МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Вера в Бога. Христианские мотивы.





1.В образе Сони Ф.М.Достоевский олицетворяет «Божьего человека», не утратившего в жестоком мире связи с Богом страстное стремление к «Жизни во Христе». В страшном мире романа « Преступление и наказание» эта девушка - нравственный светлый луч, который согревает сердце преступника. Родион исцеляет свою душу и возвращается к жизни вместе с Соней. Получается, что без Бога нет жизни. Так думал Достоевский, так позже писал Гумилёв:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек;

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

2.Герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» читают притчу о воскресении Лазаря. Через Соню блудный сын – Родион возвращается к настоящей жизни и Богу. Лишь в конце романа он видит «утро», а под подушкой у него лежит Евангелие. Библейские сюжеты стали основой произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя. У поэта Николая Гумилёва есть прекрасные слова:

Есть Бог, есть мир, они живут вовек;

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

11)Патриотизм.1.Истинные патриоты в романе Л.Н.Толстого « Война и мир» не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.

Пьер Безухов отдаёт свои деньги, продаёт имение, чтобы экипировать полк. Истинными патриотами были и те, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Отечество в опасности». Русские мужики, одетые в солдатские шинели, яростно сопротивляются врагу, потому что чувство патриотизма для них свято и неотъемлемо.

2.В поэзии Пушкина мы находим источники чистейшего патриотизма. Его «Полтава», «Борис Годунов», все обращения к Петру Великому, «клеветникам России», его стихотворение, посвященное Бородинской годовщине, свидетельствуют о глубине народного чувства и силе патриотизма, просвещённого и возвышенного.

13)Совесть.1.Наверное, мы, читатели, меньше всего ожидали от Долохова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» извинения перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Мы как бы видим Долохова с другой стороны и ещё однажды удивимся, когда он с другими казаками и гусарами освободит партию пленных, где будет и Пьер, когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.

2.Совестливый - значит порядочный, честный человек, наделённый чувством достоинства, справедливостью, добротой. Спокоен и счастлив тот, кто живёт в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с ней ради сиюминутной выгоды или отрёкся от неё из личного эгоизма.

3.Мне кажется, что вопросы совести и чести для Николая Ростова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» - это нравственная сущность порядочного человека. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. И ещё однажды Ростов удивил меня, когда вступил в наследство и принял все долги отца. Так обычно поступают люди чести и долга, люди с развитым чувством совести.



4.Лучшие черты Гринёва из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», обусловленные воспитанием, проявляются в минуты суровых испытаний и помогают ему с честью выйти из трудных ситуаций. В условиях бунта герой сохраняет человечность, честь и верность себе, он рискует жизнью, но не отступает от веления долга, отказываясь присягать Пугачёву и идти на компромиссы.

14)Образование. Его роль в жизни человека.1.А.С.Грибоедов под руководством опытных учителей получил хорошее первоначальное образование, которое продолжил в Московском университете. Современников писателя поражал уровень его образования. Он окончил три факультета (словесное отделение философского факультета, естественно-математический и юридический факультеты) и получил учёные звания кандидата этих наук. Грибоедов изучил греческий, латинский, английский, французский и немецкий языки, владел арабским, персидским и итальянским языками. Александр Сергеевич увлекался театром. Это был один из прекрасных писателей и дипломатов.

2.М.Ю.Лермонтова мы относим к числу великих писателей России и прогрессивной дворянской интеллигенции. Его называли революционным романтиком. Хотя Лермонтов оставил университет, потому что руководство сочло его пребывание там нежелательным, поэт отличался высоким уровнем самообразования. Он рано начал писать стихи, прекрасно рисовал, музицировал. Лермонтов постоянно развивал свой талант и оставил потомкам богатое творческое наследие.

15)Чиновники. Власть.1.И.Крылов, Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин в своих произведениях высмеивали тех чиновников, которые унижают подчинённых и угодничают перед вышестоящими. Писатели осуждают их за грубость, равнодушие к народу, казнокрадство и взяточничество. Недаром Щедрина называют прокурором общественной жизни. Его сатира была насыщена острым публицистическим содержанием.

2.В комедии «Ревизор» Гоголь показал населяющих город чиновников – воплощение бесчинствующих в нём страстей. Он обличил всю бюрократическую систему, изобразил пошлое общество, погрузившееся во всеобщий обман. Чиновники далеки от народа, заняты только материальным благополучием. Писатель не только разоблачает их злоупотребления, но и показывает, что они приобрели характер «болезни». Перед начальством Ляпкин-Тяпкин, Бобчинский, Земляника и другие персонажи готовы унижаться, а простых просителей за людей не считают.

3.Наше общество перешло на новый виток управления, поэтому в стране изменились порядки, ведётся борьба с коррупцией, проверки. Грустно узнавать во многих современных чиновниках, политиках пустоту, прикрытую равнодушием. Гоголевские типы не исчезли. Они существуют в новом обличии, но с тою же пустотою и пошлостью.

16)Интеллигентность. Духовность.1.Я оцениваю интеллигентного человека по его умению вести себя в обществе и по духовности. Андрей Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» - мой любимый герой, которому могут подражать юноши нашего поколения. Он умён, образован, интеллектуален. Ему присуще такие черты характера, составляющие духовность, как чувство долга, чести, патриотизма, милосердие. Андрею претит свет с его мелочностью и фальшью. Мне кажется, что подвигом князя является не только то, что он бросился со знаменем на врага, а ещё и то, что сознательно отказался от ложных ценностей, выбрав сострадание, добро и любовь.

2.В комедии «Вишнёвый сад» А.П.Чехов отказывает в интеллигентности людям, которые ничего не делают, к труду не способны, ничего серьёзного не читают, о науках только говорят, а в искусстве понимают мало. Он считает, что человечество должно совершенствовать свои силы, много работать, помогать страждущим, стремиться к нравственной чистоте.

3.У Андрея Вознесенского есть прекрасные слова: «Есть русская интеллигенция. Вы думаете – нет? Есть!»

17)Мать. Материнство.1.С трепетом и волнением вспоминал свою мать А.И.Солженицын, которая ради своего сына пожертвовала многим. Преследуемая властями из-за «белогвардейства» мужа, «былого богатства» отца, она не могла работать в учреждении, где хорошо платили, хотя прекрасно знала иностранные языки, изучила стенографию и машинопись. Великий писатель благодарен матери за то, что она сделала всё, чтобы привить ему разносторонние интересы, дать высшее образование. В его памяти мать осталась образцом общечеловеческих нравственных ценностей.

2.В.Я.Брюсов связывает с любовью тему материнства и слагает восторженное славословие женщине-матери. Такова гуманистическая традиция русской литературы: поэт считает, что движение мира, человечества идёт от женщины – символа любви, самопожертвования, терпения и понимания.

18)Труд-лень.Валерий Брюсов создал гимн труду, в котором есть и такие страстные строки:

И на место в жизни право

Только тем, чьи дни – в трудах:

Только труженикам - слава,

Только им - венок в века!

19)Тема любви.Каждый раз, когда Пушкин писал о любви, его душа просветлялась. В стихотворении: «Я вас любил…» чувство поэта тревожно, любовь ещё не остыла, она живёт в нём. Светлая печаль вызвана безответным сильным чувством. Он признаётся любимой, и как сильны и благородны его порывы:

Я вас любил безмолвно, безнадёжно,

То робостью, то ревностью томим…

Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто и непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально. Вот истинная сила любви, которая противостоит суете, равнодушию, серости!

20)Чистота языка.1.За свою историю Россия пережила три эпохи засорения русского языка. Первая случилась при Петре 1, когда только морских терминов иноязычных слов насчитывалось свыше трёх тысяч. Вторая эпоха пришлась на революцию 1917 года. Но самое мрачное время для нашего языка - конец XX - начало XXI веков, когда мы стали свидетелями деградации языка. Чего стоит только одна фраза, звучащая по телевидению: «Не тормози – сникерсни!» Американизмы захлестнули нашу речь. Уверен, что за чистотой речи надо строго следить, необходимо искоренить канцеляризмы, жаргонизмы, обилие иностранных слов, которые вытесняют красивую, правильную литературную речь, являющуюся эталоном русской классики.

2.Пушкину не довелось спасать Отечество от врагов, но дано было украсить, возвысить и прославить его язык. Поэт извлёк из русского языка неслыханные звуки и «ударил по сердцам» читателей с неведомой силой. Пройдут века, но эти стихотворные сокровища останутся для потомков во всём обаянии их красоты и никогда не утратят своей силы и свежести:

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим!

21)Природа. Экология.1.Для поэзии И.Бунина свойственно бережное отношение к природе, он переживает за её сохранение, за чистоту, поэтому в его лирике много ярких, сочных красок любви и надежды. Природа питает поэта оптимизмом, через её образы он выражает свою жизненную философию:

Пройдёт моя весна, и этот день пройдёт,

Но весело бродить и знать, что всё проходит,

Меж тем как счастье жить вовеки не умрёт…

В стихотворении «Лесная дорога» природа – источник счастья и красоты для человека.

2.Книга В.Астафьева «Царь-рыба» состоит из множества очерков, рассказов и новелл. В главах «Сон о белых горах» и «Царь-рыба» рассказывается о взаимодействии человека с природой. Писатель с горечью называет причину истребления природы – это духовное оскудение человека. Его единоборство с рыбой имеет печальный исход. Вообще, в своих рассуждениях о человеке и окружающем мире Астафьев делает вывод о том, что природа – храм, а человек – часть природы, а потому обязан оберегать этот общий дом для всего живого, сохранять его красоту.

3.Аварии на атомных электростанциях оказывают влияние на жителей целых континентов, даже всей Земли. Они имеют долговременные последствия. Много лет назад произошла самая страшная техногенная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС. Больше всего пострадали территории Белоруссии, Украины и России. Последствия катастрофы глобальны. Впервые в истории человечества промышленная авария достигла такого масштаба, что её последствия можно найти в любой точке земли. Многие люди получили страшные дозы радиации и умерли мучительной смертью. Чернобыльское загрязнение продолжает вызывать повышение смертности населения всех возрастов. Заболевание раком – одно из типичных проявлений последствия облучения. Авария на АЭС повлекла за собой снижение рождаемости, увеличение смертности, генетические нарушения … Люди должны помнить о Чернобыле ради будущего, знать об опасности радиации и делать всё, чтобы подобные катастрофы никогда больше не повторялись.

22)Роль искусства.О влиянии искусства на человека написала моя современница - поэт и прозаик Елена Тахо-Годи:

И без Пушкина можно прожить

И без музыки Моцарта тоже -

Без всего, что духовно дороже,

Без сомнения, можно прожить.

Даже лучше, спокойнее, проще

Без нелепых страстей и тревог

И беспечней, конечно,

Только как этот вынести срок?..

23)О братьях наших меньших.1.Мне сразу вспомнилась удивительная повесть «Приручи меня», где Юлия Друнина рассказывает о несчастном, дрожащем от голода, страха и холода, никому не нужном зверьке на рынке, который как-то сразу превратился в домашнего идола. Ему радостно поклонялась вся семья поэтессы. В другой же повести, название которой символично,- «В ответе за всех, кого приручил», она скажет, что отношение к «братьям нашим меньшим», к существам, от нас полностью зависящим, - это «пробный камень» для каждого из нас.

2.Во многих произведениях Джека Лондона человек и животные (собаки) идут по жизни бок о бок и помогают друг другу во всех ситуациях. Когда на сотни километров снежного безмолвия ты являешься единственным представителем рода людей, нет лучшего и более преданного помощника, чем собака, к тому же, в отличие от человека, она не способна на ложь и предательство.

24)Родина. Малая Родина.У каждого из нас есть своя малая родина – то место, с которого начинается наше первое восприятие окружающего мира, постижение любви к стране. У поэта Сергея Есенина самые дорогие воспоминания связаны с Рязанской деревней: с синью, упавшей в реку, малиновым полем, берёзовой рощей, где он испытывал «озёрную тоску» и щемящую грусть, где подслушал плач иволги, разговор воробьёв, шелест травы. И я сразу представила себе то красивое росное утро, которое встречал в детстве поэт и которое подарило ему святое «ощущение родины»:

Выткался над озером

Алый свет зари…

25)Историческая память.1.А.Твардовский писал:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

2.Народному подвигу в Великой Отечественной войне посвящены произведения многих поэтов. Память о пережитом не умирает. А.Т.Твардовский пишет о том, что кровь павших пролита не напрасно: оставшиеся в живых должны сохранить мир, чтобы потомки жили счастливо на земле:

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Благодаря им, героям войны, мы живём в мире. Горит Вечный огонь, напоминая нам об отданных за родину жизнях.

26)Тема красоты.Сергей Есенин в своей лирике воспевает всё прекрасное. Красота для него – это мир и гармония, природа и любовь к родине, нежность к любимой: «Как прекрасна Земля и на ней человек!»

Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство красоты, потому что мир не будет бесконечно меняться, но всегда останется то, что радует глаз и волнует душу. Мы замираем от восторга, слушая вечную музыку, рождённую вдохновением, любуемся природой, читаем стихи… И любим, боготворим, мечтаем о чём-то загадочном и прекрасном. Красота – это всё то, что дарит счастье.

27)Мещанство.1.В сатирических комедиях «Клоп» и «Баня» В.Маяковский высмеивает такие пороки, как мещанство и бюрократизм. В будущем нет места главному герою пьесы «Клоп». Сатира Маяковского несёт острую направленность, выявляет недостатки, которые имеются в любом обществе.

2. В одноимённом рассказе А.П.Чехова Ионыч - олицетворение страсти к деньгам. Мы видим обнищание его духа, физическое и духовное «отрешение». Писатель поведал нам о потере личности, ничем невозместимой растрате времени - ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности перед самим собой и обществом. Воспоминания о кредитных бумажках, которые он с таким удовольствием вынимает по вечерам из карманов, гасят в нём чувства любви и добра.

28)Великие люди. Талант.1.Омар Хайям - великий, блестяще образованный человек, проживший интеллектуально насыщенную жизнь. Его рубаи – история восхождения души поэта к высокой истине бытия. Хайям не только поэт, но и мастер прозы, философ, поистине великий человек. Он умер, и на «небосводе» человеческого духа уже почти тысячу лет сияет его звезда, и её свет, манящий и таинственный, не тускнеет, а наоборот, делается ярче:

Будь я Творцом, Властителем высот,

Испепелил бы старый небосвод.

И натянул бы новый, под которым

Не жалит зависть, злоба не снуёт.

2.Александр Исаевич Солженицын – честь и совесть нашей эпохи. Он участник Великой Отечественной войны, был награждён за проявленный в боях героизм. За неодобрительные высказывания в адрес Ленина и Сталина арестован и осуждён на восемь лет исправительных трудовых лагерей. В 1967 году он направил съезду писателей СССР открытое письмо с призывом покончить с цензурой. Его, известного писателя, подвергли преследованиям. В 1970 году ему присудили Нобелевскую премию в области литературы. Трудными были годы признания, но он вернулся в Россию, много писал, его публицистику причисляют к нравственным проповедям. Солженицына справедливо считают борцом за свободу и права человека, политиком, идеологом, общественным деятелем, служившим стране честно, самозабвенно. Его лучшие произведения – это «Архипелаг ГУЛАГ», «Матрёнин двор», «Раковый корпус»…

29)Проблема материального обеспечения. Богатство.Универсальным мерилом всех ценностей многих людей, к великому сожалению, стали в последнее время деньги, страсть к накопительству. Конечно, для многих граждан это является олицетворением благополучия, стабильности, надежности, безопасности, даже гарантом любви и уважения – как ни парадоксально это звучит.

Таким, как Чичиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» и многим российским капиталистам, не сложно было сначала «выслуживаться», льстить, давать взятки, быть «помыкаемыми», чтобы потом самим «помыкать» и брать взятки, жить роскошно.

30)Свобода-Несвобода.На одном дыхании прочитала роман Е. Замятина «Мы». Здесь прослеживается мысль о том, что может произойти с человеком, обществом, когда они, подчиняясь абстрактной идее, добровольно отказываются от свободы. Люди превращаются в придаток машины, в винтики. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я».

31)Проблема времени.В течение долгой творческой жизни Л.Н. Толстому постоянно не хватало времени. Его рабочий день начинался с рассвета. Писатель впитывал утренние запахи, видел восход солнца, пробуждение и …. творил. Он старался опередить время, предостерегая человечество от нравственных катастроф. Этот мудрый классик то шёл в ногу со временем, то на шаг опережал его. Творчество Толстого до сих пор востребовано во всём мире : «Анна Каренина», «Война и мир», «Крейцерова соната»…

32)Тема нравственности.Мне кажется, что моя душа – это цветок, который ведёт меня по жизни так, что я живу по совести, а духовная сила человек а- это та светящаяся материя, что соткана миром моего солнца. Мы должны жить по заповедям Христа, чтобы человечество было гуманным. Чтобы быть нравственным, надо много работать над собой :

А Бог молчит,

За тяжкий грех,

За то, что, в Боге усомнились,

Он наказал любовью всех,

Что б в муках верить научились.

33) Тема космоса.Ипостась поэзии Т.И. Тютчев а- это мир Коперника, Колумба, дерзостной личности, выходящей к бездне. Этим и близок поэт мне, человеку века неслыханных открытий, научных дерзаний, покорения Космоса. Он вселяет в нас ощущение беспредельности мира, его величия и тайны. Ценность человека определяется способностью восторгаться и изумляться. Этим «космическим чувством» был наделён Тютчев как никто другой.

34)Тема столицы - Москвы.В поэзии Марины Цветаевой Москва – величественный город. В стихотворении «Над синевою подмосковных рощ …..» звон московских колоколов бальзамом проливается на душу слепцов . Этот город является для Цветаевой священным. Она признается ему в любви, которую впитала, кажется, с молоком матери, и передала собственным детям:

И не знаешь ты, что зарёй в Кремле

Легче дышится, чем на всей земле!

35)Любовь к Родине.В стихотворениях С. Есенина мы ощущаем полное единение лирического героя с Россией. Сам поэт скажет, что чувство Родины – основное в его творчестве. Есенин не сомневается в необходимости перемен в жизни. Он верит в будущие события, которые разбудят дремлющую Русь . Поэтому создал такие произведения, как «Преображение» , «О Русь, взмахни крылами»:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встаёт иная степь.

36)Тема памяти войны.1. «Война и мир» Л.Н.Толстой, «Сотников» и «Обелиск» В.Быкова - все эти произведения объединены темой войны, неотвратимым бедствием врывается она, затягивая в кровавый водоворот событий. Ужас её и бессмысленность, ожесточение наглядно показал Лев Толстой в своём романе «Война и мир». Любимые герои писателя осознают ничтожество Наполеона, нашествием которого были лишь развлечения честолюбца, оказавшегося на троне в результате дворцового переворота. В противовес ему показан образ Кутузова, который руководствовался в этой войне иными мотивами. Не ради славы и богатства воевал он, но ради верности Отечеству и долгу.

2. 68 лет Великой победы отделяют нас от Великой Отечественной войны. Но время не снижает интереса к этой теме, обращает внимание моего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам мужества и подвига советского солдата – героя, освободителя, гуманиста. Когда гремели пушки, музы не молчали. Воспитывая любовь к Родине, литература воспитывала и ненависть к врагу. И этот контраст нёс в себе высшую справедливость, гуманизм. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А.Толстого, «Наука ненависти» М.Шолохова, «Непокорённые» Б.Горбатого…

Сочинение на тему историческая память

 

Комментарии к проблеме: Память-понятие жизненно важное и широкое. Память бывает разная. Есть память о Родине, о прошлом родной страны и своего народа, о родных и друзьях, о счастье и любви, и о многом другом, но каждая из них очень важна.

 

Многие века создавалась история. Великие люди — ученые и воины, герои и мудрецы — по крупицам делали нашу жизнь такой, какой она досталась нам. И каждый момент этой жизни возможен только потому, что были столетия до него. Об этом мы должны постоянно помнить, это мы должны четко осознавать, чтобы продолжать жить, оставаться полноценным человеком — связующим звеном в непрерывном потоке времени.

Собственная позиция: Я считаю, что память о наших предках составляет главное богатство нашей души. Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Именно прошлые поколения создали нас теперешних, возвысили наши мысли и чувства до вершин человеческой мудрости. Потому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который освещал жизнь ушедших, огонь, который они передали нам, а мы передадим нашим потомкам. Ведь человек утверждается в мире не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как одно из звеньев в крепкой вечной цепи, соединяющей прошлое и будущее. Чем больше дорожит человек памятью своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознает он свое место в этом мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее. В наших предках — корень нашего нынешнего существования, истоки нашей чести, совести, достоинства, идеалов.

Аргументы: Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа. Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Тёркин». Особенно явственно отголоски прошлого слышатся в поэме Твардовского "По праву памяти", где центральное место занимает проблема того, какую долю "отец народов" уготовил своим детям. Выразительно и твердо названная "По праву памяти" поэма родилась как акт сопротивления, всем своим названием взрывала страшное молчание, покрывающее прошлое — многие годы сталинского режима, и била по его организаторам. Эта поэма Твардовского адресована современной молодежи, обращена к ее духовно-нравственным, идейным поискам и устремлениям.

Заключение: Необходимо помнить, что история не делится на отрезки, события ее не распределяются по чинам и званиям: каждый отвечает за все, что было в прошлом, совершается в настоящем и произойдет в будущем

Аргументы к наиболее часто встречающимся проблемам:

1.Влияние природы на душу человека. Бережное отношение к природе:

1. В романе - эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир" Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь: её окрыляет увиденное. Она чиста и прекрасна.

Не только читатель любуется искренностью Наташа, но и сам автор ею восхищён.

2. Перу М.М.Пришвина принадлежит немало произведений, и все они посвящены природе. В сказке-быль "Кладовая солнца" автор высказал свои сокровенные мысли

о взаимоотношении человека и природы: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни". Только в гармонии с природой человек способен постичь смысл жизни.

3. В сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" главный герой призывал всех жить по правилу: "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок- и сразу же приведи в порядок свою планету". Если бы каждый житель Земли жил по этому правилу, то наша планета, наша природа была бы в полной безопасности.

4. У знаменитого поэта 20 века Эдуарда Асадова есть цикл стихов, посвящённый животным. Главными героями этого цикла являются медвежонок, гуси, тигры, орлы, комар и многие-многие другие братья наши меньшие.

Особенностью этих стихов является то, что все герои этих произведений наделены чувствами: они переживают, тоскуют, грустят, защищают ближних. Поэт говорит нам, что и животные имеют душу, и человек не имеет право распоряжаться судьбами других, пусть и животных, и об этом он говорит в "Стихах о рыжей дворняге":

...Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце-чистейшей породы!

5. Главный герой произведения Бориса Васильева "Не стреляйте в белых лебедей! Егор Полушкин кажется странным, неприспособленным к жизни. И работы постоянной не имеет, и семью прокормить не может.

Даже простую канаву под канализацию выкопать прямо не может. Прораб лично верёвочки натянул. Егор работал с азартом, но прораб оказался недоволен, потому что вокруг муравейника канава делала аккуратную петлю. Не мог Егор нарушить жизнь простого мураша. Егора не понимали люди, а вот природа ...принимала. И когда выпало ему великое счастье- стать лесником, душа Егора словно очнулась, проснулась от великого сна. И продолжит дело отца его сын, воспитанный на истинной любви к природе.

6. В.П.Астафьев : "Природа- не только источник жизни. Она и воспитатель души".

2.Проблема неизбежности научного и технического прогресса. Проблема ответственности учёных за свои открытия:

1.Центральный образ романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" Е.Базаров занимается наукой, медициной, но, при этом, бросает вызов вечным законам жизни, бытия, отвергает любовь, искусство.

"Нигилизм" Базарова, его стремление отвергать духовные ценности , приводит героя к мировоззренческому кризису и неизбежной смерти. Человек, занимающийся наукой обязан заботиться и о своём духовном развитии.

3. Роль семьи в формировании личности:

1. В романе-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир" одной из важнейших нравственных ценностей является роль семьи в формировании личности. В семье Ростовых

взаимоотношения строились на искренности и доброте, доверии и честности, поэтому и дети- Наташа, Николай, Петя - стали по-настоящему хорошими людьми,

способными на героические поступки во благо своей семьи, друзей, Родины.

В семье же Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль- безнравственные эгоисты.

2. В повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" наставления отца, его личный жизненный пример помогли Петру Гринёву даже в самые критические минуты оставаться честным,

верным себе, долгу, любви. Именно нравственные принципы помогли Петру Гринёву спасти Машу Миронову.

3. В рассказе Ю.Яковлева "Он убил мою собаку" мальчик Сашка очень полюбил бродячую собаку. Она, как считал он, его понимала и была настоящим другом. Но родители Сашки

не могли ни принять ни понять такой любви. И отец убил собаку, выстрелив ей в ухо. После этого Сашка "Просто отвечает на его вопросы" Почему взрослые не могут понять, что

дети имеют право на свои чувства и свою привязанность. К сожалению, Сашке не повезло со своими родителями, они были слишком эгоистичны, чтобы понять своего сына.

4. Проблема отцов и детей:

1. В предисловии к своему произведению "Маленький принц" Антуан де Сент-Экзюпери написал, что посвящает его взрослым:"Ведь взрослые сначала были детьми, только мало

кто из них об этом помнит". Конечно, если бы взрослые помнили, что были когда-то детьми, то и проблем "отцов" и "детей" стало гораздо меньше.

2.Почету -то часто взрослые считают, что дети не реагируют на то, какие взаимоотношения царят между родителями. Анхель де Куатье в своём произведении "Маленькая принцесса"

говорит о том, что ребёнок бывает заложником родительской лжи. Машенька неизлечимо больна раком от того, что родители постоянно лгут. Они не любят друг друга , и

они сохраняют семью только ради дочери. Машенька же понимает это, она слышит их мысли и решает дать шанс родителям разобраться в себе. Это её драгоценный подарок. Для неё дороги оба: и мама,

и папа, она не сможет выбрать, а значит ей лучше уйти, умереть. Но как только родители начали говорить правду, пытаются разобраться в чувствах- Маша выздоравливать.

3.В стихотворении в прозе Тургенева "Воробей" мы видим героический поступок птицы. Пытаясь защитить потомство, воробей бросился в бой против собаки. Воробей не испугался животного больше и сильнее себя. Только от того, что он защищал свою семью.

5. Развитие и сохранение русского языка:

1. Чувство гордости за свой народ, свой язык проявилось в стихотворении в прозе И.С.Тургенева "Русский язык", в котором автор восторженно восклицает: "...ты один мне

поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!...Данное произведение является гимном русскому языку. Необходимо ответить, что язык

литературных произведений самого И.С.Тургенева бесконечно богатый, образный и музыкальный.

2. Карамзин Николай Михайлович , русский историк, автор знаменитого труда "История государства Российского", в одной из публицистических статей определяет роль русского языка,

сравнивая его с гордой, величественной рекой, которая "шумит, гремит- и вдруг, если надобно, смягчивается". Русский язык-душа русского народа.

3. Слово. Какую огромную силу имеет всего лишь одно слово. Оно может ранить, заставить заплакать, простить, подарить надежду... К сожалению, далеко не каждый человек придаёт весомое значение своему слову. А ведь ещё наши предки

говаривали: "Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь". Нам необходимо учиться управлять своими словами. Учиться у таких великих мастеров как И.С.Тургенев, И.Бунин. Известный поэт Э.Асадов призывает нас:

...Чтобы не было в жизни ненужных бед

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!

6. Проблема утраты духовных ценностей. Проблема нравственного выбора:

1. В рассказе Ю.Мамлеева "Прыжок в гроб" родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем.

Похороны- страшное свидетельство того, во что превращается человек, лишённый сострадания, живущий только своими интересами. Умирает, заживо похороненная

Екатерина Петровна, но ещё раньше умерла её сестра с братом, умерли духовно, в тот момент, как только эта мысль пришла им в голову.

2. Главная героиня романа в стихах А.С. Пушкина "Татьяна Ларина" была верна своему супружескому долгу и данному слову. Она отвергает чувство тайно ею любимого Онегина.

Татьяна - олицетворение искренности и нравственной силы.

3. Судьба героя рассказа М.А.Шолохова "Судьба человека" Андрея Соколова очень трагична. Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить герою: плен,

известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспитание Ванюшку, которого тоже осиротила война.

Андрей имеет нравственный стержень.

4. В рассказе Е.И.Носова "Кукла" поступок Акимыча , на первый взгляд, кажется совершенно непонятным: увидев куклу, над которой кто-то "цинично и жестоко глумился",

хоронит как человека. Копает яму, как настоящую могилу, стелет охапку сена на днище ямы... Но его поступок кажется странным только на первый взгляд. Акимыч фронтовик и

истерзанная кукла напоминает ему искалеченных людей, но главное в том, что сегодня мы видим истерзанную куклу- подобие человека-а завтра можем не заметить

и самого человека. Ведь равнодушие начинается с малого.

5. В романе О.Уайльда "Портрет Дориана Грея" главного героя уничтожают человеческие пороки: жажда наживы, высокомерие, безнравственность, убийство. Все совершённые поступки отражаются

на его портрете, ровно как и его возраст. Но неизбежна та минута, когда человеку придётся отвечать за свой выбранный жизненный путь. При всех "прелестях" жизни Дориан одинок: у него

нет семью, любимого человека рядом, даже настоящих друзей. Его обуял страх, страх за свою тайну молодости и страх смерти. В конце романа он умирает одиноким и мгновенно постаревшим.

7.Проблема утраты связи с отчим домом, связи поколений:

1. В рассказе К.Г.Паустовского "Телеграмма" Настя живёт яркой , наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Она устраивает судьбы других людей,

забыв при этом прочитать письмо от родной матери. Даже когда пришла телеграмма о болезни матери, Настя не сразу поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых.

Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила. Оборвалась связь поколений , и эта утрата невосполнима.

2. Евгений Базаров из романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" пренебрежительно относится к своим "старикам", отрицает их нравственные устои,

не принимает их желание подольше побыть рядом со своим Енюшкой...и умирает от пустяковой царапины. Этот драматический финал показывает

трагедию тех, кто оторвался от "почвы", от традиций своего народа. Только родной дом, родные люди способны принфть, научить и простить.

8.В жизни всегда есть место подвигу. Героями не рождаются, ими становятся, даже в мирное время:

1. Подвиг совершается не только в годы войны. Подвиг- это бескорыстный поступок ради и воимя других. Именно так поступил Данко, герой рассказа

М.Горького "Старуха Изергиль". Он освятил путь людям светом своего сердца. Люди вышли из непроходимых лесов. Данко погиб, спасая других.

9.Проблема одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих):

Только испытавший одиночество знает , что это такое. У М.Шолохова есть замечательный рассказ "Судьба человека". В нём повествуется

о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Андрей Соколов знает, что такое одиночество. Однажды он встретил

мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку

силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

10.Проблема истинных и ложных ценностей. Проблема разрушающего влияния денег, нравственное падение:

1. Образ помещика Плюшкина в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности,

без остатка поглощённый страстью скупости. Эта страсть стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, а сам Плюшкин

просто потерял человеческий облик. Чичиков при первой встречи не мог понять, кто перед ним: "Мужик или баба".

2.И.Бунин в рассказе "Господин из Сан-Франциско" показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его кумиром, смыслом жизни.

Но когда американский миллионер умирает и возвращается обратно в трюме, то оказывается, что подлинное счастье, истинный смысл жизни был совсем

не в богатстве. Его помнили и почитали ровно столько, сколько он был жив, как только он умирает- о нём все забывают.

 

11. Проблема верности своим убеждениям:

 

1. Герой повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Петруша Гринёв остался верен своим убеждением несмотря на то, что это

угрожала его жизни. Он не отказался от присяги, не отказался от своей любимой Маши Мироновой, за что и заслужил

уважение у своего врага - Емельяна Пугачёва.

12. Роль книги в становлении личности. Проблема влияния книги на судьбу человека:

1. В романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" главный герой Родион Раскольников совершает страшный грех: он разрешает

себе убить человека ради теории. Возрождение Родиона Раскольникова , его раскаяние происходит благодаря Евангелие, которое

впервые он увидел у Сони.

13. Проблема нравственного долга:

1.Один из героев сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" сказал, что у каждого человека есть своя звезда.Каждый человек

стремится к своим идеалам, но основаны они должны быть на нравственных принципах.

2.В романе Ю.Бондарева «Горячий снег» отражены самые трагические моменты войны, когда озверевшие танки Манштейна рвутся к окружённой в Сталинграде группировке. Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают натиск фашистов. Небо было кроваво-копчёным, снег плавился от пуль, земля горела под ногами, но русский солдат выстоял - не дал прорваться танкам. За этот подвиг генерал Бессонов, презрев все условности, без наградных бумаг, вручает ордена и медали оставшимся солдатам. "Что могу, что могу..." - горько произносит он, подходя к очередному солдату. Генерал мог, а власть? Почему о народе государство вспоминает только в трагические моменты истории?

14.Проблема соотношения внутренней и внешней красоты:

1. В Рассказе А.П.Платонова "Юшка" рассказывается о помощнике кузнеца, который был совсем неприглядным, ребятишкам

было позволительно обижать Юшку, взрослые им пугали. И только после его смерти односельчане узнали его имя , фамилию

и отчество, а главное, что этот человек воспитывал сироту, давал ей образование. И эта девушка стала врачом и лечит больных.

Так на вид совершенно неприметный человек имел очень доброе сердце. Внутренне Юшка прекрасен.

2. Иван Васильевич, герой рассказа Л.Н.Толстого "После бала" был влюблен в Вареньку Б. и восхищался её отцом- полковником.

Полковник был очень красив внешне: подтянут, строен, аккуратен, хорошо двигался и производил самые приятные впечатления.

Но, увидев его после бала, в момент , когда он отдавал приказания о наказании беглого солдата, уже не казался столь красивым. Внутреннее уродство затмило внешнюю красоту и...погасило любовь к Вареньке.

3. У К.Г.Паустовского есть произведение под названием "Золотая роза". В нём рассказывается история парижского мусорщика Жанна Шамета.

Когда-то он служил солдатам, затем заботился о дочери командира Сюзанне. Через много лет они вновь встретились, Сюзанна была несчастна и Шамет

решил подарить ей золотую розу на счастье. Много лет он собирал золотую пыль и сумел отлить золотую розу. Жаль об этом не узнала Сюзанна.

Автор подчёркивает внутренне богатство и внутреннюю красоту героя, его стремление подарить счастье совершенно чужому человеку

и сделать это совершенно бескорыстно.

4. Именно в классической литературе мы встречаем немало примеров, когда настоящими героями, носителями истинных нравственных ценностей становятся те, кто не обладал

безупречными внешними данными, отличной фигурой. Ведь в жизни человеку необходимо взаимопонимание, поступки. Вот и в сказке-шутке Э.Асадова "Девушка и лесовик"

мы убеждаемся в том, что душевная красота намного привлекательнее внешней: Леший,леший// А вроде, пожалуй,не так и плох!/

15. Проблема поиска смысла жизни (счастья в жизни). вера в свои силы:

1. Летчику Алексею Мересьеву из повести Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке" только вера в свои силы и мужество помогли выжить в сложнейшей ситуации и впоследствии вновь вернуться в свою эскадрилью. Он доказал всем, что надо до конца верить в себя, не плыть по течению судьбы.

2. В рассказе В.Г.Короленко "Парадокс" Ян Залуский не имел от рождения рук, но зарабатывал на пропитание не только себе, но и вполне здоровым родственникам .При этом не жалел денег и для нищих. Он считал, что "человек создан для счастья, как птица для полёта". Ян нашёл свой смысл в жизни.

3. Образ Обломова из одноимённого романа И.Гончарова-это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами. Человек не должен только хотеть, человек должен верить в свои силы и действовать, тогда и придёт успех.

4. Есть поэты, которых помнят, любят, носят в своих сердцах целые поколения. К таким поэтам относится Эдуард Асадов.Его светлая поэзия помогает понять , что есть жизнь и что главное в этой жизни.Стихи он писал всюду. Эдуард Константинович Асадов-

участник Великой Отечественной войны. В ночь с 3 на 4 мая 1944 года он был тяжело ранен и потерял зрение. Жизнь словно бы рухнула, погасла, оборвалась..., но только не для Асадова. Что потом? Литературный институт имени Горького. Учёба, работа, семья, поклонники и много стихов, воспевающих любовь, жизнь, доброту, милосердие. Ни это ли для всех нас является примером подражания и восхищения?!

5. Что такое счастье? На эту тему можно рассуждать бесконечно, потому что категория счастья для каждого своя: кто-то счастлив в семье, а кто-то в работе. Кому-то для счастья нужны миллионы, а кто-то считает, что "не в деньгах счастье". Наиболее

верную формулу счастья, по-моему, вывел знаменитый поэт Э.К.Асадов:

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

6.У Михаила Александровича Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба че­ловека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата Андрея Соколова, ко­торый во время Великой Отечественной войны потерял всех родных. Однажды он встре­тил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот по­ступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

16.Роль музыки в жизни человека:

1. Главный герой повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант" Петрусь родился слепым. Только через музыку он познавал жизнь. И именно музыка помогла ему выжить, стать по-настоящему талантливым пианистом. И главное- создать семью. Музыка одержала победу, потому что сын Петруся родился совершенно здоровым.

2. Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то­нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы­шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена пробуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но больше ей подходит название "Легендарная". Дело в том, что, когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста­ковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

17.Проблема сохранения исторической памяти (культуры):

1. В "Письмах о добром и прекрасном" Д.С.Лихачёв рассказывает о том, какое негодование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Богратиона.в конце 60-х в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бойцы старались сохранить. В своём произведении автор пытается донести до читателя мысль, что "утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны"

18.Проблема взаимоотношения власти и личности:

1. В романе Е Замятина "Мы" говорится о том , как Единое Государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом, отобрав даже имя. "Нумера" живут по общему распорядку, достаточно рационально, но... бунт неизбежен, потому что каждый человек- это личность 2. Судьба известного писателя А.И.Солженицына совершила резкий поворот в годы Великой Отечественной войны:командуя батареей, он пишет письмо своему другу, в котором высказывает критические замечания в адрес Сталина.И...арест на 8 лет, лагерь, поселение, реабилитация лишь в 1957 году и "нутряная Россия". Власть не могла позволить личности себя критиковать. Для власти судьба одной личности ничего не значила.

19.Проблема недопустимости вмешательства в естественный ход вещей:

1. Профессор Преображенский, герой повести М.А.Булгакова "Собачье сердце", задумывает своеобразное соревнование с природой.

Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путём пересадки собаке части человеческих органов. В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, Полиграф Полиграфович Шариков, наглое и опасное для человечества. Учёный должен понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.

 

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.