МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Упражнения на осознание культурной принадлежности





Здесь представлен вопросник, который поможет вам изучить собственную этническую наследственность. Трудно понять дру­гих, если сам не понял своей культурной принадлежности. Необходимо осознать, насколько ваша культурная наследствен­ность может повлиять на вашу работу в области психологии.

1. Этническая наследственность. С какими этническими истоками вы себя связываете? Каким словом вы описываете свою национальность: гражданин США, канадец, мексиканец и т. д.? Кроме первого ответа можно добавить: “белый”, “черный”, “красный”, “польский”, “мормон”, “еврейский” и т. д. Запишите эти слова.

Откуда произошли ваши дедушки и бабушки? А прадеды? Можете ли вы проследить историю семьи, ее этнические, религиозные, расовые корни?

2. Вы личность монокультурная или бикультурная? Составьте список основных культурных, этнических, религиозных и иных групп, повлиявших на ваше развитие.

3. Какие предписания вы получили от перечисленных вами культурных групп? Не пожалейте времени и опишите ценности, манеры поведения и ожидания, характерные для этих групп. Таблица 4.2 поможет вам в этом. Как лично вы интегрировали эти предписания? Велика вероятность, что в своей жизни вы значительно отклонились от семейных, этических и религиоз­ных ценностей. Если же вы не осознаете их существования, значит они сидят в вас очень глубоко, и вы являетесь “культуроносителем”, сами того не подозревая. В таком случае осознание этих несомненных, но неосознанных предписаний превращается в трудную задачу.

4. Как ваши культурные предписания могут повлиять на вашу профессию? Этот вопрос самый важный из всех. Если вы верите в высшую ценность индивидуальности, то вы рискуете упустить из виду семейную ориентацию азиатов, негров или итальянцев. Если для вас в первую очередь значимо семейное влияние, вам будет трудно понять БАСПов (Белые Англо-Сак­сонские Протестанты) и они вам покажутся холодными и расчетливыми. Так как мы происходим из разных культурных групп, нам трудно отказаться от мысли, что наше поведение в жизни — единственно правильное, что “только так и должно быть”.

Развитие эмпатии требует более глубокого понимания собственной культурной наследственности, т. к. мы невольно приписываем свои убеждения другим.

Как правило, ваша личность имеет что-то общее со своей семьей, но существуют и различия. Вот простой пример, показывающий, как опасно переносить указанные выше групповые характеристики на конкретную личность: вам может встретиться еврей, который не ценит образования (образование — общепринятая ценность в еврейской культуре).

Однако понимание групповых характеристик поможет вам уяснить, что клиент-гомосексуалист (или лесбиянка) обычно страдает от дискриминации на работе и отвергается своей семь- ей. Конечно, это не относится ко всем таким клиентам, но помнить об этом надо. Многие пожилые люди сталкиваются с проблемой одиночества, но далеко не все. Вам может показаться странным, что молодая итальянская семья живет со своими ро­дителями, если у вас иные культурные истоки. Аналогично, терапевту-итальянцу может показаться странным отсутствием близости в ирландских и англо-американских семьях. А сейчас обратимся к некоторым аспектам индивидуальной эмпатии.



 

Ключевые условия эмпатии

Эмпатия требует, чтобы вы смотрели на мир с точки зрения, отличной от собственной. Очень важны для этого навыки выслушивания, такие, как пересказ, отражение чувств. Однако крайне важно дать понять собеседнику, что вы присоединились к его миру. Понимание клиента еще недостаточное условие, надо суметь передать ему чувство эмпатии, которое вы ощущаете.

Перечислим важные понятия, которые помогают сделать это во время сеанса консультирования: положительное отношение, уважение и теплота, конкретизация, непосредственность,конгруэнтность, искренность и аутентичность. Сюда же можно добавить конфронтацию, которая рассматривалась в предыдущей главе. Все эти понятия, взятые в комплексе, составляют основные условия эмпатии.

Положительное отношение

Этот термин очень близок к понятию поиска резервов личности из главы II (более широко — в главе VII). Короче говоря, это отношение эмпатии, для которого характерна положительная реакция на любого клиента и подчеркивание его сильных сторон. С точки зрения культуры, это означает, что вы, как терапевт, способны признать ценности и черты характера клиента, сильно отличающиеся от ваших.

Если вы хотите помочь клиенту измениться, то вам необхо­димо верить, что он на это способен, что он имеет какие-то положительные стороны. В наиболее простой форме положитель­ное отношение можно определить как селективное внимание к позитивным чертам характера клиента и его вербализация. Интенциональный терапевт исходит из предположения, что клиенту всегда можно помочь. Если вы не верите в это, то клиент это непременно почувствует и никакие приемы тут не помогут. Качественные условия интенциональной терапии приведены в табл. 4.3.

Карл Роджерс не только говорит о своей убежденности, он демонстрирует это на консультации:

“С первого взгляда может показаться, что у клиента нет ни надежд, ни опоры. Но и в трясине неверия Роджерс всегда находит что-то положительное в личности и усиливает это, используя отражение чувств или (реже) личную обратную связь”.

(Айви и Глукстерн, 1976)

Другие теории функционируют в тех же рамках. Так, приверженцы транзактного анализа говорят о “поглаживаниях” и о “приятной суете”, бихевиоризм настаивает, что клиент может научиться справляться со своими трудностями, если помочь его индивидуальному развитию. Слова и методы могут различаться. Но квалифицированный терапевт всегда верит, что он может произвести позитивные перемены в жизни клиента. Следующий отрывок характеризует важную роль положительного отношения:

Донна: Я так устала, все валится из рук. Если бы только это. Но с родителями все разладилось. Мать плачет при виде меня, а отец во­обще не хочет разговаривать, только молча глядит на меня. Пусть лучше бы они лишили меня наследства, или я бы умерла.

Психолог: Итак, что же происходит? Похоже, вы довольно точно описали свои проблемы. Вы беременны, вы не знаете, делать ли вам аборт, у вас амбивалентные чувства по отношению к Ронни, ваши родители никак вас не поддерживают. При всем этом вы стреми­тесь сохранить себя, хотя вы чувствуете себя слабой и хотите под­держки.

Таблица 4.3

Качественные условия интенциональной терапии

Эмпатия Видение мира клиента с его точки зрения.
Первичная эмпатия Использование навыков присоединения при рефлективном выслу­шивании, чтобы точно понять клиента. Если ваши комментарии по стилю совпадают с репликами клиента.
Усиленная точная эмпатия Использование навыков воздействия наряду с навыками присое­динения, стремление поделиться своим опытом с клиентом, но всегда передача того, что клиент может воспринять.
Положительное отношение Избирательное внимание к положительным аспектам поведения клиента и его вербализация. Выявление достоинств клиента.
Уважение Исключительно положительные отклики о клиенте и поощрение его движения вперед. Если существуют большие различия с вами, не­обходимо открытое и честное признание в этом, терпимость к ним.
Теплота Используя в основном невербальные средства (тон голоса, поза, выражение лица) — выразить свою заботу о клиенте. Улыбка особенно важна для создания теплой атмосферы.
Конкретность Быть точным, выяснять детали, чувства, факты.
Непосредствен­ность Использование всех трех времен — прошлого, настоящего и будущего. Клиент, идущий в правильном направлении, часто спонтанно начинает использовать все три времени по мере необ­ходимости.
Конфронтация Вести беседу открыто, выявлять смешанные сообщения, инконгруэтности, противоречия в вербальном и невербальном поведе­нии, подробнее — в главе III.
Искренность по отношению к себе (по отношению к другим) Быть самим собой в обращении с клиентом. Быть аутентичным и спонтанным в выражении чувств. Быть чутким к нуждам клиентов и их возможностям. Завязывать отношения, оставаясь самим собой.
Культурная эмпатия Понимание того, что ваши культурные стили отличаются от стиля клиента. Научиться понимать групповые различия и их схожесть, не умаляя, и не ущемляя при этом личной неповторимости.

В этом примере подчеркнуты предложения, несущие положительное отношение. Донна описала обескураживающую кар- тину. Начинающий психолог, подавленный таким зрелищем, иногда старается уйти от разрешения реальных задач. Или он теряется или усиливает негативные чувства клиента. Слишком оптимистический ответ, который не имеет окраски положительного отношения, может выглядеть так: “Донна, у вас много достоинств, все переменится и все будет хорошо”. Такой ответ сам по себе приемлем, но если его повторять в течение интервью, то таким образом будет принижена проблема клиента. Другая крайность: “Донна, ситуация довольно серьезная. Вы опускаетесь все ниже и ниже”. Хотя это и верно по существу, но если повторяется несколько раз, то клиентка будет полностью деморализована. Как необоснованно положительный, так и слишком отрицательный подход может сказаться потенциально деструктивным.

Если говорить коротко, положительный подход требует, что-бы вы все время искали положительные резервы личности клиента, но, в то же время, в дружелюбном ключе работали над реальной жизненной ситуацией. Психологическое консультирование существует не для того, чтобы нивелировать и заглаживать проблемы, а для того, чтобы клиент мог справиться с ними. В этом деле не обойтись без таких составляющих, как уважение и теплота.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.