Дятел косился вниз,(3) но продолжал работать. ВАРИАНТ 1 ОГЭ 2016 Часть 2 Прочтите текст и выполните задания 2—14. (1)Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)3а сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7)Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. (8)Я долго шёл по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9)Дятел работал без устали. (Ю)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11)В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12)Я спрятался за куст, любуясь работой. (13)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14)В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15)Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (16)Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве. (17)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19)В довершение всего он не знал, что делать с птицей. (20)- Зачем? (21)— А просто так... (22)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман. (23)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки, кто должен научить их беречь и любить природу? (24)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (25)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле? (По В. Пескову *) * Василий МихайловичПесков (1930—2013) — советский писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 годы. С 1956 г. являлся обозревателем газеты «Комсомольская правда», вёл постоянную рубрику «Окно в природу». Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы. 2. Вкаком предложении не выраженоотношение автора к осеннему лесу? 1) В предчувствии холодов умолкли птицы. 2) В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. 3) Я долго шёл по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. 4) Я спрятался за куст, любуясь работой. 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) Осенью лес молчит. 2) В предчувствии холодов умолкли птицы 3) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. 4) Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле? 4. Из предложений 1 — 10 выпишите слово, написание приставкив котором определяется значением «присоединение, приближение». 5. Из предложений 8—16 выпишите слова, написание которых определяется правилом «Полные страдательные причастия пишутся с НИ». 6. Замените просторечное слово «(не) сулит»в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним 7. Замените словосочетание «костяной молоточек»,построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание. 8. Из предложения 25 выпишите грамматическую основу. 9. Среди предложений 8—16 найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством.Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. Кажется,(1) не по дереву,(2) а по тугой струне стучит костяной молоточек. В эту минуту случилась история,(3) к сожалению,(4) очень нередкая. 11. Укажите количество грамматических основв предложении 15. Ответ запишите цифрой. 12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительнойсвязью. Кажетсяу(1) не по дереву,(2) а по тугой струне стучит костяной молоточек. Дятел косился вниз,(3) но продолжал работать. Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору,(4) и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. 13. Среди предложений 9—16 найдите бессоюзное(-ые) сложное(-ые)предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). 14. Среди предложений 16—19 найдите сложное(-ые)предложе-ние(-я) с различными видами связи — союзной и бессоюзной.Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Риторический вопрос воспринимается как положительное утверждение, он усиливает воздействие речи на читателя и пробуждает в нём соответствующие чувства». Аргументируя свой ответ, приведите двапримера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 15.2Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в |