МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Убытки, не признаваемые общей аварией (частная авария)





Общая авария. Йорк-Антверпенские правила. Распределение общей аварии. Диспаша.

 

Исторический экскурс от Лободы:

Общая авария - калька с англ.термина (general average - общие убытки) - особый порядок распределения убытков, которые отнесены к участникам общего морского предприятия.

Когда возник институт ОА мы сказать не можем, но если верить комиссии, составлявшей Дигесты, то можно сказать, что институт ОА древнее римского права. Возник в греческом праве о-ва Родос и стал частью ius gentium. Ему более полутора тысячи лет.

Родосский закон сформулировал несколько базовых принципов ОА (они и современному праву свойственны):

-важно, чтобы опасность непосредственно угрожала кораблю

 

-для предотвращения этой опасности необходима жертва, принесенная для спасения. Это не просто убыток, это действие, которое намеренно.

 

-меры дб предприняты по распоряжению капитана корабля (воля человека, отв-щего за безопасность морского предприятия)

 

-судно и часть груза должны были остаться в целости

 

-дб достигнут полезный результат.

 

Если меры оказывались неэффективными, то это не ОА. (современное право сейчас этого не придерживается).

 

+ Общая авария: находится в известной связи со страхованием, в частности, морским. Тем не менее, в институте ОА нет ключевых элементов страхового договора. Страховой фонд создается, как правила, на случай определенного события. Родосский закон, как и современное понимание, говорит о распределении уже возникших расходов! Покровский тоже согласен с этой точки зрения: в ОА право увидело институт возложения вреда.

 

Современность

ММК (Международный морской комитет) занимался кодификацией правил об общей аварии, которые получили название Йорк-Антверпенские правила.

o В 1864 г. – первая кодификация правил об общей Аварии, работа над кодификацией начата ассоциацией морского права (предшественницей ММК) (Йоркские правила)

o 1877 г. – внесение изменений в правила (Йорк-Антверпенские правила)

o в 1890, 1903, 1924, 1949, 1974 гг. - вносились правки в ЙА правила.

o Действующая редакция ЙА правил принята на конференции ММК в Ванкувере в 2004 (после Ванкувера правила продолжают дополняться).

 

Правила общей аварии встречаются и в национальных законах (Глава 16 КТМ почти полностью воспроизводит ЙА правила в редакции 1994 г.)

+ НОв ст.285 КТМ закреплено:

В случаях, если это предусмотрено соглашением сторон, а также в случаях неполноты подлежащего применению закона при определении рода аварии, определении размеров общеаварийных убытков и их распределении применяются Йорк-Антверпенские правила об общей аварии и другие международные обычаи торгового мореплавания. (Лобода: то есть КТМ отдает предпочтение не обычаям, а соглашению сторон, иными словами, обычай, если он противоречит тексту, может применяться субсидиарно!!!). + КВВТ содержит раздел 17 об ОА.

 

Йорк-Антверпенские правила - подробный свод постановлений относительно того, какие убытки могут считаться общей аварией и как должен определяться их размер. Своеобразие Йорк-Антверпенских правил состоит в том, что они являются не законом и не международным договором, а лишь кодифицированными единообразными обычаями международного мореплавания, сл-но, не имеют обязательной силы. Их применение зависит в каждом конкретном случае от включения условий об этом в коносамент, чартер или аварийную расписку. На практике почти все проформы коносаментов и чартеров, используемые в межд. торговом мореплавании, такое условие содержат.



Общая авария

Определение

ст.284 КТМ: Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном груза.

 

Йорк-Антверпенские правила: Акт общей аварии имеет место тогда и только тогда, когда намеренно и разумно произведены чрезвычайные пожертвования или понесены чрезвычайные расходы ради общего спасения, с целью предохранения от опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии.

Признаки общей аварии

От Лободы, ключевые черты ОА:

1. когда пожертвования понесены намеренно и разумно. Что имеется в виду: намерение или результат? Практика склоняется, что намерение; французские суды – результат

2. Пожертвования (расходы) должны иметь чрезвычайный характер; то есть обычные расходы не совершаются. Необходимость их понесения вызвана чрезвычайными обстоятельствами - штормовая погода, например.

3. Пожертвование в интересах всех должно быть предпринято ради общей безопасности с целью предохранения имущества, участвующего в морском предприятии.

Если пожертвование чрезвычайно, но не в интересах всех - это не ОА: живой груз, эпидемия угрожает ему- производится пожертвование, чтобы остановить распространение эпидемии. Не в интересах всех, потому что опасность судна отсутствует. Судно достигло бы порта все равно.

Опасность должна касаться:судно, фрахт и перевозимый судном груз - 3 участника.

Общее морское предприятие

· Общее морское предприятие имеет также место в случае, если одно или несколько судов буксируют либо толкают другое судно или другие суда при условии, если они все участвуют в коммерческой деятельности, но не в спасательной операции.

· Судно не находится в общей опасности с другим судном или судами, если посредством простого отсоединения от другого судна или судов оно окажется в безопасности; но если само по себе это отсоединение является актом, относящимся к общей аварии, то общее морское предприятие продолжает действовать.

Распределение общей аварии

ст.284 КТМ: Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия.

!!!Именно то обстоятельство, что имущество одного лица расходуется или приносится в жертву в общих интересах спасения остальной части его собственного имущества и имущества других участников перевозки, является основанием для последующего распределения между всеми ними убытков, вызванных подобными расходами или пожертвованием.

Примеры общей аварии(статьи КТМ):

· Расходы на заход судна в место убежища

· Расходы на перемещение на борту судна, выгрузку либо обратную погрузку груза, топлива или предметов снабжения

· Расходы на временный ремонт судна, проведенный в месте погрузки груза, месте захода судна или месте убежища судна ради общей безопасности либо для устранения повреждений, причиненных вследствие общеаварийных пожертвований

· Расходы, вызванные задержкой судна ради общей безопасности

· Расходы на спасание, произведенные участвующими в общем морском предприятии сторонами

 

+ Общей аварией при наличии общих признаков ОА, признаются также:

--убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт судна;

--убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара на судне, в том числе убытки от проведенного в этих целях выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна;

--убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой судна на мель, независимо от того, могло ли судно быть вынесено на мель само;

--убытки, причиненные судну повреждением двигателей, других машин или котлов судна при снятии судна с мели и т.п.

 

НО: если на судне заболел груз животных, для спасения оставшихся животных, возможно выбросить больных животных за борт. Но данное действие не направлено на защиту интересов всех участников и не является общей аварией, поскольку тут присутствует интерес лишь владельца животных.

 

Убытки, возникшие в процессе перевозки случайно, даже если фактически они способствовали спасению судна и груза (например, убытки, вызванные случайной посадкой на мель водотечного судна) общей аварией не являются.

Частная авария

Статья 297 КТМ:

Убытки, не признаваемые общей аварией (частная авария)

1. Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, а также убытки, указанные в пункте 2 настоящей статьи, признаются частной аварией. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.

2. Не признаются общей аварией даже при наличии признаков, указанных в пункте 1 статьи 284 настоящего Кодекса:

1) стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;

2) убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;

3) убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;

4) убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;

5) любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и другие).

 

Ошибка экипажа морского судна

В порядке общей аварии в соответствии с ЙА правилами подлежат взысканию расходы по ситуации, возникшей вследствие ошибки экипажа морского судна (например, судно село на мель по вине экипажа).

Здесь надо сказать про оговорку Джейсона.

Все началось в 1904 году, когда с норвежским пароходом «Джейсон» (Jason), перевозящим мешки сахара из порта Кубы в порт Нью-Йорка, США в адрес получателей –Arbuckle Brothers, произошел весьма неприятный инцидент. Не успев уйти далеко в море, судно село на мель на южном побережье Кубы из-за ошибки в управлении.

Судно удалось снять с мели, но для этого, в частности, пришлось выбросить за борт какое-то количество мешка сахара, включая мешки, принадлежащие Arbuckle Brothers. По прибытии в Нью-Йорк груз был передан грузополучателям взамен на подписание ими аварийной расписки с обязательством возместить судовладельцу все убытки и затраты, которые они должны оплатить, если такие затраты и убытки будут установлены и распределены диспашерами.

Коносаменты, выданные в отношении погруженного на судно груза, содержали следующее условие: «Если судовладелец проявит должную заботу и осмотрительность [due diligence], для того чтобы названное судно было во всех отношениях в мореходном состоянии, надлежащим образом укомплектовано экипажем, экипировано и снаряжено, то согласовано, что в случае опасности, ущерба или бедствия, возникших в результате ошибки или неосторожности рулевого, капитана или экипажа в управлении судном, или в результате скрытых или иных дефектов, или немореходности судна, неважно, имевшей место быть во время отправки или на начало рейса, но если такую немореходность нельзя было обнаружить при должной заботе и осмотрительности, грузополучатели или владельцы груза не освобождаются от ответственности по участию в общей аварии или любых иных понесенных специальных расходах, а вместе с судовладельцем должны принять участие в общей аварии и оплатить такие специальные расходы, как если бы опасность, ущерб или бедствие не были результатом такой ошибки, неосторожности».

На основании диспаши Arbuckle Brothers должны были уплатить судовладельцу $5,060.24. Грузополучатели отказались платить данную сумму, заявив, что посадка судна на мель была вызвана неосторожностью в управлении судном, а оговорка об общей аварии, указанная выше, недействительна. В итоге судовладельцы обратились в суд с требованием к Arbuckle Brothers и их гаранту, страховой компании Insurance Company of North America, выплатить указанную сумму. Грузополучатели и страховая компания подали встречный иск о взыскании $3,506.50, которые должны быть уплачены им при перерасчете общей аварии, если расходы судовладельца вычесть из расходов по аварии, так как посадка на мель вызвана неосторожностью в управлении судном. Окружной суд отказал обеим сторонам, а окружной апелляционный суд направил в Верховный суд США запрос о разъяснении вопросов права.

Основным вопросом было – действительна ли была приведенная выше оговорка судовладельца в коносаменте, которая позволяла ему получить взносы по общей аварии от грузовладельцев в данных обстоятельствах?

Верховый суд США: отметил, что, так как в силу оспариваемой оговорки судовладелец также был обязан участвовать во взносах по общей аварии, то включение оговорки являлось допустимым, а сама оговорка – действительной. С тех пор Оговорка Джейсона стала считаться абсолютно законной и включается перевозчиками США во все выпускаемые коносаменты.

Коротко суть оговорки от Лободы: сторона, виновная в причинении ущерба, по общему правилу, имеет право на получение общего аварийного возмещения. Исключения в договоре перевозки не освобождают ни судовладельца, ни грузовладельца от обязанности по участию в общей аварии, если иное не установлено этой оговоркой.

 

Это дело породило саму практику включения в договор перевозки оговорки Джейсона.

Сейчас в чартерах и коносаментах включается новая оговорка Джейсона.

 

Суть новой оговорки: в случае аварии, опасности, повреждения или бедствия, имеющих место до или после начала рейса, и являющихся следствием любой причины, независимо от того, являются ли они следствием небрежности, за которую или за последствия которой судовладельцы не несут ответственности по закону, контракту или в силу иных оснований, грузоотправители, грузополучатели или грузовладельцы должны нести совместно с судовладельцами свою долю по общей аварии в оплату любых произведенных или понесенных пожертвований, убытков или расходов, носящих характер общей аварии, и оплатить вознаграждение за спасание и особые расходы, понесенные по грузу.

В новой оговорке дополнение: если спасавшее судно принадлежит перевозчикам или эксплуатируется ими, вознаграждение за спасание выплачивается в столь же полной мере, как если бы спасавшее судно или суда принадлежали третьим лицам. Депозит, достаточный, по мнению судовладельцев или их агентов, для покрытия предполагаемой доли грузов в общей аварии, любого вознаграждения за спасание и особых расходов по грузам, должен быть, если потребуется, внесен грузом, грузоотправителями, грузополучателями или грузовладельцами перевозками до выдачи груза.

Контрибуционная стоимость имущества

Общая стоимость имущества (судна, груза и фрахта), соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии (контрибуционная стоимость имущества), определяется на основе действительной чистой стоимости данного имущества по окончании рейса судна. К такой стоимости прибавляется сумма, возмещаемая в порядке распределения общей аварии за пожертвованное имущество, если только данная сумма в нее не включена.

При определении контрибуционной стоимости имущества вычитаются все дополнительные расходы, произведенные в отношении данного имущества после акта общей аварии, за исключением таких расходов, которые признаются общей аварией или относятся на судно на основании решения о выплате специальной компенсации.

Диспаша

Статья 305 КТМ:

Диспаша и диспашеры

По заявлению заинтересованных лиц наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в области морского права (диспашерами).

Лобода: диспаша - документ, которым распределяется общая авария.

 

Диспаша регистрируется в специальном реестре.

За составление диспаши взимается сбор, который включается в диспашу и распределяется между всеми заинтересованными лицами пропорционально долям их участия в общей аварии.

Ошибки в расчетах, обнаруженные в диспаше после ее регистрации в реестре диспаш, могут быть исправлены диспашером по своей инициативе или по заявлению лиц, между которыми распределена общая авария, посредством составления дополнения к диспаше (аддендума), являющегося ее составной частью.

 

Лица, между которыми распределена общая авария, могут оспорить диспашу в суде в течение 6 месяцев со дня получения диспаши или аддендума к ней с обязательным извещением об этом диспашера посредством направления ему копии искового заявления.

Лобода: диспаша Мб оспорена в Мосгорсуде. Этот суд может или сам исправить, или поручить внести исполнение. Исправление - путем внесения нотариальной надписи.

 

В случае, если диспаша не оспорена в срок , или оспорена, но оставлена судом в силе, взыскание по ней может быть произведено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

В РФ при Торгово-промышленной палате существует Ассоциация диспашеров.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.