ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Основные направления социальной реабилитации Http://ellib.library.isu.ru/docs/social/p183_d9_1824.pdf Http://www.tverlib.ru/document/invalids_and_society/golovko.pdf Http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/PPMB/texts/2008-11/08kyasri.pdf Http://window.edu.ru/resource/361/41361/files/dvgtu29.pdf НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ Понятие, цели, принципы В условиях современной России очевидна теоретическая и практическая значимость изучения проблем, связанных с социальной адаптацией и реабилитацией, социальным самочувствием, обеспечением социальной защиты. В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов разных отраслей науки. Многие специалисты: психологи, педагоги, социологи, социальные работники и т.д. – работают над различными аспектами этого процесса, исследуют механизмы, этапы, факторы и технологии социальной реабилитации.[1, с. 10] Термин «реабилитация» происходит от позднелатинского rehabilitation (re–вновь, снова, habilitas – способность, годность) и обозначает восстановление способности, годности. [2, с. 7] По определению ВОЗ (1963г.), реабилитация – это процесс, целью которого является профилактика инвалидности в период лечения заболевания и помощь больным в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках соответствующего заболевания. Понимание социальной реабилитации претерпевало существенные изменения. Первоначально здесь преобладал чисто медицинский подход. Всемирная организация здравоохранения полагала, что сущность реабилитации заключается в том, чтобы «не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня». Постепенно происходит переход от чисто медицинского подхода к социальной модели, а в рамках социальной модели реабилитация рассматривается не только как восстановление трудоспособности, но как восстановление всех социальных способностей индивида. Потому как понятие реабилитации используют в разных областях науки и практики, оно вкачает в себя ряд аспектов: правовой, медицинский, психологический, профессиональный, социальный. Например, под правовым аспектом,реабилитация понимается как порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда. [3, с. 47] В медицинском понимании, реабилитация – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных иинвалидов. [4, с. 983] В свою очередь, Акатов Л. И. определяет социальную реабилитацию как конечный результат, т.е. «достижение конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности». [5, с.] В своей работе мы будем опираться на следующее понятие: социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс. [6, с. ] Что касается целей социальной реабилитации, то Л. П. Кузнецова характеризует их следующим образом, выделяя три направления. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определенного уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.[7, с. 34] Обозначив цели социальной реабилитации, можно представить их в виде схемы, представленной на рисунке 1. ????? Следовательно, можно сказать, что целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Близким понятием к социальной реабилитации является повторная социализация – подготовка индивида к вступлению в культуру и социальное окружение, которые стали для него непривычными из-за кризиса, травм, изменения жизненных обстоятельств.[8, с. 22] Решетников В.А. и Хижаева Т.М, представляют социальную реабилитацию следующим образом (рисунок 1).  Рисунок 1 --- В России существуют научные теоретические и прикладные исследования, связанные с вопросом реабилитации. Так, Е. Холостова, А. Храпылина, А. Осадчих, Н. Дементьева отмечают в системе реабилитации следующие принципы: принцип компенсации, равных социальных прав и возможностей, принцип комплексности и последовательности, принцип государственных социальных гарантий, принцип неразрывной связи инвалида и социальной среды, принцип независимой жизни.[8, с.] Л. И. Акатов в социально-реабилитационной деятельности выделяет следующие основные принципы: гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса; единства диагностики и коррекции; нормативности развития; опоры на ведущую деятельность; обучения деятельности; развития; овладения культурой; опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка; психологической комфортности.[5, с.] В соей работе, Л. П. Кузнецова выделяет в качестве основополагающих принципов следующие: 1. Своевременность и поэтапность – предполагает своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по ее разрешению; 2. дифференцированность, системность и комплексность – осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки; 3. Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий, что позволяет восстановить утраченные субъектом ресурсы и предотвратить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем; 4. Индивидуальный подход к определению объема, характера и направленности социально-реабилитационных мер. 5. Доступность помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения. [10, с. 37-38] Объектами социальной реабилитации являются группы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации; несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды; и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды; люди пожилого возраста; подростки с девиантным поведением; бездомные; беженцы; мигранты; женщины и дети подвергшиеся насилию; несовершеннолетние матери и т.д.А к субъектам социальной реабилитации можно отнести государство, общественные и общественно-политические объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления, профессионалы социальной работы, т.е. социальные субъекты, участвующие в реализации программ социальной реабилитации, в оказании помощи и поддержки человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию.[11, с. 45] Вывод по параграфу. Основные направления социальной реабилитации Понятие "модель" часто отождествляется с понятием "теория", как обобщение и формализация основных теоретических положений, как система конструирования определенных качеств, востребованных практикой социальной работы. Не ясна логика размещения данного текста в преамбуле параграфа. Рекомендую обозначить степень необходимости с.р. в процессе работы с клиентом в профессиональном пространстве социальной работы. В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются люди и содержания задач, которые необходимо решить, применяютсяследующие основные виды социальной реабилитации. 1.Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства. 2.Социально-психологическая - предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности иорганизации психологической коррекции, поддержки и помощи. 3.Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные илииндивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушенияхспособности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей снестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом, предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ. 4.Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и впоследствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям. 5.Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувствасоциальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот видреабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой средыжизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни. Необходимо отметить, что конкретный вид социальной реабилитации определяет порядок и меры по его практической реализации. Необходимо отметить, что от способности индивида самостоятельно осуществлять взаимодействие с окружающим миром, обеспечивать свою жизнедеятельность и жизнедеятельность семьи, соответствовать установленным и общепринятым в обществе нормам морали и нравственности, зависит его социальное функционирование. К утраченным или не приобретенным в процессе социализации умениям и навыкам строить социальные отношения и функции, которые необходимо учить создавать или восстанавливать, относятся «семейные, трудовые, по поводу образования, дружбы, укрепления здоровья, повышения культурного уровня, жизнедеятельности в быту». Вывод по параграфу. Библиографический список 1. Куликова Н. И. Технология социальной реабилитации // Вестник ОГУ №4/Апрель`2007. – С. 10-15. 2. Реабилитология в системе социальных знаний//Развитие социалььной реабилитации в России. – М., 2000. – С. 173. 3. Грудцына Л. Ю. Правовой словарь. М.: Эксмо, 2008. 96 п.л. 4. Покровский В.И. - Энциклопедический словарь медицинских терминов.: - М. Издательство «Медицина», 2005. – 1591 с. 5. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с. 6. Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с. 7. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с. 8. Решетников В.А., Хижаева Т.М. Социальная реабилитация дезадаптированных детей: Монография. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2088. – 150 с. 9. Кичерова М. Н. Социальная реабилитация инвалидов в современных условиях //Вестник СамГу.2007.№5/1 (55). – С. 132 – 142. 10. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с. 11. Социальная работа: Словарь – справочник /Под ред. В.И. Филоненко. Сост.: Е.А. Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович. – М.:"Контур",1998. – 480 с. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, утрачивает способность самостоятельно организовывать собственную жизнедеятельность. Для восстановления личностных ресурсов индивида или их компенсации разрабатывается особая интегративная технология - социальная реабилитация. Она призвана повысить уровень социального функционирования больного или инвалида, являясь методом психосоциального воздействия. . Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, утрачивает способность самостоятельно организовывать собственную жизнедеятельность. Для восстановления личностных ресурсов индивида или их компенсации разрабатывается особая интегративная технология - социальная реабилитация. Она призвана повысить уровень социального функционирования больного или инвалида, являясь методом психосоциального воздействия. Социальную реабилитацию можно определить, как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и др.), девиантного поведения личности (несовершеннолетние лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, освободившиеся из мест заключения и т.п.) [2, с. 327]. Субъекты социальной реабилитации – это государство, общественные и общественно-политические объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления, профессионалы социальной работы, т.е. социальные субъекты, участвующие в реализации программ социальной реабилитации, в оказании помощи и поддержки человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию. Объекты социальной реабилитации – это группы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации; несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды; и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды; люди пожилого возраста; подростки с девиантным поведением; бездомные; беженцы; мигранты; женщины и дети подвергшиеся насилию; несовершеннолетние матери и т.д. [3, с. 261].http://xreferat.ru/84/3596-2-social-naya-reabilitaciya-invalidov-i-metodika-eie-osushestvleniya.html Объектами социальной и социально-психологической реабилитации являются наряду с больными и инвалидами следующие группы людей: пенсионеры и пожилые; бомжи; беспризорные и бездомные дети и подростки; безработные; мигранты и беженцы; люди, оказавшиеся в критических экстремальных ситуациях; осужденные и бывшие осужденные; алкоголики, наркоманы и др. http://window.edu.ru/resource/973/40973/files/dvgu094.pdf Значительную часть этих людей объединяет принятая по инициативе Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанная с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. Под термином «социальная недостаточность», или «дезадаптация», подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты со средой обитания, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Сегодня значительная часть населения (как взрослых, так и детей и подростков) испытывает различного рода социальные и физические трудности – экономические проблемы, отставание в психическом и физическом развитии, проблемы в сфере коммуникации, хронические заболевания, инвалидность. Реабилитация, как система включает комплекс отдельных подсистем и их взаимосвязь: клинико-биологическая (решение проблем гомеостаза, адаптации, компенсации); социально – психологическая (анализ проблем общения, отношения, взаимоотношения и пр.); этическая (анализ взаимоотношений социального работника с клиентом на основе принципа партнерства); социально – экономическая (анализ стоимости соответствующих затрат, экономической рентабельности реабилитационных мер); юридическая (разработка правовых норм и т. д.).http://window.edu.ru/resource/973/40973/files/dvgu094.pdf Принципы — это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. В социально-реабилитационной практике принципы отражают основные требования, предъявляемые к социально-реабилитационной деятельности и определяющие ее организацию, содержание, формы и методы реабилитационных воздействий. В социально-реабилитационной деятельности можно выделить следующие основные принципы: гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса; единства диагностики и коррекции; нормативности развития; опоры на ведущую деятельность; обучения деятельности; развития; овладения культурой; опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка; психологической комфортности. |