МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Характеристика портрета как жанра изобразительного искусства





ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в дошкольном детстве ребенок интенсивно развивается и необходимо, чтобы это формирование было разносторонним и гармоничным. Особую роль в развитии играет эстетическое воспитание, задачей которого является приобщение детей к общечеловеческим ценностям, осуществляющие важную роль в духовно-нравственном формировании личности, эмоциональной отзывчивости.

Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребёнка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.

Исследования специалистов выявили существенные недостатки в реализации задач «Программы воспитания и обучения в детском саду». Ознакомление с искусством портрета в практике воспитании детей почти не реализуется: отсутствие целенаправленного обучения, нет методических разработок, что сказывается на эмоциональном развитии детей, на воспитании чувств. С другой стороны, не все педагоги готовы к организации педагогического процесса, в котором искусство становится развивающей средой и фактором воспитания творческой личности [2].

В связи с этим особую актуальность приобретает поиск форм работы по приобщению дошкольников к миру изобразительного искусства.

Исходя из этого, целью выпускной квалификационной работы является: изучение влияния беседы на ознакомление детей 5-6 лет с портретной живописью.

Для поэтапного решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1.Изучить литературу для определения характеристики портрета как жанр изобразительного искусства.

2.Изучить литературу по проблеме восприятия детьми изобразительного жанра портрет.

3.Проанализировать методы и приемы для развития понимания жанра портрета детьми 5-6 лет.

4.Разработать цикл бесед ο портретной живописи.

5.Подобрать диагностические задания понимания жанра портрета детьми 5-6 лет.

Методы решения задач: анализ (изучение литературы, подбор методик диагностики, анализ результатов), синтез (составление теоретической главы, описание разработанных конспектов игр), моделирование (разработка конспектов игр).

Объект изучения – процесс ознакомление дошкольников с жанром портрет.

Предмет – использование беседы для развития понимания портретной живописи.

Контингент ­–дети 5-6 лет (старшая группа).

Гипотеза –анализ литературы покажет эффективность использования беседы в восприятии ребенком жанра портрета, что докажет необходимость разработки бесед с целью развития восприятия детьми старшего дошкольного возраста изобразительного искусства.

Практическая значимость. Разработанный цикл бесед о портретной живописи может использоваться воспитателями в работе с детьми 5-6 лет.

Структура ВКР: введение, теоретическая глава, состоящая из трех параграфов, практическая часть, состоящая из описания проведенной диагностики и описания разработанных конспектов занятий, заключение, список литературы (25 источников), 2 приложения.

Выпускная квалификационная работа выполнена по профессиональному модулю 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей».

 



ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЖАНРОМ ПОРТРЕТА

Характеристика портрета как жанра изобразительного искусства

Портрет - это, прежде всего, изображение или описание какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Ценность портрета зависит от того, насколько глубоко художник сумел понять внутренний мир изображаемого человека, передать его характерные черты. Показав человека умным или глупым, гуманным или жестоким, хитрым или простодушным, можно как бы рассказать о всей его жизни.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а сложное изучение психологии человеческой личности, ее внутреннего мира, сущности характера, неповторимости облика, определение ее как типичного представителя эпохи, национальности, сословия, выражение художником своего отношения к ней. Раскрыть человека так, как это делает портрет, не способен никакой другой жанр живописи.

Именно в портрете сконцентрирован огромный духовный опыт чувств и отношений человечества к добру и злу, милосердию и жестокости, любви и ненависти. Средством передачи сообщения об эмоциональном состоянии человека в жизни является язык тела - выразительные движения мимики лица, жесты, позы, интонации.

Художник, используя в портрете изобразительный «язык человеческих чувств», раскрывает внутренний мир человека, его душевное состояние, дает психологическую характеристику переживаний радости, страдания, удовольствия, гнева, недоверия, лукавства и других эмоций, которыми наполнена жизнь человека. Поэтому ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека [25].

Кроме того, ознакомление с портретной живописью способствует развитию эмоционально-эстетических и художественных чувств детей, которые характеризуются сложным переплетением зачастую противоположно направленных эмоций, что упражняет, тренирует чувства, делает их более совершенными. Своеобразно сочетаясь, они дополняют, уравновешивают, облагораживают друг друга. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче станет работать его воображение, образное и ассоциативное мышление, тем интереснее и богаче окажется его творческое самовыражение.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Своеобразные отличительные особенности портретов заключаются в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.

Несмотря на то, что жанр портрета является сложным для восприятия детьми дошкольного возраста, работа по ознакомлению с русской жанровой живописью в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художником настроение по мимике лица, рукам.

Возможно ли, знакомить детей с искусством? Какие психологические особенности ребенка – дошкольника используют взрослые, включая изобразительное искусство в педагогический процесс как средство воспитания?

Что же приобретают наши дети от общения с изобразительным искусством, что меняется от этого в их личности? Прежде всего, радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.

Произведения художников учат ребят фантазировать. Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что - то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество [19; 65].

Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогают ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека.

Постоянное общение с изобразительным искусством учит ребенка ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений.

Воспринимая произведение художника, эмоционально откликаясь на него и размышляя о нем, ребенок совершает умственные и духовные усилия над собой, он как бы преобразует себя, а включение воображения, фантазии в процесс восприятия картины говорят о творческом труде дошкольника.

Искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной), где реализуется его творческий замысел, речевые и изобразительные усилия.

Восприятие активного эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям [19; 75].

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно цельной, гармонически развитой и творчески активной личности, а также у ребенка будет развиваться восприятие.

Задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством определены в созданных концепции дошкольного воспитания и программно – методических документах. В каждой возрастной группе детей знакомят с видами и жанрами изобразительного , содержанием произведений, выразительными средствами.

В условиях вариативного обучения по различным программам важно отметить общность поставленных целей изучения изобразительного искусства. Оно призвано обеспечить:

- приобщение дошкольников к миру пространственных искусств как неотъемлемой части духовной (эмоционально - ценностной) и материальной культуры общества;

- формирование художественно - образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально - этического облика;

- развитие творческих способностей; расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;

- обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности;

- систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, умения воплощать в художественных образах творческие задачи (изобразительных, декоративных, дизайнерских);

- приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;

Ответы на эти вопросы мы находим в научных работах педагогов и психологов прошлого и современности, отмечающих высокую эмоциональность и отзывчивость ребенка, мыслительную активность позиции окружающего мира, образность мышления Курочкина, Иванов, Гумилева.

При работе с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж).

По мнению И. Э. Грабаря, высшее искусство есть искусство портрета. Прежде чем знакомить дошкольников с этим видом искусства, воспитатель должен иметь представление о данном жанре [8; 10].

Проблема развития творческого воображения детей – одна из важных проблем педагогики. Особую роль в развитии играет эстетическое воспитание, задачей которого является приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о важности использования изобразительного искусства в эстетическом воспитании детей с самого раннего возраста. Главное, как указывал Л.С. Выготский, что ознакомление состоит не в том, чтобы изучить искусство, а в том, чтобы открыть перед ребёнком прекрасный мир портрета в художественных образах [5; 15].

Исследователи (какие) доказали, что ознакомление с произведениями изобразительного искусства не только доступно детям старшего дошкольного возраста, но и способствует их творческому развитию. Но для этого необходима целенаправленная педагогическая работа по подготовке их к восприятию искусства. Портретный жанр в живописи, графики, скульптуре – виды изобразительного искусства, которые раскрывают мир чувств и жизнь людей.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.