МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Строение нервной системы у детей





Нервная ткань

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Общая морфофункциональная характеристика нервной ткани.

2. Нейроглия. Общая характеристика. Источники развития глиоцитов. Классификация. Макроглия (олигодендроглия, астроглия и эпендимная глия). Микроглия.

3. Нервные волокна: общая характеристика, классификация, строение и функции безмиелиновых и миелиновых нервных волокон, дегенерация и регенерация нервных волокон.

4. Синапсы: классификации, строение химического синапса, строение и механизмы передачи возбуждения.

5. Морфофункциональная характеристика нервной системы у детей

 

НЕРВНАЯ ТКАНЬ

Нервная ткань выполняет функции восприятия, проведения и передачи возбуждения, полученного из внешней среды и внутренних органов, а также анализ, сохранение полученной информации, интеграцию органов и систем, взаимодействие организма с внешней средой.

Основные структурные элементы нервной ткани – клетки нейроны и нейроглия.

Нейроны

Нейрон основной структурно-функциональный элемент НСØ нейроны в разных отделах НС отличаются размеромØ (от 4-6 до 130 мкм.), формой и функцией строение: 1. тело (перикарион) – обрабатывает нервный импульс, в ЦНС тела формируют серое мозговое вещество, в ПНС – ганглии (узлы) 2. нервные отростки – проводники нервного импульса, в ЦНС формируют проводящие пути, в ПНС – нервные волокна виды отростков: 1) дендрит с чувствительными окончаниями - рецепторами 2) аксон с его двигательными окончаниями – синапсами синапс – специальный аппарат для соединенияü нейронов друг с другом

Нейрон как любая клетка состоит из 3 компонентов: ядра, цитоплазмы и цитолеммы. Основной объём клетки приходится на отростки.

Дендриты – короткие отростки, нередко сильно ветвятся. Дендриты в начальных сегментах содержат органеллы подобно телу нейрона. Хорошо развит цитоскелет.

Аксон (нейрит) чаще всего длинный, слабо ветвится или не ветвится. В нем отсутствует грЭПС. Микротрубочки и микрофиламенты располагаются упорядочено. В цитоплазме аксона видны митохондрии, транспортные пузырьки. Аксоны в основном миелинизированы и окружены отростками олигодендроцитов в ЦНС,.

Нервный импульс передаётся по мембране нейрона в определённой последовательности: дендрит – перикарион – аксон.

Классификация нейронов

1. По морфологии (по количеству отростков) выделяют:

- мультиполярные нейроны (г) — с множеством отростков (их большинство у человека),

- униполярные нейроны (а) — с одним аксоном,

- биполярные нейроны (б) — с одним аксоном и одним дендритом (сетчатка глаза, спиральный ганглий).

- ложно- (псевдо-) униполярные нейроны (в) – дендрит и аксон отходят от нейрона в виде одного отростка, а затем разделяются (в спинномозговом ганглии). Это вариант биполярных нейронов.

2. По функции (по расположению в рефлекторной дуге) выделяют:

- афферентные (чувствительные) нейроны (стрелка слева) – воспринимают информацию и передают ее в нервные центры. Типичными чувствительными являются ложноуниполярные и биполярные нейроны спинномозговых и черепно-мозговых узлов;

- ассоциативные (вставочные) нейроны осуществляют взаимодействие между нейронами, их большинство в ЦНС;

- эфферентные (двигательные) нейроны (стрелка справа) генерируют нервный импульс и передают возбуждение другим нейронам или клеткам других видов тканей: мышечным, секреторным клеткам.



Синапсы

Синапсы – это специфические контакты нейронов, обеспечивающие передачу возбуждения от одной нервной клетки к другой. В зависимости от способов передачи возбуждения выделяют химические и электрические синапсы.

Химические синапсы. Химические синапсы для передачи возбуждения от одной нервной клетки к другой используют специальные вещества – медиаторы.

.

Классификация синапсов:

1. В зависимости от того, какие структуры двух нейронов взаимодействуют в синапсе, можно выделить:- аксо-дендритические (пресинаптическая структура аксон, постсинаптическая — дендрит);- аксо-аксональные;- аксо-соматические.

Нейроглия — группа клеток нервной ткани, находящиеся между нейронами, различаютмикроглию и макроглию.

Нервные волокна

Нервное волокно состоит из отростка нейрона – осевого цилиндра (дендрита или аксона) и оболочки олигодендроцита или его разновидностей.

Виды нервных волокон:

1)В зависимости от того, как произошло образование оболочки, нервные волокна подразделяются на миелиновыеи безмиелиновые.

Миелиновые (мякотные) волокна в периферической нервной системе имеют в своём составе один отросток нейрона, окружённый удлинённой дупликутурой леммоцита (мезаксон).

Безмиелиновые (безмякотные) волокна в периферической нервной системе состоят из одного или нескольких осевых цилиндров, погружённых в цитолемму окружающего их леммоцита. Мезаксон (дупликатура мембраны) короткий. Передача возбуждения в безмиелиновых волокнах происходит по поверхности нерва через изменение поверхностного заряда.

Строение нервной системы у детей

Нервная система у детей, с одной стороны, очень близка к структурной организации нервной системы у взрослых. С другой стороны, при рождении у ребенка многие образования головного и спинного мозга сформированы не полностью, просто они не достаточно зрелы анатомически и физиологически. Это определяет особенности, своеобразие двигательной, чувствительной и психоэмоциональной жизнедеятельности ребенка. Поступательное развитие нервной системы идет до 20-25 лет.

Нервная система — это сложные анатомические и физиологические образования. Они представлены головным и спинным мозгом, периферическими нервными структурами: корешками, нервными сплетениями, отдельными нервами, чувствительными узлами. Нервная система устанавливает единство, целостность организма во всех его реакциях и проявлениях. Головной мозг похож на гигантской мощности компьютер, обрабатывающий информацию, поступающую через органы чувств из внешней среды и внутренних органов. Мозг анализирует эту информацию, формирует ответные двигательные и поведенческие реакции. В головном мозге осуществляются процессы высшей нервной деятельности, обеспечиваются функции, характерные только для человека: мышление, речь, способность чтения, письма, счета, способность создания музыки, воспроизведения мелодий.

Главной структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка — нейрон. Нейроны, подобно маленьким ячейкам, хранят очень много упакованной информации. Нейроны имеют тело, короткие и длинные отростки. Отростки нервных клеток связывают между собой все структуры головного и спинного мозга, формируют проводящие пути. По ним, как по телефонным проводам, нейроны обмениваются информацией, принимают ее и отдают команды органам и тканям. Они же формируют корешки, нервы к сухожилиям, мышцам, внутренним органам; принимают сигналы от анализаторов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса и других.

К моменту рождения ребенок обладает огромным количеством нервных клеток. Его мозг содержит примерно 20 миллиардов нейронов. Нейроны воспринимают, перерабатывают и передают нервные импульсы через корешки другим клеткам. В них вырабатываются специальные химически активные вещества — нейромедиа-торы, участвующие в проведении нервных импульсов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность нервной системы. С поломкой медиаторной сферы связано возникновение многих заболеваний нервной системы.

Кроме нервных клеток, в состав нервной ткани входят специальные питающие и обслуживающие ее клетки — нейроглия, соединительная, опорная ткань, элементы сосудистой системы. Природа надежно защитила головной и спинной мозг от механических воздействий, травм. Она поместила их внутри специальных «футляров»: костных образований — черепа и позвоночника. Смягчает ударную волну особая мозговая (цереброспинальная) жидкость, окружающая вещество мозга, мозг омывается ею снаружи и изнутри. К защитной системе мозга относится и гематоэн-цефалический барьер — соприкасающаяся граница между структурами мозга и кровеносной системы. Этот барьер обеспечивает защиту мозга от различных веществ и токсических, инфекционных агентов, не пропуская их к мозгу. Лежащий в черепной коробке мозг повторяет ее конфигурацию.

Вес мозга мужчины в среднем 1400 г, женщины — 1200-1300 г, новорожденного мальчика — около 400 г, а новорожденной девочки — около 350 г. Нетрудно подсчитать, что за всю жизнь человека вес его мозга увеличивается лишь в 3 раза, в то время как общая масса тела — более чем в 20 раз. А это значит, что основная работа по созданию мозговых структур происходит до появления ребенка на свет, еще в утробе матери. Вот поэтому так важно создавать все условия для нормального протекания беременности, а значит, и для внутриутробного развития ребенка, формирования его мозга.

Многие исследователи отмечают, что прямой зависимости между весом мозга и интеллектуальными способностями человека нет. Вместе с тем известно, что для осуществления нормальной функции вес мозга не может быть меньше 1000 г у мужчин и 900 г у женщин. Спинной мозг составляет лишь 2 процента от веса головного мозга, появляется важнейшим «исполнительным» отделом центральной нервной системы.

Строение головного мозга





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.