ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Общая характеристика основных источников права социального обеспечения САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине:Социальное и медицинское право по теме:Понятие источников правового регулирования социально- го права Студентка ФП, 2-ой курс, ДПВ-2 А.А. Цыбульская Руководитель Канд. юр. наук, доцент Е. И. Астапов МИНСК 2016 Понятие источников права социального обеспечения и их классификация В юридической литературе понятие «источники права» раскрывалось отдельными авторами по-разному. Г.А. Василевич отмечает, что «право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Под источниками права понимают именно внешние формы его выражения» [1, с. 5]. С.С. Алексеев считает, что источники права – «это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения» [2, с. 76]. Следовательно, источники права можно определить как формы выражения воли законодателя в нормах права. Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова [3, с. 37]. Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права [4, с. 56]. Ввиду того что источники права социального обеспечения весьма многочисленны и многообразны, они классифицируются по различным основаниям: • по юридической силе (законы и подзаконные акты); • сфере действия (республиканские, региональные, принимаемые органами местного самоуправления); • времени действия (постоянные, временные); • порядку принятия (акты международного права и акты национального права социального обеспечения); • субъектам правового регулирования (нормативные акты по материальному обеспечению и социальному обслуживанию инвалидов, граждан пожилого возраста, семей, имеющих детей, и т.д.). • предмету правового регулирования (комплексные акты и акты, регулирующие отдельные виды социального обеспечения); • издающим их органам (акты органов представительной и акты органов исполнительной власти): указы Президента; постановления (распоряжения) Правительства; акты министерств и ведомств: - межведомственные акты (например, Министерства здравоохранения); - ведомственные акты; и т.д. [5, с. 28-29]. Источники права нельзя путать с актами компетентных государственных органов, принятыми при осуществлении правоприменительной деятельности [6, с. 76]. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения Система источников права социального обеспечения достаточно обширна. Согласно ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства [7, с. 5]. Существуют несколько групп международных актов, касающихся социального обеспечения, принимаемых Организацией Объединенных Наций (ООН), Международной Организацией Труда (МОТ), Советом Европы (СЕ), Содружеством Независимых Государств (СНГ). Эти акты носят различные наименования — это пакты, конвенции, рекомендации, соглашения, договоры. Такие международные акты содержат не только общие идеи о праве каждого человека на определенные виды социального обеспечения, но и конкретные нормы об обеспечении. К первой группе актов относятся, например, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Во вторую группу входят, например, Конвенция о правах ребенка, Конвенция МОТ о возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве, Рекомендация МОТ о безработице и др. Соглашения, заключаемые государствами-участниками СНГ, содержат условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое, например: Соглашение СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-членов СНГ в области пенсионного обеспечения». Кроме него существуют также и двусторонние акты — соглашения и договоры, заключаемые между двумя или более сторонами в рамках международных организаций [8, с. 96]. Как основополагающий правовой акт Конституция закрепляет отправные положения для всех отраслей права, в том числе и для права социального обеспечения. Конституция провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, закрепляя при этом социальную направленность политики государства, связанную с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, путем поддержки семьи, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб, установления пенсий, пособий и иных видов социального обеспечения. Кроме этого, в отдельных нормах Конституции уточняется социально-обеспечительный статус граждан и обязательства государства в области социального обеспечения. В частности, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, материнство, детство и семья находятся под защитой государства. В то же время, несмотря на то, что перечисленные права и гарантии являются непосредственно действующими, их нельзя расценивать как абсолютные, поскольку законами и изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами устанавливается особый порядок и условия их реализации [9, с. 146]. Среди законов особое место как источнику права социального обеспечения принадлежит Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». Важное его значение заключается в том, что именно в данном законе установлены виды пенсий, порядок и условия их назначения и выплаты. Специальные законы конкретизируют порядок пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан. К таким законам можно отнести, например, Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» [10, с. 20]. Важное место в числе источников права социального обеспечения занимают декреты и указы Президента Республики Беларусь, которые дополняют нормы, установленные в законах. Например, Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС»; Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых социально-правовых гарантиях для военнослужащих, судей и прокурорских работников»; Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по упорядочению материального и социального обеспечения служащих государственного аппарата и приравненных к ним лиц» [11, с. 77-89]. Постановления Совета Министров Республики Беларусь также являются источником права социального обеспечения. Например, Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам», «Об утверждении Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий», «Об утверждении Положения о порядке и условиях исчисления стажа государственной службы». Среди Постановлений Совета Министров Республики Беларусь особое место занимают Постановления, устанавливающие порядок выплаты пенсий отдельным категориям граждан. Например, Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников», «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работником летно-испытательного состава», «Об утверждении перечня отдельных категорий артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, имеющих право на пенсию за выслугу лет». К источникам права социального обеспечения относится ряд инструкций, принятых Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Например, Инструкция по организации и проведению медицинских осмотров работников, применение списка профессиональных заболеваний и др. [10, с. 21]. К источникам права социального обеспечения можно отнести и постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Например, постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 июня 1999 года № 6 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсионного законодательства», где указаны нормативно-правовые акты и международные соглашения, которыми следует руководствоваться судам при рассмотрении дел по вопросам пенсионного обеспечения граждан [12]. Источниками права социального обеспечения являются локальные нормативные правовые акты по вопросам социального обеспечения, издаваемые предприятиями, учреждениями, организациями, которые регулируют отношения по социальному обеспечению работников за счет средств предприятий на основе действующего законодательства [10, с. 21]. Главное их предназначение заключается в повышении уровня социальной защиты граждан в пределах определенных административно-территориальных образований — регионов, местных образований, а также на уровне хозяйствующих субъектов — организаций. Такими актами устанавливаются дополнительные, помимо предусмотренных законодательством, повышенные меры материальной или социальной поддержки различных категорий нуждающихся граждан [8, с. 101]. |