МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

В СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ





Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Ж].

ажма-ажна-ыжма-ыжна

яжма-яжна-ижма-ижна

южма-южна-ежма-ежна

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Ж].

Важно, нужно, можно, важный, нужный, каждый, дождик, ножницы, художник, дружный, лыжник, лыжный, книжный, одежда, надежда, нежный, прилежный.

Вражда, нужда, побеждать.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Ж].

На пеньке ложные опята. Художник рисует лыжников. Одежда промокла под дождем. На книжной полке много книг.

Лыжники бегут по лыжне. У канарейки нежный голос. Дети ели пирожные. Сегодня награждают победителей. У нас дружная семья. Зима вьюжная и снежная. Каждый день мы гуляем в ближнем лесу.

Важные документы лежат в бумажнике. Женя вырезает ножницами бумажные кружева. Жора — вежливый и прилежный мальчик. Медведь — таёжный житель. Жанна идёт к багажному вагону. Снежане купили новую одежду. После дождя можно бегать по лужам.

Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Ж].

ПРИХОДИ, ВЕСНА!

Что ты ждёшь? Не жди,весна!

Приходи! Ты нам нужна! Дружно мы возьмём бадью! Понесём её к ручью. Зачерпнём бадьёю воду

И подарим огороду.

( народная песенка)

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ж].

ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ

Стоит вьюжная и снежная зима. Приближается Новый год. Нужно готовиться к празднику. Жанна, Женя и Жора взяли ножницы и стали делать бумажные снежинки и кружева. Потом Женя вырезал ежа и жирафа, Жанна — дождик, а у Жоры получился лыжник. Дети бережно повесили бумажные игрушки на ёлку.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ш]-[Ж]

Произносить слоги, учиться различать звуки [Ш], [Ж].

ша-жа ша-жа-ша жа-ша-жа

ши-жи ши-жи-ши жи-ши-жи

 

 

 

       
  ше-же ше-же-ше же-ше-же
  шо-жо шо-жо-шо жо-шо-жо
  ШУ-жу шу-жу-шу жу-шу-жу

Произносить слова, учиться различать звуки [Ш], [Ж].

Шар — жар Ноша — кожа

Шапка — жатка Луша — лужа

Мешать — бежать Шёпот — жёлудь

Шея — Женя Машина — пружина

Мешок — флажок Порошок — пирожок Шутка — жутко

Мыши — ежи

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [Ш], [Ж].

Женя — хороший лыжник. Шура ел пирожное крошечной ложечкой. Маша режет картошку ножом. У Жоры жёлтый и оранжевый карандаши. В живом уголке живут белые мыши и ужи. У Жениного братишки плюшевый медвежонок. В книжном шкафу лежат шашки и шахматы. Большой жук жужжит над ромашкой. Машина гружена мешками с картошкой. Пожарные потушили пожар.

Выучить потешку, учиться различать звуки [Ш], [Ж].

Кошка мышку не поймала

Мышка в норку убежала

И от страха там дрожит.

Кошка мышку сторожит.

Подготовить пересказ, учиться различать звуки [Ш], [Ж].

МЕДВЕЖОНОК

На день рождения Жене подарили плюшевого медвежонка с жёлтым шарфиком на шее. Женя катает медвежонка в машине, кормит его кашей с ложечки. Для медвежонка Женя сложил из кубиков трёхэтажную башню.

НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА

(иллюстрация 13)

Даша и Миша шли по дорожке. Неожиданно на лужайку выбежал ёжик. Дети подбежали к ёжику. Ёжик зашипел на Дашу и Мишу. Миша предположил: «Ёжик просит не обижать его. Дома ёжика ждут ежата». Ребятишки пожелали ёжику удачи и пошли дальше по дорожке, а ёжик поспешил к ежатам.

ШАЛУНЫ



(иллюстрация 14)

Прошёл дождик. Женя и Миша бежали по дорожке и шлёпали по лужам. Жаба увидела, как шалят Женя и Миша, и тоже шлёпнулась в лужу. Жаба окатила мальчишек дождевой водой из лужи. Жаба рассмешила шалунов.

КЕША

(иллюстрация 15) -

У Паши был попугай Кеша. Кеша сидел на жёрдочке в клетке и шептал: «Кеша — малыш, Кеша хороший». Однажды Паша вошёл в комнату и обнаружил, что бабушкина кошка Агашка покушается на Кешу. «Пошла вон, Агашка!»— зашумел Паша. «Кыш! Кыш, Агашка!» — зашумел Кеша.

КОТИШКА-ПЛУТИШКА

(иллюстрация 16)

Живёт у Наташи котишка, шалун и плутишка. Шалит котишка каждый день: то карандаши под шкаф укатит, то подушку порвёт, то на шторе повиснет. Недавно пришли к Наташе Алёша и Маша в шашки сражаться. Вдруг Маша как подпрыгнет: по полу к ней движется живая шляпа. Алёша от ужаса прыгнул на кушетку. А Наташа улыбается: «Это же мой котишка-плутишка шалит!»

 

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[Ш]

Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].

 

са-ша   ша-са са-ша-ша
сы-ши   ши-сы СЫ-ши-ШИ
сэ-ше   ше-сэ сэ-ше-ше
со-шо   шо-со со-шо-шо
су-шу   шу-су су-шу-шу
. . ; .... ■ са-ша-са ша-са-ша  
  сы-ши-сы ши-сы-ши  
  сэ-ше-сэ ше-сэ-ше  
  со-шо-со шо-со-шо  
  су-шу-су шу-су-шу  

Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный.


Кусок — мешок Сила шило
Носок - пушок Каска — кашка
Сумка - шутка Маска —Машка
Крыса- крыша Миска — мишка

Писать — решать

Коса — каша

Лиса — Миша

Шалаш — салат

 

 

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

Выучить стихотворения, учиться различать звуки [С], [Ш].

ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ

На лугу горошек, кашка,

А кувшинки у реки,

Вдоль дорог цветут ромашки,

А на поле — васильки.

Колокольчик на опушке

Мне кивает головой.

Колокольчик на опушке

Светло-синий, голубой.

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла,

Не смотрите, что мала.

ГОЛОЛЁД

Я песком посыплю густо Всю дорожку у ворот, А ещё ступеньки, спуски, Потому что — гололёд.

ПОДАРКИ

Дед Мороз принёс подарки:
Шашки, шахматы и марки,
Кукол, мишек и машины,
Две хлопушки и пингвина,
Шоколадок полмешка

И пушистого щенка.

НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ

Намою ладошку лист похож у клёна,
Осенью — оранжевый, летом он зелёный.
Словно перышки, листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья, как монеты,

У каштана — словно опахала,

Было листьев очень много летом, Осенью их очень мало стало.

ВЕРБА

Самый первый день весны, Самый-самый первый.

На опушке, у сосны, Распустилась верба.

Проговаривать скороговорки, учиться различать звуки [С], [Ш].

Стеша спешила, Рубашку шила,

Да поспешила — Рукав не дошила.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Как в капюшоне

Он смешон.

Подготовить пересказ, учиться различать звуки [С], [Ш] в тексте.

КОШКА -

У Саши пушистая кошка Салли. Салли послушная. Она бесшумно ходит по дому. Часто кошка спит на солнышке. А когда стемнеет, кошка ловит в сарае страшных мышей.

АЛЁШИНА ШАПКА

(иллюстрация 17)

Шёл Алёша из школы и увидел на старой черешне полосатую кошку. Алёша хотел спугнуть кошку и бросил в неё шапку.

 

 

Шапка повисла на ветке. Что делать? Пришлось Алёше лезть на черешню за шапкой. Будешь знать, как шалить, Алёша!

У БАБУШКИ

(иллюстрация 18)

Гостила Алёнушка у бабушки в селе Шишкове. А у бабушки были барашек-шёлковая шубка, петушок-красный гребешок, кошка-пушистый хвост, а в саду под кадушкой — лягушка-квакушка. Вышла Алёнушка в сад, а там бабушка барашку шёлковую шёрстку чешет, петушок под окошком горошек клюёт, кошка на солнышке спит, лягушка под кадушкой прячется. А Алёнушка пошла собирать вишни.

Отработав произношение звуков [С] и [Ш] в словах, провести подвижные игры.

БЕЛКА СМЕЛКА

Белка Смелка в лес ходила, Идут по кругу, взявшись за руки

Белка с ёлки шишки сбила. Останавливаются, четыре прыжка на

носочках.

Шишки сбила, ШИШКИ ЕЛА Поочерёдно подносят руки ко рту.

Шишки ела, нам велела.

А МЫ ШИШЕК НЕ ЕДИМ,Бегут по кругу.

Белке СмелкЕ ОТДАДИМ. Останавливаются, делают бросательные

движения.

снегири

Вот на ветках, посмотри_ По четыре хлопка руками по бокам и

В красных майках снегирипо четыре наклона головы.

На первое слово нияруками,
частые потряхива-

Распушили перышки,

на второе - хлопок по бокам. По два поворота головы на каждую строку. Разбегаются по группе, взмахивая руками.

Греются на солнышке. — Головой вертят,

Улететь хотят!

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [3]-[Ж]

Проговаривать слоги, учиться различать звуки [3], [Ж].

за-жа жа –за за-жа-жа

зы-жи   жи -зы зы-жи-жи  
ЗЕ-ЖЕ   же- зэ ЗЕ-ЖЕ-ЖЕ  
зо-жо   жо- зо зо-жо-жо  
зу-жу   жу-зу зу-жу-жу  
:................................................... ' -; -■■■■ за-жа-за      
  зы-жи-зы   жи-зы-жи    
  зэ-же-зэ   ЖЕ-ЗЭ-ЖЕ '-"* - -■- '-<- ■:■■■ • - ■■ -- -■ -А.---  
  зо-жо-зо зу-жу-зу   жо-зо-жо жу-зу-жу  

Проговаривать слова, учиться различать звуки [3], [Ж].

Зажим, зажать, зажигалка, железо, жизнь, забежать, задержать, закружить, завизжать

Лиза — лыжа Гроза — дрожать Лизать — держать Сказать — бежать  
Тазы — ужи Корзинка —пружинка Разный — бумажный Резвый — нежный

Звук — жук

Зал — пожар

Роза — рожа

Коза — кожа

Проговаривать предложения, учиться различать звуки [3], [Ж].

Возле лужи — зелёная жаба. Бронзовые жуки зажужжали над розами. У Зои жёлтый резиновый зайка. Зина зажигает газовую плиту. Дядя Жора режет железо. Зоя любит золотистое желе из крыжовника. Желатин нужен для заливного.

 

Выучить стихотворение, учиться различать звуки [3], [Ж]

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Серый козлёнок, Жёлтый утёнок,

Ёжик-иглун,

Зайка-скакун —

К нам приходите,

Сон приводите. Встаньте, зверюшки,

 

Ближе к подушке.

Сон посерёдке,

Тихий и кроткий.

Подготовить пересказ, учиться различать звуки [3]-[Ж].

 

ЖУК

Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла его на зелёную лужайку.

Отработав произношение звуков [3]и [Ж]в словах, провести подвижную игру.

ДОЖДИК

Дождик, дождик, веселей! Четыре прыжка на носочках.

Капай, капай, не жалей! Ещё четыре прыжка.

Только нас не замочи! Потянулись, сомкнули руки над головой.

ЗРЯ В ОКОШКО НЕ СТУЧИ!Четыре прыжка на левой ноге.

Брызни в поле пуще: четыре прыжка на правой ноге.

Станет травка гуще!. потянуться , руки вверх.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[3]-[Ш]-[Ж]

Произносить цепочки слогов, учиться различать звуки [С], [3],[Ш], [Ж].

са-за-ша-жа са-ша-за-жа са-жа-за-ша

сы-зы-ши-жи сы-ши-зы-жи сы-жи-зы-ши

сэ-зэ-ше-же сэ-ше-зэ-же сэ-же-зэ-ше

со-зо-шо-жо со-шо-зо-жо со-жо-зо-шо

су-зу-шу-жу су-шу-зу-жу су-жу-зу-шу

 

Произносить цепочки слов, учиться различать звуки [С], [3], [Ш], [Ж].

Сани — залы — шарик — жало

Суп — зуб — шут — жук

Сом — зонт — шов — жор

Лиса — Лиза — Луша—лыжа

 

 

Пасу — козу — укушу — вяжу

Носок — возок — мешок — снежок

Учимся различать звуки [С], [3], [Ш], [Ж] в предложениях.

У Оксаны плюшевый жираф и заводная мышка. Жёлтые розы стоят возле книжного шкафа. Женя катает зайку и собаку в жёлтой машине. Саша и Жанна забежали за Машей. Возле кустов жёлтые ромашки. За забором жасмин и шиповник. На дне рождения дети ели мороженое, шоколад и арбузы.

Выучить потешки, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], [3], [Ш],
[Ж]в словах.

 

Петушок, петушок

Носит красный гребешок,

На сапожках шпоры,

На хвосте узоры.

Конь бежит,

Вся земля дрожит

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Петушок в сапожках

Песни поёт.

Курочка в серёжках

Избушку метёт.

— Весна-красна

На чём пришла?

— На жёрдочке,
На бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], [3],
[Ш],
[Ж] в словах.

НОЧЬЮ

Кукует кукушка в лесу, на опушке,

В болоте, за кочкою спорят лягушки,

 


 

 

В сарае в соломе заблеял ягнёнок,

В ночном возле речки заржал жеребёнок.

В кроватке не спит наш Кирюшка упрямый,

Сынишке поёт колыбельную мама.

И глазки закрыл непослушный сынишка,

И выпал из рук его плюшевый мишка.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Первый снег пушистый В воздухе кружится

И на землю тихо Падает, ложится.

Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни коротки, Солнце светит мало. Вот пришли морозы.

И зима настала.

(И.Суриков)

СНЕЖИНКИ

На что похожи лёгкие снежинки? Ответить сложно, я скажу вам прямо. На звёздочки, на искорки, на льдинки

И на салфетку, что связала мама.

НЕНАСТЬЕ .

Не пускают в гости Настю.

На дворе с утра ненастье. Дождь косой стучит в окно, Даже днём уже темно.

На газонах грязь и лужи,

Ветер в лужах листья кружит.

 

ЧТО ЗА ЧЕМ?

За зимой весна, за летом осень,

Отзвенит капель, придёт жара,

А потом деревья листья сбросят,

И наступит снежная пора.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж].

В БЕРЛОГЕ

Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок переворачивается. Над его берлогой наросла белая снежная крыша. Медведь продышал в ней круглую дырку. И над берлогой вьётся тонкий парок.

(по В.Бианки)

МАЙСКИЙ ЖУК

Развернулись на берёзах нежные листочки. В зелёной траве распустились золотые одуванчики. Выползают из-под земли майские жуки. Очистит жук от земли лапки, расправит крылышки и полетит. Много таких жуков в мае, оттого их майскими и прозвали.

(по Г. Скребицкому)

ЕЖЕВИКА

(иллюстрация 19)

Женя и Жанна пошли за ежевикой. За ними побежала Жучка. Ежевика растёт на опушке леса. Женя собирала ежевику в жёлтую кружечку, а Жанна — в большой кувшин. Вдруг Жучка залаяла. Она увидела ежей в зарослях ежевики. А Женя испугалась, уронила кружечку, рассыпала ежевику. «Не плачь, Женя, ежевики много, наберём ещё»,— сказала Жанна.

Отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж]в словах, провести подвижные игры.

ЛИСТЬЯ

ЛИСТЬЯ

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тих ложатся приседают

 

 

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо-влево.

Будто опять закружиться хотят Поднимаются, кружатся на носочках.

СНЕЖНАЯ БАБА

Сегодня из снежного мокрого кома идут по кругу,

Мы снежную бабу слепили у дома катят перед собой воображаемый ком.

Стоит наша баба у самых ворот Показывают руками изображение бабы.

Никто не проедет, никто не пройдет Грозят указательным пальцем

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!» идут по кругу,

(И.Демьянов)

НА ЛЫЖАХ

Вся земля в снегу, Идут по кругу, изображая ходьбу на лыжах.

Я на лыжах бегу, Меняют направление движения.

 

Ты бежишь за мной. Останавливаются,

 

Хорошо в лесу зимой: поворачиваются лицом в центр

 

Небо ярко-синее, круга, тянутся вверх.

 

Ели, сосны в инее, Наклоняются, дотрагиваются

 

Снег сверкает под ногами. ладонями до носков. Кружатся

 

Эй, ребята, кто за нами на месте. Вновь идут по кругу

(А. Введенский)

 

Автоматизация и дифференциация

аффрикат

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Щ] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Щ].

ща-щи-ще-що-щу
щи-ще-що-щу-ща

ще-що-щу-ща-щи
що-щу-ща-щи-ще
щу-ща-щи-ще-що

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Щ].

Щавель, возвращать, угощать, пищать, прощать, трещать, площадка.

Гуща, пища, роща, щадить, площадь.

Щи, щит, щипчики, защита, плащи, трещит, лещи, пищит.

Щипцы, щипать, вещи, клещи, ящик, гонщик, выдумщик, барабанщик, каменщик, кровельщик, стекольщик.

Щель, щепка, щебет, прощение, помещение, угощение, извещение, пещера.

Щегол, ящерица. . Щёки, щёчки, щётка, щёлкать, защёлка, сгущёнка, трещотка.

Щука, щучка, щупать, щупальца.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Щ].

Дети ищут щавель. У хомяка толстые щёки. В реке лещи и щуки. Щука — опасная хищница. Вокруг дома дощатый

 

 

забор. Щенки пищат в корзине. Ящерица юркнула в щель. Овчарка — опытная ищейка. В роще щебетали щеглы. Сложи вещи в ящик.

Выучить пословицы и поговорки, отработав произношение звука [Щ].

Нет друга, так ищи, а наглел — береги. Настоящий друг познаётся в беде. В настоящей дружбе так — сам пропадай, а товарища выручай.

Подготовить пересказ, предварительно отработав произношение звука [Щ] в словах.

ЩЕНЯТА ЛАДЫ

В дощатом ящике — щенята. Их мать, ищейку Ладу, увели гулять в рощу. Щенята ищут мать и пищат. Но вот Лада возвращается. Щенята рады её возвращению.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Щ] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Щ].

ащ-ыщ-ящ-ищ ощ-ёщ-ущ-ющ ещ-ёщ-ющ-ящ

ыщ-ащ-ищ-ящ ёщ-ощ-ющ-ущ ёщ-ещ-ящ-ющ

Проговаривать слова,чётко произнося звук [Щ].

Вещь, клещ, овощ, плащ, плющ, прыщ, товарищ, хвощ, хищник.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Щ].

У Ани новый плащ. На болоте хвощ. По камням вьётся плющ.
Вова — мой товарищ. Лещ — не хищник. Лук — полезный овощ.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ЩНСНС]

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С].

ща-са щи-сы щё-со щу-су

ща-ся щи-си щё-сё щу-сю

 

 

ащ-ас —- ощ-ос ущ-ус
ащ-ась ощ-ось ущ-усь
Проговаривать пары слов, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С].
Вес —вещь Пласт — плащ
Весь — вещь Класть — плащ
Лес — лещ Плюс — плющ
Лесть — лещ Помост — помощь

Хвост — хвощ

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С`].

Блестящий, висящий, колосящийся, носильщик, растущий, священник, светящийся, освещение, хвостище.

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С].

На скамейке стоит ящик с овощами. Лещи, щуки и караси попались в сети. Сима посадила плющ на террасе. У Моськи слепые щенята. У Аси светло-синий плащ. У лисят хвостики, а у лисы хвостище. В роще заросли сирени. Клюв клеста напоминает клещи. Щеглы и клесты — зимующие птицы. Люся посолила овощной суп.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [Щ].

ТОВАРИЩИ

(иллюстрация 20)

Максим и Вася — товарищи. У них есть сети. Они поставили сети на леща и щуку. Много щук и лещей попалось в сети. Вытащат сети Максим и Вася, будут угощать соседей. Вкусен суп из щуки и леща!

Выучить потешку, отработав произношение звуков [Щ], [С], [С].

 

Щенок в дощатый ящик

Зубную щётку тащит,

И щепку, и пищалку —

Всё в ящик, как на свалку.

 

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ч] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Ч].

ча-чи-че ча-чо-чу ча-чу-чи

чи-че-ча чи-чу-чо чи-чо-че

че-ча-чи . чу-че-чо че-чи-чу

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Ч].

Чай, час, чаша, чашка, чайник, чайка, часто, алыча, каланча, причал, мочалка, качалка, молчание.

Дача, куча, туча, удача, добыча.

Чижик, врачи, грачи, калачи.

Мальчик, ключик, пальчик, лётчик, колючий, могучий, пончик, кончик, огурчик.

Чек, ручей, качели, учение, печенье.

Черепаха, черешня, черника, человек, чердак, вечер, чертополох.

Чёлка, учёба, печёнка, чёрточка, пчёлка, бачок, бычок, волчонок, галчонок, дурачок, зайчонок, крючок, крольчонок, кабачок, плечо.

Чудо, чучело, чурка, кольчуга, дочурка, печурка.

Чудак, чугун, чулан, мальчуган, жемчуг.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Ч].

У мальчугана мячик. Мама наливает чай в чашку. Папа несёт чемодан. Девочки качаются на качелях. Над черёмухой вьются пчёлы. К вечернему чаю подавали печенье. В чулане чемодан, бечёвка, чайник и чугунок. У зайчихи — зайчата, а у крольчихи — крольчата. На черешне грачи клюют личинок. Чертополох колючий.

Выучить потешки, отработав произношение звука [Ч].

В лесочке, в лесочке

Избушка на кочке.

 

 

Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый хвост

 

 

Бубенчики, бубенчики, Летали голубенчики.

Лели-лели-лели,

У нас в саду качели.

Черепахе чашку чая Чебурашка наливает.

Плыли утром по реке

Два барана в челноке. Чёрный с удочкой,

Белый с дудочкой.

Чёрный рыбку ел,

Белый песню пел.

Выучить стихотворения, отработав произношение звука [Ч].

ЧАЙНИК

Я — чайник, ворчун, хлопотун,

сумасброд,

Я вам напоказ выставляю живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

— Эй, люди, я с вами почайпить хочу!

(американская песенка)

БЫЧОК В КЛЕВЕРЕ

Идёт по клеверу бычок.

Его бочок, как кабачок,

Как барабан, его живот.

Он клевер целый день жуёт.

И вдруг несётся во весь дух

К бычку рассерженный пастух.

Бочком из клевера бычок.

Бочком бычок — и наутёк.

(Я. Райнис)

ПОДАРОК ЗАЙЧАТАМ

Зайчиха зайчатам купила печенье. Зайчата не ели печенье. Мученье

 

 

Зайчат накормить!

Чтобы сытыми были,
Мы им кочерыжку с сестрой
Подарили!

ГРАЧИ

Во дворе журчит ручей,

На берёзе сто грачей.

Строят гнёзда и кричат,

Скоро выведут грачат.

Отгадать и выучить загадки, предварительно отработав произношение звука [Ч] в словах.

Чёрный, проворный, Кричит: «Крак!» Червякам враг.

(Грач)

Когда апрель берёт своё,

И ручейки бегут, звеня,

Я прыгаю через неё,

А она — через меня.

(Скакалка)

Отработав произношение звука [Ч]в словах, выучить считалку.

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю. Сосчитайте-ка, ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать:

«Раз, два, три, четыре, пять!»

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ч].

КРОЛЬЧАТА

У крольчихи Чары родились крольчата. Крольчата маленькие, как чёрные мячики. Мы принесли Чаре кочан капусты. Пусть погрызёт, а потом накормит крольчат сладким молоком. Чара сгрызла кочан, одна кочерыжка осталась.

Отработав произношение звука [Ч]в словах, провести подвижную игру.

МЯЧИК

Раз, два, прыгай мячик Взмахи правой ладонью, как удары по

Раз, два, и мы поскачем. мячу

Девочки и мальчики Ритмичные прыжки на носочках, руки

Прыгают, как мячики. На поясе

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ч] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Ч]. -

ач-ич-еч оч-уч-ёч . яч-юч-ыч

ич-еч-ач уч-ёч-оч юч-ыч-яч

еч-ач-ич ёч-оч-уч ыч-яч-юч

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Ч].

Богач, врач, грач, задача, калач, кумач, плач, мяч, удача.

Бич, дичь, водичка, кирпич, яичко.

Меч, печь, речь, сечь, течь.

Дочь, ночь.

Луч, ключ, куча, туча.

Бочка, дочка, почка, кочка, ночка, мамочка, папочка, бабочка, удочка, тучка, кучка, внучка, Жучка, ручка, колючка, каблучки, паучки.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Ч].

Ванечка ловит бабочку. Анечка и Жучка бегут на речку. Шубу белую в колечках носит добрая овечка. Ночью прилетели грачи. У Ванечки в коробочке крючки. На тачке привезли кирпич. В лесу растут яблочки-дички. Около бочки тачка. У Сонечки новая ручка. У Валечки косичка.

У причала — могучий дуб. Мальчуган гнал в поле овечек и бычков. Девочки качались на качелях. Бабочка села на цветы черёмухи. У мальчика — тачка. Прилетели грачи, чижи и ласточки. Вовочка ел пончики. В бочке солёные огурчики. У врача чемоданчик с инструментами. Грач склевал червяка.

 

 

Выучить потешки, отработав произношение звука [Ч].

— Уточка да луговая,
Серая да полевая,

Где ты ноченьку ночевала?

— Под мостом, мосточком,
Под ивовым кусточком.

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик—

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызет.

Водичка, водичка!

Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы губки краснели,

Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

 

/ *

Чики, чики, кички, Берёзовые лычки!

Летели две птички,

Собой невелички.

Ай, качи-качи-качи!

Глянь — баранки, калачи,

Глянь — баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам осталися бараночки!

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ч].

ВМЕСТЕ ТЕСНО, А ВРОЗЬ — СКУЧНО

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает сестра: «Не бери мой мяч!» Дети расселись по углам, но скоро им стало скучно. Отчего детям стало скучно?

(по К.Ушинскому)

58.

 

РАЗБИТАЯ ЧАШКА

(иллюстрация 21)

Вовочка играл дома в мяч. Мяч отскочил от стенки и разбил чашку с блюдечком. Вечером папа спросил Вовочку: «Что случилось?» «Я случайно попал по чашке мячом»,— отвечал Вовочка. «Почему ты играл в мяч дома? Ты меня очень огорчил и не получишь ничего к чаю»,— заключил папа.

РЫБАЧОК

(иллюстрация 22)

Ещё с вечера Ванечка собрался рыбачить. Он приготовил удочку, наточил крючки, накопал червей и сложил их в баночку. На рассвете Ванечка пошёл на речку, там у него было заветное местечко. Насадил Ванечка червя на крючок, закинул удочку и тут же вытащил судачка, потом щучку. Вот она — удача!

ПТИЧКА

(иллюстрация 23)

У мальчика была птичка. Мальчик учил птичку чирикать, но птичка молчала. Мальчик спросил девочку:

— Почему птичка молчит?

— Птичка хочет на волю,— отвечала девочка.

Мальчик открыл форточку и выпустил птичку. Птичка села на черёмуху и зачирикала.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ЧНСНС]

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч], [С], [С].

 

ча-са са-ча
чи-сы сы-чи
че-сэ сэ-че
чё-со со-чё
чу-су су-чу
ча-ся ся-ча
чи-си си-чи

 

че-се се-че

чё-сё сё-чё

чу-сю сю-чу

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч], [С], [С].

Час, часы, часок, часик, часовой, часть, частик, часто, частокол, чисто, чистить, чистый, числа, честный.

Сачок, сучок, свеча, скачок, сорочка, сумочка, семечки, синичка, саночки, сверчок, собачка, спички, Санечка, Сенечка, Симочка, Сонечка, Светочка.

Чайка — сайка Бычок — кусок Чудак — судак

Чашка — Сашка Дочка — доска Чурка — сумка Качать — кусать Точка — тоска Волчонок — поросёнок

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ч], [С], [С].

У Сонечки сачок. У Санечки красная сорочка. Светочка сидит на скамеечке. У Симочки часики. Синичка клюёт семечки. Санечка катает Сенечку на саночках. Ночью стрекочут сверчки. У часиков сломалась стрелочка. На ночном столике стоит свечка. Мама наливает чай через ситечко.

Выучить потешки, отработав произношение звуков [Ч], [С], [С`].

Наступила ночка,

Ты устала, дочка.

Дочку ждёт кроватка,

Спи, дочурка, сладко.

Киска, киска, киска, брысь!

На песочек не садись;

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

Ночью стрекочет за печкой сверчок,

Днём он в чулане хранит свой смычок.

 

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [С], [С`]. .

Сидел старик, пил чай.

Пришёл внук, сказал:

 

 

 

 

— И мне дай чаю! Старик чаю дал и сказал:

— Чай пей, на землю не лей!

(по Л.Толстому)

Деду скучно было дома. Пришла внучка, спела песенку.

(по Л.Толстому)

СУДАЧОК

Утром мальчики с удочками и сачками пошли к речке. На берегу они сели на мосточек и забросили удочки. Скоро Вовочке попался судачок. Саня сачком помог Вовочке вытащить судачка.

Мама сварила из судачка суп.

Отработав произношение звука [Ч] в словах, провести подвижную игру.

Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями. Приседают, руки складывают за спину. Опять бегут по кругу, изображая полёт ласточек.

ЛАСТОЧКИ

Ласточки летели,
Все люди глядели.
Ласточки садились,
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели,
Полетели, полетели,
Песенки запели.

 

 

Отработав произношение звука [Ч] в словах, провести пальчиковую гимнастику.

ЛАСТОЧКА

На каждую строку большой палец дважды «здоровается» с каждым пальчиком, начиная с указательного, сначала на   правой, потом на левой руке

ЛАСТОЧКА

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла? —

За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну-красну!

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ЧЦШТ']

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч], [Т], [Т'].

ча-тя тя-ча ча-та-ча

чи-ти ти-чи чи-ты-чи

че-те те-че че-те-че

чё-тё тё-чё чо-то-чо

чу-тю тю-чу чу-ту-чу

 

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч], [Т], [Т'].

Читать, почта, почтальон, почтовый, птичка, птичник, ткач, ткачиха, туча, тучка, точка, тачка, печать, печатный, пятачок, толочь, мачта, мечта, точно, течение, отлично, отличник, чинить, чертить, качать, отвечать.

Чашка — тяжко Крольчата — котята Врач — врать

Чайник — тянет Бочонок — ботинок Мяч — мять

Чижик — тише Значок — знаток Печь — петь

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ч], [Т], [Т'].

У волка — волчата, у кота — котята. У крольчихи — четыре крольчонка. За печкой начал стрекотать сверчок. Небо закрыли тучи. Танечка сидит на стульчике. Вовочка нёс веточку. На веточке четыре листочка. Девочки пели частушки. На лодочке мачта. У Тонечки чёрные перчатки.

Выучить потешки, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].

Летит над полем птичка.

Чирик-чик-чик.

А что несёт синичка?

Чирик-чик-чик.

Несёт она травинку.

Чирик-чик-чик.

Зачем нужна травинка?

Чирик-чик-чик.

Несёт травинку птичка.

 

 

Чирик-чик-чик.

Гнездо совьёт синичка. Чирик-чик-чик.

(осетинская народная песенка)

Л е ли-ле ли-ле ли.

В саду висят качели. Пока ребята спят, Качает кот котят.

У речки на поляне

Гулял козёл в кафтане.

Подсел козёл к костру —

Прожёг козёл дыру.

Бежит коза кафтан чинить, -

Кафтан чинить, козла бранить.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].

Ждёт письма мой старший брат.

Я журналу буду рад.

Папа ждёт газету.

Где же взять всё это?

Принесёт нам это он —

Наш знакомый почтальон.

Грач с грачихой на рассвете

В гнёздышко грачатам-детям

Носят в клювах червячков

И личинок, и жучков.

Чтоб росли грачатки —

Чёрные ребятки.

МЕЧЕНОСЕЦ

Ярко-красный или чёрный, Очень резвый и проворный. Длинный острый хвостик носит И зовётся меченосец.

 

ПАУЧОК

По прозрачной паутинке

Паучок спускается.

На прозрачной паутинке

Медленно качается.

«Лифт не нужен пауку,—

Мне сказала галка,—

У него, у паучка

В животе спускалка».

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].

НОВЫЙ ПЕРЕДНИК -

Катя решила подарить Танечке новый передничек. Достала материю, нитки, иглу и приступила к работе.

— Очень просто сшить передничек. Через полчаса он будет
готов,— говорила Катя.

Но передничек не был готов и к вечеру.

— Где же передничек? — спросили её.

— Я бы сшила передничек, только нитку в иголку вдеть не смогла,— отвечала Катя.

- Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'], [С], [С`].

НЕУДАЧНАЯ ОХОТА

(иллюстрация 24)

Паучок-старичок плетёт паутинку-сеточку, тянет тонкие ни
точки от веточки к веточке, от листочка к листочку. Хочет паучок-старичок поймать бабочку или жучка. Летела птичка-синичка, не видела тонкой сеточки, порвала паутинку. Остался
паучок-старичок без добычи.

Отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'] в словах, провести пальчиковую гимнастику.

ПЧЕЛА - Машут скрещенными ладонями; Произнося названия насекомых, загибают по одному пальчику на обеих руках.

 

 

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза, руках

 

Как фонарики, глаза. Делают « очки» из пальчиков.

Полетали, полетали Машут скрещенными ладошками

От усталости упали Роняют ладони на стол.

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч]-[Ц]

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч]и [Ц].

ча-ца ач-ац

чи-цы ич-иц

че-це еч-ец

чо-цо оч-оц

чу-цу уч-уц

ца-ча ац-ач

цы-чи иц-ич

це-че ец-еч

цо-чо оц-оч

цу-чу уц-уч

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч]и [Ц].

Цветочек, цепочка, цыплёночек, волчица, горчица, молочница, птичница, учительница, черепица, перечница.

Заяц — зайчик Птица — птичка

Палец — пальчик Синица — синичка

Курица — курочка Улица — улочка

Сестрица — сестричка

Спица — спичка

Водица—водичка

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч] и [Ц].

На полянке цветочки. Моя мама — учительница. Птичница кормит уточек. Тоня нарисовала цыплёночка. Вымой лицо водичкой. Ванечка выпил целую чашку молочка. У волчицы — волчата. Курочка снесла яйцо. Молочница принесла нам молочка. Кузница крыта черепицей.

 

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ц], [Ч].

СКВОРЕЧНИК

Мы не ели и не пили,

Мы скворечник мастерили.

Очень в гости ждём скворцов,

Пусть выводит, там птенцов

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч] и [Ц]. .

ЗАЙЧАТА

Зайчата родятся у зайчихи ранней весной. В отличие от других животных, зайчата родятся зрячими и в тёплых шубках. Зайчиха накормит зайчат молочком, и они разбегутся, попрячутся под кочками. Дня через четыре чужая зайчиха снова накормит зайчат молочком. Так уж ведётся у зайчих: всех зайчат кормить. А через неделю зайчата начнут травкой кормиться.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч]-[Щ]

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].

Чча-ща ач-ащ

чи-щи ич-ищ

че-ще еч-ещ

чо-що оч-ощ

чу-щу уч-ущ

ща-ча ащ-ач

щи-чи ищ-ич

ще-че ещ-еч

що-чо ощ-оч

щу-чу УЩ-УЧ

 

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].

Чаща, щёчки, щёточка, щеночек, щепочка, ящичек, вещички, часовщик, точильщик

 

Качать — пищать Мячик — ящик

Кричать — угощать Чепчик — щепка

Встречать — прощать Чеснок — щенок

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].

В дощатом ящичке — овощи. У дочки румяные щёчки. В лесу рыщет волчица. По ручейку плывут щепочки. В бочке — мочёные яблочки, а в ящике — копчёные щучки. Почисти юбочку щёточкой. Часовщик чинит часы. На щенка напали злющие пчёлы. Опусти письмо в почтовый ящик. Точильщик точит ножи.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ч], [Щ].

—У ищейки три щеночка:

Два щенка и крошка-дочка.

У щенков, как бочки, щёчки,

У сыночков и у дочки.

В роще со щенком гуляли,

В роще мы под дождь попали.

Мой щенок залез под плащ,

Я же вымок весь, хоть плачь.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Щ].

РОЗКА

У Розки были щенки. Розка ушла. Дети взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. Потом нашла щенка и выла подле печки. Дети дали щенка Розке. Розка снесла щенка во рту на место.

(по Л. Толстому)

ЁЖ

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались черви, скрылись
ящерицы. В тёплые осенние дни готовит ёж зимовище, таскает в нору сухие листочки. Скоро он заберётся в зимовище на
всю зиму.

(по И.Соколову-Микитову)

 

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц]-[Ч]-[Щ]

Проговаривать слоги и слова, чётко произнося звуки [Ц], [Ч], [Щ].

ца-ча-ща — цапля — чайка — щавель

цы-чи-щи — циркуль — чибис — щиплет

цо-чё-щё — цоколь — чёртик — щётка

яц-ач-ащ — паяц — богач — плащ

иц-ич-ищ — шприц — клич — свищ

ец-еч-ещ — отец — печь — лещ

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ц], [Ч], [Щ].

Ящерица юркнула под кучу щепок. В ящике лежат луковица и кочан капусты. Щенок гонится за мальчиком. Отец потерял ключ от почтового ящика. В чаще заяц прячется от лисицы. Девочки гонят овец на пастбище.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ].

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

(А. Пушкин)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

(А. Плещеев)

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ].

ЖАЛОБЫ ЗАЙКИ

Серенький зайка, под кустиком сидючи, плачет: — Нет доли, хуже моей, серенького зайца! И кто только не точит зубов на меня: и хищная птица — ястреб, и пучеглазая сова. Отовсюду мне грозит беда, а защищаться нечем. Прячешься по кустам, по за кочкам. Одно только у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке хватать не за что. Будь у меня

такой хвостище, как у лисицы, куда бы мне с ним деваться. Пошёл бы и утопился.

(по К.Ушинскому)

ЗАЯЦ

Заяц прячется от лисицы в чаще. Он затаится и не шелохнётся, а потом вдруг вскочит и понесётся прочь через рощу.
Выскочит заяц на пастбище, а лисица за ним. Но ей не угнаться за быстрым зайцем.

Отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ]в словах, провести подвижные игры.

ВЕТЕР

 

Ветер, ветерок, ветрищеБегут по кругу на цыпочках,

Ты чего по свету рыщешь? поставив руки на пояс.

Лучше улицы мети Останавливаются, делают взмахи руками.

Или мельницы крути!Делают круговые движения руками.

(Я.Аким)

ПАСТУХИ

Цок, цок, цок, стучат копытца, - идут по кругу, высоко

Надо нам поторопиться.поднимая колени.

Гоним мы своих овечек Идут по кругу, ритмично

Вдаль на пастбище, на речку. смахивая правой рукой.

 

 

Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат

Выучить стихотворение, отработав произношение звуков [С], [3'J, [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

КОРМУШКА

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зёрна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку,

Угощенье ждёт в кормушке.

Выучить стихотворение, отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж], [Ч].

КРЕПОСТЬ

Мы снежную крепость построим с тобой,

Потом закипит в ней отчаянный бой,

Я первым ворвусь в эту крепость на танке,

Но ты закричишь: «Отдавай мои санки!»

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [CJ, [3], [Ц], [Ш], [Ж].

ПОСЛЕ ДОЖДЯ

На дорожках — лужи.

Солнце в них купается.

— Можно нам немножко?

 

 

Мама улыбается.

Мы по лужам топали, Шлёпали, плескались.

Только наши бантики Чистыми остались.

КОЗЛЁНОК

Лиза козлёнка у леса пасла,
Лиза козлёнку листочков дала,
Свежей травы и студёной водицы,

Чтоб мог козлёнок поесть и напиться.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Щ], [Ч], [Ш].

ЩЕНЯТА

(иллюстрация 25)

У Бесси — щенята. Щенята чёрные, а щёки и чёлки у них светлые. Щенята ещё слепые. Они пищат, щурятся, копошатся в ящике. Бесси охраняет щенят, рычит на нас, щёлкает зубами.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [С`], [3], [3'], [Ч],[Ш].

КАТЯ

Пошла Катя поутру по грибы, взяла Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде.

— Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти ручки, а то мне душно.

И Катя снесла Машу.

(поЛ.Толстому)

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [С`], [3], [Ц], [Ч], [Ш].

ВАСЬКА

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, ноготок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка — не прогневайся!


Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные.

(по К.Ушинскому)

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [С`],[3], [3'], [Ш], [Ж], [Ч],[Щ].

КОЗЁЛ

Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытцами постукивает: идёт,блеет, коз и козляток зовёт. А козочки с козлятками в сад
ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко деткам копят; а козлятки молочка насосались, на
забор взобрались, рожками передрались.

(по К.Ушинскому)

Отработав произношение звуков [С], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч] в словах, провести подвижную игру.

ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ Падают, падают листья — идут по кругу, взявшись за руки.

В нашем саду листопадМеняют направление движения.

Жёлтые ,красные листья Кружатся на носочках, руки — в стороны.

ПОветру вьются летят Кружатся в противоположном направлении.

ПТИЦЫ НА ЮГ УЛЕТАЮТ— Бегут по кругу, взмахивая руками.

Гуси, грачи, журавли.

ВОТ УЖ ПОСЛЕДНЯЯ СТАЯМеняют направление движения.

Крыльями машет вдали.

(М.Ивенсен)

Отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ч]в словах, провести подвижные игры.

ВОРОБУШЕК КАЧАТЬСЯ ЗАХОТЕЛ

Наш воробушек качаться Три наклона в стороны.

захотел,
В гости к тоненькой былинке Три наклона в стороны.

прилетел,
Сел на самую вершинку— присели.

цинь-цвиринь,

 

 

 

Покачай меня, былиночка, Потянулись на носочках

Три наклона в стороны. Три наклона в стороны. Бег по кругу друг за другом. Меняют направление движения.

подкинь!

 

Колыхается былинка на ветру.

Ой, как солнце ярко светит

поутру!

Ой, как весело, когда на свете

май!
Ты воробушка, былинка,

 

покачай(М.Познанская

 

ВЕСНЯНКА

Солнышко, СОЛНЫШКО,..... ............ Идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко,

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО,Меняют направление движения.

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручейБегут по кругу.

Прилетели сто грачей, «летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

Ацветочки подрастают. Тянутся на носочках, руки вверх.

Отработав произношение звуков [С], [С`], [Ш], [Ж], [Ч] в словах, провести пальчиковую гимнастику.

Прогулка

Загибают пальчики, начиная с большого « Идут » по столу указательным и средним пальчиками. «Лепят снежок» двумя ладонями. «Крошат хлебушек» всеми пальчиками. Проводят указательным пальцем правой руки по левой ладони. Кладут руки на стол то ладонью, то тыльной стороной.   Отряхивают ладони.   «Едят ложкой»; руки — под щёку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

 

 

Автоматизация и дифференциация сонорных звуков

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

• Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л]. -

ла-лы-ло-лу ла-лы-лы-лы

лы-ло-лу-ла лы-ла-ла-ла

ло-лу-ла-лы ло-лу-лу- лу

л у-л а-л ы-л о лу-ло-ло-ло

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].

Лада, лак, лама, Лана, лавка, лайка, ласты, ласточка, ландыш.

Была, вела, дела, жилаг зола, мала, пила, скала, спала, булавка, палатка.

Бегала, видела, дула, обидела, одела, писала, просила, резала, сидела, тянула, устала, хотела.

Лыжи, лыжник, лыжница, лыжный, лысина, лысый.

Булыжник, волы, столы, улыбка, малыш.

Белый, вилы, вялый, каналы, каникулы, малыши, пчёлы.

Лоб, лов, ловко, лодка, ложка, лом, лошадь.

Болото, колодец, колонка, поломка, голодный, холодный.

Лужа, лук, луковица, лунный, лунка, лучше, лучший, Луша.

Луна, лужайка, лукошко, голубь, голубцы, голубой, палуба.

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].

бла-бло-блу кла-кло-клу шла-шло-шлу

вла-вло-влу пла-пло-плу хла-хло-хлу

гла-гло-глу сла-сло-слу блы-глы-злы

зла-зло-злу фла-фло-флу клы-плы-слы

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].

Блок, блошка, блузка, благодарить, глазки, глобус, глупость, глупый, гладкий, гладить, зло, злой, злость, клад, кладовка, Клава, класс, классный, пласт, пластик, пластмасса, пластилин, плавать, пловец, плот, плут, плутовка, слабый, Слава, сладкий, слог, слух, слушать, послушный, флаг, флажок, флот, флоксы, хлопок, хлопать, хлыст, шла, пришла.

Светло, текло, стекло, тепло.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Л].

Мила сидела на лавке. Лада купила ландыши. Лана пила молоко. Володя нёс холодную воду. Луша сажала луковицы в лунки. У Славы юла. Лыжники идут по лыжне. Мама готовила голубцы. Лошадь увязла в болоте. Клава ушибла локоть. На халате вышиты ласточки.

Выучить потешки, отработав произношение звука [Л].

Без огня, в пустой печи
Пекла Луша калачи.

Мила в лодке плыла,

«Кока-колу» пила,

Колокольчик вышивала.

— Ла-ла-ла-ла, — напевала.

Мята, мята, вся примята.

В мяте ёлка, в ней светёлка

В светёлке голубушка,

Моя внучка Любушка,

 

 

Посылали молодицу По холодную водицу.

Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Л].

 

... яблоко!

Оно Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто! А. Пушкин)

 

Отгадать и выучить загадки, отработав произношение звука [Л] в словах.

Стоит копна, спереди вилы, сзади метла.

(Корова)

Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?

(Волк)

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л].

ЯБЛОКО

Мила принесла спелые яблоки и положила на стол. Одно яб
локо скатилось со стола и упало на пол. Кошка стала катать
яблоко. Мила подняла яблоко, а кошке дала клубок.

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л].

ал-ыл-ел ял-ил-ёл

ыл-ел-ал ил- ел - ял

ел-ал-ыл ел – ял - ил

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л].

Бал, вал, вокзал, галка, дал, жал, жалко, зал, залп, мал, металл, мочалка, палка, писал, спал, скучал, стучал, фиалка. Паял.

 

Был, бутылка, выл, жил, забыл, завыл, мыл, мылся, ныл,
рыл, стыл, шил. ...

Бил, вил, вилка, вился, водил, возил, косил, мил, Нил, носил, носилки, пилка, поилка, силки, таил, тащил.

Вол, волк, гол, зол, кол, колкий, мол, молния, пол, полк, полный, стол, тол, холл, холить, холка, холм, футбол.

Вёл, козёл, котёл, мёл, метёлка, пчёлка, посёлок, новосёл, осёл, шёл, шёлк, щёлкать.

Белка, мел, мелко, мелкий, пел, сопел, сидел, успел, хотел, шипел.

Обул, вынул, выгнул, дунул, согнул, скинул, стул, окунул, плюнул, топнул, шепнул, щипнул.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Л].

Волк увидел белку. Михаил вымыл бокал. Павел починил стул. На балконе — фиалки. Слава подмёл пол метёлкой. У Аллы скакалка. Кирилл налил воду в поилку. Вова любит футбол. Витя положил халву на стол. Дима разбил бутылку.

Выучить потешки, отработав произношение звука [Л].

Иголка, иголка Петя был мал У ёлки

Ты тонка и колка. Он мяту мял. Иголки колки.

Проговаривать скороговорку, отработав произношение звука [Л].

Мила — болтунья

Молоко болтала, болтала, Да не выболтала.

Отгадать и выучить загадку, отработав произношение звука [Л] в словах.

Ползун ползёт,

Иголки везёт.

(Ёж)

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л].

Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети взяли
снегу. Они клали куклу. Кукла вышла славная. Глаза куклы
были угли.

(по Л.Толстому

77

Ваня сел на пень, и пень у него был конь. Ваня взял плеть и гнал коня.

(по Л.Толстому

ВОЛОДИНА ШУТКА

(иллюстрация 26)

Николай шёл в школу. За ним бежал пёс Лоцман и тащил в зубах сумку. Увидел это Володя и захотел подшутить над Николаем. Он подошёл к Лоцману и дал ему косточку. Лоцман взял косточку, а сумку оставил. Володя подумал: «Вот Николай удивится , когда увидит в зубах Лоцмана косточку вместо сумки».

САМ ВИНОВАТ

(иллюстрация 27)

Шёл Павел в клуб и увидел собаку на цепи. Павел стал пугать собаку палкой. Собака залаяла на Павла и стала кидаться на него, но цепь не пускала собаку, и она не доставала Павла. Тогда Павел осмелел и подошёл ближе. Собака изловчилась и схватила Павла за штанину. Павел испугался и заплакал. Тут подошёл хозяин собаки, отогнал её и сказал: «Сам виноват, не обижай животных».

ВКУСНЫЕ БУЛОЧКИ.

(иллюстрация 28)

Мама испекла к полднику булочки с повидлом и ушла за молоком. Володя был голодный, а булочки вкусно пахли. Володя подвинул стул к столу и заглянул под белое полотенце. Булочек было много. Володя взял одну булочку и съел её. Булочка была вкусной. Володя взял ещё одну булочку, потом ещё. Когда появилась мама, под полотенцем лежала последняя булочка.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л']

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л']. -

ли-ле-ля-лю-лё ля-лю-лё-ли-ле

ле-ля-лю-лё-ли лю-лё-ли-ле-ля

 

 

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л'].

Ляля, лямка.

Болят, велят, делянка, коляска, полянка, солянка.

Белят, пилят, солят, неделя, Оля, Валя, Галя, Коля, Миля, Поля, Толя, Уля, Филя.

Клякса, пляска, слякоть,, тля, хлястик, шляпа.

Лида, Лиза, липа, Лина, лист, листик, лифт.

Алина, Галина, долина, калина, малина, Полина, улитка.

Лимон, лимонад, листок, лицо, улица, палица, били, вили, ныли, пили.

Блин, влить, глина, длинный, злить, клин, сливы, сливки.

Лебедь, лев, левый, лейка, лента, лес, лесенка.

Билет, жалеть, колено, телега.

Левкой, ледокол, ледоход, лежать, лежанка, летать.

Валенки, колесо, маленький.

Блеск, бледный, клетка, плеск.

Лёгкий, лёд, лёжа, лён.

Далёкий, зелёный, колёса, пелёнка, селёдка, уголёк, мотылёк, самолёт, цыплёнок.

Взлёт, клён, плёнка, плётка, шлёпать.

Люба, Люда, люди, лютик, лютый, люстра.

Велю, делю, колю, мелю, пилю, полю, шалю.

Любимый, любой, любоваться, полюс.

Клюв, клюква, клюнуть, ключ, клюшка, хлюпать.

Даль, жаль, медаль, педаль, сталь, шаль.

Мальчик, пальчик, пальма.

Пальто.

Паяльник, рояль.

Быль, крылья, костыль, пыль, мыльный.

Пыльца, рыльце.

Будильник, гильза, килька, сильный, шпилька.

Боль, моль, роль, соль, фасоль.

Пульс, пулька.

Тюль, вестибюль, июль.

Тюльпан.

Ель, мель, метель, постель, сельдь.

Дельфин.

 

 

Лида и Лена сидели под липой. Алина и Люда пили лимонад. Над калиной вились мотыльки. Полина любит малину со сливками. Коля и Валя мыли лестницу. Лев сидит в клетке. Люба поливает лилии. Толя любуется лебедем. У калитки — тополь. Оля и Уля обули валенки. На листке левкоя — маленькая улитка.

Выучить потешки, отработав произношение звука [Л'].

Оля, Оля маленькая, Оленька удаленькая.

Люли, люли, люлюшки,

Прилетели гулюшки.

Гули, гули, гулюшки

Сели возле люлюшки.

Летели две птички, Собой невелички.

Отработав произношение звука [Л'] в словах, проговаривать скороговорку.

Летели лебеди с лебедятами.

Выучить стихотворения, отработав произношение звука [Л']

На полянке, на зелёной

Посидели мы под клёном,

Пошалили, почитали,

А потом читать устали,

Взяли лютиков букет,

Побежали на обед.

На полянке два козлёнка

Ждут козу и блеют тонко: — Me! Тебя ждут два сынка,

Дай нам, мама, молока.

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л'].

ЛЯЛЯ

Ляля маленькая. Она лежит в пелёнках. Лиза и Лида катали Лялю в коляске, а потом поставили коляску под клён. Они отгоняли от Ляли мотыльков. Пусть маленькая Ляля спит.

 

 

 

АЛЁНА И ПОЛЯ

(иллюстрация 29)

Алёна и Поля ходили в поликлинику к окулисту. Потом они
гуляли на поляне у поликлиники и плели венки из лютиков.
После они зашли в магазин и купили хлеб, вафли, сливки и
лимоны.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]-[Л']

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Л], [Л']

ла-ля ля-ла ла-ля-ла

лы-ли ли-лы лы-ли-лы

ло-лё лё-ло лё-ло-лё

лу-лю лю-лу лю-лу-лю

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Л], [Л'].

лак—ляг лодка — Лёвка

лампа — лямка . лук — люк

лыко — липа тол — толь

лысый — лисий мел — мель

Проговаривать слоги и слова, чётко произнося звуки [Л], [Л'].

ла-ля-ла — Дядя и пчела лы-ли-лы — лилии

ло-лё-ло — Лёва и седло лу-лю-лу — люстра

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Л], [Л'].

Лёва катался в лодке. Клава любит лимонад. Мила поливает лук. Володя белит потолок. Пчела села на лилию. Михаил пошёл на пляж. Луша, сажала левкои на балконе» Лена пила компот из яблок и слив. Алина качалась на качелях. Лев охотился в джунглях.

 

 

Отработав произношение звуков [Л], [Л']в словах, проговаривать двустишия.

Лук Алёнка поливала, Поскользнулась и упала.

На лугу гуляла Лина,

Там малина и калина.

Выучить потешку, отработав произношение звуков [Л], [Л'].

Совушка-сова,

Большая голова,

На пеньке сидела, Головой вертела. Совушка-совушка, Большая головушка,

Где ты живала?

Где ты бывала? — Живала я, совушка, Большая головушка,

В тёмных лесищах,

В глубоких дуплищах.

Выучить стихотворение, отработав произношение звуков [Л] [Л'].

ЦЫПЛЁНОК И МОТЫЛЁК

Цыплёнок клювом мотылька Поймать пытается.

Пока Он мотылька хотел поймать,

Его обедать стали звать.

Когда обедать он бежал,

Он под малиною упал.

Цыплята съели весь обед,

А для него ни капли нет.

Тогда цыплёнок мотылька

Поймал и съел. И сыт пока!

ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

Оля люпин поливает из лейки,

Лена и Люда сидят на скамейке, Лёля малиной их всех угостит,

В небе весёлое





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.