «Питер», 1997.

71) Шорохова Е. В. Основные итоги социально-психологических исследований в Институте психологии АН СССР // Психологический журнал. Т.З. 1982. № 2. С. 34-54.

72) Шорохова Е. В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.:Наука, 1975. С. 63-71.

73) Человек, образ жизни, нравственное поведение / Под ред. С. Ангелова и др. София, 1977.

74) Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси: Мецниереба. Т. I, 1961; Т. II, 1963; Т. III, 1966.

75) Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89-105.





©2015-2022 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.