Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Переход внешней деятельности вовнутрь называется интериоризацией. Согласно общепринятой точке зрения, под этим термином понимается переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются, и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности (см. Хрест. 7.4). Основное положение: психическая деятельность есть результат перенесения внешних материальных действий в план отражения – в план восприятия, представлений и понятий. Процесс такого переноса совершается через ряд этапов, на каждом из которых происходят систематические преобразования по четырем первичным свойствам человеческого действия. По каждому из параметров действие характеризуется каким-нибудь показателем, а сочетание показателей отражает наличную форму действия. Полноценное действие более высокого порядка не может сложиться без опоры на предшествующую форму того – же действия. Параметры действия: - Уровень, на котором действие выполняется
- Действия с материальными предметами (или изображениями) - Действия в громкой речи - Действия в уме - Мера обобщения
- Полнота фактически выполняемых операций
- Мера освоения действия
? Как протекает формирование умственных действий согласно данной теории? Процесс формирования умственных действий: А. Образование ориентировочной основы действий. Ориентировочная основа действий (ООД) – «разметка», разбивка действия на операции, приспособленная к наличным знаниям и умениям, позволяющая правильно выполнить заданное действие. В какой форме может быть представлена ООД? (Пример: юбка сложной конструкции) Типы ООД: Ø 1тип – образец действия и конечного продукта. Поиск пути действия осуществляется самостоятельно. Сформированное умственное действие неустойчиво, возможны ошибки. Ø 2тип – образец действия и конечного продукта и подробные указания на то, как правильно выполнить данное действие. Действие устойчиво и правильно, но перенос в новые условия затруднен. Ø 3тип – предварительное обучение анализу новых заданий, который позволит выделить опорные точки, условия правильного выполнения заданий, затем по этим указаниям происходит формирование действия, отвечающего данному заданию. Высокий уровень устойчивости и самостоятельности, сложность в формировании. ? На каком уровне освоения действия какой применение какого типа ООД наиболее рационально? Б. Выполнение действия с опорой на ООД В. Выполнение действия без опоры на материальные объекты, на речевом уровне. Речь выполняет функции предметного действия. Г. Перенос громкоречевого действия на внутренний план вплоть до свободного проговаривания действия целиком про себя. Д. Переход внешней речи во внутреннюю, сокращение речевой формулы, протекание речи автоматически за пределами самонаблюдения. 
 
Методика коллективной организации деятельности:  Первый этап – разведка дел и друзей. Задача разведки – найти дела на пользу и радость людям. Итоги разведки обсуждаются на общем сборе коллектива, который предлагает следующие вопросы для обсуждения: o для кого? o что делаем? o кто участвует? o с кем? o когда? o где? o кто организатор? Эти вопросы, а тем более ответы на них и есть организационный стержень, помогающий ребятам не терять логики организации общего дела. Вопрос предполагает обоснование мнения каждого предложения и высказывания. Второй этап – общий сбор планирования (сбор-старт). Это начало дистанции, движение к результату. В зависимости от условий детской жизни выбирается для проведения коллективное творческое дело, проводится конкурс между первичными коллективами на лучший вариант этого дела. Третий этап – коллективная подготовка дела. Обсуждаются все варианты дела, отбирается в результате конкурса лучший (или создается сводный) вариант, выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива, который разрабатывает избранный в деталях вариант, распределяет поручения между первичными коллективами Четвертый этап – коллективное проведение дела, осуществление замысла под руководством совета дела. Пятый этап – обсуждение проведенного дела на сборе-огоньке. Это доверительный разговор-размышление: o что получилось хорошо, удачно и почему? o что получилось и не получилось из задуманного и почему? o как действовать в будущем, чтобы не допустить ошибок, чтобы получилось еще лучше? Каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах, недостатках и предложениях на будущее, осуществляется оценочная деятельность. Шестой этап – ближайшее последействие коллективного творческого дела (проверка принятых решений, обдумывание нового дела), т.е. определение новых зон разведки. 
|