МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Государственная служба в советский период





Начальный этап развития гмс

I. Древнерусское государство IX-XIII вв.

II. Русское государство XIV-XVII вв.

III. Российская империя XVIII-XX вв.

IV. Советский период XX в.

V. Перестройка и формирование новой государственности 1985-1999 гг.

VI. Современный период развития Российской Федерации.

 

Начальный этап развития

Как известно, первые упоминания о государственных и общественных институтах на территории современной России приходится на IX век и связаны с приглашением Рюрика и его братьев для управления русскими землями. Применительно к этой легенде в летописях упоминается о следующих общественных образованиях, являющимися прообразами государственной службы в России:

- собрание представителей племен, при­гласивших варягов (историки предполагают, что это было непосред­ственным предшественником более позднего веча).

- князь, который владеет землями и судит (при этом на начальном этапе должность его была, судя по всему, выборной).

- дружина вооруженный конный отряд, который всегда находился при князе.

Дружина была опорой князю, вся территория княжества находилась под контролем дружины «администрации», обязанной наряду с управлением защищать с оружием в руках интересы князя. В XI – XII вв. многие дружинники становились слугами при дворе и в княжеском дворянстве (тиуны), а также сборщиками налогов (вирники), писцами. Таким образом, древние истоки слов «служба», «служилые люди» имеют собирательное значение лиц, находящихся в услужении своего князя.

Дружина находилась вне общинной структуры общества. Она была оторвана от нее социально и территориально. Дружинники жили обособленно, на княжеском «дворе» (в княжеской резиденции). Вместе с тем их отношения с князем в какой-то степени воспро­изводили общинные порядки в своем внутреннем устройстве. В частности, князь считался в дружинной среде первым среди равных. Отечественный историк В.В. Журавлев отмечает, что в период зарождения древнерусской государственности воен­ная сила и общественная власть были еще тесно связаны друг с другом, составляя единое целое. Власть принадлежала тому, кто представлял собой военную мощь

 

Развитие государственной службы и муниципальной службы в период со становления абсолютизма до октябрьской революции 1917 г.

Абсолютизм (от латинского absolutus — независимый, неограниченный). Абсолютная монархия возникает в период разложения феодализма и зарождения капитализма. Она характеризуется тем, что монарх (глава государства) является источником законодательной и исполнительной власти. Исполнительная власть осуществляет свою деятельность созданным им и зависимым от него аппаратом.

Кардинальные изменения, положившие начало официальному закреплению государственной службы в России, произошли в период знаменитых реформ Петра I (1682-1725 гг. правления). В структуре государственных органов на смену системы приказов утверждены 11 Коллегий и Святейший Синод (на правах коллегии). В отличие от приказов все вопросы государственного управления были четко распределены между коллегиями. Президент коллегии назначался царем. Петр I разделил Россию на восемь административных округов, названных губерниями. Губернии возглавлялись губернаторами, назначаемыми царем. Губернии были разделены на 45 провинций, во главе которых были представлены губернаторы, вице-губернаторы, воеводы. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям.



Табель о рангах

Официальным началом государственной службы России стал 1722 год, когда была издана Табель о рангах, вводившая новую иерархию военных, статских и придворных чинов из 14 классов. В основу Табели был положен принцип личной выслуги, согласно которому каждый чиновник или военный в своей служебной карьере должен был последова­тельно проходить всю лестницу чинов снизу вверх. Недворянин, дослужившийся по гражданской или военной службе до чина 8 класса, имел право на получение дворянства, что должно было служить стимулом к привлечению на службу большего числа людей. Введенная Петром I система государственной службы и должности государственных служащих сохранились с внесенными изменениями до советского периода истории России.

В период Российской империи определенные изменения происходили в статусных правах и обязанностей дворянства. Так, Манифестом Петра III была отменена обязательная служба дворян. Дворяне не исполняли обязанности перед государством, но при этом сохраняли сословные привилегии. За время правления Екатерины II и Павла I установлена возможность производства в чин путем простой выслуги лет без обязательного назначения на соответствующую должность.

В период Российской империи определенные изменения происходили в статусных правах и обязанностей дворянства. Так, Манифестом Петра III была отменена обязательная служба дворян. Дворяне не исполняли обязанности перед государством, но при этом сохраняли сословные привилегии. За время правления Екатерины II и Павла I установлена возможность производства в чин путем простой выслуги лет без обязательного назначения на соответствующую должность.

При Александре I система государственной службы становится четкой и разветвленной, усиливаются элементы законности. Создается система органов вертикального отраслевого управления – министерства заменяют комиссии, а также создается новый Российский совещательный орган при императоре - Государственный Совет (1810 г.). Важное значение имел Указ Александра I «О правилах производства в чины по государственной службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники». Цель – повысить образовательный уровень чиновников, профессионализм [4, с. 25].

Больше значение в становлении местного самоуправления в нашей стране имеют реформы Александра II (1855-1881 гг. правления). В ходе земской и городской реформы были учреждены всесословные органы местного само- управления – земства и городские органы управления. При этом земские и городские органы делились на распорядительные (собрание гласных и городские думы) и исполнительные (земские и городские управы). Должностные лица земских и городских управ (председатель и члены управы) не пользовались правами государственной службы, содержание им выплачивалось по усмотрению собраний или дум соответственно из земских или городских средств.

 

Государственная служба в советский период

Функционирование института государственной службы в советский период определялось особенностями государственной власти в СССР. Организация государственного аппарата, утверждение структур и государственных должностей являлись исключительной прерогативой коммунистической партии. В соответствии со своими доктринальными установками партия большевиков создала управленческий механизм - государственную службу, способную осуществить намеченные политические и социально-экономические преобразования.

В Советском Союзе постепенно утвердился административный институт государственной службы, хотя официально термина «государственная служба» не существовало. Государственный аппарат находился под жестким контролем партийно-советской номенклатуры в лице правящей политической элиты в Политбюро и ЦК ВКП(б) - КПСС и первых секретарей ЦК республик, обкомов на местах. В условиях партийного диктата использовалась «трудовая модель» функционирования государственного аппарата, при которой отношения государственной службы сводились к обычному трудовому найму и регулировались различными правовыми актами не административно-служебного, а трудового права.

Все назначения на руководящие административные, хозяйственные, высшие военные и правоохранительные посты проводились через партию, что отражает номенклатурный принцип государственной кадровой политики в СССР. Номенклатура представляла собой перечень руководящих должностей, при замещении которых требовалась санкция соответствующего партийного комитета. В номенклатуру ЦК, обкомов, горкомов и райкомов партии входил соответствующий реестр руководящих должностей не только работников партийных органов, но и всех государственных органов и организаций — управленческого аппарата правоохранительных органов, судов, ведомства иностранных дел, учреждений социокультурной сферы, средств массовой информации и пропаганды.

Кадровым резервом партии выступали руководящие работники единственных законных общественных организаций - комсомола и профсоюза. Такие работники тоже составляли номенклатуру. Также в нее входили руководящие кадры всех отраслей народного хозяйства вплоть до директоров и главных инженеров даже небольших предприятий, директоры научных институтов, ректоры вузов, академических театров и т.п. Все они в соответствии со своим должностным уровнем проходили утверждение через секретариат или бюро соответствующих комитетов партии.

Трансформация политической системы Советского союза и формирование нового государственного режима России в 1985-1993 годах ознаменовали собой новый этап в развитии государственной и муниципальной службы в нашей стране. Данный этап и последующее развитие института государственной службы рассмотрим во втором вопросе лекции.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.