МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Опытно-экспериментальная работа по вопросу использования словарей на уроках русского языка с целью развития речи учащихся и обогащения их словарного запаса.





При написании этой работы я отправилась школу с целью выявить степень осведомления учащихся о словарях. Провела опытно-экспериментальную работу по вопросу использования словарей на уроках русского языка с целью развития речи учащихся и обогащения их словарного запаса в 8 классе школы № 28 ст. Еремизино - Борисовской Тихорецкого района.

Начала исследование с анкетирования. Цель анкетирования – выяснить степень осведомленности учащихся о словарях, наметить пути работы с ними. Анкета была анонимной, поэтому можно рассчитывать на откровенность и искренность. Она включала в себя следующие вопросы:

1.
Что такое словарь?

2.
Какие знаете словари?

3.
Умеете ли вы пользоваться словарями?

4.
Когда сами обращаетесь к словарям?

5.
Работали ли вы со словарями на уроках русского языка?

6.
Нужны ли человеку словари?


Анализируя ответы ребят, я пришла к выводу, что необходимо им дать точное определение понятия «словарь», познакомить их с разнообразными видами словарей, прививать потребность обращаться к этим книгам не только на уроках русского языка, но и в любой другой жизненной ситуации. Обобщая ответы учащихся, я сделала вывод, что они осознают важность словарей для любого человека, но мало кто использует словари во

внеурочной деятельности. Следовательно, моей первостепенной задачей стало привить интерес к книге носящей название СЛОВАРЬ.

Следующим этапом моей опытно-экспериментальной работы явилась самостоятельная работа по вариантам, которую я предложила учащимся. Целью работы была проверка богатого словарного запаса учащихся, выявление их грамотности (орфографической, пунктуационной и речевой). Самостоятельная работа включала в себя 4 задания, 3 из них состояли из 2-х частей: теоретической (проверка общей эрудиции) и практической (объяснить значение слова, правописание, произношение). Последнее (заключительное) задание – общее для обоих вариантов. Оно направлено на проверку знаний учащихся по проблеме моего исследования. Задания для самостоятельной работы представлены ниже.

Задание 1.

1. Как вы думаете, каково значение толкового словаря для человека? Ответ обоснуйте.

2. Раскройте значение слов (своими словами):симпозиум абонемент
президиум воззрение
Задание 2.

1. Для чего человеку необходимо пользоваться орфографическим словарем? Каково ваше мнение?


Задание 3.

1. В чем заключается значение орфоэпического словаря для человека?

2. Расставьте ударение в следующих словах: каталог ходатайство
партер форзац красивее диспансер
углубить колледж обеспечение позвонишь
Задание

3. 4.
Перечислите, какие виды словарей вы знаете? Кто их автор?
Результаты данной самостоятельной работы оказались удручающими. Ни один человек из класса не смог справиться с нею, хотя некоторые подавали надежду. Меня поразило то, что часть учащихся не смогла объяснить, для чего необходим тот или иной словарь. Можно сделать вывод, что ребята узнали о существовании этих словарей впервые. Кроме перечисленных словарей (толковый, орфографический и орфоэпический), учащиеся не смогли назвать ни один другой. Я пришла к выводу, что они не пользовались ими ранее.

 

4. Для того чтобы работа со словарями как средство развития речи учащихся, была более эффективной, она должна осуществляться, я думаю, не только непосредственно на уроках русского языка, но и дома. Поэтому учащиеся, помимо основного домашнего задания, получали задание поработать с различными видами словарей (толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем строения слов, фразеологическим и другими). Неотъемлемой частью эффективности подобной работы является система уроков, посвященных словарям (эта работа, как любая другая, должна осуществляться систематически).



Подытоживая свою опытно-экспериментальную работу, хотелось бы сделать вывод, что при систематическом использовании словарей на уроках русского языка можно добиться значительного обогащения словарного запаса учащихся основной общеобразовательной школы.

 


Заключение
Проблема «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы» – это новое в методике преподавания русского языка. Она еще сравнительно мало изучена. В своем исследовании я постаралась как можно полнее осветить вопрос о русской лексикографии, о том новом, что появилось в теории, методике о словарях. Без этого невозможно правильно организовать работу со словарями на уроках русского языка. Пытаясь дать оценку различным видам словарей, я пришла к выводу, что каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная его задача – содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, культурной.
Работа над темой курсовой работы обогатила меня. Я много узнала о психологических особенностях подросткового возраста, о методике использования словарей на уроках русского языка. В результате убедилась, что словари – это одно из основных средств развития речи учащихся основной общеобразовательной школы.

 

 


Библиография

1.
Александрова З.Е.


Словарь синонимов русского языка. / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.

2.
Баранов М.Т.


О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV-VIII классах //РЯШ. - 1969. - № 6. - с. 38-42.

3.
Бушуй Т.А.


Н.П. Колесников. Словарь неологизмов В.В. Маяковского // РЯШ. - 1992. - № 3-4. - с. 64-67.

4.
Виноградов В.В.


О грамматической омонимии в современном русском языке // РЯШ - 1940. -№!.- с. 83-86.

5.
Виноградов В.В.


Русская наука о русском литературном языке. Учен. зап. Моск. Университета. Вып. 106., т. III, кн. 1 М., 1949, 615 с.

6.
Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского
2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1979. - 548 с.

7.
Даль В.И.


Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус яз., 1999. - Т. 1: А-3. - 1999. - 699 с.

8.
Евгеньева А.П.


Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.

9.
Звегинцев В.А.


Социальное и лингвистическое в социолингвистике //Известия СССР. - 1982. - Вып. 3. - с. 256.

10.
Земский А.М. и др.


Русский язык. В 2-х ч. Ч. 1 Лексикология, стилистика и культура речи,

фонетика, морфология /А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В. Виноградова. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с.

11.
Иванова А.М.


Урок, посвященный словарям //РЯШ. - 1991. № 6. -с. 33-34.

12.
Кашкарова Т.Н.


Словарная работа на уроках русского языка // РЯШ. - 1991. - М 2. - с. 41-44.

13.
Кацнельсон С.Д.


Типология языков и речевое мышление. - Л., 1972. - 415 с.

14.
Клюева В.Н.


Краткий словарь синонимов русского языка. - М., 1961. - 319 с.

15.
Колесников Н.П.


Словарь неологизмов В.В. Маяковского / Под ред. К. М. Шанского. - Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1991. — 346 с.

16.
Кузин В.С.


Психология, М., Высшая школа, 1974, 473 с.

17.
Матвеев Б.И.


Н.М. Шанский, А.В. Филиппов, В.С. Соловьева. Учебный,, словарь античных имен в рус. поэзии //РЯШ. - 1991. - № 2. -с. 116-124.

18.
Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.:
Просвещение, 1990. - 366 с.

 


1 Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А.

Современный русский язык: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 1994. – С.161.


2 Виноградов В.В.

Русская наука о русском литературном языке. Учен. зап. Моск. Университета. Вып. 106, т. III, кн. 1, М., 1946, С. 73.


3 Напутное слово // В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. - М.: Рус. яз., 1999. – Т. 1: А-3-1999. – С.111.


4 Даль В.И.

Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 1999. – Т. 1: А-3. – 1999. – С. XI.


5 Там же, С.XI.


6 Земский А.М. и др.

Русский язык. В 2-х ч. Ч. 1. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология / А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В. Виноградова. – 10-е изд., исп. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – С. 52.


7 Матвеев Б.И. В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина.

Малый толковый словарь русского языка // РЯШ - 1991. – №6. – С.84.


8 Там же, С. 88.


9 Виноградов В.В.

О грамматической омонимии в современном русском языке // РЯШ. - 1940. - № I. - С. 83-86.


10 Александрова З.Е.

Словарь синонимов русского языка. / Под ред. Л.А. Чешко. – М.: Сов. Энциклопедия, 1969. – С.15.


11 Новые словари // РЯШ . - 1995. - № 3 - С. 106.


12 Матвеев Б.И., Шанский Н.М., Филиппов А.В., Соловьева В.С.

Учебный словарь античных имен в русской поэзии // РЯШ. – 1991. – №2. – С.116-162.


13 Шанский Н.М.

Лексикология современного русского языка. - М., 1972. - С. 161-162.


14 Колесников Н.П.

Словарь неологизмов В.В. Маяковского / Под ред. Н.М. Шанского. - Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1991.-С. 29.


15 Там же, С. 39.


16 Там же, С. 43.


17 Там же, С. 219.


18 Бушуй Т.А.

Колесников Н.П. Словарь неологизмов В.В. Маяковского // РЯЩ. - 1992. - № 3-4. - С. 67.


19 Рощина Л.М., Яковлева М.П. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А.

Словарь-справочник по русскому языку // РЯШ. – 1996. – №3. – С.105.


20 Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - С. 237.


21 Казнельсон С.Д.

Типология языков и речевое мышление. - Л., 1972. - С. 111.


22 Теоретическая и прикладная лингвистика. - М., 1967. - С. 73.


23 Звегинцев В.А.

Социальное и лингвистическое в социолингвистике // Известия АН СССР. - 1982. - Вып. З.-С. 256.


24 Маркс К., Энгельс Ф.

Сочинения. - М., 1955. - Т. 4. - С. 336.


25 Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред.

М.Т. Баранова. - М: Просвещение, 1990. - С. 240.

 

Лекции

Лабораторные

Справочники

Эссе

Вопросы

Стандарты

 

   

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.