Раздел 3. Философия познания 1. Сознание как свойство высокоорганизованной материи рассматривается в философии: + диалектического материализма – вульгарного материализма – объективного идеализма – субъективного 2. Современная философия рассматривает «бессознательное» как … – то, что не осознается человеком – то, что присуще отдельному человеку – рефлекторные процессы в организме человека + психические процессы, происходящие на досознательном уровне – физиологические процессы, происходящие в мозге 3. Сознание как продукт общественной жизни определяется: + преобразовательной деятельностью + появлением языка – появлением субъективности – подражанием – передачей информации 4. Осознание личностью своих интересов, мотивов поведения, ценностей: + самосознание – представление – психика – воображение – сознание 5. В древности понятие сознания отождествлялось с понятием …. – рефлексии + души – субстанции – психики 6. Философская позиция, отождествляющая мысль с «материальным субстратом мозга» – агностицизм + вульгарный материализм – диалектический материализм – метафизика – гилозоизм 7. Философское учение, которое утверждает всеобщую одушевленность материи: – монизм – плюрализм + гилозоизм – агностицизм – сциентизм 8. Всеобщее свойство материи, проявляющееся в способности всякой материальной системы воспроизводить характеристики воздействующих на нее других материальных систем: + отражение – восприятие – ощущение – развитие – изменение 9. Формами отражения, характерными для неживой природы, являются … + механическое + физическое + химическое – биологическое – социальное 10. Как «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» характеризовал идеальное – Беркли + Маркс – Гегель – Гоббс 11. Формы общественного сознания: + мораль + право + политика + философия – корпоративность 12. Ведущая роль сознания в жизнедеятельности человека отрицается … – прагматизмом – марксизмом – позитивизмом + фрейдизмом – экзистенциализмом 13. Процесс перехода наших животных предков в человека называется … – цефализацией + антропогенезом – гуманизацией – сублимацией – эволюцией 14. Особенность сознания заключается в том, что оно … + не только порождается материей, но и способно ее преобразовывать – отражает действительность, не меняя ничего в неживой материи – не является формой отражения – существует вне и до материи – формируется у человека в зрелом возрасте 15. Основными формами отражения в живой природе являются: – созерцательность + психика + чувствительность + раздражимость – изоморфизм 16. Философское учение, отрицающее принципиальную возможность получения объективного знания о мире: + агностицизм – скептицизм – материализм – дуализм – идеализм 17. Формами познания на его чувственной ступени являются: + ощущение – понятие + восприятие + представление – суждение 18. Формами познания на его рациональной ступени являются: – представление + понятие + суждение – интуиция + умозаключение 19. Человеческая деятельность, порождающая качественно новое в предметах или знаниях о них: + творчество – познание – подражание – мышление – работа 20. Функция научного познания, раскрывающая сущность изучаемого объекта на основе постижения его законов … + понимание – логический анализ – систематизация – рассуждение – обобщение 21. Представители сенсуализма истинным источником знания считали + чувства – разум – интуицию – божественное откровение – эмоциональное переживание 22. Инстинкт и интуиция в познавательной деятельности есть … + иррациональное – ложное – истинное – вероятное – мнимое 23. Истина есть соответствие знания вещам, утверждал… – Платон + Аристотель – Бэкон – Спиноза – Дидро 24. Истинно то, что полезно и практично, утверждают представители … – теории когеренции – гносеологического рационализма + прагматизма – конвенциалисткой концепции – теории очевидности 25. Полное, всестороннее знание о том, что есть, было и будет с объектом, получило название: – объективная истина + абсолютная истина – субъективная истина – объективный факт – субъективное мнение 26. Практика, с диалектической точки зрения, является … критерием истины – абсолютным – субъективным – неизменным + относительным – единственным 27. Основатель логики как учения о формах и структурах мышления: – Сократ + Аристотель – Декарт – Спиноза – Конт 28. Знания, основанные на вере: – научные – ненаучные – обыденные + религиозные – философские 29. Основатель концепции революций в науке как смены научных парадигм + Кун – Поппер – Гуссерль – Вебер – Конт 30. Познание от отвлеченного и одностороннего знания об объектах к знанию более содержательному и всестороннему определяет метод науки: + восхождения от абстрактного к конкретному – совпадения логического и исторического – фальсификации – аргументации – доказательства «от противного» 31. Способность человека целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме: + сознание 32. Обращение мышления на себя, «мышление о собственных мыслях» есть … + самосознание 33. Универсальное средство человеческого общения, любая система знаков, существующая для получения, хранения, переработки и передачи информации, есть … + язык 34. Носитель познавательной деятельности, направленной на определенный объект, есть … познания + субъект 35. На основе данных органов чувств осуществляется … познание + чувственное 36. В самом общем виде, … – это то, что находится за пределами разума и несоизмеримо с логическим мышлением + интуиция 37. Знание о действительности, соответствующее ей по своему содержанию + истина |