Почему культура подавляет чувство любви сверх необходимой меры? Контрольные работы по курсу «Философия» (для студентов заочного обучения) Требования к содержанию работы 1.1. Контрольная работа выполняется после ознакомления с рекомендованной обязательной и дополнительной литературой, которая содержится в соответствующем разделе (теме) учебно-методического комплекса, практикума или электронного учебника. 1.2. При изучении соответствующих разделов курса следует усвоить основные понятия, терминологию, даты важнейших событий и обязательно использовать их при выполнении заданий. 1.3. Все предложенные задания должны быть выполнены в полном объёме. Нельзя выполнять часть заданий. Работа не будет оценена и возвращается на доработку. 1.4. Ответы должны быть краткими, точными, раскрывать суть проблемы или вопроса. 1.5. Работа, выполненная с нарушением требований, не оценивается и отправляется на доработку. Правила выбора контрольной работы по дисциплине «Философия» Начальная буква фамилии и номер контрольной работы | | | | | | | | | | А,Б,В | Г,Д,Е | Ж,З,И | К,Л,М | Н,О,П | Р,С,Т | У,Ф,Х | Ц,Ч,Ш | Щ,Э,Ю,Я | Тематика контрольных работ Контрольная работа № 1 Вл.С. Соловьев. Исторические дела философии // Мир философии. - М., 1991. Ч.1 1.Почему "Упанишады" автор считает первым философским текстом в Индии? 2. В чем заключалась освободительная роль буддизма в жизни человечества? 3. В чем различие древнеиндийской и древнегреческой философии? 4. В чем автор видит различия "положительной" и "отрицательной" свободы человечества? 5. Считает ли автор средневековую философию последовательно христианской? 6. Как бы Вы могли оценить мировоззренческие взгляды автора? Контрольная работа № 2 Г.Челпанов. Первоначало бытия // На переломе. - М. , 1990. 1. Что такое "онтологическая проблема"? 2. Какие два вида опыта выделяет автор? 3. Что такое "психофизический монизм"? 4. Какие тезисы материализма формулирует автор и как он их критикует? 5. Что нужно изучать, чтобы решить онтологическую проблему? 6. Какова главная характеристика материальных вещей (в противоположность мысли)? 7. В каком смысле мысль - реальность, а материя - нет? 8. Что такое "гносеологический аргумент" против материализма? 9. В каком смысле материализм исходит из гипотезы? Контрольная работа № 3 Платон. Пир// Платон. Соч.: В 3-х томах. - М., 1970. Т. 2 1. Как автор описывает возникновение современного человека? 2. Как автор связывает любовь и природу человека? З. Какие представления об Эросе сталкиваются в диалоге? 4. Мог ли быть Бог субъектом любви в представлении эллинов? 5. В чем Платон видит различие "мнения" и "знания"? 6. В чем автор видит двойственность Эрота? 7. Почему Эрот - философ? 8. Что Платон понимает под терминами "счастье" и "творчество"? 9. Что, по Платону, является подлинным предметом любви? 10. Как Платон описывает проявление бессмертного начала в смертном существе? II. Как Вы понимаете мысль, что любовь вовсе не есть стремление к прекрасному, а является стремлением "родить и произвести на свет в прекрасном"? 12. Как эволюционирует предмет любви? Как Платон представляет направленность этой эволюции? 13. В каком смысле, по Платону, любовь к прекрасному самому по себе необходима? Контрольная работа № 4 Дж.Беркли. Три разговора Гиласа и Филонуса // Мир философии. - М., 1991. Т. I. 1. Какие критерии победы в споре предлагает Гилас, а какие Филонус? 2. Какое противоречие здравого смысла демонстрирует Филонус? 3. Какие идеи отстаивает Гилас? 4. Каковы контраргументы Фидонуса в споре с Гиласом? 5. Как стремится Филонус избежать выводов солипсизма? 6. Какие критерии существования предметов предлагает Филонус? 7. Какие функции в концепции Филонуса выполняет представление о Боге? 8. Как Вы полагаете, какое противоречие заключено в понятии "материальная субстанция"? 9. Как Вы полагаете, какой реально существовавший философ явился прототипом Гиласа? Контрольная работа № 5 М.Хайдеггер. Европейский нигилизм// Проблема человека в современной западной философии. - М., 1988. 1. Чем отличается понимание "субъекта" в античной философии и философии Нового времени? 2. Что такое "круг непотаенности" для автора? 3. Какое новое отношение к миру заключено в формуле Декарта "мыслю, следовательно, существую"? 4. Какие критерии истинности знания формулирует философия после Декарта? Контрольная работа № 6 Трубецкой Е. Свет Фаворский и преображение ума // Вопросы философии. 1989, № 12. Гл. 1-1У. 1. Анализу какой работы посвящена статья Трубецкого? Каково ее название? 2. Что значит выражение "Фаворский свет"? 3. Объясните выражение "наше творчество, художественное и философское всегда жаждало истины не отвлеченной, а действительной..." 4. Причина поиска Фаворского света в русской литературе и философии? 5. Концепция греховного состояния. 6. Что значит сомнение в Истине как разновидность общего греховного состояния, как проявление внутреннего распада личности? 7. Какой путь к истине предлагает П.Флоренский? Как Вы понимаете? 8. Что же такое Истина, обретенная отрешением от Самости? 9. Место и роль человеческого разума в духовном преображении, в Истине? 10. Учение об антиномизме может ли выступать способом предъявления истины? 10.1. Антиномичность как свойство греховного состояния нашего рассудка? 10.2. Антиномичность истины об Истине? 10.3. Есть ли грех настоящая истина? 10.4. Является ли антиномичность рассудка препятствием к постижению Истины? 10.5. Какова аргументация кн. Трубецкого, направленная против тезиса Флоренского об антиномизме как свойстве греховного состояния человеческого рассудка и в то же время пути к Истине? Контрольная работа № 7 Камю А. "Эссе об абсурде"// Камю А. Бунтующий человек. - М., 1991. 1. Каково значение чувства скуки в жизни человека? 2. Является ли мир абсурдным сам по себе? 3. В чем проявляется абсурдность мира для человека? 4. В каком смысле "люди - источник нечеловеческого"? 5. В каком случае абсурд имеет смысл? 6. Помогает ли вера в Бога преодолеть абсурдность мира с точки зрения Камю? 7. Что такое "бунт", каковы условия свободы человека? 8. В чем абсурдность чувства надежды? 9. В каком смысле для Камю человек свободен, если почувствует себя чуждым собственной жизни? 10. Как аргументирует автор мысль, что приговоренный смерти свободен? 11. Как автор истолковывает мысль, что «если Бога нет, то все дозволено»? 12. В каком смысле у человека есть ответственность, но нет вины? 13.Как автор аргументирует мысль, что художник – самый свободный человек? 14. Почему Дон Жуан символизирует свободного человека? Контрольная работа № 8 З.Фрейд «Недовольство культурой» 1. Как возникает ощущение «Я» как инстанции чистого удовольствия? 2. Каким образом возникает принцип реальности? 3. Почему вопрос о смысле жизни есть проявление самомнения? 4. В каком состоянии автор видел возможный смысл жизни? 5. Каковы две стороны стремления к счастью? 6. Реализуем ли принцип удовольствия? 7. Каковы источники страдания? 8. В чем причина «враждебности культуре» и в чем проявляется последняя? 9. Каково определение культуры? 10. Каковы цели культуры? 11. В каком смысле человек – это бог на протезах? 12. Каковы требования культуры и насколько они полезны? 13. С какой эволюцией субъекта власти Фрейд связывал решающий шаг культуры? 14. Как возникает требование справедливости? 15. Почему индивидуальная свобода не есть культурное благо? 16. Каковы два источника стремления к индивидуальной свободе? 17. В каком смысле развитие культуры аналогично развитию индивида? 18. Как эволюционирует чувство любви под воздействием культуры? 19. Как любовь сопротивляется культуре? 20. Почему любовь враждебна общества? Почему культура подавляет чувство любви сверх необходимой меры? 22. В чем, с точки зрения Фрейда, истинность, и в чем ошибочность заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя»? Как он пытается отредактировать ее? 23. В чем правда, и в чем заблуждение коммунизма? 24. В каком случае инстинкт смерти служит Эросу? 25. В чем проявляется инстинкт смерти? В чем сложность его обнаружения? 26. Что такое совесть, зло и вина? 27. Как возникает совесть? Контрольная работа № 9 Э.Фромм «Иметь или быть». 1. Какие ожидания не выполнил индустриальный век? 2. Каковы психологические предпосылки индустриальной системы? 3. Какие типы потребностей различали Великие Учителя? 4. Почему альтернатива «обладание или бытие» противоречит здравому смыслу? 5. Каково определение «бытия»? 6. Как в языке бессознательно выражается отчуждение? 7. В чем противоречивость потребления? 8. Когда и какая власть способствует росту человека? 9. Когда начинается знание? 10. Какова подлинная цель знания? 11. Каковы признаки оптимального знания в зависимости от типов существования? 12. В каком стремлении выражается любовь согласно принципу обладания? 13. Почему брак вредит любви? 14. Какие идеи Маркузе критикует автор? 15. Какая иллюзия в образе как «Я», так и объекта лежит в основе обладания? 16. Почему общество наиболее упорно борется с сексуальными влечениями? 17. Как автор понимает свободу? 18. В чем различие рациональной и иррациональной власти? 19. Каким образом потребность в обладании биологически обусловлено? 20. Почему автор критикует стремление к полному экономическому равенству? 21. Что такое «экзистенциальное» и «характерологическое обладание»? 22. Каковы предпосылки «модуса бытия»? 23. Бытие выразимо через опыт или через знание? 24. В чем различие активности и занятости? 25. В чем выражаются «продуктивность» и «неотчуждаемость» как признаки активности? 26. В каком смысле активность – продуктивна, а ее результат – бесплоден? 27. Каково основание как принципа бытия, так и принципа обладания? 28. От чего зависит выбор принципа существования? 29. Как численно распределяются сторонники двух принципов существования? 30. С какой догмой психоанализа о детерминации поведения не согласен автор? 31. Что составляет основу отношений по принципу обладания? 32. В каком смысле все виды алчности – духовные? 33. При каких условиях возможен прочный мир? 34. В чем взаимный интерес церквей и государства? 35.Как истолковывается идея грехопадения в зависимости от выбора принципа существования? 36. Что автор понимает под «инстинктом»? 37. Каково значение термина инстинкт для определения природы человека? 38. Что такое «истинная религиозная структура»? 39. В чем значение европейской истории XIII века для человечества? 40. Как автор оценивает степень христианизации мира? 41. Каково значение Лютера для человечества? 42. В чем суть «индустриальной религии»? 43. В чем различие «авторитарного» и «рыночного» характеров? 44. Каково значение информированности для создания нового общества 45. Что такое «гарантированный годовой доход» как институт нового общества? 46. Что символизирует «Град Бытия»? Экзаменационные вопросы по учебной дисциплине «Философия». Составил: Ю.П. Ивонин 1. Возникновение философии. 2. Предмет философии и основные вопросы философского знания. 3. Мировоззрение, знание, вера. 4. Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира. 5. Понятия “мир”, “реальность” и “картина мира”. Условия формирования картины мира и ее изменения. 6. Понятие идеального. Идеальное и реальное, идеальное и идеал. 7. Категория бытия в философии. 8. Идея движения и развития в философии. 9. Пространство и время как философские категории. 10. Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм. 11. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. 12. Сознание и бессознательное. Сознание и язык. 13. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке. 14. Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности. 15. Основные этапы и формы процесса познания. 16. Истина и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истинности. 17. Наука, ее особенности и социальные функции. 18. Методы и формы научного познания. 19. Предсказание и прогноз. Научный прогноз. Особенности социального прогнозирования. 20. Понятия “общество” и “социальные отношения”. Система социальных отношений. 21. Проблема типологии исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби). 22. Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности взаимодействия. 23. Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества. 24. Техника: ее специфика и закономерности развития. 25. Сциентизм, антисциентизм и проект постиндустриального общества. 26. Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. Классификация глобальных проблем. © Ивонин Ю.П. 2013 |