МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Особенности великопостных Часов





Часы православной Церкви.

Практика чтения часов восходит к иудейскому обычаю читать молитвы в определённые часы дня: например, в книге Деяний Апостолов Петр и Иоанн пришли в храм «в час молитвы девятый»

В наши дни, когда мы видим в наших храмах все нарастающий приток народа, нужно сказать, что это, безусловно, должно нас радовать. Но мы не должны обольщаться просто удовлетворяющим нас числом прихожан. А должны понимать, что это огромная почва для семени – слова Евангельского.

До настоящего времени в православной церкви сохранились и применяются на практике следующие часы: вседневные, великие, они же царские, великопостные и пасхальные часы. Все эти часы можно разделить на трипсалмные, состоящие из трех псалмов, к ним относятся вседневные, великопостные и царские. И бывают часы без псалмов, они состоят из церковных пений, это часы пасхальные. «Служба каждого трипсалмного часа заключает в себе две части. Первую составляют молитвословия, чтение из Священного Писания, именно – псалмы, иногда паримия, Апостол и Евангелие, а вторую часть – молитвословия и песнопения».

Псалмы на часах вседневных и великопостных одинаковые, а на великих часах один псалом сохраняется, а два других изменяются в зависимости от праздника. Но на каждом часе положены свои особые псалмы, которые соответствуют тому времени дня, в которое совершается служба часа, и событиями, воспоминаемыми св. Церковью в то время. «Вообще, если хорошо вчитаться в составные псалмы часов, то в каждом почти стихе можно найти живое предуведение грядущих новозаветных событий. Эти псалмы рисуют во словах художественную картину того, как вечерняя заря Ветхого Завета соприкасалась с лучами восходящего Солнца Правды – Иисуса Христа». Так же часы настраивают христианина на чувства и помышления, которые должны быть в то время в его душе.

Вседневные часы

В состав вседневных часов входят 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы. Совершаются они каждый в свое время, отдельно или совместно с другими суточными богослужениями.

Великопостные часы

Как мы можем видеть из названия – эти часы Православная Церковь совершает во время Великого поста, в следующие дни: «понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу великой Четыредесятницы, в понедельник, вторник, среду страстной седмицы (за исключением немногих праздничных дней), а также в среду и пятницу сырной седмицы».

Великие часы

Великие часы, как мы уже упоминали выше имеют название Царские часы. Совершаются они только три раза в году. А именно в Навечерие Рождества Христова и в Навечерие Богоявления (или в пятницу перед этими праздниками, если навечерие случиться в субботу или воскресенье) и в Великую пятницу. «Великие часы имеют ту особенность, что на них два псалма из трех особые, пророческого содержания, и после богородична на каждом часе поются особые предпразднственныя стихиры, возглашается прокимен, читается паремия, Апостол и Евангелие, и читаются все эти часы: первый, третий, шестой и девятый, подряд, составляя одну службу вместе с последующими изобразительными».

Пасхальный час

В Православной Церкви есть время, в годовом круге богослужение, когда бывают дни, которые отмечается особым, не похожим на другие богослужения чином. Об одном из таких периодов мы уже упомянули – это время Великого поста, и второй особенный период – это время от Пасхи – до Пятидесятницы. В особенности же – это светлая седмица. Вот одной из таких особенностей светлой седмицы является – Пасхальный час. Так как мы стоим на пороге Пасхальных торжеств, о Пасхальном часе расскажем более подробно.



Пасхальный час поем за первый час в неделю Пасхи, и в последущие дни Светлой седмицы за все часы, а последний раз поем его вместо шестого часа в субботу Светлой седмицы. Это Пасхальное последование поем не только вместо часов, но и вместо повечерия, полунощницы, утренних и вечерних молитв. Вследствие величины и торжественности события, которое празднуется на протяжении этого периода, все молитвословия Пасхального часа поются. Начинается этот час с пения тропаря Пасхи 3 раза, затем «Воскресение Христово Видевши…» 3 раза. Далее следуют ипакои Пасхи, кондак «Аще и во гроб снисшел…», «Во гробе плотцки…». Затем на «Славу» «Яко Живоносец…», а на «И ныне…» Богородичен. И в завершении «Господи помилуй» 40 раз, «Слава и нине…», «Честнейшую Херувим…» обычное окончание, и бывает малый воскресный отпуст.

Особенности великопостных Часов

После «Приидите поклонимся» читаются три обычных псалма для каждого Часа. После этого читается кафизма (почти на каждом Часе, кроме тех, о которых мы говорили в прошлый раз — см. устав о кафизмах Великим Постом): 1–го Часа — в понедельник, 1–го и 9–го Часов — в пятницу.

После кафизмы (а если это один из трех Часов без кафизмы, то сразу после обычного трехпсалмия) тропарь Минеи не глаголется Великим Постом ни на вечерне, ни на утрени, ни на Часах. Вместо него идет особый великопостный тропарь, который зависит только от номера Часа, причем этот тропарь справедливее было бы назвать не тропарем, а прокимном, потому что прокимен всегда предлагается перед Св. Писанием. Поэтому «Бог Господь» прокимном не называют, да и о стальные тропари тоже не называют прокимнами. Но в современном Богослужении не стоит называть прокимном, скажем, то, что поется на вечерне после «Свете тихий», так что сейчас это название уже более условно, и я считаю вполне справедливым назвать постовой тропарь прокимном.

Далее — Богородичен, а вместо кондака Минеи — тексты из Часослова. Я намеренно употребил собирательное слово «тексты», потому что там могут быть и тропари, и кондаки (в частности, на 3–м Часе — тропарь праздника Пятидесятницы). В конце каждого Часа по возгласе «Боже, ущедри ны» — молитва Ефрема Сирина с 16–ю поклонами. На 9–м Часе — не 16, а лишь 3 поклона. Кстати, в качестве более тонкой особенности можно назвать именно возглас «Боже, ущедри ны». На всех великопостных Часах это возглас по «Именем Господним благослови, отче». Вне Великого Поста бывает несколько иначе: на 1–м и 9–м Часе — «Боже, ущедри ны», а на 3–м и 6–м — «Молитвами святых отец наших…». Почему? Потому что в это время священник творит проскомидию, и в некоторых старых уставах говорится, что этот возглас говорит не священник, который в это время читает проскомидийные молитвы, а, скажем, уставщик с клироса и т. д., т. е. лицо не обязательно иерейского сана. Некий след этого в современном уставе остался. Великим Постом этого нет, потому что нет проскомидии. Поэтому на всех Часах возглас иерейский: «Боже, ущедри ны». Между прочим, в тех случаях, когда Литургия начинается вечерней (скажем, в Великий Четверток, Великую Субботу, когда Литургия полная, с проскомидией), на всех Часах возглас: «Боже, ущедри ны», потому что проскомидия совершается по уставу во время вечерни, начинается на «Господи, воззвах» и продолжается на паремиях. Поэтому если Часы не сопровождаются проскомидией, то возглас на всех Часах — «Боже, ущедри ны». Так же и если мы по какой-то причине не служим Литургию.

Есть еще частные особенности великопостных Часов — не всех, а 1–го и 6–го.

На 1–м Часе особым образом поется «Стопы моя исправи».

Предполагается вот что: правый лик начинает: «Стопы моя исправи….», а второй поет то же самое. Потом правый лик продолжает: «Избави мя от клеветы…» — левый лик поет то же самое. И так далее. И, наконец, на сходке оба лика в третий раз поют последний стих: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи…» Это тоже можно отнести к особенностям великопостного 1–го Часа.

Другая особенность 1–го Часа (она неоднократно встретится нам в других службах): так называемое конечное Трисвятое. Ни для кого не секрет, что 1–й Час замыкает собой утренний ряд Богослужений. «Именем Господним благослови, отче», «Боже, ущедри ны», молитва Ефрема Сирина с 16–ю поклонами. По восстании от последнего поклона еще раз читается Трисвятое по «Отче наш». Затем — возглас священника, «Господи помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», молитва «Христе свете Истинный…» и только потом — отпуст. Эта вставочка перед заключительной молитвой и называется конечным Трисвятым.

Следующая особенность относится уже к 6–му Часу. Здесь после Богородична идет тропарь пророчества (дважды) через «Славу, и ныне», прокимен, паремия, второй прокимен, а дальше последование Часа продолжается с прерванного места, хотя, строго говоря, там еще должно быть чтение «Лествицы». Впрочем, чтение «Лествицы» положено на каждом великопостном Часе после Богородична, кроме 1–го и 2–го Часа — т. е. на всех 3–х, 6–х и 9–х Часах Великим Постом идет чтение из «Лествицы», причем «Лествица» разделяется так, что за Четыредесятницу она прочитывается вся.

Царские часы

В навечерие Крещения Христова при богослужении Церковь представляет из Писания Ветхого и Нового Завета все, что относится к веществу, прообразованию, пророчествам, событию и плодам Крещения, богослужение в навечерие Крещения составляют Царские часы и Литургия, своим составом совершенно сходные с часами и Литургией в навечерие рождества Христова, по древле бывшему соединению праздников Рождества и Крещения Христова.

На 1 часе в псалмах XXXI и XXVI Церковь изображает Господа, принявшего крещение, Пастырем, Который, по предречению Давида, пасет мя и ничтоже мя лишит, на месте злачне всели и на воде покойне воспита. Который просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? В паремии 1 часа словами пророка Исаии Церковь произносит о духовном обновлении верующих во Иисуса Христа ; чтением Апостола и Евангелия возвещает о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и божественном величии.

На 3 часе во псалмах XXVIII и XLI пророк изображает власть и могущество Господа крестившегося — над водою и всеми стихиями мира. Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Вся воды твоя и волны твоя на мне преидоша. В паремии слышим пророка Исаию, который предвидел духовное возрождение чрез крещение и призывал к нему: измыйтеся и чисти будете ; в Апостоле о различии крещения Иоаннова от крещения во имя Господа Иисуса ; в Евангелии о Предтече, уготовлявшем путь Господу .

На 6 часе в псалмах LXXIII и LXXVI Давид пророчески изображает божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: кто Бог великий, яко Бог наш; ты ecu Бог творяи чудеса. Видеша тя воды Боже, и убояшася: смятошася бездны. В паремии Пр. Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: почерпите воду с веселием от источников спасения. Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни ; Евангелие благовествует о Богоявлении Св. Троицы при Крещении Спасителя, о четыредесятидневном подвиге Его в пустыне и начале проповеди Евангелия .

На 9 часе в псалмах ХСII и ХСIII пророк вещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Что ти есть море, яко побегло ecu; и тебе Иордане, яко вовратился ecu вспять? В паремии пророк изображает неизреченное милосердие Божие к человекам и благодатную для них помощь, открытую в Крещении , Апостол вещает о явлении благодати Божией, спасительной всем человекам, и обильном излиянии на верующих Св. Духа ; Евангелие о Крещении Спасителя и Богоявлении .

В полдень навечерия нераздельно совершаются вечерня и литургия св. Василия Великого[32]. На вечерне произносится 13 паремий. Первая, сказуя о воде, верху коей, при сотворении мира, Дух Божий ношашеся: и бысть свет, прообразовательно указывает на духовное пакибытие и просвещение в Таинстве Крещения ; вторая изображает божественную власть крестившегося Господа над водами Чермного моря, которые по велению Его расступились для спасения Израиля и соединились для погибели египтян, и духовно живописует Таинство св. Крещения ; третья глаголет о всемогуществе Господа, проявленном над водами Мерры, которые силою благодати претворены из горьких в сладкие, и указавшем в пустыне дванадесять источников вод для утоления жажды народа Божия . После трех парений чтец возглашает тропари, прославляя человеколюбие сотворившего мир и просвещающего седящия во тьме. Потом четвертая указует вседетельную благодать Божию над водами Иордана, которые открыли дно для шествия Израилю ; пятая — благодатную власть над водами Иордана, открывшими дно для прошествия Илии и Елисею ; шестая — над водами Иордана, давшего Нееману очищение от проказы чрез семикратное погружение в них по слову пр. Елисея . По произнесении этих трех паремий чтец опять возглашает тропари, в которых прославляется Господь, Коего свет воссиял на сидящия во тьме. Седьмая паремия та же, которая читается на 3 часе навечерия; восьмая о всесильной благодати Божией над водами Иордана, по которым прошел патриарх Иаков ; девятая — над водами реки, из которой взят невредимым Моисей ; десятая о благодати, явленной в росе руна Гедеона, укрепившей веру его в призывание Божие для спасения евреев от мадиамлян (Суд 6, 37—40); одиннадцатая над водою, троекратно излиянною на приготовленную жертву Илии, не воспрепятствовавшею действию огня, низведенного на жертву пророком Божиим ; двенадцатая, над водами Иерихона, исцеленными Елисеем ; тринадцатая та же, которую мы слышали на 9 часе навечерия.

Апостол на Литургии навечерия проповедует об исполнении во Иисусе Христе, принявшем крещение, — древних прообразований, яко отцы наши вcu под облаком быша и вcu сквозе море проидоша , и ecu в Моисея крестишеся во облаце и во море . Евангелие благовествует о проповеди Предтечи Христова к народу Божию .

В навечерие Богоявления, как и в навечерие Рождества Христова, Церковь держит пост, обыкновенно называемый сочельником, или сочевником, и хранимый пред Рождеством Христовым, по преданию до вечерней звезды, а пред Крещением до вкушения св. воды.

Богослужение в самый праздник, как и в праздник Рождества Христова, Церковь начинает великим повечерием, за которым в непрерывном порядке следует торжественная утреня. На повечерии Церковь, также как и в день Р. X., славословит единение Божества с человечеством, словами пр. Исаии: С нами Бог. Разумейте языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог. В Евангелии на утрене Церковь благовествует о Крещении Спасителя и Богоявлении Св. Троицы .

Литургию труда ради бденного постановлено совершать порану. Антифоны на Литургии поются из псалмов СХШ, СXIV и CXVII, пророчески предызобразивших крещающагося Господа. Вместо трисвятого[34] Церковь возглашает: "елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся", и тем издревле напоминает принявшим Таинство св. Крещения о долге возрожденных. Апостол на Литургии проповедует о явлении благодати Божией, спасительной всем человекам, в таинстве крещения . Евангелие благовествует о крещении Спасителя от Иоанна и о Богоявлении Св. Троицы .


Азбука.ру

Часы – краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.

В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи», а день, в соответствии с солнечным кругом, – на четыре «часа», которые позднее, применительно к общепринятой римской традиции, получили название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого».

Обычно часы совершаются в следующем порядке. Первый – по завершении всенощного бдения, после утрени; третий и шестой – непосредственно перед литургией; девятый по Уставу должен вычитываться в начале всенощного бдения, перед вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается.

Молитвенную основу часов составляют псалмы (на каждом – по три), а также песнопения текущего дня – тропари и кондаки. Чинопоследования часов содержатся в Часослове.

Великопостные Часы

Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности.

а) На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду).

б) На каждом часе троекратно поется постoвой тропарь часа, с земными поклонами.

в) На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии.

г) В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», с великими (земными) поклонами.

д) Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе с изобразительными, перед ними.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

Великие (царские) Часы

Трижды в год установлены особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются великими, а в народе – царскими.

Царские часы совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу – ради Страстей Господних.

Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам Император, для того оставлявший все государственные дела. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии. Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха в Великую Пятницу.

Часы пасхальные

Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи (состоящего из утрени, пасхальных часов, литургии и вечерни).

 


Службы 1, 3, 6, 9 часов

Первый час (после отпуста утрени) Третий час (Перед Литургией) Шестой час (после молитвы третьего часа) Девятый час (перед вечерней)
Освящает молитвою уже наступивший день. (7 утра) Служба напоминает нам страдания Господа на суде у Пилата и Ирода, от третьего до шестого часа, и Сошествие Святого Духа на апостолов в третий час дня. (9 утра) Воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа. (Полдень) Воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа. (15 часов).
Приидите, поклонимся (трижды).   Благословен Бог наш… Царю Небесный… Трисвятое…Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся (трижды). Приидите, поклонимся (трижды). Благословен Бог наш… Царю Небесный… Трисвятое….Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся (трижды).
Пс. 5: Глаголы моя внуши, Господи… Пс. 89: Господи, прибежище был еси нам… Пс. 100: Милость и суд воспою…   Пс. 16: Услыши, Господи, правду мою… Пс. 24: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою Пс. 50: Помилуй мя, Боже… Пс. 53: Боже , во имя Твое спаси мя Пс. 54: Внуши, Боже, молитву мою… Пс. 90: Живый в помощи Вышняго… Пс. 83: Коль возлюблена селения Твоя… Пс. 84: Благоволил еси, Господи, землю Твою. Пс. 85: Приклони, Господи, ухо Твое…
Слава и ныне. Аллилуиа (трижды) Господи, помилуй (трижды). Тропарь праздника и (или) святого. Слава и ныне. Аллилуиа (трижды). Господи, помилуй (трижды). Тропарь праздника и (или) святого. Слава, и ныне. Аллилуиа (трижды). Господи помилуй (трижды). Тропарь праздника и (или) святого. Слава, и ныне. Аллилуиа (трижды). Господи, помилуй (трижды). Тропарь праздника и (или) святого.
И ныне - Богородичен: Что Тя наречем… Стопы моя направи… Да исполнятся… И ныне – Богородичен: Богородице, Ты еси лоза… Господь Бог благословен… И ныне - Богородичен: Яко не имамы дерзновения… Скоро да предварят ны… И ныне – Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы… Не предаждь нас до конца…
Трисвятое…Отче наш Кондак праздника или святого. Господи, помилуй (40 раз). Иже на всякое время… Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне. Честнейшую Херувим… Именем Господним благослови, отче. Боже, ущедри ны… Трисвятое…Отче наш. Кондак праздника или святого. Господи, помилуй (40 раз). Иже на всякое время… Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне. Честнейшую Херувим… Именем Господним благослови, отче. Молитвами святых отец наших… Трисвятое…Отче наш. Кондак праздника или святого. Господи, помилуй (40 раз). Иже на всякое время… Господи, помилуй (трижды). Слава и ныне. Честнейшую Херувим… Именем Господним благослови, отче. Молитвами святых отец наших… Трисвятое…Отче наш. Кондак праздника или святого. Господи, помилуй (40 раз). Иже на всякое время… Господи, помилуй (трижды). Слава и ныне. Честнейшую Херувим… Именем Господним благослови, отче. Боже, ущедри ны…
Молитва: Христе, Свете истинный… Взбранной Воеводе… Молитва святого Мардария ко Пресвятой Троице: Владыко, Боже Отче Вседержителю Молитва: Боже и Господи сил… Молитва: Владыко Господи, Иисусе Христе Боже наш…
Слава Тебе, Христе Боже…Слава, и ныне.Господи, помилуй (трижды). Благослови. Отпуст.      

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.