ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | РАЗМНОЖЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКОМ МИРЕ ГЕНЫ И ХРОМОСОМЫ Клетки живых организмов содержат генетический материал в виде гигантских молекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передаётся из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют большинство клеточных процессов, управляя синтезом белков. Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых различных признаках организмов разных видов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несёт информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК, представляющий собой определённую последовательность нуклеотидов, в белки. Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определённый белок. Наследственные изменения генов, выражающиеся в замене, выпадении или перестановке нуклеотидов, называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные изменения признаков организма. Хромосомы – нитевидные структуры, находящиеся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов своё определённое число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом. Исследования кариотипов различных организмов показали, что в их клетках может содержаться двойной и одинарный наборы хромосом. Двойной набор хромосом состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и характеру наследственной информации. Парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т.е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар. В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных парные хромосомы отсутствуют, гомологичных хромосом нет, а есть негомологичные. Каждая хромосома содержит тысячи генов, в ней хранится определённая часть наследственной информации. Мутации, изменяющие структуру хромосомы, называют хромосомными. Неправильное расхождение хромосом при образовании половых клеток может привести к серьёзным наследственным заболеваниям. Так, например, в результате такой геномной мутации, как появление в каждой клетке человека 47 хромосом вместо 46, возникает болезнь Дауна. Используя содержание текста «Гены и хромосомы», ответьте на вопросы. 1) Какие функции выполняет хромосома? 2) Что представляет собой ген? 3) В кариотипе дрозофилы насчитывают 8 хромосом. Сколько хромосом находится у насекомого в половых и сколько – в неполовых клетках? | Начало формы 32. РАЗМНОЖЕНИЕ Размножение – это воспроизведение генетически сходных особей данного вида, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Бесполое размножение осуществляется следующими способами: непрямым делением ядер материнской и каждой из последующих клеток надвое; вегетативно – отдельными органами или частями тела (растения, кишечнополостные); почкованием (например, дрожжи и гидра); спорообразованием. В результате бесполого размножения возникает генетически однородное потомство. Только в тех случаях, когда споры образуются в результате мейоза, потомство, выросшее из этих спор, будет генетически разным. При половом размножении объединяется генетическая информация от двух особей. Особи растений или животных разного пола образуют гаметы – яйцеклетки и сперматозоиды (или спермии), содержащие по одинарному (гаплоидному) набору хромосом. При слиянии гамет происходит оплодотворение и образование диплоидной зиготы. Зигота развивается в новую особь, все соматические клетки которой содержат диплоидный (двойной) набор хромосом. Всё вышеперечисленное справедливо только для эукариотических клеток. Таким образом, при половом размножении происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида. Существуют организмы-гермафродиты, у которых развитие женских и мужских половых клеток происходит в теле одной особи. Используя содержание текста «Размножение», ответьте на следующие вопросы. 1) О каких способах размножения упоминается в тексте? 2) Приведите примеры двух организмов, у которых размножение происходит вегетативным способом. 3) Каким преимуществом обладают организмы, размножающиеся половым путём? | | Конец формы Начало формы Используя содержание текста «Размножение», ответьте на следующие вопросы. 1) О каких двух способах размножения организмов идёт речь в тексте? 2) Что происходит в процессе полового размножения? 3) Какой недостаток характерен для полового размножения? Свой ответ аргументируйте. | РАЗМНОЖЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКОМ МИРЕ Любой группе особей для поддержания своей численности необходимо заботиться о её увеличении. Даже вирусы, пусть и не самостоятельно, но тоже размножаются. В ходе эволюции возникло несколько основных способов размножения. Бесполый способ характерен для многих одноклеточных организмов и некоторых водорослей. При бесполом способе клетки организмов делятся пополам. Так как для такого размножения достаточно одного организма, то этот способ и назван бесполым. Многие многоклеточные организмы также размножаются бесполым путём. Земляника размножается усами, тополь – черенками, картофель – глазками. Это примеры вегетативного размножения. Во всех случаях родителем является один организм. Все потомки этого родителя сохраняют наследственные признаки своего родителя и являются его точной копией. В половом размножении участвуют, как правило, два организма, каждый из которых образует специальные половые клетки – гаметы. Сливаясь друг с другом, они создают новую клетку – зиготу. Из неё и развивается новый организм. В этом случае увеличение численности организмов происходит не всегда. У двух родителей может быть один потомок. При бесполом размножении продолжение рода происходит без затрат энергии на поиски партнёра противоположного пола. Но это преимущество относительное, так как рождающиеся особи абсолютно одинаковы, им сложнее приспособиться к разнообразным условиям среды. При половом размножении потомок каждой пары сочетает в себе признаки двух родителей, а значит, увеличивается степень разнообразия потомства. Организмы, размножающиеся только бесполым путём, достаточно редки. Используя содержание текста «Размножение в органическом мире», ответьте на следующие вопросы. 1) Какие способы бесполого размножения приведены в тексте? 2) Почему половое размножение более прогрессивно, чем бесполое? 3) Где размножаются вирусы? | БИОПОЛИМЕРЫ Всем хорошо известно, что в живых клетках важнейшие функции выполняют белки и нуклеиновые кислоты. Это высокомолекулярные соединения – полимеры, состоящие из структурных единиц – мономеров. Мономерами белков являются аминокислоты, а мономерами нуклеиновых кислот – нуклеотиды. Организмы растений и животных отличаются большим разнообразием белковых молекул. Они выполняют самые разнообразные функции в организме. Множество белков выполняет ферментативную функцию. Другие белки входят в состав клеточных мембран волос, ногтей, других образований. Такие белки называются структурными. Кроме того, белки могут выполнять защитную, сигнальную, энергетическую и транспортную функции. В белках обычно встречается 20 аминокислот, последовательность соединения которых определяет вид белка. Вариантов нуклеиновых кислот немного. К ним относятся ДНК, рибосомальная РНК, информационная РНК и транспортная РНК. Нуклеотиды ДНК, так же как и аминокислоты в белках, выстраиваются в разной последовательности. От этой последовательности зависит структура и вид синтезируемых в клетках белков. Информационная РНК снимает информацию с ДНК и направляется к месту синтеза белка на рибосомы. Транспортная РНК приносит к рибосомам аминокислоты. Таким образом, связь нуклеиновых кислот и белков проявляется в том, что нуклеиновые кислоты кодируют и передают информацию к месту синтеза белков и обеспечивают доставку аминокислот на рибосомы. Однако если белки обладают разными свойствами и функциями в зависимости от их строения, то у нуклеиновых кислот функции относительно постоянны. Используя содержание теста «Биополимеры», ответьте на следующие вопросы. 1) Чем можно объяснить, что такие белки, как гемоглобин и инсулин, обладают разными свойствами? 2) Какую функцию в клетке выполняют рибосомы? 3) Какая связь существует между генетическим кодом и молекулами ДНК, иРНК и тРНК? | 35. Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. БИОСИНТЕЗ БЕЛКА В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется __________ (А). Биосинтез белков начинается с синтеза __________ (Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии __________ (В). Первый этап биосинтеза белка получил название __________ (Г), а второй – трансляция. | | ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: | 1) | иРНК | 2) | ДНК | 3) | транскрипция | 4) | мутация | 5) | ген | 6) | рибосома | 7) | комплекс Гольджи | 8) | фенотип | | Начало формы 36. УГЛЕВОДЫ Углеводы – сахаристые или сахароподобные вещества. В клетках животных находится всего от 1 до 3% углеводов, тогда как в клетках растений их содержится до 90%. Все углеводы подразделяют на две группы: моносахариды и полисахариды. К моносахаридам относят рибозу, глюкозу и фруктозу. По своим свойствам это бесцветные кристаллические вещества, сладкие на вкус, хорошо растворимы в воде. Полисахариды – высокомолекулярные полимеры, мономерами которых являются чаще всего молекулы глюкозы. К ним относят крахмал, гликоген, целлюлозу. В отличие от моносахаридов, они несладкие и почти не растворимы в воде. В организме углеводы выполняют в основном строительную и энергетическую функции. Так из целлюлозы состоит оболочка растительной клетки, полисахарид хитин входит в состав покровов членистоногих и оболочки клеток грибов. Крахмал и гликоген в клетках откладываются в запас. Крахмал синтезируется в клетках растений, а гликоген – в клетках животных, в основном в печени и мышцах. Углеводы выполняют также энергетическую функцию, но при их окислении образуется в два раза меньше энергии, чем при окислении такого же количества жиров. Моносахариды, будучи менее энергоёмкими, быстрее расщепляются и легче усваиваются организмом, чем жиры. Поэтому клетки мозга, нуждающиеся постоянно в большом количестве энергии, используют в своей деятельности только энергию глюкозы. Используя содержание текста «Углеводы», ответьте на следующие вопросы. 1) Какие углеводы выполняют в клетке строительную функцию? 2) Какие структуры они образуют? Приведите два примера. | | Конец формы Начало формы Используя сведения из текста «Углеводы» и свои знания, объясните, каким образом крахмал, содержащийся в порции жареного картофеля, может превратиться в гликоген печени. | Начало формы 37. ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ И ФОТОСИНТЕЗ У растений дыхание присуще всем органам, тканям и клеткам. Для дыхания они используют атмосферный кислород, проникающий через устьица листьев и зелёных побегов, кожицу молодых корней, а также чечевички древесных стеблей. Кроме того, растения для дыхания расходуют кислород, образовавшийся в результате фотосинтеза. Дышат растения и днём, и ночью. Днём для дыхания используется в основном атмосферный кислород, а ночью, когда устьица закрыты – кислород, накопленный в листьях в процессе фотосинтеза. Поступающий при дыхании кислород окисляет имеющиеся в растении органические вещества до углекислого газа и воды. При этом освобождается заключённая в органических веществах энергия, которая расходуется растением для роста, развития и размножения. Образующийся при дыхании растений углекислый газ удаляется через устьица, чечевички, через всю поверхность молодых корней. Дыхание растений – процесс противоположный фотосинтезу. Фотосинтез происходит главным образом в мякоти листьев растений, в которых расположена основная фотосинтезирующая ткань. Её клетки содержат хлоропласты с зелёным пигментом – хлорофиллом, способным улавливать свет. В процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды на свету в хлоропластах клеток образуется глюкоза. Синтезированные в процессе фотосинтеза органические вещества используются растением для питания и синтеза других органических веществ: жиров, белков, витаминов и гормонов. Все эти органические вещества идут на построение тела растения, а также откладываются в запасающих тканях и используются при дыхании. Побочным продуктом фотосинтеза является свободный кислород. Он образуется в процессе фотосинтеза и выделяется растением в окружающую среду. Используя содержание текста «Дыхание растений и фотосинтез», ответьте на следующие вопросы. 1) В каких клетках происходит процесс дыхания? 2) Какова роль кислорода в процессе фотосинтеза? 3) На что затрачивается энергия в процессе дыхания? | | Конец формы Начало формы Используя содержание текста «Дыхание растений и фотосинтез», ответьте на следующие вопросы. 1) В каких клетках происходит процесс фотосинтеза? 2) Какова роль кислорода в процессе дыхания? 3) На что затрачивается энергия в процессе фотосинтеза? | 38. Вставьте в текст «Характеристика полового размножения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ Половое размножение в природе происходит при участии половых клеток – __________ (А), имеющих __________ (Б) набор хромосом. В результате слияния сперматозоида и яйцеклетки образуется __________ (В), имеющая __________ (Г) набор хромосом. | | ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: | 1) | спора | 2) | гаплоидный | 3) | гаструла | 4) | зигота | 5) | триплоид | 6) | бластула | 7) | гамета | 8) | диплоидный | | | 39. Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. СВЕТОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и __________ (А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул __________ (Б) и синтез молекул __________ (В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного __________ (Г). Этот процесс называется фотолизом. | | ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: | 1) | ДНК | 2) | темновая | 3) | кислород | 4) | АТФ | 5) | сумеречная | 6) | гемоглобин | 7) | хлорофилл | 8) | углекислый газ | | | 40. Вставьте в текст «Белки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. БЕЛКИ Молекулы белков состоят из большого числа молекул __________ (А), соединённых в длинные цепи за счёт образования множества __________ (Б) связей. Большинство белковых нитей закручиваются в спираль, которая может принять форму __________ (В) Под действием температуры или химических веществ такие пространственные структуры могут разрушаться. Данное явление получило название __________ (Г). | | ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: | 1) | глобула | 2) | глюкоза | 3) | аминокислота | 4) | водородная | 5) | пептидная | 6) | хромосома | 7) | диссоциация | 8) | денатурация | | | 41. Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ДНК Молекула ДНК – биополимер, мономерами которого служат __________ (А). В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар – __________ (Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и __________ (В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся в митохондриях и __________ (Г). | | ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: | 1) | рибоза | 2) | аминокислота | 3) | рибосома | 4) | урацил | 5) | нуклеотид | 6) | дезоксирибоза | 7) | пластида | 8) | тимин | | | 42. Вставьте в текст «Митохондрия» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. МИТОХОНДРИЯ Обязательными органоидами большинства эукариотических клеток являются митохондрии. Их часто называют __________ (А) станциями. Они имеют двойную мембрану: наружную гладкую и внутреннюю, образующую выросты __________ (Б), на которых расположены __________ (В), осуществляющие синтез молекул __________ (Г). | | ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: | 1) | фермент | 2) | АТФ | 3) | полисахарид | 4) | энергетический | 5) | цистерна | 6) | ДНК | 7) | пластический | 8) | криста | | | 43. Вставьте в текст «Органоиды растительной клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ОРГАНОИДЫ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ В растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета – __________ (А). Молекулы __________ (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют __________ (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из __________ (Г). Она выполняет важные функции. | | ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: | 1) | хромопласт | 2) | вакуоль | 3) | хлоропласт | 4) | хлорофилл | 5) | митохондрия | 6) | целлюлоза | 7) | гликоген | 8) | глюкоза | | | 44. Вставьте в текст «Отличие растительной клетки от животной» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ОТЛИЧИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ ОТ ЖИВОТНОЙ Растительная клетка, в отличие от животной, имеет __________ (А), которые у старых клеток __________ (Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут находиться __________ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из __________ (Г). | | ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: | 1) | хлоропласт | 2) | вакуоль | 3) | пигмент | 4) | митохондрия | 5) | сливаются | 6) | распадаются | 7) | целлюлоза | 8) | глюкоза | | | 45. Вставьте в текст «Клеточные структуры» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. КЛЕТОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ Клеточные органоиды выполняют различные функции, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. Так, в хлоропластах растительных клеток происходит __________ (А), а на рибосомах синтезируются __________ (Б). Энергетическую функцию осуществляют __________ (В), а функцию хранения и передачи наследственной информации выполняет __________ (Г). | | ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: | 1) | дыхание | 2) | фотосинтез | 3) | аппарат Гольджи | 4) | ядро | 5) | митохондрия | 6) | белок | 7) | крахмал | 8) | вакуоль | | | 46. Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. БИОСИНТЕЗ БЕЛКА В результате пластического обмена в организме синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется __________ (А). Биосинтез белков начинается с синтеза __________ (Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии __________ (В). Первый этап биосинтеза белка получил название транскрипция, а второй – __________ (Г). | | ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: | 1) | иРНК | 2) | ДНК | 3) | трансляция | 4) | мутация | 5) | ген | 6) | рибосома | 7) | транскрипция | 8) | митохондрия | | | 47. Вставьте в текст «Темновая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ТЕМНОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: __________ (А) и темновую. Для протекания реакций темновой фазы наличие света __________ (Б). В это время происходит усвоение __________ (В) из воздуха, его восстановление ионами водорода и образование органического вещества __________ (Г) благодаря накопленной в световой фазе энергии. | | ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: | 1) | световая | 2) | углекислый газ | 3) | кислород | 4) | белок | 5) | сумеречная | 6) | необязательно | 7) | глюкоза | 8) | обязательно | | | 48. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Термин | Результат | Естественный отбор | Многообразие организмов | Мутации | … | Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? | | 1) | изменение условий среды | | 2) | изменение генотипа | | 3) | способность к обмену веществ | | 4) | способность к размножению | | 49. Сколько хромосом будет содержаться в лейкоцитах крови у внука, если у его дедушки в этих клетках содержится 46 хромосом? | | 50. Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. | | | ПРИЗНАК | | ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ | А) | возникает под прямым влиянием внешней среды | Б) | изменяется генотип | В) | возникает у отдельной особи | Г) | изменяется фенотип при неизменённом генотипе | Д) | имеет случайный характер | | | наследственная ненаследственная | | | 51. Наследственность у организмов – это свойство, заключающееся в | | 1) | приобретении организмом новых признаков и свойств | | 2) | поступлении в организм питательных веществ и энергии | | 3) | передаче организму всей совокупности признаков и свойств от родителей | | 4) | изменении организма в процессе реализации наследственной информации | | 52. Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной, | | 1) | возникает как прямой результат воздействия окружающей среды | | 2) | появляется одновременно у большого числа особей | | 3) | связана с изменением генов и хромосом | | 4) | характеризуется определенной нормой реакции | | 53. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Целое | Часть | Хромосома | … | Кровеносная система | Сердце | Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? | | 1) | ткань | | 2) | клетка | | 3) | ядро | | 4) | ген | | 54. Широкая норма реакции характерна для такого признака, как | | 1) | окраска шерсти у млекопитающих одного вида | | 2) | форма края листовой пластинки растений одного вида | | 3) | концентрация сахара в крови у людей | | 4) | удойность молока у коров в стаде | | 55. Какие мутации передаются по наследству? | | 1) | в хромосомах клеток печени | | 2) | в хромосомах зрелых эритроцитов | | 3) | в хромосомах сперматозоидов | | 4) | в хромосомах клеток эктодермы зародыша | | 56. Укажите признак, который передается по наследству. | | 1) | цвет глаз ребенка | | 2) | отсутствие хвоста у бульдога | | 3) | скорость бега лошади | | 4) | умение петь | | 57. Установите соответствие между примером и типом изменчивости, который этот пример иллюстрирует. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. | | | | | | ПРИМЕР | | ТИП ИЗМЕНЧИВОСТИ | А) | потемнение кожи под воздействием солнечных лучей | Б) | различия окраса между телятами одного приплода | В) | увеличение массы тела при избыточном питании | Г) | появление одного гигантского растения среди растений обычного размера того же вида | Д) | появление уродливых форм растений и животных в районе Чернобыля | | | 1) | наследственная | 2) | ненаследственная | | | 58. Признак, проявляющийся у гибридов и подавляющий развитие другого признака, называют 1) гомозиготным 2) гетерозиготным 3) доминантным 4) рецессивным 59. В ядрах клеток стенки пищевода плодовой мушки дрозофилы содержится 8 хромосом. Сколько пар хромосом будет в ядрах этих клеток после их митотического деления? | | 60. Естественный отбор, в отличие от искусственного, | | 1) | действует в природе постоянно | | 2) | проводится для создания новых сортов растений | | 3) | используется для улучшения пород животных | | 4) | способствует формированию полезных для человека признаков | | 61. Важнейшим событием, предшествовавшим возникновению жизни на Земле, можно считать появление | | 1) | минеральных солей | | 2) | углеводов | | 3) | нуклеиновых кислот | | 4) | липидов | | 62. Примером действия искусственного отбора является(-ются) | | 1) | внешние признаки бультерьера | | 2) | способность бактерий выделять антибиотики | | 3) | способность дрожжей вызывать спиртовое брожение | | 4) | способность плодов дозревать в этиленовых камерах | | 63. В результате искусственного отбора появились | | 1) | песцы | | 2) | барсуки | | 3) | лошади Пржевальского | | 4) | бульдоги | | 64. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Целое | Часть | Популяция | … | Жабры | Жаберный лепесток | Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? | | 1) | биосфера | | 2) | вид | | 3) | биоценоз | | 4) | особь | | 65. Установите последовательность предлагаемых звеньев цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. | | | | | 1) | листовой опад | 2) | дождевой червь | 3) | лисица | 4) | ёж | | | 66. Верны ли следующие суждения о совместном существовании организмов разных видов? А. Нахлебничество – тип взаимоотношений, при которых организмы двух разных видов не влияют друг на друга. Б. Примером нахлебничества являются отношения между акулой и рыбой-прилипало. | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | 67. Верны ли следующие суждения о цепях питания? А. При переходе с одного уровня на другой количество энергии уменьшается. Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков. | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | 68. Верны ли следующие суждения о совместном существовании организмов разных видов ? А. Конкурирующие животные отрицательно влияют друг на друга: присутствие одних видов животных сказывается на ухудшении условий жизни других видов. Б. Нахлебничество – тип взаимоотношений, при которых одни организмы используют особенности образа жизни или строения других организмов. | | 1) | верно только А | | 2) | верно только Б | | 3) | верны оба суждения | | 4) | оба суждения неверны | | 69. К какому типу отношений относят взаимоотношения гидр и дафний, живущих в одном водоёме? | | 1) | паразит-хозяин | | 2) | конкуренция | | 3) | хищник-жертва | | 4) | симбиоз | | 70. Между какими парами животных складываются конкурентные отношения в природе? | | 1) | ласка и горностай | | 2) | клоп и клещ | | 3) | мышь и актиния | | 4) | ёж и лиса | | Конец формы Конец формы Конец формы |