Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы. ВАРИАНТ 4 ОГЭ 2016 Часть 2 Прочтите текст и выполните задания 2—14. СЛЕПАЯ (1)0днажды, охотясь в невысоких холмах Приуралья, я набрёл на табунок серых куропаток. (2)Собака моя резко потянула к кустам, и куропатки взлетели кучно, всей стайкой. (3)Я выстрелил неудачно, сразу задев спуски обоих курков, дробь хлестнула по краю табунка, и на землю упала только одна птица. (4)Облачко серого пуха долго стояло над шиповником, нехотя осыпая на землю лёгкие серые пушинки — я стрелял близко. (5)Я пошёл подбирать убитую птицу, легко нашёл её на чистой пролысинке среди кустов, нагнулся и невольно отдёрнул руку. (6)На траве передо мной лежала слепая птица. (7)Она уже давно была слепой. (8)Пустые её глазницы равнодушно глядели на меня с земли. (9)Стало быть, она давно была убита? (Ю)Тогда откуда же она взялась? (11 )Кто её убил и когда? (12) Где моя охотничья добыча? (13)Собака сидела со мной рядом и не собиралась искать другую птицу. (14)Я уже собрался уходить, когда заметил на ближних травинках свежие капельки крови. (15)Я поднял слепую куропатку. (16)Тёплое её тельце чуть вздрагивало. (17)Слепая? (18)Я ещё раз с недоверием осмотрел убитую. (19)В юности я читал много книг про птиц и зверей и хорошо помнил, как известный немецкий учёный и путешественник Альфред Брем восхищался серыми куропатками, их умными навыками и повадками, их высоким чувством товарищества. (20)Теперь я видел это птичье товарищество своими глазами. (21)Вероятно, давно уже раненная в голову, ослепшая птица жила вместе со своими родичами и друзьями, кормилась с ними и даже летала, по шуму крыльев находя верное направление для полёта. (22)Вместе со своими товарками бродила она по лугам, и добрые смышлёные птицы не бросали в беде сестру и подругу, а по-своему поддерживали и помогали ей. (23)Иначе, как же она могла выжить после такого страшного несчастья, слепая? (24)Как она вообще могла жить? (25)Я с трудом верил своим догадкам, всё стоял у кустов и твердил упрямо: (26)«Не может быть! (27)Не может быть такого!» (28)И вдруг из-за дальних кустов шиповника и тёрна донёсся ко мне знакомый призывный свист, известный каждому охотнику, пронзительный и тревожный сигнал сбора серых куропаток. (29)В стае не хватало товарища. (ЗО)Стая звала отставшую слепую птицу. (31 )У меня стало нехорошо на душе. (32)Так нехорошо, что и рассказывать подробно о своих чувствах мне не очень хочется. (33)Я подозвал собаку, медленно зашагал к перевозу через Урал и в этот день больше не охотился. (По Б. Емельянову*) Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы. 2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос «Что так удивило и изумило охотника?» 1) На траве передо мной лежала слепая птица. 2) Теперь я видел это птичье товарищество своими глазами. 3) Я с трудом верил своим догадкам, всё стоял у кустов и твердил упрямо... 4) Стая звала отставшую слепую птицу. 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Собака моя резко потянула к кустам, и куропатки взлетели кучно, всей стайкой. 2) Облачко серого пуха долго стояло над шиповником, нехотя осыпая на землю лёгкие серые пушинки — я стрелял близко. 3) На траве передо мной лежала слепая птица. 4) Собака сидела со мной рядом и не собиралась искать другую птицу. 4. Из предложений 21—24 выпишите образованное приставочно-суффиксальным способом наречие, в котором написание приставкизависит от суффикса. 5. Из предложений 21—23 выпишите слово, правописание суффиксав котором определяется правилом «В полных страдательных причастиях прошедшего времени с зависимым словом пишется НИ». 6. Замените устаревшее слово «родичи»в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним. 7. Замените словосочетание «птичье товарищество»в предложении 20, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание. 8. Из предложения 28 выпишите грамматическую основу. 9. Среди предложений 1 — 10 найдите предложение с пояснительным членом предложения.Напишите номер этого предложения. 10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. Вероятно, (1) давно уже раненная в голову, (2) ослепшая птица жила вместе со своими родичами и друзьями, (3) кормилась с ними и даже летала,(4) по шуму крыльев находя верное направление для полёта. 11. Укажите количество грамматических основв предложении 3. Ответ запишите цифрой. 12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительнойсвязью. В юности я читал много книг про птиц и зверей и хорошо помнил, (1) как известный немецкий учёный и путешественник Альфред Брем восхищался серыми куропатками,(2) их умными навыками и повадкамщ, (З) их высоким чувством товарищества. 13. Среди предложений 21—33 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным меры и степени.Напишите номер этого предложения. 14. Среди предложений 1—5 найдите сложноепредложение с бессоюзнойи союзной сочинительной связью.Напишите номер этого предложения. Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Ивана Александровича Ильина: «В нашем языке и богатство звуков, и слов, и форм; всё доступно нашему языку». Аргументируя свой ответ, приведите двапримера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. А. Ильина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл следующего предложения текста: «Теперь я видел это птичье товарищество своими глазами». Приведите в сочинении двааргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 15.3Как Вы понимаете значение слова ТОВАРИЩЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое товарищество?»,взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргументприведите из прочитанного текста, а второй— из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Вариант 4 Задание | Ответ | | | | | | по-своему | | раненная | | родственники, родные | | товарищество птиц | | донёсся свист <или> свист донёсся | | | | | | | | | | | | | |